F54E. Непреднамеренное убийство отца.
.14.-.16.22.24.26.-.31.
Не зная, кто перед ним, юноша убивает отца.
Арабы Египта(?), каталонцы, испанцы, португальцы, ладины, итальянцы (Тоскана), сардинцы, французы (Окситания), ирландцы, седанг, зярай(?), стиенг(?), тайцы(?), яванцы, сунданцы, (Ломбок), ли, Древняя Греция, греки, болгары, словенцы, гагаузы, македонцы, венгры, румыны, чехи, русская письменная традиция, русские (Архангельская, Карелия, Смоленская), украинцы (Угорская Русь, Гуцульщина, Галиция, Подолия, Покутье, Киевская, Харьковская), белорусы, гунзибцы, турки, узбеки, латыши, литовцы, финны, западные и восточные (инари) саамы, исландцы.
Северная Африка. Арабы Египта [As foretold by the prophecy, the hero kills his father and marries his mother]: El-Shamy 2004, № 931: 626-627.
Южная Европа. Каталонцы (включая Мальорку, но сюжет редок) [согласно пророчеству, юноша убивает отца и женится на матери]: Oriol, Pujol 2008, № 931: 189; португальцы [отец решает избавиться от маленького сына, ибо узнал о пророчестве: сын убьет своего отца и женится на матери; ребенка воспитывают чужие люди; он вырастает, работает у настоящих родителей (не зная этого); случайно или обороняясь убивает отца; женится на матери; мать узнает о случившемся, прочитав пророчестве, написанное на спине сына; сын слепнет от плача; вновь прозревает, когда девственница приносит лекарство – слюна сиалии (птичка из семейства дроздовых); женится на этой девушке]: Cardigos 2006, № 931: 243; сардинцы , итальянцы (Тоскана): Cirese, Serafini 1975, № 931: 240; испанцы , ладины : Uther 2004(1), № 931: 570-571.
Западная Европа. Французы (Окситания, 1 запись) [юноша убивает отца и женится на матери {без подробного пересказа}]: Tenèze, Bru 2000, № 931: 144; ирландцы : Uther 2004(1), № 931: 570-571.
Бирма – Индокитай. Седанг [люди расплодились, рис и рыба сами попадали в дом и готовились, мужчины и женщины беспорядочно совокуплялись; Yabg ("Небо") послал Bok Glaih уничтожить людей грозой и ливнем, все утонули; на горе спаслись женщина и собака; после потопа женщина работала в поле, собака помочилась там, где до этого женщина, та родила мальчика; он спрашивает об отце, мать молчит; однажды велит отнести отцу еды на участок; там лишь пес, отвечает, что он и есть отец, мальчик не верит, убивает его; когда вырастает, женится на матери; либо женщина рожает сына и дочь, посылает искать себе супругов, те в темноте встречают друг друга, совокупляются; мать (либо сестра) родила много детей; они переженились, от каждой пары свой народ; от старшей – вьеты, от второй – лао, от третьей – чам, от четвертой – тмои (этнические меньшинства Центральных Гор)]: Dang Nghiem Van 1993: 324-326; Gie Thieng , Kayong , мон-кхмеры южного Лаоса [(общее резюме; сходные тексты о женщине, после потопа родившей от пса; сын убивает отца, берет в жены мать)]: Dang Ngiem Van 1993: 328-329; зярай [как у банар; женщина с псом Кодуан спаслись от потопа в барабане; их сын вырос, убил отца, женился на матери; они стали предком клана Согор («барабан»)]: Nebeski-Wojkowitz 1956: 370 в Чеснов 1978: 164; стиенг [больной король обещает дочь тому, кто его вылечит; вылечил пес, король поместил дочь с псом на плот, отправил в море; плот пристал к горе; родившийся сын вырос, убил отца, женился на матери; их сын и дочь стали предками горцев]: Patté 1906: 169 в Чеснов 1978: 164; тайцы (?): Velder 1968, № 50 в Uther 2004(1), № 931: 570-571.
Малайзия – Индонезия. Яванцы [свинья выпила мочу царя Praboe Moendingkawati, родила Dewi Sepirasa; астрологи сказали, что девочка принесет несчастье, царь выгнал ее в лес, дав с собой пса Blangwajoenjang; она потеряла пряслице, обещала выйти за нашедшего, пряслице принес ее пес; она родила от него сына Raden Soewoengrasa; тот убил пса, ибо он угрожал всем животным леса; мать сказала, что он убил отца; мать и сын врозь ушли из леса; встретились, лишь мать узнала сына; отшельник посоветовал поставить невыполнимое условие для брака; РС почти построил за ночь плотину и лодку, но отшельник поднял ночью солнце; мать и сын вновь разошлись, сойдясь не узнали друг друга, поженились, у них трое сыновей; по шраму на лбу мать узнала сына; мать в отчаянии ушла, утонула; сын стал прародителем калангов – каста центральной Явы, которую обвиняют в инцесте]: Knebel 1894: 489-505 в Lessa 1961: 181; сунданцы [у Раден Сунггинг Пербангкара была жена-свинья, родила дочь Дэви Рара Сами; та выросла, уронила прялку, обещала выйти за того, кто ее принесет; принес пес; от пса ДРС родила сына по имени Сангкурианг; тот охотился с псом, не зная, что это его отец; пес отказался гнать свинью (т.е. бабку С.), С. его убил, мясо дал матери под видом оленины; тайна раскрылась, мать бросила в голову сына палку, прогнала его; стала молодой девушкой; С. вернулся, собрался жениться на ДРС, та узнала его по шраму на голове; обещала выйти за него, если он за ночь создаст озеро и лодку; осветила ночное небо, С. бросил работу; утонул, когда озеро вышло из берегов; лодка стала поросшей лесом горой, озеро высохло]: Брагинский 1972: 135-137; (ср. Ломбок [царь Явы Даха помочился в углубление в камне, мочу выпила свинья, родила девочку; та сидела за прялкой, уронила катушку, обещала выйти даже за пса, если тот принесет катушку; пес принес, девушка родила от него мальчика; сын с псом убили на охоте свинью, мать сказала, кто эта свинья; устыдившись, сын убил также пса; мать дала кольцо, велела сыну жениться на девушке, которой кольцо подойдет; сын напрасно искал невесту, дома кольцо подошло его матери, он женился на ней; мать отправилась на Сумбаву, вышла за правителя, стала прародителем царского рода; сын уехал на Сулавеси, стал прародителем бугов и макассаров]: Eerde 1902: 31-40 в Исида 1998: 151).
Китай – Корея. Ли (Хайнань) [1) у знатного человека заболели ноги; он обещает дочь тому, кто избавит его от страданий; это сделал пес; отец посадил пса и дочь в лодку, отправил в море; лодка пристала к безлюдному острову Хайнань; пес охотился, его жена возделывала землю; родила мальчика; тот подрос, убил пса палкой, когда тот заболел, отказался идти на охоту; мать сказала, будто возвращается на родину, велела сыну жениться на девушке, которую встретит; сама ушла в горы, сделала татуировку, сын ее не узнал; их потомки – Hiai Ao; они наносят татуировку, делают дома в виде лодки; 2) пес помог принцессе излечиться от болезни, по уговору стал ее мужем; они приплыли на Хайнань, она родила двоих детей; не зная, что пес – их отец, дети убили его; издыхая, пес ответил старшему брату, что его фамилия Ван, а младшему – Фу; мать сделала татуировку, чтобы ее не узнали, сошлась с сыновьями, получила потомство]: Исида 1998: 150.
Балканы. Древняя Греция [Оракул предупредил фиванского царя Лаия, что его сын убьет его; опьянев, Л. все же сошелся с женой Иокастой (или Эпикастой); родившегося мальчика отдал пастуху, велев проколоть младенцу лодыжки пряжкой и выбросить; тот оставил ребенка в лесу; его подобрали пастухи коринфского царя Полиба, принесли его жене Перибее, она назвала ребенка Эдипом ( распухшие ноги ); в Дельфах Э. узнал, что убьет отца и женится на матери; покинул город и на дороге встретился с колесницей Л.; возничий грубо с ним обошелся, Э. убил и его, и Л. Гера наслала на Фивы чудовище Сфингу; чтобы избавиться от нее, надо было разгадать загадку, не отгадавших она пожирала; царь Креонт обещал разгадавшему вдову царя Л. и власть над Фивами; Э. разгадал, Сфинга бросилась в пропасть, Э. стал царем и женился на И., та родила двух сыновей и двух дочерей; через 20 лет Дельфийский оракул потребовал изгнать из Фив убийцу Л., чтобы прекратить эпидемию; все прояснилось, Э. ослепил себя застежкой с платья повесившейся И., был изгнан из Фив]; греки [у богатого человека три дочери; чтобы выдать их замуж, он вывесил перед домом их портреты; капитан просит в жены младшую, Розу; отец хотел начать со старшей, но согласился; в брачную ночь из стены выходит призрак и говорит, что Розе предназначено стать женой своего отца и выйти за сына; капитан отменяет брак с Розой и берет старшую из сестер; то же еще раз, другой жених берет среднюю; Р. приезжает к старшей сестре, просит разрешить подменить ее ночью в постели, спрашивает у ее мужа, почему он покинул Р.; тот все рассказал; то же со средней сестрой; Р. наняла людей убить отца; на его могиле выросла яблоня, Р. съела яблоко, забеременела, родила мальчика; ударил его ножом в грудь, гробик спустила в море; моряки его выловили, капитан выходил и усыновил; юноша вырос, приехал в город, где жила его мать, женился на ней, не зная об этом; у них дети; мать обнаружила шрам на груди мужа, все поняла; покончила самоубийством]: Legrand 1881: 107-113; болгары (одна запись) [орисницы предрекают, что новорожденный убьет своего отца и женится на матери; родители бросают ребенка в лесу; его находит, воспитывает пастух; он приходит в дом своего настоящих родителей; убивает отца и женится на матери; супруги узнают, кто они]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 931: 344; гагаузы [мать новорожденного слышит, как Лушницы (=Луфусницы; три девы, пишущие человеку судьбу) предсказывают, что ребенок женится на матери; родители пустили его в ящике в море; монахи выловили и воспитали; он пришел в отцовскую деревню, нанялся сторожить виноградник; его отец пришел за виноградом, трижды не ответил на отклик, юноша его застрелил; ему велели жениться на вдове; из его рассказа жена поняла, что он ее сын; он снова ушел к монахам; они заперли его в темницу, ключи бросили в море; когда найдутся ключи, его грех простится; через несколько дней рыбак нашел ключи в животе рыбы; юношу выпустили]: Мошков 1904, № 54: 96-98; македонцы , словенцы , венгры , румыны : Uther 2004(1), № 931: 570-571.
Средняя Европа. Русские (Архангельская, Карелия, Смоленская), украинцы (Угорская Русь, Галиция, Подолия, Покутье, Киевская, Харьковская), белорусы [ Кровосмеситель (Андрей Критский) : при рождении мальчика предсказано, что он убьет отца и женится на матери, его бросают в воду, но предсказание все же сбывается; грех искупается суровым покаянием]: СУС 1979, № 931: 238; русские (Карельское Поморье, Калгалакша; краткое резюме текста из архива Карельского филиала АН СССР) [мальчику при рождении предсказано, что он убьет отца, женится на матери; мать распарывает ребенку живот, бросает в лесу; ребенок попадает в другую семью; при случайной встречи убивает отца, женится на матери]: Разумова, Сенькина 1974, № 176: 377; русская письменная традиция [«Эдипов сюжет» представлен в древнерусской литературе группой так называемых повестей о кровосмесителе, в которую входят «Повесть об Андрее Критском», «Сказание Иеронима о Иуде-предателе» и «Повесть о папе Григории»]: Климова 1989: 3; западные украинцы (Гуцульщина) [жена родила; входит старик: этот мальчик убьет своего отца; муж уговорил жену положить младенца в ларь, дать соску, жбан молока и пустить в море; рыбак выловил; богатый брать отказался, бедняк взял, хотя у него и своих детей много; парень вырос, спрашивает, почему он Найда; пошел искать настоящих родителей; нанялся к ним, не зная, кто они; хозяин велит сторожить от воров кукурузу; пришел вор, парень не стал стрелять; хозяин недоволен; на следующую ночь парень выстрелил и убил того, как пришел, а это был сам хозяин; вдова предлагает парню жениться на ней; но парень не хочет, а поп спрашивает: а вдруг это тот ваш сын?]: Зiнчук 2006a, № 125: 380-382; чехи : Uther 2004(1), № 931: 570-571.
Кавказ – Малая Азия. Гунзибцы [муж забыл нож на стоянке, возвращается, там человек; он говорит, что сын пришедшего убьет своего отца и женится на своей матери; супруги оставляют ребенка в дупле дерева; пастух находит его; дети дразнят безотцовщиной, он уходит, нанимается стеречь стадо; хозяин приходит проверить, юноша думает, что это зверь, стреляет, убивает пришедшего; старейшины велят юноше остаться и замещать погибшего хозяина; вдова того выходит за юношу; он рассказывает, что был найден в дупле, женщина понимает, что юноша – ее сын, оба кончают самоубийством]: Berg 1995, № 25: 266-274; турки (1 запись) [когда жена падишаха, наконец, забеременела, обоим снится, что будущий сын женится на матери; младенца оставили в горах; пастух его нашел и воспитал; узнав, что он найденыш, юноша уходит искать родителей; в городе вступает в стычку и, защищаясь, убивает отца; убив волка-людоеда, женится на овдовевшей царице, т.е. на своей матери; начинается эпидемия и люди говорят, что это наказание за инцест; мать и сын рассказывают друг другу приснившийся сон, узнают, кто они и кончают самоубийством]: Eberhard, Boratav 1053, № 142: 156.
Иран – Средняя Азия. Узбеки [у царя страны Каньон дочери Махлиё, Мухаббат и Икбал (младшая); царь отказывает женихам; царевны решили нарядиться джигитами, сели на коней и ускакали; на камне надпись: вправо – не вернешься, прямо – вряд ли дойдешь, влево – вернешься; И. поскакала вправо; сестры договорились выйти за первых встречных; И. встретила медведя; родила ему сына: руки и голова человека, ноги и туловище медведя; в 14 лет тот спросил об отце; И.: отец есть, но он не человек и по ночам грабит селения; сын отбросил жернов, закрывавший вход в пещеру, убил медведя, пошел искать отца; когда вернулся, И. сообщила, что медведь и был его отцом; юноша с матерью пришли в страну Каньон; пахарь услышал ее рассказ, донес царю; тот вернул дочь, а ее сыну дал имя Айик палван (А.; «медведь-богатырь»); ранее за возвращение дочери царь обещал награду; но решил, что с пахаря довольно, если он его выпустит из зиндана; А. стал играть чугунными альчиками, многих сверстников ранил; визирь советует отослать его туда, откуда не возвращаются; пусть И. притворится больной и попросит корешков из страны дивов; по пути А. встречает, берет в спутники играющего жерновами; играющего горами; старик сообщает, что в страну дивов можно попасть лишь верхом на диве; друзья остановились у чинары, по очереди готовят; из дупла вылез карлик, опутал бородой повара, все съел; то же на второй день; когда очередь А., он убил карлика; друзья наткнулись на яму, со дна раздается пение петуха; богатыри боятся, А. спустился на веревке; отправил вверх похищенную девушку; когда велел поднимать его, спутники бросили веревку; старик велит идти к чинару, на нем гнездо птицы Симург; дракон каждый раз съедает ее двух птенцов; А. убил дракона, Симург вынесла его на землю, указывает путь в страну дивов; там А. встретил пахаря, предложил попахать за него, впряг дивов, вспахал на них поле; вырвал и принес дерево жизни в страну Каньон; вспахал на дивах все степи; женился на спасенной им из подземного мира девице]: Хабунова 2017: 119-135 (=Афзалов и др. 1972(1): 434-444, =Шевердин 1984: 167-177, =Коновалов, Степанов 1986: 187-197).
Балтоскандия. Латыши [ При рождении мальчика предсказано, что он убьет отца и женится на матери . Мать бросает его в воду, но он спасается и предсказание исполняется]: Арийс, Медне 1977, № 931: 333; литовцы , финны , исландцы : Uther 2004(1), № 931: 570-571; западные саамы (Варангер): Qvigstad 1925, № 931: 25; восточные саамы (инари) [пожилой мужчина из саамов-сколтов и его жена зимой превращались в медведей, чтобы не тратить запасы; однажды их собственные сыновья окружили их берлогу; мужчина жене: ты спасешься, а чтобы снова стать человеком, перепрыгни через мою шкуру; но она задела шкуру и они когти на ее ногах не превратились в ногти; спросила сыновей, зачем они убили своего отца; обо всем рассказала]: Koskimies, Itkonen 2019: 112-113.