Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F45a1. Случайное зачатие от ветра. .44.45.

Женщина, вопреки своему желанию, зачинает ветра.

Западные оджибва, меномини, сенека, делавары.

Средний Запад. Западные оджибва (чиппева) [незаметно для себя дочь старухи зачинает от Ветра или Солнца; рожает тройню; не кладет детей сразу наземь, поэтому люди не ходят первый год жизни; один брат - Кремень; старший Венебожо его убивает (первое убийство); второй брат Некадживеджижик ( Тот, Кто Идет за Закат ) устает скитаться с В., делает дорогу умерших; помещает на нее Выдру, Сову, два холма по сторонам (это огнедыщащие змеи головами друг к другу), бревно-змею через реку (см. мотив H24); поевшие у развилки земляники превращаются в жаб или идут налево, пропадают; идущие направо приходят к Н.]: Barnouw 1972, № 1: 13-18; западные оджибва [старуха не велит дочери сидеть на улице лицом к западу; та садится, беременеет от ветра; младший из близнецов хочет родиться первым, близнецы ссорятся, разрывают мать; бабка находит сгусток крови, накрывает корой, он превращается в Нанабушу ; он замораживает море, превращается в зайца, перебегает по льду туда, где живет хозяин огня с двумя дочерьми; младшая подбирает зайчика, сажает к огню сушиться; отец предупреждает, что это может быть маниту; заяц поджигает себе шерсть, приносит огонь бабке; с тех пор летом зайцы темные; бабка признается, что мать Н. убил его брат; братья стреляют друг в друга; Ласка велит Н. метить в узел волос, Н. убивает противника, делает его повелителем мертвых]: Jones 1917, № 1-3: 3-23; западные оджибва : Skinner, Satterlee 1915, № 1a [в начале времен одинокая женщина велит дочери, копая коренья, смотреть только на юг; та нарушает запрет; налетает ветер, она беременеет; рожает Мянябуша (Mänäbus), Волка и Кремень; Кремень при рождении режет мать, она умирает; Волк уходит в лес], 1b [мать-Земля находит себе дочь под перевернутой миской; четыре Ветра входят в девушку; она рожает близнецов, те разрывают тело матери на куски; бабка накрывает эти куски миской; из них возникает кролик, он превращается в Мянябуша (Mänäbus)]: 239-242; меномини : Bloomfield 1928, № 68 [Создатель поднимает из глубин Землю, та имеет человеческий облик, люди – внуки Земли; у нее дочь; Создатель хочет, чтобы были животные; старуха не велит дочери выходя из дома оборачиваться к северу; та оборачивается, ветер проникает ей в лоно, она рожает Менапус ("большой кролик"), затем всех птиц и животных; последним выходит Кремень, убивает мать при рождении; старуха ее хоронит; ее огонь гаснет; она говорит M., что владельцы огня живут за морем; М. переплывает море в долбленке, превращается в кролика, подобран двумя дочерьми слепого хозяина огня; они сажают его у огня греться, он убегает, унося огонь, хозяин гонится следом; Большая Волосатая Рыба с рогами перевозит его через море; он приносит огонь домой]: 137-147; Hilger 1960 [ветра не было; когда внучка женщины выросла, она велит ей не нагибаться в сторону севера; та нарушает запрет, ветер дует в первый раз, девушка беременеет; рожает Meh-nah-pose, он научил индейцев ритуалам Medicine Lodge Dance (устраивается в годовщину смерти члена общества и одновременно по случаю инициации новых членов; ритуалы проводятся после опадания листвы и до времени, когда растаял снег)]: 64.

Северо-Восток. Сенека [люди жили на небе под началом великого вождя; дочь вождя заболела; рядом с домом стояло дерево, на котором созревала кукуруза; один человек сообщил вождя, что видел во сне, как вылечить его дочь; надо положить ее рядом с деревом, а дерево выкорчевать; подошел юноша и сказал, что дерево – их единственный источник существования, пусть не выкапывают; а дочь вождя столкнул в образовавшееся под корнями отверстие; внизу лишь вода и водоплавающие птицы; они подхватили женщину; устав, передали ее черепахе; та тоже устала; решили, что для женщины и всех остальных надо достать со дна землю и положить ее черепахе на спину; послали жабу; она нырнула и принесла землю; земля выросла; женщина построила себе хижину, родила дочь, та выросла; мать велела ей, копая дикие клубни, всегда смотреть на запад; но она посмотрела на восток и поэтому забеременела от Западного Ветра; близнецы спорят в утробе: один хочет выйти из-под мышки матери, другой обычным путем; первым {через подмышку} вышел Кремень, Othagwenda, красного цвета, затем {обычным путем} Росток, Djuskaha, светлый; бабушка любила Д. и ненавидела О.; поэтому его засунули в дупло подальше от дома; Д. подрос, стал охотиться с луком и стрелами; каждый день просил дать ему новые; на вопрос ответил, что в дупле живет другой мальчик, которому стрелы тоже нужны; мать сходила за ним и привела в дом; братья выросли и решили расширить землю; пошли, создавая леса и озера; О. создал овраги (ledges), разбросал камни и сделал огромного комара; увидев, что тот сможет убить людей, Д. сделал его маленьким; исправил и другие создания О.; а Д. сделал больших жирных животных; сахарный клен, из которого тек сироп; сикамор (Platanus occidentalis) с прекрасными плодами; реки, в которых половина воды текла вверх, а другая вниз; О. решил, что жизнь людей будет слишком легкой; стал трясти животных, те стали меньшего размера {и тощие}; в клене лишь чуть сладковатый сок; плоды сикамора мелкие и несъедобные; реки текут в одну сторону; в результате братья стали драться и О. был убит]: Curtin Hewitt 1918, № 98: 460-462; сенека [бабка сообщает старшему внуку, что его отец – Ветер; тот приходит к Ветру, получает мешок; по дороге заглядывает внутрь, находившиеся там животные выскакивают, разбегаются; дома бабка видит животных, дает им имена; сам юноша создает пруд с жиром; животные ныряют (или не ныряют) туда, в зависимости от этого теперь они жирные или тощие; Олень говорит, что станет кусать охотников; у него вынули верхние зубы; то же и с другими рогатыми животными]: Beauchamp 1922: 215-216; делавары (манси) [муж на небе ревнует жену к Комете; сбрасывает ее в дыру на месте выкорчеванного небесного дерева; падая, женщина хватает куст ежевики, Комета дает ей семена кукурузы, котелок, кость бобра, ступку и пест; Щука предлагает стать ей опорой, но маниту лишь смеются над ним; опорой становится Черепаха; женщина рожает дочь; та беременеет от ветра, рожает близнецов, это Кремень и Моским («заяц», «кролик»); Кремень выходит через пуп матери, убивая ее; бабка хоронит дочь головой на запад, отмечая путь, которым должны идти души мертвых]: Bierhorst 1995, № 44: 38.