Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F5. Невесты для первых людей.

.11.12.14.17.27.-.29.31.-.33.

Персонаж не хочет или не может дать всем претендентам в жены своих дочерей и превращает в девушек различных животных. (Обычно после потопа или в начале времен мужчины хотят жениться на единственной дочери божества или патриарха).

Кагуру, лингала, коно, западные дан, кран, берберы Марокко (Риф), арабы Сирии и Палестины, македонцы, венгры, гагаузы, украинцы (Галиция, Бучацкий р-н), абхазы, осетины, ингуши, азербайджанцы, курды, литовцы, мари, киргизы, уйгуры.

Бантуязычная Африка. Кагуру [Muputa выдает с перерывом в день дочь за трех мужчин, от каждого получает корову; женихи приходят за невестой; человек в лесу велит ему поместить на ночь собаку и кошку вместе с дочерью; наутро там три одинаковых девушки, каждый мужчина получает свою; чтобы узнать, какая дочь настоящая, надо предложить им молоко (выберет бывшая кошка), мясо (выберет бывшая собака), овощи (выберет настоящая девушка)]: Beidelman 1975, № 6: 555-558; лингала [четверо мужчин последовательно приходят сватать девушку, отец каждому ее обещает; просит помочь колдуна; тот превращает в девушек крысу, курицу и собаку; отец идет проведать зятьев; жена-крыса ворует в мужа деньги, курица – грязнуля, собака – сварлива, настоящая жена хороша]: Виноградов 1984, № Л9: 300-302.

Западная Африка. Коно [человек обещает дочь трем женихам, ослица и собака превращаются в девушек]: Holas 1975: 64-66; западные дан [множество мужчин пришли сватать единственную дочь верховного бога Xra; тот попросил их вернуться завтра; превратил в девушек коров, антилоп, собак и других животных; потомки настоящей дочери Xra – это люди, которые хороши во всех отношениях; потомки женщин-животных обладают различными недостатками]: Fischer 1967: 705; кран (чиен) [Бог создал трех мужчин, они захотели иметь подруг; охотник получил собаку, торговец – лошадь, земледелец – женщину; охотник и торговец попросил Бога поменять их собаку и лошадь на жен; Бог превратил этих животных в женщин; те женщины, которые от собаки и лошади, имеют соответствующий характер]: Pinney 1973: 289-291.

Северная Африка. Берберы Марокко (Рифы) [Banu Adam ("дети Адама", но обознает индивида, соответствует Ною) увидел, что начинается потоп, построил корабль, взял дочь жену, осла, собаку, кошку, семерых мужчин; после потопа каждый из мужчин стал требовать для себя дочь БА; тот стал молиться, утром вместо одной дочери, было семь, а животные исчезли; ослица, собака и кошка превратились в девушек, каждая – в двух; все мужчины взяли жен, от них происходят люди]: Coon 1931: 146-147.

Передняя Азия. Арабы Сирии и Палестины [когда потоп закончился, к Ною пришел юноша, попросил его дочь в жены; Ной велел тому сперва построить дом и разбить виноградник; то же со вторым женихом; у третьего дом и виноградник уже были и он получил дочь Ноя; затем пришел первый, затем второй жених, каждый сказал, что выполнил требование; Аллах превратил в девушек мула и суку, оба пришедших получили по жене; поэтому некоторые жены упрямы как мулы и требуют палки, а другие лаются как собаки]: Meyouhas 1928: 22-23.

Балканы. Македонцы [когда Ной стал строить ковчег, он позвал трех плотнико, обещая каждому в жены дочь; утром увидел вместо одной дочери трех девушек, а ослица и кошка пропали; позже он навещает зятьев и двое ему говорят, что жена иногда ведет себя как ослица (как кошка)]: Ortenzio 2008, № 20: 66-67; венгры [у Каина три сына, у Адама и Евы дочь; Бог велит Адаму оставить дочь в комнате вместе со синьей и собакой; утром там три одинаковые девушки; трое сыновей Каина женились на них; Адам спрашивает зятьев, как им жены; все трое в целом довольны, но один говорит, что жена часто лается, а другая ленится и грязнуля; зато третей муж восхищен]: Dégh 1965, № 18: 175-177; гагаузы [у Адама и Евы много сыновей и одна дочь; все сыновья хотели на ней жениться; А. насобирал в поле костей различных животных, попросил Бога превратить их в женщин; все мужчины взяли жен; теперь женщины похожи характером на кошку, собаку, лошадь и т.п.]: Мошков 1904, № 15: 27-28 (=2004: 203).

Средняя Европа. Украинцы (Галиция, Бучатский р-н) [человек пообещал дочь сразу трем женихам; пришедший в образе путника Бог узнал о его проблеме и превратил собаку и свинью в копии дочери; отец посещает дочерей; у двоих замечает черты характера, унаследованные от свиньи и собаки]: Гнатюк 1902, № 246: 54-57.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [узнав о потопе, пророк Ных договаривается с четырьмя плотниками строить корабль, каждый хочет за работу дочь Н., у него лишь одна дочь; лес носит адауы; соглашается перед едой сказать, Дай, Боже, свою милость , еда не кончается; Бог превращает ослицу, собаку и кошку Н. в девушек; по их поведению после замужества Н. догадывается, кто есть кто; берет на корабль настоящую дочь с зятем; Мышь прогрызла дыру, Змея заткнула ее хвостом, Н. согласился дать ей то, что она пожелает; Орел не вернулся, Ворон ест падаль, Голубь рассказывает, где земля затвердела; Змей посылает Жука сказать Н., что хочет питаться человечиной; Ласточка успела вырвать Жуку язык, Змей выбил хвостом ей перо из хвоста; Н. велит Змею питаться лягушками; после потопа спаслась соседка, кормившая плотников]: Шакрыл 1975, № 93: 400-407; осетины {мотив подразумевается} [трое братьев косили сено; Уастырджи подошел в образе старика; дал им еды и напитков; спросил, что хочет каждый; старший: в солнечный день подбрасывать лопатой пшеницу; средний: распевая песни, пасти отару в степи; младший не знает, что попросить, едет к родственникам матери; дряхлый старик посылает к еще более старому, тот – к самому старому, но этот выглядит как мужчина средних лет; он объясняет, что жена разбудила его после третьего стука в дверь, у него появился один седой волос; а он заставил ее трижды сходить за одним и тем же арбузом, у нее появилось три волоса; те старики, которых юноша видел: у одного жена собачьей, у другого ослиной породы, а у него самого – настоящая женщина ; юноша понял, что надо просить хорошую жену; хозяин: таких три, две уже замужем, третью выдают сегодня; юноша вошел в сопровождении Уастырджи к пирующим и выпил бокал жениха; двух петухов бросили в кипяток, петух У. выпрыгнул и запел; две яблоневые ветки сунули в огонь, на ветке У. появились яблоки; юноша получил жену; через несколько лет приехал к тем, кому сделал добро; старший и средний братья отказались поделиться зерном, скотом, У. все у них отнял; жена младшего хорошо накормила У.; оказалось, что ее ребенок только что умер; У. догнал Смерть и предложил угощенье; себе взял лепешки с медом, а Смерти дал лепешки с солью; ей захотелось пить и в обмен на воду она вернула белого ягненка; У. вернулся в юрту, ребенок женщины ожил]: Бритаев, Калоев 1959: 241-244; ингуши [у пророка Пайхамара одна дочь; три других пророка посватались; отец запер в комнате дочь, ослицу и собаку, обратился к Богу, утром там были три девушки; дочери вышли замуж, родили сыновей, П. пошел их проведать; у одного жена упрямая, у другого то и дело выбегает за ворота смотреть, кто идет, а третья приветлива и послушна; мальчик, рожденный ослицей, ткнул в глаз деду пальцем, а рожденный собакой дернул за ус]: Дахкильгов 2006: 415-416; азербайджанцы [пророк Нух нанимает трех плотников построить ковчег, каждому обещает дочь; у него только одна дочь; Бог советует оставить осла и собаку в хлеву вместе с дочерью, те превращаются в девушек; жена одного плотника оказалась груба, второго бестолкова, третьего – хороша, это настоящая дочь Н.]: Набиев 1988: 295-296; курды [собаку и кошку превращают в девушек, чтобы выдать их за дочерей]: Шакрыл 1975: 464-465 (источник: М.Б. Руденко (сост.). Курдские народные сказки. М., 1970. № 43: 105-107).

Балтоскандия. Литовцы [человек, у которого лишь одна дочь, пообещал ее трем женихам; колдун советует оставить дочь на ночь в закроме вместе с со свиньей и кобылой; утром там три одинаковых девушки; позже отец приходит к каждой дочери в гости и по их поведению понимает, кто из них кто]: Balys 1936, № *411: 36.

Волга – Пермь. Мари [родители единственной дочери последовательно соглашаются на предложения трех женихов; мать превратила собачку и кошку в девушек; после свадьбы один зять жалуется, что жена ночью царапается, а другой, что кусается]: Акцорин 1984: 236-238.

Туркестан. Киргизы (с. Ортонура, Нарынская обл.) [у человека дочь; трое людей последовательно пришли свататься, он всем дал согласие; он оставил рядом с дочерью ослицу и суку, а утром на этом месте три девушки; каждый из юношей получил жену; человек расспрашивает каждого, как жена; один говорит, что если злится, то лает как собака; второй – что иногда жена ревет ишаком; третий отвечает, что жена безупречна; тесть понял, что это его настоящая дочь]: Сабыр уулу 2008: 280; уйгуры (Хотан) [поев еды, приготовленной матерью, 40 сыновей царя ходят жениться, чтобы и им готовили жены; царь едет на поиски, договаривается с отцом 40 дочерей; вернувшись, посылает заключить договор своего сына Alte-ayliq Ghilangtash Pahlavan; тот встречает, побеждает, берет в слуги на год 1) подбрасывающего жернов; 2) всасывающего задом воду реки; 3) слушающего землю; тот слышит, что отец 40 дочерей как раз выдает одну дочь; они приходят туда, отец 40 дочерей не хочет теперь отдавать их, предлагает условия; 1) расколоть бревно (силач раскалывает); 2) сидеть в доме с железными стенами; кузнецы разводят вокруг огонь, всасывавший реку выпускает воду; они выходят, говоря, что замерзли; 3) съесть невероятное количество еды; тот человек все всосал задом, всосал и спутников, а затем вернул; не желая отдавать дочерей, их мать превратила в девушек разных животных, выдала их; поэтому после свадьбы те стали царапать, кусать, лягать своих мужей; отец сказал, что помочь не может – таковы женщины]: Jarring 1946, № 2: 35-53.