F73B. Медведь позволяет себя оскопить, ATU 153. .15.16.27.-.29.31.
Человек сообщает волку или медведю, что его вол или конь силен, потому что кастрирован. Волк или медведь позволяет себя кастрировать, но на следующий день собирается сделать то же самое с человеком. Когда человек показывает свою жену, хищник верит, что тот уже кастрирован.
Испанцы, французы, немцы, венгры, русские, украинцы (русины), поляки, чехи, ингуши, финны, эстонцы, сету, вепсы, ливы, латыши, шведы, норвежцы, датчане, восточные саамы.
Южная Европа. Испанцы [лиса и волк спрашивают человека, который пашет на двух ослах; почему один из них упитанный, а другой тощий; пахарь: потому что упитанный холощен; лиса и волк просят сделать с ними то же; лиса первая, делает вид, что не больно, чтобы и волк позволил себя кастрировать; оба пришли к человеку посмотреть кастрирован ли он; тот выставил жену, волк и лиса поверили, что да, кастрирован]: Camarena, Chevalier 1997, № 153: 265-266.
Западная Европа. Французы : Delarue, Tenèze 1976, № 38 [жена пахаря объясняет медведю, что ооперация не болезненна и кастрирует его], 153 [человек отвечает волку или медведю, что его волы сильны потому, что кастрированы; тот позволяет себя кастрировать; когда приходит посмотреть, кастрирован ли сам человек, тот выставляет жену; волк (медведь) сокрушается: какая большая рана]: 200-201; 420-421; немцы (Шлезвиг-Гольштейн): Uther 2004(1), № 153: 106.
Балканы. Венгры [человек говорит медведю, что конь или вол силен, потому что кастрирован; медведь позволяет себя оскопить и обещает завтра прийти, чтобы совершить ту же операцию с человеком; вместо мужа приходит жена; медведь решает вылечить «рану», которую видит, оставляет лису сгонять с раны мух, сам уходит за мазью; женщина громко пускает вытры, перепуганная лиса убегает и медведь тоже]: Kovács 1987, № 153: 276.
Средняя Европа. Русские (место записи не указано) [охотник дает лешему пулю вместо орехов; объясняет, что грызть может лишь тот, кто выхолощен; защемил между осин, оторвал лешему тустикулы, затем дал орех; дома велит жене пойти вместо него сушить овин; приходят двое леших посмотреть, вправду ли охотник сам холощен; уходят, увидев вульву женщины и решив, что рана охотника еще больше, чем та, которую он нанес лешему]: Афанасьев 1992, № 25: 37-38; украинцы (русины) [ Выхолащивание медведя : чтобы стать сильным, медведь, по словам человека, должен, как и конь, подвергнуться холощению; медведь требует, чтобы человек выхолостил и себя; человек посылает к нему вместо себя жену]: СУС 1979, № 153: 77; поляки [крестьянин холостит медведя, который поверил, что от этого станет сильнее; когда приходит к крестьянину, тот показывает ему жену]: Krzyżanowski 1962, № 153: 63; чехи : Uther 2004(1), № 153: 106.
Кавказ – Малая Азия. Ингуши [увидев пахаря, медведь увивился силе волов; крестьянин: они сильны потому, что выхолощены; медведь просит и его выхолостить; совершив операцию, крестьянин велит медведю до восхода бегать по росе, а затем лечь на спину на солнечном склоне; лиса обещала стонущему медведю отомстить за него, но ей крестьянин перебил лапу; отомстить решил овод, но ему крестьянин воткнул в зад соломинку; после этого медведи, лисы и оводы стали жить высоко в горах]: Мальсагов 1973, № 152: 289-290.
Балтоскандия. Эстонцы : Kippar 1986, № 153 (в т.ч. сету) [человек говорит медведю, что волы, на которых он пашет, сильны потому, что кастрированы; медведь просит и его оскопить; на следующий день хочет сделать то же с человеком, но тот посылает вместо себя жену; медведь принимает вульву за рану], 243.4 [Ворона видит спящую у изгороди (у стога) старую деву, пастушку, кобылу; кричит, Ой, рана! Сорока отвечает, что эту рану не заживить]: 111-121, 161; норвежцы [медведь позволяет человеку себя оскопить с условием, что затем он оскопит человека; тот посылает вместо себя жену]: Hodne 1984, № 153: 41; шведы [медведь (великан-людоед) верит, что вол и конь сильные, потому что кастрированы; медведь позволяет себя кастрировать]: Liungman 1961, № 153: 22; датчане , финны , ливы : Uther 2004(1), № 153: 106; вепсы : Kecskeméti, Paunonen 1974, № 153: 220; восточные саамы (инари): Qvigstad 1925, № 153: 11.