Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B49A. Сколько детенышей в год. (.17.).21.22.26.

Могучие звери могли бы иметь много детенышей, но теперь рожают лишь одного за несколько лет.

(Сокотра), тибетцы Сычуани, карены, тайцы, лису.

( Ср. Передняя Азия. Сокотра [у Müller’а: животные умели говорить; женщины вынашивали детей 10 месяцев, а коровы 9; однажды женщина на сносях не смогла встать подоить корову и та отобрала у нее один месяц беременности и взяла его себе; когда вымя освободилось от молока, корова пошла пастись вместе с овцой; у овцы было 4 соска, а у коровы 2; корова уже наелась, а овца никак не могла; тогда корова отобрала два соска у овцы, дав взамен способность к быстрому насыщению; вечером обе вернулись к женщине и та объяснила овце, что корова ее обманула; чтобы избежать подобного в будущем, женщина лишила животных способности говорить; в версии, записанной Наумкиным, говорится лишь о передаче двух сосков от овцы к корове; на пастбище овца никак не может насытиться; корова напоминает ей о ее голодном ягненке и предлагает сама его накормить, если овцы даст ей два из своих четырех сосков; когда овца попросила их назад, корова отказалась отдать]: Наумкин и др. 2014: 425).

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы (Сычуань) [звери делят блюдо с разумом; Заяц подстраивает так, что все съедает человек, а остатки получает он, Заяц; в ответ Тигр заявляет, что у него каждый год будет рождаться по девять детенышей; испуганный Заяц выскакивает из-под куста, Тигр забывает, что он должен повторять, переспрашивает Зайца; тот: "Каждые девять лет по одному детенышу"; так и осталось]: Потанин 1914, № 6: 433-434.

Бирма – Индокитай. Карены [старшая сестра говорит младшей, что им не справиться с работой на поле, нужен муж; Тигр-оборотень слышит это, приходит в образе человека, быстро выпалывает сорняки; младшая сестра понимает обман, старшая соглашается идти с Тигром; Тигр оставляет девушку в шалаше; какой-то человек предупреждает ее об обмане, она убегает, прячется в курятнике, крестьянин приводит ее назад к сестре; появляется Тигр, младшая сестра говорит, что они готовят угощение натам и скоро свадьба; все тигры приходят на праздник, люди поят их отравленным самогоном; спаслась одна тигрица, повторяла "В год – по сыну!"; испугалась курицы, спросила старуху, что она повторяла, старуха плохо слышала, ответила "В двенадцать лет по сыну"; поэтому тигров мало]: Западова 1977: 120-123; тайцы [сначала создатель велел тиграм рожать семь раз в год по семь детенышей; увидев, что это опасно для других животных, изменил приказ: одного детеныша раз в семь лет]: Coyaud 2009, № 7: 77.

Китай – Корея. Лису : Dessaint, Ngwâma 1994: 184-185 [корова, затем буйволица спрашивают беременную женщину, сколько (лунных) месяцев она вынашивает ребенка; та отвечает, что 10; дети женщины опрокинули котел с варевом; в это время пришла слониха и задала тот же вопрос; в сердцах женщина ответила, что 24 месяца; корова и буйволица родили через 10 месяцев, а слониха через 24; с тех пор слоны ненавидят беременных женщин], 293-296 [заяц позвал тигра копать дикий ямс; тигр накопал много, а заяц почти ничего; сказал тигру, что ямс надо мыть в ручье, смотря в небо и топча клубни ногами; ямс тигра приплыл к зайцу; тот сказал, что ямс съел желудь, предложил сжечь его и смотреть, широко открыв глаза; желудь лопнул тигру в глаза; заяц пошел за советом к верховному богу Vὸusa, тот велел промыть глаза соком дерева; заяц тигру: перцем и солью; тигр пошел сам, В. сказал, что заяц его обманывает; отныне тигры будут рожать 9 детенышей в год и есть зайцев; заяц неожиданно спросил тигра, что велел В.; тот по ошибке ответил, что тигры будут рожать одного детеныша в 9 лет и поедать своих детенышей].