Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B43A. Созданный из многих объектов.

.16.21.24.26.-.29.31.32.(.33.35.).36.

Персонаж создан из многих материалов или объектов либо из материала, принесенного из разных мест.

Лепча, ирландцы, французы (север Франции?, немцы (северо-запад?), нгаджу, мяо, румыны, русские (Вологодская, Тульская, Рязанская, Кировская), украинцы (Харьковская), поляки, ингуши, литовцы (жемайты), эстонцы, финны (Калевала), западные саамы, мордва, (казахи), эвенки района Нерчи-Читы.

Западная Европа. Ирландцы [плоть Адама создана из нескольких (4, 7, 8) элементов]: Кабакова 2019: 145; французы , {север Франции?} немцы [как показал в свое время Топоров 1971, мотив создания человека из разных стихий и элементов содержит типологические параллели в средневековых французских и немецких рукописях]: Кабакова 2019: 145.

Тибет – Северо-Восток Индии. Лепча [вначале одна вода; Tashey-takbo-thing создал двух рыб - обычную и змеевидную; черепаха держит мир и на ней Т. поместил птиц и животных; первого человека Т. сделал из масла, но тот расплывался; сделанные из масла, люди бы были красивы; тогда сделал человека из земли и глины, а ветер вдохнул в него жизнь; Т. сделал кровь из воды и влил в человека, кости сделал из камня; но человек молчал, не имея вен и нервов; Т. сделал их из лиан; человек ожил, но не имел женщины; Т. ловил птиц в силки, однажды в силок попала женщина; сперва мужчина и женщина не могли пожениться, т.к. не было свата, который бы договорился о браке; тогда (верховный бог) Rum послал сову]: Stocks 1925, № IV.1: 355-356.

Малайзия – Индонезия. Нгаджу [Lahatala все создал, кроме земли и людей; Ramjing Pahatara нашел семь земляных яиц, сделал из них фигуры мужчины и женщины, пошел принести для них каменные дыханье и кости; в это время к его жене Andin Bamban пришел Peres (Raats 1970, p.40-41: pe – «хороший», res – «плохой»; ассоциируется с нижним миром), сказал, что люди с каменным дыханьем будут жить вечно, земля переполнится, надо взять дыханье от ветра, кости из дерева, кровь из воды ; АБ согласилась, кости из дерева вырезал Angoi – дядя Rangang Tingang; вернувшись, РП застал оживших людей, из принесенного камня сделал им только волосы, зубы и ногти; люди вначале висели в воздухе, РП выловил морского змея, поместил на него людей, змей стал землей; вар.: РП насыпал землю на змея, когда тот шевелится, она трясется]: Schärer 1966: 144-146.

Китай – Корея. Мяо [человек был создан из разных материалов; череп – перевернутый горшок, язык – лиана, стебли конопли – волосы, кусок ткани – кожа; у его жены были спина из золота, грудь из серебра, тело из латуни; она породила людей разных рас; ее погребли в земле и от нее происходят залежи металлов; их нашел панголин («крот с чешуйчатой спиной размером с собаку»)]: Schotter 1908: 420.

Балканы. Румыны [плоть Адама создана из 8 стихий]: Кабакова 2019: 145.

Средняя Европа. Восточные украинцы (Харьковская) [Господь создал человека из природы: тело из земли, кровь из морской воды, кости из камня, дыхание из ветру, глаза из солнца, мусли из облаков, волю из железа, силу из нечего – одним словом своим, а не из природы; силу для того, чтобы человек мог трудами своми жить и пищу добывать]: Варенцов 1860: 32-33 в Кабакова 2019: 135-136; русские (Вологодская) [волосы от травы, кости от камня, тело от земли]: Кабакова 2019: 137 (=Белова, Кабакова 2015: 420); русские (Кировская, Афанасьевский р-н) [создавая человека, Бог по частями взял от воды, земли, камней, деревьев и трав, солнца, а душу вложил от себя]: Белова, Кабакова 2015: 420), русские (Рязанская) [тело {человека} от земли, кость от камня, кровь от огня, волосы от дерева, дыхание от ветра, зрение от солнца, мысль от облака, речь от моря, душа от Бога]: Кабакова 2019: 137 (=Белова, Кабакова 2015, № 360: 230-231, 420); русские (Тульская) [тело от земли, кости из камней, глаза из блеска солнца, волосы из травы]: Кабакова 2019: 137; поляки [плоть Адама создана из 7 разных стихий и элементов]: Кабакова 2019: 145.

Кавказ – Малая Азия. Ингуши [плоть Адама сложена из 14 частей: 4 от матери, 4 от отца, 4 от Бога; от отца кости, кожа, жилы, ногти; от матери мышцы, жир, кровь, волосы; от Бога ум, слух, нюх, зрение, вкус и душа; Дала сказал: все тебе дано, будь теперь человеком]: Дахкильгов 2006: 323.

Балтоскандия. Литовцы (жемайты) [Бог создал огромное существо: из куска неба – голову, из сучьев дерева – волосы, из проделанной в небе щели – рот, из белых морских камней – зубы, из горы – тело, из земли – плоть, из камней – кости, из звезд – глаза; луна это видела и запечатлела на себе этот образ; это существо было двуполым, защищало землю от чудовищ, от него происходят великаны; когда существо умерло и стало разлагаться, из него поползли карлики; от брака великанши и карлика произошли люди; посреди земли Бог поселил ангела; рассердился на него, оторвал голову, бросил, она стала луной, на ней видно лицо; туловище тоже бросил, но оно упало назад, образовался холм, на нем выросли трава и деревья; кости стали камнями, кровь – морем и озерами; Бог отрезал одному ангелу крылья, разрезал на части, бросил в небо, они стали звездами, а бескрылого ангела Бог поселил на земле – первый человек; из части его плоти Бог сделал ему жену, у них дети]: Veckenstedt 1883, № 47: 210-211; эстонцы [старый Бог спрашивает черта, не упустил ли он что-нибудь, создавая мир, животных; черт отвечает, что не хватает зверя, который зимой, когда медведи и змеи спят, охранял бы в лесу молодые побеги и деревья от пастухов и зайцев; старый бог предлагает черту сделать такого зверя, а т.к. черт не может оживлять свое творение, он должен сказать, Вставай и съешь черта ; черт сделал хребет из жерди, голову из пня, зад из кирпичей, перед из старых лаптей (viisrajakatest) и прутьев, хвост из папоротника, ноги из ольховых чурбанов, сердце и камня, шкуру из мха, в глаза – искры, зубы и когти из железных гвоздей; черт несколько раз велел волку встать и съесть старого бога, но волк не ожил; отбежав, сказал, И съешь черта ; волк ожил и с тех пор повсюду ищет черта, чтобы его съесть]: Juhan Kunder в Talvet 1991: 77-80; финны (Калевала, руна 13, строки 106-118) [Ютас эти речи слышит; / Создает тут лося Хийси, / Ютас делает оленя: / Голову из пня гнилого / И рога из веток ивы; / Вместо ног – тростник прибрежный, / Из жердей – спина у лося, / Из сухой соломы – жилы, / А глаза – цветок болотный, / Из цветов озерных – уши, / Из коры сосновой – кожа, / Из бревна гнилого – мясо]: Калевала 1976: 139; западные саамы [Сталло создавали из (травы, торфа?), гниющих березовых поленьев и того, что на стволах старых деревьев; если оросить собранное кровью из мизинца, возникнет Сталло; Сталло шел и свистел, рассказывал, почему его отправили и когда будет поединок; если его побеждали и он падал, то предлагал свой нож; но если ударить им Сталло, ударишь самого себя; на месте убитого Сталло оставались только гниющие березовые поленья (одно полено)]: Pollan 2005, № 134: 242.

Волга – Пермь. Мордва («тюрюхане и некоторые эрзя Нижегородской и Симбирской губернии) [человека вздумал сотворить не Чама-паз, а Шайтан; собрал глины, песку и земли от 77 стран света и слепил из них тело человека; но получается то свинья, то собака, то гад какой-нибудь, а Шайтану хотелось слепить человека по образу и подобию  божью; позвал птичку-мышь и велел ей лететь на небо; там у Ч. полотенце висит на гвоздике; он им обтирается, когда в баню ходит; пусть заберется в конец полотенца, совьет гнездо, выведет детей, полотенце станет тяжелым, сорвется и упадет на землю; Ш. его подхватил, обтер им свое творение и человек получил божий образ; но не мог вложить в него душу; договорился с Ч., что душа –его, а тело –Шайтана; птичку-мышь Ч. наказал, сделав мышью]: Мельников 1981: 54-55.

( Ср. Туркестан. Казахи (Тарбагатай) [корова создана из воды, верблюд из солнца, конь из ветра, баран из неба, человек из земли, козел из камня (сийир су-дан, джылкы джил-дан, тюэ сор-дан, кой ау-дан, ксы тапрак-дан, ичкэ сай-тан)]: Потанин 1881, № 8б: 153; перевод неточный; вот правильный Руслана Доутолиева: Корова из воды (су), Лошадь из ветра (жел), Верблюд из солончака (сор), Овца из воздуха (әуе), Человек из глины (топырақ), Коза из сырости (зәй).

( Ср. Западная Сибирь. Северные ханты (сынские) [синичку спрашивают: что такое твой носик? – Ломик для весеннего, для осеннего льда. – Носовые дырочки? – Норки горностая. – Глазки? – Лампы Мощь-нэ, лампы Пор-нэ. – Головка? – Медная чашка для воды мужчины. – Туловище? – Женские сани Мощь-нэ, женские сани Пор-нэ. – Сердечко? – Игольник Мощь-нэ, игольник Пор-нэ. – Легкие? – Суконный мешочек Мощь-нэ, суконный мешочек Пор-нэ. – Позвоночник? – Палка для котла Мощь-ху. – Кишки? – Сотню оленей ловящий аркан Мощь-ху, сотню оленей ловящий аркан Пор-ху. – Крылышки? – Покрытия шалаша. – Грудная клетка? – Лодочка мужчины. – Хвостовая кость? – Корытце, из которого едят сто собак. – Ножки? – Два опорных шеста шалаша. – Хвост? – Швейная доска Мощь-нэ]: Штейниц 2014, № 35: 205-206).

Восточная Сибирь. Эвенки района Нерчи-Читы (конные) [Вначале одна вода. И были Буга и Бунинка (два брата). Буга послал на воду огонь, который частично уничтожил ее. Тогда образовалась земля. Буга создал свет и отделил его от тьмы. Потом он сошел на землю и здесь встретил Бунинка, который стал претендовать на роль творца земли. Между ними завязалась борьба. Бунинка испортил гусли – 12-струнный музыкальный инструмент Буга. Разгневанный Буга предложил состязание: нужно вырастить сосну со дна озера. Не умеющий это сделать должен признать свое поражение. По приказу Буга сосна тотчас зарождается со дна озера и поднимается над водой. Сосна Бунинка не может стоять и падает. Но Бунинка не хочет признать свое поражение. И тогда в наказание Буга сделал его череп железным. Бунинка тяжело носить на плечах голову из железа, и он просит освободить его от мучения. Буга взамен требует не мешать ему, когда он будет делать человека. Чтобы сделать человека, Буга взяли железо на востоке, огонь на юге, воду на западе, землю на севере. Эти элементы он превратил соответственно в сердце, теплоту, кровь, мясо и кости. Так Буга создал мужчину и женщину. Когда люди стали размножаться, Бунинка потребовал себе половину. Тогда Буга пообещал ему порочных людей после их смерти, а добродетельно живших на земле он брал себе]: Спасский 1822: 54-55 (=Давыдов и др. 2016: 15).