Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H54c. Распяленные веки. .35.41.

Персонажу распяливают веки, чтобы он не мог их закрыть, либо он сам делает это по совету другого.

Кеты, северные селькупы, верхние танана.

Западная Сибирь. Кеты [когда приходит Баба-Яга (перевод рассказчицы), Каскет и Тотаболь прячутся за олатину и под очажную чурку; клейница их выдает, Б. кладет их в штаны, несет дочкам; велит им побольше есть; К. набивает рукав и вываливает, Т. ест, становится толстым; пока Б. охотится на медведей, К. просит ее дочек дать ему сверло, просверливает отверстие в стене каменного чума; убивает дочек, развешивает их мясо, убегает через отверстие; Т. застревает, К. уносит его голову; Б. по ошибке съедает мясо своих дочек; преследует К., тот создает лиственницы, лезет на макушку; Б. отрыгает топор, рубит ствол; Заяц вызывается помочь; приставляет щепки назад, пока Б. спит; когда просыпается, К. просит ее открыть рот и глаза: « Ты сначала (теперь) у комля дерева ложись и рот пал­очкой расширяй, и глаза палочками расширяй! »; бросает песок в глаза; спускается, убивает рогатиной, сжигает; приставляет голову Т., тот оживает]: Дульзон 1966, № 5: 23-27; северные селькупы [Ича идёт в тайгу охотиться, оставляет бабушку в чуме. Стреляет по чиркам на воде, промахивается. При попытке вытащить стрелу из мусорной кучки, попадает в ловушку чёрта - прилипает руками и ногами. Чёрт-старик называет Ичу "пташечкой, птенцом кукши", приносит в свой чум дочкам. Ича говорит, что котёл слишком мал, чтобы его сварить. Чёрт уходит за большим котлом. Ича обещает вырезать чёртовым дочкам узорчатую ложку хлебать его жир. Тешет на улице дерево, зовёт посмотреть, убивает ударом обуха посреди лба обеих, варит в котле, развешивает куски на шпеньках, головы кладёт под котёл. Отрезает носки пимов чёрта-старика, наполняет золой, в чум пускает двух сорок. Прицепив топорик к поясу, забирается на лиственницу. Чёрт приходит, съедает мясо дочерей: «Уу! Будто своим пахнет мясом!». Принимает голоса сорок за разговор дочек. Находит головы в котле. Обнаруживает Ичу на лиственнице, рубит её. Приходит медведь, просит топор помочь рубить, уходит с ним. Чёрт приносит другой. Приходит росомаха, тоже предлагает помочь рубить, тоже уносит топор. Чёрт вспоминает, что в старинку, когда проглотил целый город, заодно проглотил и тесло. Отрыгивает его. Приходит лиса, предлагает помочь, уносит тесло. Чёрт опять пробует блевать. Ича кричит: «Дедушка! Выблевывая нутро свое, снова чего надламываешь ты? Ты навзничь ложись (досл. «упади»), рот твой, глаза твои, ноздри твои, заднепроходное отверстие – все надвое распяль палочками ». Чёрт так и поступает. Ича спускается, засыпает глаза чёрта золой, убивает обухом топора и сжигает на костре. Из искр возникают комары. Ича возвыращается к бабушке]: Прокофьев 1935: 101-103; северные селькупы [Ичкыча, живущий с бабушкой, плывёт в лес на челноке, попадает в навозную ловушку чёрта. Чёрт называет его "птенчиком". Ичкыча общает его дочкам пёструю ложку, убивает их, варит, пускает птенчиков в дом, мясо съедает чёрт. Заяц, лиса, росомаха, волк, медведь, предлагают ему помочь срубить дерево с Ичкыча и забирают каждый топор, который черт, благодаря съеденному в прошлом городу, отрыгивает. Ичкыча предлагает: «Дед, сколько так будешь возиться? Дед! Глаза и все относящееся к ним, рот и все относящееся к нему, пораспяль палками. Я в твой рот упаду». Засыпает ему лицо золой, убивает топором и сжигает, закляв, чтобы в одни годы пепла (комаров) было много, а в другие – мало]: Кузнецова и др. 1993, № 5: 15-17, 54-57; северные селькупы (Красноселькупск) [Ичакычика живёт с бабушкой. едет ловить рыбу сетью, ссорится с чёртовой навозной лепёшкой, прилипает. Чёрт-старик называет его "зайчонком", оставляет на дочерей. И. обещает им выковать ложку, приглашает сесть к нему на колени, убивает инструментами их отца, варит. Заяц, лиса, волк под предлогом помощи забирают топор у чёрта-старика, тот всякий раз отрыгивает топоры, проглоченные вместе с семью городами. И. предлагает: «Дед, ты пойди на берег, свои глаза и свой нос, свой рот прутьями пораспяль» . Чёрт так и поступает. И. сыплет ему в рот золу, убивает, ломает его землянку, сжигает его. Частицы пепла по велению чёрта теперь будут есть людей]: Кузнецова и др. 1993, № 6: 17-20, 57-60; северные селькупы (Толька) [Мальчик, сын одинокой женщины, плывёт на охоту в челноке, попадает в капкан чёрта. Тот уносит его в нору, кормит, пробует иглой, жирный ли. Мальчик просит чертёнка показать железные вещи отца, напильником пилит железную дверь, убивает двух чертенят, развешивает мясо, лезет на дерево. Черт пытается его срубить. Заяц и росомаха забирают у черта тесло. Мальчик сверху: «Дед, навзничь ляг! Свой рот, свои глаза пораспяль ! Я тебе сам упаду в твой рот!» Рубит и сжигает чёрта, по заклинанию чёрта из кусков его мяса возникают комары, мухи, мошки, букашки]: Кузнецова и др. 1993, № 7: 20-22, 60-62.

Субарктика. Верхние танана [индейцы Северного Ветра поставили бревенчатый дом у реки, а в торце у него –парильню; похоже, что в этом доме никто никогда не спал; один смельчак решил прийти к ним и принести из парильни камень; его впустили; раскалили два камня, вложили ему в руки и завязали их так, что камни прожгли плоть до кости; на щеках человека сделали надрезы и вставили туда палочки, подперев ими верхние веки, чтобы человек не мог закрыть глаза ; отправили его к своим; так люди получили парильню]: McKennan 1959: 205.