Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F28D. От деревянного пениса рождаются дети. .23.43.48.50.55.67.

Мастурбируя искусственным пенисом, женщина зачинает детей.

Байга, шусвап, лиллуэт, томпсон, кёрдален, береговые юки, валапай, навахо, хопи, коги, юпа, чакобо.

Южная Азия. Байга [за семью морями и 16 реками есть страна женщин Triadesh; если там рождается мальчик, он становится евнухом; когда у женщины возникает желание, она превращается в птичку, прилетает к людям, находит красивого юношу, превращает и его в птичку, возвращается с ним в страну женщин; по ночам он становится человеком, зачинает детей; заметив беременность, другие женщины сердятся, беременная снова превращает любовника в птичку, отсылает назад; если тот не добирается благополучно до дома, то правительница женщин (огромная полная женщина с большой бородой) бьет виновную; иногда женщины удовлетворяют друг друга попарно, используя деревянные пенисы; если в результате рождается ребенок, он не имеет костей и умирает]: Elwin 1949: 463 (перепеч. в Ho 1967, № 203: 363-364).

Побережье - Плато. Шусвап [мальчик Kwelaallst был внуком тети четырех братьев-преобразователей; некоторые говорят, что мать зачала его от корнецища hogfennel (Peucedanum palustre, горчичник болотный)]: Teit 1909a, № 3: 644; лиллуэт [женщина мастурбирует съедобным корнем, рожает сына; лжет ему, что его отец утонул; он собирается убить Воду, та отвечает, что не убивала его отца; мать рассказывает сыну другие ложные истории; он в гневе бросает ее в озеро; путешествует по земле, превращая людей в животных, рыб, скалы]: Teit 1898, № I: 95-96; томпсон : Adamson 1934 [Преобразователь узнает от птицы, что его отец - корень; Корень это подтверждает; он превращает мать в камень за то, что скрывала от нее правду, велит, чтобы женщины больше не совокуплялись с корнями; путешествует, исчезает; вернется вместе с Койотом судить умерших, когда те вернутся]: 15; Teit в Reichard 1947 [девушка берет в мужья корень (hogfennel, Peucedanum palustre, горчичник болотный), рожает сына; другие дети издеваются над его происождением; мать признается ему; он уходит странствовать (иногда вместе с братьями Qwoqtqwal), изменяет природу плохих существ; корень горчичника вырастает там, где он прошел; он также оставляет позади источники вод; не известно, куда он ушел]: 63; кёрдален [женщина ежедневно уходит копать корневища (вероятно, hogfennel, Peucedanum palustre, горчичник болотный); за ее сыном присматривает ее мать; он подрос, спрашивает об отце, бабка отвечает, что у него отца не было; он грозит убить ее палкой, она признается, что его отец - корневище горчичника; юноша Вождь-сын-Корня (СК) уходит, вызывает из воды чудовищную рыбу, вырывает ей горло, превращает ее в лодку; мальчик-Пест просит взять его с собой, прыгает в лодке, СК превращает его просто в пест; видит горящее дерево, подходит, там Тетерев (Foolhen, Falcipennis canadensis) трогает свои обожженные брови; СК велит ему склевывать сырой мох, больше не строить дом и не готовить еду на огне; а раньше Тетерев собирал мох под крыло, поджигал дерево и бросался в огонь; кролик запрыгнул в лодку, СК его убил; Выдра (Fisher) потребовала свою добычу, пригрозила ударить хвостом, стала бить хвостом по воде, обрызгав СК; тот ее убил, бросил к кролику; приходит в дом, там много детей, хозяйка говорит им, что отец скоро вернется с охоты; дети видят Выдру, убитого СК, он и был их отец; СК его оживляет; входит в дом, где по стенам шилья; берет большое с узорами, шилья впиваются в него; он поджигает дом, говорит, что Шилья больше не будут людоедами, а станут шильями для изготовления мокасинов; то же в доме, где Гребни; где Пузыри (теперь в них будут хранить табак); Зимородок ныряет, но рыба выскальзывает; он смывает в ведро с рук запах рыбы, варит суп, СР он нравится; он делает Зимородку такие когти и клюв, чтобы рыбу было удобно хватать; он должен жить не в доме, а у реки, есть рыбу сырой; то же со Скопой; у реки человек, у которого одна нога - копье; СК превращается в лосося, дает себя загарпунить, обламывает, уносит наконечник; сам гарпунит им рыбу; Остроног вновь затачивает себе берцовую кость; СК приходит к нему, говорит, что поймал лосося с застрявшим наконечником; Остроног старается прикрыть свою ногу накидкой; СК предлагает играть в обруч-и-палку на накидки, выигрывает, Остроног вынужден отдать свои, СК бьет его палкой по ноге, делает ее нормальной, дает лосиный рог, велит отныне делать наконечники из лосиного рога, а не из собственной кости; все выходят встречать СК; уродливая Жаба вызывает дождь, заходит в дом; СК вынужден войти к ней; он обращается к ней, называя разные степени родства, наконец, говорит "жена"; она прыгает ему между глаз; ее не оторвать; Койот говорит, что надо выбрать Солнце и Месяц; Малиновка слишком жарок, Койот болтает о всем, что видит; СК говорит, что станет Месяцем, уйдет далеко, чтобы Жабу у него на лице не было так видно; сын Поганки одноглаз, становится хорошим Солнцем - не так ясно все видит и не так горяч; когда солнце менее ярко, на нем различима одноглазая поганка]: Reichard 1947, № 1: 57-63.

Калифорния. Береговые юки [молодая женщина живет с бабкой; находит палку, та становится ее мужем, приносит дичь, дрова, желуди; женщина зачинает от палки и рожает сына и дочь]: Gifford 1937, № 37: 168-169.

( Ср. Большой Бассейн. Медведица-людоедка (это тетка Койота и Волка) использует искусственный пенис. Южные пайют : Lowie 1924, № 1 (шиввиц) [тетя Койота и Волка – Медведица; Койот подсматривает, как она мастурбирует искусственным фаллосом; предлагает свои услуги; обняв Койота, Медведица ободрала ему спину; Волк его вылечил, прикрепив мышцы оленя; послал Койота убить Медведицу, дав бурдюк крови с кремешками внутри; тот дал выпить сыновьям Медведицы, они умерли; когда Медведица попросила сыновей подать ей ее фаллос, Койот сказал, что те спят, предложил попить крови; Медведица умерла; Волк велел собрать все останки, но Койот забыл мешок с кровью; спрашивает кончик своего хвоста, зачем Волк велит ему корчевать кустарник; хвост: чтобы сделать стрелы, кровь Медведицы попытается вас убить; с юга приближаются молнии, Волк стреляет; убит, когда Койот обращает внимание на красивый доспех Волка; имущество Волка превратилось в камни; Койот приходит к двум женщинам, расспрашивает об иъ обычаях, убил их, нацепил кожу одной из них на себя, второй – на свой пенис; их сыновья удивляются, почему старухи так быстро едят; Койот видит лежащих девушек, ими занялся его тайный пенис, сам он убил сыновей старух; во время танцев Койот выскочил из кожи старухи, схватил одежду убитого Волка, побежал; превратился в помет койота годичной давности; затем в перо; каждый раз преследователи догадываются, стреляют, но Койот убегает; преследователи вызвали снег, Койот - ветер, спрятался в желуде на дубу, желудем покатился по снегу до их пещеры; положил кальку и кости в одежду Волка; когда проснулся, того нет; Койот нашел Волка, спящего с женщиной; сломал свой лук, чтобы вернуться; попытался изнасиловать женщину, та залезла в дуб, пенис Койота застрял; Волк отрезал ему пенис, Койот попросил называть его "с коротким пенисом"; Волк его убил; нашел член Койота в вагине жены; он остался там навсегда (причина запаха гениталий)]: 93-101; Sapir 1930, № 1 (кайбаб) [Волк посылает Койота принести от их тетки Медведицы гризли съедобные семена; Медведица возвращается, просит своих двух детей подать ей предмет для мастурбации; Койот предлагает свои услуги; Медведица обнимает его, не отпускает, сдирает мясо у него со спины; Волк лечит Койота, посылает убить Медведицу, предупреждает ничего там не оставлять; Койот усыпляет Медведицу и медвежат, убивает, забывает медвежий пузырь; слышны удары грома, это Дождь мечет молнии; Волк многократно посылает Койота висеть на дереве (видимо, игра слов); Койот спрашивает свой хвост, тот объясняет, что Волк хочет древки для стрел; Волк велит Койоту во время сражения не смотреть на него, Койот смотрит, молния поражает Волка; Койот встречает двух старух (его хвост объясняет, о чем те говорят); убивает, помещает в одну себя, в другую – свой пенис; мнимые старухи приходят туда, где все собрались вокруг имущества Волка; убивают доверенных им детей; Койот принимает свой истинный облик, уносит имущество; превращается в собачье дерьмо; в дерьмо гофера; преследователи лишь подозревают, что это может быть Койот, пинают кучу; Койот оживляет Волка; спрашивает деревья, какие искрят при горении; последней отвечает ель; Койот кладет ее в огонь, летят искры, Койот обнаруживает, что у Волка жена; в его отсутствие насилует ее; она приклеивает его к осине; Волк насилует его; велит принести кувшин, затем хворост; они приклеиваются к Койоту; Волк поджигает хворост, Койот сгорает]: 338-345).

Большой Юго-Запад. Валапай [Медведица зажигает свою курительную трубку, а когда она раскаляется, вводит себе в вагину; Койот видит это и насилует тетю; она успевает ободрать ему спину; медведица зачинает так двоих сыновей и дочь]: Kroeber 1935: 255-256; навахо [отделившись от мужчин, первые женщины используют искусственные пенисы и зачинают чудовищ]: Haile 1938 [лосиный рог, продолговатый камень, перо орла, кактус]: 77; O'Bryen 1956 [продолговатые камни, перья индюка, кактусы; от них рождаются Катящийся камень, Птицы-людоеды, Великаны-людоеды]: 8, 39; хопи [как у навахо; пенисы из дерева; из сердцевины кактуса]: Stephens 1929, № 4: 11.

Северные Анды. Коги [существуют лишь море и тьма; богиня-мать использует пенис из дерева; рожает девятерых мужских первопредков]: Reichel-Dolmatoff 1985(2): 19; юпа [женщина находит камень, делает из него фаллос, рожает девочку; люди разбивают фаллос, из него течет кровь; женщина умирает от горя; его маленькая дочь начинает создавать европейские машины, чтобы уничтожить юпа; Бог посылает Стервятника; тот в образе человека предлагает девочке пойти с ним, забраться на дерево, отбрасывает лестницу; слезы девочки образуют море, от воды она зачинает сына, рожает его за морем; когда он вырастает, берет в мужья; от них происходят европейцы]: Wilbert 1974a, № 10: 92-94.

Боливия – Гуапоре. Чакобо [см. мотив J16; в отсутствие мужа первая женщина мастурбирует пенисом из глины, зачинает сына]: Balzano 1984: 29; Kelm 1972, № 1a: 215; (ср. такана [Enidu Atsru peada ("демон-грудь-одна") – людоедка с одной грудью посреди груди; жила в горах, носила рубашки как у индейцев чама; жила без мужчины, мастарбировала деревянным пенисом; из другого мира пришли edutzi (первопредки, божества) Хозяин Дождя и Хозяин Огня; стали сражаться с людоедкой; когда завладели ее деревянным пенисом, она утратила силу, ей отрубили голову; голова стала прыгать вокруг; edutzi вернулись в свой мир]: Hissink, Hahn 1961, № 52: 110).