Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B71. Пляшущие сполохи.

.16.(.20.).28.31.32.35.39.-.42.44.-.46.

Северное сияние есть люди, которые играют, танцуют, сидят у огня, сражаются или бегают с факелами.

Шотландцы, французы {условно: север}, немцы (Ольденбург), (маори), русские (Тульская губ.), норвежцы, шведы, восточные саамы, финны, эстонцы, сету, латыши, удмурты, лесные ненцы, чукчи, азиатские эскимосы, Нунивак, инупиат Берингова пролива, инупиат Северной Аляски (верховья р. Кобук), Баффинова Земля, эскимосы Лабрадора, Западная Грендандия, ангмассалик?, южные тутчони, тагиш, внутренние тлинкиты, (верхние танана), эяк, тлинкиты, (хайда, маках), квакиутль, фокс, меномини, чиппева, солто, степные кри, абенаки, пассамакводди, мандан.

Западная Европа. Шотландцы [северное сияние - "веселые танцоры", т.е. сверхъестественные существа, сражающиеся за обладание красавицей]: Solheim 2005: 170 (кратко Gregor 1891: 475); французы (средневековая гравюра) [северное сияние – два сражающихся войска]: Solheim 2005: 172, fig. 172; немцы (Ольденбург) [северное сияние – сражающиеся духи (die Erscheinung eines in der Luft vor sich gehenden Geisterkampfes]: Wuttke 1900: 196.

( Ср. Микронезия – Полинезия. Маори [южное сияние - свет от костров тех маори, которые, миновав Новую Зеландию, продолжили плыть юг и поселившихся там; они подают сигнал оставшимся на севере родственникам]: Best 1972: 71).

Средняя Европа. Русские (Тульская губ.) [северное сияние – война злых и добрых духов; они сходятся с такой быстротой, что из-под ног их показывается «полый огонь» (пламя); если северное сияние сильно разыграется, не нужно беспокоить его шумом и стуком; чтобы его не было целый год, нужно на Петров день целую ночь стучать в сковороды, заслонки и косы, разъезжать верхом на кочерге и помеле бабам, девкам и молодым парням, и таким образом напугать духов]: Колчин 1899, № 7: 12.

Балтоскандия. Норвежцы (западное побережье) [умершие старые девы попадают в северное сияние]: Solheim 2005: 170; шведы [северное сияние - "полька" (т.е. быстрый танец)]: Solheim 2005: 170; cаамы [сполохи – идущие на небо души; души мертвых под водительством Найнас 'а, сражающиеся по ночам, заливающие небо кровью; их раны каждый раз исцеляются; некоторые лопарки утверждали, что узнают среди сполохов умерших родственников]: Харузин 1890: 197-198; (художественный пересказ в Чарнолуский 1962: 18, 68-72); эстонцы : Aarne 1918, № 8 [по Hurt; небесные ангелы сражаются друг с другом]: 140; Holmberg 1927 ["virmalised taplevad" ("сполохи сражаются")]: 81; ERA II 160, 20(25)< Võrumaa [virmalised vehklevad – «сполохи сражаются»; сполохи – это умершие]; сету [когда на небе красные вспышки, это сполохи сражаются (virmalised taplevad)]: Säärits 2022: 395-399; финны [северные: "северные старухи кружатся в воздухе"; Kangasniemi: "старые девы разжигают огонь"]: Solheim 2005: 170; латыши [увидев северное сияние, говорят johdi kaujahs – "духи дерутся", karru lausehu dwehseles kaujahs – "духи падших воинов сражаются"]: Афанасьев 1994(3): 245.

Волга – Пермь. Удмурты [северное сияние – предзнаменование кровопролитной войны]: Верещагин 1886: 77.

Западная Сибирь. Лесные ненцы [если в небе заиграли сполохи, значит "покойники встают", на следующий день будет буран]: Головнев 1995: 324.

СВ Азия. Чукчи : Богораз 1939 [северное сияние – местопребывание мертвецов, умерших внезапной, преимущественно насильственной смертью; белые пятна на нем – умершие от заразных болезней, красные – заколотые ножом, темные – удавленные духами нервных болезней; изменчивый свет – от того, что мертвецы все время двигаются, играя в мяч моржовой головой; она ревет на лету и старается ткнуть клыками всякого, кто тянется ее поймать; люди, велевшие себя удушить петлей, занимают почетные места среди зрителей; тянутся играть, но делают это неловко, т.к. петля тащится за ними по земле]: 43; Bogoras 1902, № 32 [северное сияние есть особый мир, населенный погибшими насильственной смертью; красноватый отсвет есть их пролитая кровь, а лучистые переливы – души, играющие в мяч головой моржа]: 634-635; Bogoras 1924 [северное сияние есть души погибших насильственной смертью, бегающий по небу и нападающие друг на друга, так что кровь их струится по небу]: 243.

Арктика. Азиатские эскимосы (Чаплино) [удачливый охотник на китов, у него 5 дочерей; по случаю убийства кита надо совершить обряд, но жена охотника пропала; на следующий год старшая дочь пошла за кореньями, ее унес на небо орел; когда унес последних двух дочерей, стал их откармливать; лиса: он вас откармливает, чтобы съесть, плетите веревку из сухожилий; загляните в кладовку: там уже унесенные сестры, орел у них жир высосал, но они еще живы; чтобы отвлечь орла, сестры велят приносить добычу издалека – мол, отец их так делал; лиса спустила девушке на веревке на землю; когда орел погнался, девушка мизинцем провела черту, образовалась река; орел запрудил реку, встав в воду и расправив крылья, но девушка велела реке замерзнуть, орел вмерз в лет, девушка убила его ножом; младшая пошла кого-нибудь найти, попала к бурому медведю; тот велит бить его, когда просыпается, черенком скребка, чтобы не кусался; посылает к тем, кто за холмом играют в мяч; там ее взял в жены юноша; она дважды родила, оба раза мальчик; приехали гости; она всех победила в беге и в борьбе; возвращается на время к медведю, плетеную веревку взяв; потом к родителям; потом снова бросает веревку вверх и поднимается к северному сиянию; {очевидно, что играющие в мяч – сполохи}; снова дважды родила; всех обогнала и поборола; потом опять вернулась {на землю} и затем спустилась под воду; вышла там замуж и осталась]: Рубцова, Вахтин 2019, № 41: 555-576; остров Нунивак : Lantis 1946, № 6 [бедный сирота выходит оправиться, странный морж уносит его на небо; там другие моржи - сполохи; через год мальчика отсылают обратно на землю; он делается шаманом, способен похищать имущество чужаков]: 272-273; ? [сполохи – моржи, играющие человеческим черепом]; инупиат Берингова Пролива (уналик) [духи kiguruyat играют на небе в футбол головой мальчика; он остановился на них смотреть и они отгрызли ему голову]: Ivanoff Brown 1987: 39-41; инупиат Северной Аляски (верховья р. Кобук) [если во время северного сияния свистнуть, сполохи придут, отрежут свистевшему голову и станут играть ею в мяч]: Aliitchak Gray et al. s.a.: 84; Баффинова Земля [в нижнем мире обитает Nuliayoq и ее отец Anautalik; там жарко; туда идут души нарушителей запретов, А. их там мучает; души добрых и самоубийц идут на небо, где играют в мяч моржовым черепом; он живой, клацает челюстью; северное сияние – это эти играющие в футбол души]: Boas 1901b: 146; эскимосы Лабрадора [в небесном куполе есть отверстие, сквозь которое проходят души умерших; местные духи освещают им путь факелами; это северное сияние; видно, как они играют в мяч головою моржа; свист и треск зимой во время сияния – голоса духов, пытающихся говорить с людьми на земле; отвечать им надо шепотом]: Hawkes 1916: 153; Гренландия [на небе холодно; попадающих туда после смерти называют игроками в мяч; их мяч – голова моржа, игра - северное сияние]: Rink 1875: 36-37; Западная Гренландия [на небе холодно; идущие туда души живут в чумах у озера, играют в мяч головой моржа; это северное сияние; если свистнуть, оно приблизится]: Birket-Smith 1924: 435; "вся Арктика и Гренландия {включая Восточную?} [кто-то крадет у охотника мясо; он застает группу детей; те объясняют, что они – сполохи, души детей, умерших при рождении, танцующие со своими последами; если не поедят, небо опустеет; человек разрешает им забрать мясо]: Millman 2004: 49.

Субарктика. Южные тутчони , тагиш , внутренние тлинкиты : McClelland 1975(1) [сполохи есть люди, погибшие насильственной смертью; теперь они заняты игрой; их судьба предпочтительней судьбы умерших от болезней; бледно-голубые и зеленые огни безвредны, красные опасны]: 79; 1987 [когда индейцы Юкона видели особенно яркое северное сияние, то говорили, что это души убитых воинов или других людей, умерших насильственной смертью; в некоторых местностях появление сполохов предвещало войну; некоторые боялись сполохов, дули в небо, чтобы прогнать их]: 272; (ср. верхние танана [росомаха сзади белая и черная; если на небе сполохи, это ходит росомаха, росомаха их вызывает]: Kari 1996: 76).

СЗ побережье. Эяк [Северное Сияние видно, когда кто-то убит или скоро умрет; красное – кровь, переливы – она струится]: Birket-Smith, De Laguna 1938: 233; тлинкиты : Boas 1895, № 3 [души умерших насильственной смертью идут на небо к Tahit; Млечный Путь – древесный ствол, по которому прыгают сражающиеся души-Сполохи]: 320; De Laguna 1972 [погибшие на войне или от несчастного случая идут на небо, превращаясь в сполохов; видно, как они гоняют мяч (play shinny)]: 771; Вениаминов 1840(3) ["души убитых на войне... являются в виде северного сияния... особенно то, которое бывает столбами или снопами, которые обыкновенно то подвигаются в ту или иную сторону, то перебегают, то сменяются одни другими, что очень похоже на военные маневры колош"]: 60 (цит. в Holmberg 1927: 82); (ср. хайда [северное сияние - "кожа неба горит" и "отколовшиеся облака движутся" (broken-up clouds travelling)]: Swanton 1905b: 13; маках [северное сияние – огни карликов, живущих далеко на севере; карлики ростом с половину весла; живут на льду, едят китов и тюленей; столь сильны, что могут нырять и ловить китов голыми руками; затем вываривают жир, разведя на льду костры; эти огни мы и видим; карлики – злые духи, скукум, поэтому их имя стараются не произносить]: James G. Swan 1869-1870 в Clark 1953: 160-161); квакиутль [сполохи – спустившиеся с неба души умерших, танцующие для живых родственников либо для тех, кто вскоре умрет]: Boas 1932: 218.

Средний Запад. Фокс [северное сияние есть пытающиеся подняться души убитых нами врагов; они желают отомстить и видеть их не к добру]: Jones 1911: 214; меномини : Hilger 1960 [летом северное сияние есть отражение факелов живущих на севере великанов Manipawak, когда они ловят рыбу; зимой – отражение солнечного света от снега и льда]: 49; Skinner, Satterley 1915 [северное сияние есть огонь факелов в руках Северных Великанов, когда они ловят рыбу (запись Hoffman)]: 542; чиппева [коричневым грибом Bovista pila B. & C. красили лица и одежду умерших, приготовляя их к тому, чтобы присоединиться к танцу Сполохов; Северное Сияние – танцующие духи; женщина в трансе видела, как духи раскрашивают себе лица этим грибом]: Densmore 1928: 379; солто [сполохи – танцующие души умерших]: Skinner 1911?; Jones 1919, № 1 [умерший юноша идет по пыльной дороге, не в силах догнать умершего младенца, с трудом несущего на спине доску, к которой он был привязан; юноша подходит к бурной реке, через нее положено дрожащее бревно; с обеих сторон этот мост стерегут собаки; над мостом свисает лиана с дикими огурцами; если дотронуться, плоды гремят, собаки бросаются на проходящего; юноша проходит, не доронувшись до плодов, не разбудив собак; приходит в селение мертвых, входит в сигвам поодаль; хозяин мертвых говорит, что юноша явился сюда во плоти, ему еще не время умереть, пусть возвращается; объясняет, что собаки сталкивают в реку тех, кто при жизни плохо относился к собакам; умерших видно лишь ночью; юноша видит свою бабку, она ест гнилое дерево, предлагает ему, он отказывается; ночью умершие танцуют, у некоторых нет головы, руки, ноги, некоторые вниз головой; лишившиеся на войне рук, ног и пр. такими и остаются; на обратном пути юноша реки не встречает; пытается заговорить со встречными, схватить их, не может; видит огонь, бросается в него, приходит в себя; рассказывает матери о сиденном; его умершая бабка объяснила ему, что северное сияние – это танцуют умершие]: 3-23 (северное сияние: с.22); степные кри : Dusenberry 1998: 78 [Сполохи – играющие души мертвых; они хотят, чтобы Создатель скорее привел индейцев их мир; играя, они свистят; люди в это время стараются не свистеть], 100-101 [если Сполохи появляются на пятую ночь после смерти человека, живые знают, что душа того прибыла в доброе место].

Северо-Восток. Монтанье , наскапи [северное сияние – танцующие души мертвых; информант в районе оз. St. John, увидев северное сияние, сказал, что это танцует его старая бабушка]: Speck 1935a: 65; абенаки (в тексте Wabanski, возможно, опечатка от Wanabaki, искажен. от Abenaki) [вождь M’Sartto идет за ушедшим сыном по дороге душ Млечному Пути, попадает в страну людей с радужными поясами, это Северные Сияния, они играют в мяч; местный вождь велит двум птицам донести М. с сыном назад домой, они благополучно возвращаются]: Judson 1997: 143-145; пассамакводди [сын вождя M’Suru ("Утренняя Звезда") часто надолго уходит на север, не говорит, где он был; отец идет по его следам, оказывается в ярко освещенной стране, где, однако, не видно небесных светил; местные люди играют в мяч, у них радужные пояса, сияющие головы; местный старик объясняет, что это Северные Сияния, что он сам когда-то пришел сюде по тропе духов (Млечному Пути) из нижней страны, теперь к ним приходит какой-то юноша; велит двум птицам благополучно доставить M’Sartto домой]: Miller 1997: 41-42.

Равнины. Мандан [сполохи – огонь, на котором северные шаманы и воины в больших котлах варят убитых врагов]: Will, Spinden 1906: 134.