Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

B81. Собаке ружье. (.11.24.).32.34.-.37.39.

Создатель и его оппонент обдумывают, наделять ли собаку способностью стрелять (из лука или ружья).

( Ср. Бантуязычная Африка. Лала [животные пришли к Lesa, все недовольны своей судьбой; Собака хочет есть вместе с человеком, Лев - иметь огонь, чтобы готовить еду, Слониха - рожать больше одного ребенка, и т.д.; Л. готов прислушаться, но Трясогузка объясняет, что Собака ест дерьмо и не может быть рядом с хозяином; что Лев, имея огонь, погубит людей, поджигая их жилища; что размножившиеся слоны всех затопчут; Л. согласился с ней; поэтому трясогузок нельзя убивать]: Munday 1942: 47-48).

( Ср. Малайзия – Индонезия. Тимор [у собаки были пальцы как у обезьяны, она гонялась за ней по деревьям; обезьяна предложила сбросить собаке плоды, попросила расставить ладони; сжав ладони, собака не смогла их больше раскрыть]: Pascoal 1967: 218).

Волга - Пермь. Коми : Лимеров 2005, № 64 [Михайло решил встать на четвереньки и быть медведем; леший его превратил в медведя; баба пошла в лес, он ее украл; баба умерла, а медвежата остались; медведь хотел съесть Миколу Угодника; тот попросил сперва помочь расщепить бревно; зажал лапы медведю, стал бить, отпустил за обещание не есть людей; медведь попросил себе большой палец; Никола готов дать с условием, что собака получит ружье; медведь взял свою просьбу назад]: 62-63; Рочев 2006, № 105 [Медведь попросил Бога дать ему большой палец (у него четыре пальца); Бог отказался, т.к. Медведь и без того слишком сильный], 106 [=Fokos-Fuchs 1951, № 39: 239-243, =Конаков 1999: 417; человек встал на четвереньки и превратился медведя; леший его сделал медведем навсегда; баба пошла в лес, он ее украл; баба умерла, а медвежата остались; медведь хотел съесть Миколу Угодника; тот попросил сперва помочь расщепить бревно, чтобы сделать полоз для саней – хорогим людям достанется; зажал лапы медведю, стал бить, отпустил за обещание не есть людей; Медведь попросил дать ему большой палец; Микола-угодник ответил, что тогда даст собаке лук со стрелами, человеку – крылья; Медведь попросил волю хотя бы на три дня; Микола дал; если на Семенов день мужик пойдет в лес, то на свой страх и риск]: 153, 155.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [Медведь просит у Бога пять пальцев; Бог отвечает, что тогда даст Собаке ружье]: Хохолков 1997: 8-9; хакасы [Орел собирает птиц на совет, посылает Сову всех привести; Таймень велит не отдавать власть человеку (Хурна Хулаг, "голые уши"); Белка-летяга не хочет идти, говорит, что она не птица и не зверь; Коростель требует не отдавать власть крикуну-Журавлю; тот за это перешиб ему ногу; Журавля от претендентов на власть отстранили; будущих домашних животных отдают в помощь Человеку; Волк просит дать ему большой палец, как у Человека; Орел и Лев предлагают тогда дать Собаке ружье; разбирают и другие претензии друг к другу; Журавлю велят нести Коростеля на себе в теплые страны; Таймень говорит, что теперь и в воде покоя не будет, раз выбрали Человека]: Трояков 1995: 40-41; русские в Сибири: Кузнецова 2014 [рассказы о медведе, который просит себе пятый палец, у русских записаны только в Восточной Сибири: Приангарье (Запорожец 2000: 47), Русское Устье (Азбелев, Мещерский 1986, № 75), Верхнеудинск (Потанин 1864: 122)]: 57; Куликовский 1890 (деревня Веденщикова, точнее не указ.) [Медведь попросил у Бога большой палец; Бог сказал, что тогда ему пришлось бы дать человеку крылья, а собаке ружье]: 112.

Западная Сибирь. Манси [1) по Gondatti; Бог хотел дать Собаке лук и стрелы, чтобы та лучше помогала охотнику; в ответ Медведь потребовал для себя пятый палец отбиваться от собак; Бог решил обоим ничего не давать, разрешив зато Собаке есть вместе с человеком; та не расслышала, дважды переспросила, он велел ей есть то же, что человек, но не вместе (отбросы); 2) по Инфантьеву, р. Конда; создав Собаку, Торм дал ей лук и стрелы, но мать Торма сказала, что с таким помощником человеку будет слишком лешко; Т. отобрал у Собаки оружие и разум]: Munkácsi 1908: 255-256.

Восточная Сибирь. Якуты [Бог не дал Медведю большого пальца с когтем на лапе; Собака сказала, что если Бог даст этот палец Медведю, пусть ей дает ружье; Бог решил, что и большой палец у Медведя и ружье у Собаки сделает их слишком опасными; (зап. 1945 г., Нахаринский наслег)]: Эргис 1964-1967(1), № 35: 106 (пересказ в Сивцев, Ефремов 1990: 16, в Сивцев-Омоллоон 1976: 23-24); Сивцев, Ефремов 1990 [Собака служит у Бога ключницей; открывает запретный ящик, где лежит план ада; после второго раза Бог лишает ее способности говорить, отнимает половину ума, велит стать другом человека; Собака убивает стрелой Волка, Медведя; человек увертывается, она делается его слугой, теряет свой лук]: 33-34 ; северные якуты-оленеводы [Айыы-тойон создал сосну, березу, тальник; чай, ячмень, лечебные травы; хороших рыб; съедобных птиц: куропатку, утку, гуся; полезных животных; Аллараа-огоньор подражал, создал ель, лиственницу, осину; ядовитую траву; костистых рыб: окуня, щуку, тайменя, мелкую рыбу; гагару, клеста, дятла; змей, ящериц; насекомых; хотел создать комара величиной с ворону; Айыы-тойон обещал тогда наделить собаку способностью стрелять]: Гурвич 1977: 197; западные эвенки : Ошаров 1936a (Подкаменная Тунгуска, Байкит, зап. в 1928 г.) [Амака создал Медведя шестипалым, тот все крушил; А. отобрал большие пальцы, Медведь попросил их назад; А. дал, но с условием, что даст человеку лук и стрелы, собакам – зубы; Медведь взмолился, чтобы А. отобрал у него большие пальцы, и пусть он будет спать спокойно в берлоге]: 17-18 (=1936b, № 6: 278); Суворов 1956 [медведь попросил человека дать ему топор избу рубить; собака попросила лук; увидев собаку с луком, медведь отказался от топора; собака согласилась вернуть лук и жить с человеком]: 65; западные эвенки [Медведь просит дать ему большой палец на руки; Бог отвечает, что тогда ему придется дать лук Собаке и она истребит Медведей]: Рычков 1936, № 6: 267; байкальские эвенки (север Забайкалья, с. Чара, 1948) [медведь просит, чтобы тангара сделал ему пятый палец как у человека; тангара согласен с условием, что он даст собаке ружье; медведь соглашается жить с четырьмя пальцами]: Пинегина 2019: 52; дальневосточные эвенки (учурские?) [когда бог создавал зверей, медведь остался без большого пальца; попросил бога сделать; бог: тогда ты уничтожишь людей, начнешь бить их палками; медведь настаивает; бог согласился с условием дать лук и стрелы собаке; медведь испугался и отказался от своей просьбы; но вообще медведь похож на человека]: Мыреева 2009b: 175-176; эвены [сотворив собаку и медведя, Хэвки сделал так, чтобы они враждовали; одному дал больше разума, другому больше силы; медведь попросил у Х. дать ему большой палец; тогда собака попросила ружье; Х. решил не давать; иначе медведь всех зверей разорвет, а собака – перестреляет]: Роббек 2005: 231.

Амур – Сахалин. Нивхи [Хозяин сделал Медведю когти, зубы; он никого не боится, но Собака говорит, что скоро родится человек; человек с собакой пошли на охоту, ранили медведя, тот убежал; Медведь попросил Хозяина сделать ему руки, но тот ответил, что закончил работать]: Крейнович 1929: 83.

СВ Азия. Лесные юкагиры (с. Нелемное Верхнеколымского улуса Якутии) [медведь пришел к Христу, попросил дать ему пятый палец; Христос сказал: «Если я тебе дам пятый палец, то собака будет ходить с ружьем»; решил попробовать, отдал собаке ружье; она его потеряла, с тех пор шныряет по лесу, ищет; Христос оставил медведю пятый палец]: Жукова, Прокопьева 1991, № 1: 146; Русское Устье [медведь попросил у Христа пять пальцев; тот ответил, что в этом случае даст собаке лук и стрелы; медведь отказался от своей просьбы]: Белова, Кабакова 2015, № 131: 104.