Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

F99. Младенец совокупляется с матерью. .10.19.20.52.(.72.).74.

Младенец превращается во взрослого мужчину, совокупляется с матерью, затем принимает свой прежний облик.

Готтентоты (нама), монумбо, нижние арапеш, монумбо, нижние арапеш, Ифалук, о-ва Гилберта, цоциль, (шаванте), яганы.

ЮЗ Африка. Готтентоты нама [девушки пошли за хворостом, одна съела сладкую траву, забеременела, родила умного сына Хейтси-Эйбиб; когда мать с подругами отправились в путь, ХЭ капризничал, измазал ее и себя, мать отстала; ХЭ стал взрослым мужчиной, сошелся с матерью, затем снова стал ребенком; придя к своей матери, женщина положила младенца и больше не подходила к нему; сказала, что взрослые мужчины сами должны о себе заботиться]: Hahn 1881: 68-79 в Котляр 2009, № 11: 42.

Меланезия. Монумбо [строя дом для инициации юношей, люди вырубили и привезли деревянную балку; когда лодка приближалась к берегу, от балки исходил свет; балку установили в доме; когда мужчины ушли, она стала человеком, он танцевал с детьми; мужчины выбросили балку в море, она приплыла к о. Манам, люди сделали из нее подголовник; когда все ушли, тот стал человеком, съел всех кур, свиней и собак; мужчины выбросили подголовник в море, он уплыл к берегу главного острова; превратился в младенца; муж с женой его усыновили; по ночам младенец делался взрослым, занимался любовью с приемной матерью, та забеременела; пока жены не было, муж хотел швырнуть младенца о пальму, но тот спрыгнул в реку, уплыл; женщины селения приходили ловить рыбу; человек-подголовник выходил из воды, сходился с ними; мужчины послали мальчика; женщины накрыли его сетями, но он прорезал отверстие, подсмотрел; мужчины спрятались на берегу, убили вышедшего, отрезали пенис, дали женам съесть; старуха положила свой кусок рядом; тот улетел на небо, стал Месяцем]: Höltker 1965, № 4: 80-82; нижние арапеш [валлаби притворяется младенцем женщины, совокупляется с ней; в следующий раз она убивает и съедает его]: Fortune 1942, № 2: 208; (ср. вогео [Tawawa пошел на север, увидел двух женщин, превратился в младенца; каждый раз, когда женщины уходят на огород, он делается мужчиной, испражняется в кухонные горшки; одна подсмотрела, они бросили его в кипящий котел, накрыли крышкой, бросили в море; всплыло South Seas apple; женщины поплыли к нему, утонули]: Hogbin 1970: 41-42).

Микронезия – Полинезия. Ифалук (Каролины) [см. мотив K30B; чтобы сойтись с женой своего брата Gio, Wolphat превратился в комарика, женщина незаметно проглотила его с водой; она родила его же, W.; по ночам младенец был рядом с ней и когда она засыпала, совокуплялся с ней; видя сперму на своих гениталиях, она попросила другую женщину проследить; та сказала, что любовник находится в ее же постели; однажды младенец справил нужду на колени G., тот понял, что это экскременты взрослого человека; W., смеясь, убежал]: Spiro 1951: 296; о-ва Гилберта [Nareau крадет у других плоды; строящие общинный дом просят его залезть в яму, ставят столб сверху, Н. выходит через подкоп; чтобы завладеть женой Наутимы, запекает себя в углях, приходит со стороны, вынимает из углей рыбу; Nautima просит запечь себя, гибнет; жена умирает от горя; чтобы овладеть женой Taranga, Н. стал младенцем, женщина его подобрала, брала к себе в постель; ночью он совокуплялся с ней, она родила от него троих детей]: Maude, Maude 1994, № 2: 61-64.

Мезоамерика. Цоциль (Ченальхо) [женщина страдает от болей в животе, трудностей с дефекацией; видит во сне, что рожает младенца, тот становится взрослым мужчиной, совокупляется с ней; муж объясняет, что это вызывающий болезни Tentación]: Guiteras Holmes 1961: 254 (пересказ в Braakhuis 2005: 185).

( Ср. Восточная Бразилия. Шаванте [Giaccaria, Heide 1975: 115-120; мальчик ходил с матерью собирать плоды пальмы бурити; мать соблазнила его; отец послал проследить младшего сына; тот пошел по следам, затем превратился в колибри, увидел, как мать и брат занимаются любовью, дома рассказал отцу; тот избил и выгнал любовников; в лесу они превратились в тапиров; отец догадался, что это за тапиры, застрелил их из лука; все ели мясо]: Wilbert, Simoneau 1984a, № 160: 470-473).

Южный Конус. Яганы : Wilbert 1977, № 26 [когда отец уходит на охоту, мальчик видит вагину матери; кричит, Я хочу это! ; она последовательно предлагает ему все, что годится для еды и игры, он отказывается; красит себя в черный и красный цвет, подходит к матери, не обращая внимая на других людей, вует руку ей в вульву; они уплыли в лодке на остров, занимались любовью, пока не превратились в диких гусей], 27 [Gusinde 1937: 1198-1199; мать носит младенца за спиной в сумке; пошла собирать древесные грибы; младенец стал взрослым мужчиной, забрался на дерево, стал бросать ей грибы; потом велел лечь, стал бросать ей их в вульву; спустившись, стал с ней совокупляться; мать принесла много грибов, раздала женщинам, те довольны; стала каждый день ходить за грибами; женщины проследили, рассказали ее мужу; муж велел жене снять сумку, младенец выпал, муж увидел его огромный половой орган, отрезал; ребенок превратился в малого дятла (Dendrocopus lignarius), у которого сильный клюв и длинный красный язык]: 73-75, 75-78.