Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B49B. Соски коровы. (.17.).27.31.

Ранее у коровы на вымени было больше сосков, чем сейчас.

(Сокотра), словенцы, финны, карелы, эстонцы.

( Ср. Передняя Азия. Сокотра [у Müller’а: животные умели говорить; женщины вынашивали детей 10 месяцев, а коровы 9; однажды женщина на сносях не смогла встать подоить корову и та отобрала у нее один месяц беременности и взяла его себе; когда вымя освободилось от молока, корова пошла пастись вместе с овцой; у овцы было 4 соска, а у коровы 2; корова уже наелась, а овца никак не могла; тогда корова отобрала два соска у овцы, дав взамен способность к быстрому насыщению; вечером обе вернулись к женщине и та объяснила овце, что корова ее обманула; чтобы избежать подобного в будущем, женщина лишила животных способности говорить; в версии, записанной Наумкиным, говорится лишь о передаче двух сосков от овцы к корове; на пастбище овца никак не может насытиться; корова напоминает ей о ее голодном ягненке и предлагает сама его накормить, если овца даст ей два из своих четырех сосков; когда овца попросила их назад, корова отказалась отдать]: Наумкин и др. 2014: 425).

Балканы. Словенцы [когда-то вымя у коров было во все брюхо и молока было, «как воды»; люди возгордились – бабы купали в молоке детей, да и сами умывались им; тогда Бог отнял у коровы вымя, но кошки замяукали и упросили Бога оставить корове несколько сосков]: Толстая 2004: 284.

Балтоскандия. Эстонцы : Dähnhardt 1910: 73 [у коровы было 8 сосков, а у козы 4; кошка бросила их в огонь, собака спасла лишь половину; с тех пор у коровы 4 соска, у козы и овцы по 2; кошка также бросила в огонь хлеб, а собака вытащила; поэтому люди дают собаке хлеб и молоко], 500 [1) живот коровы был весь покрыт сосками; пастух ушел, оставив корову на попечение собаки; голодная кошка стала откусывать корове соски; собака прикрыла четыре своими лапами, а остальные были откушены и пропали; поэтому собаке первой дают надоенное молоко; 2) Бог создал корову без сосков; сделав соски, положил их сушиться на печку; кошка спрыгнула и все соски попадали в огонь; собака четыре вытащила, с тех пор подошвы ее лап опалены и без волос; Бог запретил кошке пить молоко, но разрешило питаться мышами; кошке еду никто не готовит, а собаке готовит]; финны [1) у коровы было столько же сосков, сколько и у свиньи; кошка бросила их в огонь; собака: только не мою долю! схватила четыре в пасть и вернула корове; собака опалила себе морду, она почернела; кошка сказала, что живет тем, что сама добудет, хотя ей молоко полезнее, чем собаке; 2) женщина ругала корову – зачем у нее сосков столь же много, как у свиньи; отрезала (часть) и бросила в огонь; собака выхватила два и кошка тоже два; с тех пор у собаки как бы обгоревшая морда, а у кошки лапы; 3) кошка откусила корове сосок и бросила в огонь; собака выхватила и отнесла назад; поэтому пятый сосок меньше других, а у собаки черная морда; 4) жена доила, у коровы было много сосков, муж бросил их в огонь; собака с кошкой выхватили по два; с тех пор у собаки черная морда, а у кошки круглая]: Krohn в Dähnhardt 1910: 72; карелы [раньше у коровы все брюхо было покрыто сосками – как у свиньи; Syöjätär: и зачем столько, доить устаешь; Бог убрал соски; кошка попросила оставить 4, чтобы и ей молочка доставалось]: Pentikäinen 1978: 311.