Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F19. Опасная связь с лягушкой. .59.-.63.66.68.

После совокупления с лягушкой пенис мужчины покалечен (если не иначе: становится длинным, см. мотив F18A).

Гвиана. Ояна : Magaña 1987, № 20 [человек просыпается от крика жабы; видит красавицу; она предупреждает, что с ней не надо совокупляться, он настаивает; его пенис становится длинным как змея; в селении он превращается в любовника всех женщин; мужчины собираются его убить; женщины напаивают мужчин допьяна, уходят вместе с любовником; это Месяц]: 38; 1989 [совокупляется с лягушкой]: 28.

Эквадор. Колорадо [охотник женат на ленивой Лягушке; всегда находит в ловушке только перья; приходит раньше, застает глиняную женщину, берет ее в жены; Лягушка сталкивает ее в воду, она растаяла; Лягушка просит мужа совокупиться с ней сзади; муж совокупляется спереди; кишка Лягушки защемляет его пенис; Лягушка умирает; муж пытается сделать из глины новую женщину (она начинает двигаться); в лодке приплывает Нутрия, освобождает человека, разрезав кишку; велит не рассказывать о случившимся; на празднике человек рассказывает, пропадает]: Mix 1982: 88-90.

Западная Амазония. Юноша совокупляется с лягушкой, которую неосторожно зовет, слыша ее крики; если не иначе: водные обитатели лечат юношу, отрезают куски пениса, те превращаются в анаконд. Майхуна [пенис ползает к женщине; ее брат отрезает его капканом; человек выздоравливает; его жена зарывает пенис]: Bellier 1991b, № 27: 271-273; кофан [человек встречает в лесу девушку, на самом деле она жаба; приводит в дом, женится; его родственники обнаруживают, что она готовит чичу, положив в сосуд жабу; бранят ее; ночью она велит мужу все глубже вводить пенис, убегает в лес, вытягивая его пенис; Выдры обворачивают его вокруг пояса мужа; лечат его, велят никогда больше не совокупляться; на празднике он нарушает запрет, умирает]: Calífano, Gonzalo 1995, № 57: 108-109; напо [юноша рубил деревья, услышал голос лягушки, позвал ее, появилась красивая чернозубая девушка (черные зубы, потому что жует особые листья) и лицом, раскрашенным уруку; она согласилась заняться любовью, но у нее не так, как у женщин; ударила юношу ногой в пенис, тот стал расти, невозможно ходить; пожаловался выдре Wankani; В. стал отрезать куски пениса, разбросал по рекам, они превратились в змей; пенис юноши стал нормальной длины; больше всего кусков было брошено в озеро, в котором теперь живет мать змей]: Mercier 1979: 91-93; канело [после полудня на участке младший брат говорит старшему, что хочет женщину; вечером к нему подошла лягушка (ее имя, видимо, Piripiri); младший совокупился с ней, она ускакала, вытягивая за собой его пенис; старший ушел за помощью; в это время пришла Большая Выдра (yacu puma, "речной ягуар"); отрезала от пениса лишнее, куски в корзину, разбросала по рекам; из кусков возникли анаконды amarun]: Whitten 1985: 66-67; шуар : Pelizzaro 1993 [лечат ламантины]: 164-165; Rueda 1987, № 45 [слыша голос лягушки, юноша хочет, чтобы та стала женщиной и сошлась с ним; встречает девушку, сходится с ней, его пенис становится длинным; он принимает наркотик, выдит плывущих в лодках водных людей Wankánim; они его вылечили, отрезали от пениса лишнее; куски бросили в воду, они превратились в анаконд; вопреки предупреждению, юноша приплывает ловить рыбу в эти места, анаконда его проглатывает], 45a [как в (45)]: 198-199, 200-201.

СЗ Амазония. Андоке : Landaburu, Pineda 1984: 153-158 [у Капибары жена Жаба (слово значит также «вульва»); в лесу он встретил другую женщину, чернозубую Лягушку, привел домой; та не помогает Жабе копать маниок, приносит мало, но дома делает много больше крахмала; у Жабы во рту молния, она отрезает ею Лягушке голову; говорит мужу, что та ушла искать муравьев; муж с Жабой тоже идут за муравьями; Жаба приподнимает камень, муж видит торчащие из ее зада волосы Лягушки; обливает ее кипятком, Лягушка выходит; позже муж совокупляется с Лягушкой на участке, засыпает; Лягушка залезает на дерево, таща за собой удлинившийся пенис мужа, пенис превратился в лиану; Лягушка отказывается отдать мужу их сына, муж рубит дерево, оно падает, Лягушка распалась на части, превратившиеся в лягушек; муж ходил, нося свой пенис в корзине; видя женщин, тот ползал к ним под землей; когда женщины топтали пенис, мужчина кричал от боли], 159 [сходный вариант, дерево рубит не Капибара, а Опоссум].

Центральная Амазония. Мундуруку [охотник слышит голос лягушки Вава ; говорит, что его пенис внутри нее заставит ее стонать; В. превращается в красавицу, они совокупляются; когда у него наступает оргазм, В. превращается снова в лягушку, скачет, зажав в себе пенис, тот становится длинным; Выдры ловят каратингу (рыбу), жарят ее, прижигают пенис; тот становится маленьким]: Murphy 1958, № 51: 127; Murphy, Murphy 1974: 100.

Боливия – Гуапоре. Гуарасу [охотники расходятся по лесу; оставшийся в хижине слышит голос жабы cururu, говорит, что если бы она была женщиной, он бы с ней лег; Cururu спускается, сходится с ним, прыгает назад, пенис остается в ее вагине, становится длинным; когда отпускает пенис, человек вынужден носить его, обернув вокруг пояса; в селении жена отвергает его; по ночам он посылает свой пенис ползать в вагины разных женщин; когда заполз в хижину вождя, тот проснулся, отрезал его раковиной; человек умер; его дух остался жить в земле, до сих пор посылает свой пенис в спящих женщин; те просыпаются с влажной вагиной]: Riester 1977, № 43: 298.

Южная Амазония. Трумай [юноша находит в корзине под крышей лягушку; та предупреждает не совокупляться с ней, но он не слушает; его пенис становится длинным; шаманы пробуют его вылечить, но пенис становится лишь длиннее; птицы клюют пенис, постепенно он делается нормальным]: Monod-Becquelin 1975, № 61: 191-192.