Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

H7b1. Полезай в торбу. .15.16.27.28.(.30.).31.32.

Получив волшебную сумку, куда по желанию владельца забирается против собственной воли любое существо, человек получает власть над Смертью или чертями.

Каталонцы, Арагон, корсиканцы, итальянцы (Тоскана, Калабрия, Базиликата), сардинцы, бретонцы, французы (Верхняя Бретань, Гасконь, Овернь, Швейцария), немцы (Померания, Швабия, Верхняя Австрия), валлийцы, сербы, румыны, лужичане, чехи, словаки, русские (Архангельская, Вологодская), (пуштуны), литовцы, латыши, ливы, эстонцы, финны, удмурты.

Южная Европа. Арагон [Хуан-солдат ловит черта в свою сумку]: González Sanz 1996, № 330B: 78; каталонцы (включая Мальорку) [человек помог Смерти и за это Смерть наделяет его способностью знать, умрет ли больной или выздоровеет; человек стал знаменитым и богатым врачом; когда Смерть приходит за ним, он пытается ее обмануть; заманивает в мешок и некоторое время никто на земле не умирает; но однажды он сам случайно открыл мешок]: Oriol, Pujol 2008, № 332: 83-84; корсиканцы [бедняк Пиппареллу гостеприимно принял Иисуса и Св. Петра; Петр посоветовал попросить у Господа благодати; П. попросил, чтобы его трубка всегда горела и не требовала заправки табаком; чтобы без его разрешения никто не мог встать со скамьи и вылезти из мешка; П. состарился, пришел чертенок за его душой; П. попросил его сесть на скамью, развел в очаге жаркий огонь, затем велел прыгнуть в мешок, отнес к кузнецу, тот его долго бил молотом, отпустил, чертенок убежал; позже П. не пустили в рай, в чистилище, а в аду захлопнули перед ним дверь, когда поняли, кто пришел; П. попросил Петра приоткрыть дверь в рай, бросил туда скамью, вошел за своим имуществом; с тех пор сидит в раю на скамье и курит трубку]: Massignon 1984, № 37: 86-88; итальянцы (Тоскана, Калабрия, Базиликата), сардинцы : Cirese, Serafini 1975, № 330B: 80; итальянцы (источник?) [фея Кренского озера дает Франческо мешок, в который попадает все по желанию хозяина, и дубинку, которая бьет всех, кого он хочет; Ф. встречает старуху-Смерть, велит ей залезть в мешок; на берегу озера выпускает, договаривается с феей сжечь ее подарки; Смерть подходит к нему, он умирает]: Котрелев 1991: 194-195.

Западная Европа. Бретонцы [св. Анна, тронутая щедрыми пожертвованиями и хорошим отношением к ней кузнеца, предлагает ему исполнить три его желания; кузнец: кто сядет на мою наковальню, не встанет без разрешения; кто залезет на грушу, не слезет; кому велю залезть ко мне в сумку, тот там окажется; однажды увидел только что подстреленную куропатку и спрятал ее в карман; не признался охотнику; а на следующий день за ним пришел черт; кузнец попросил его присесть на наковальню, пока он простится с женой; отпустил черта за обещание в ближайшие годы не приходить; стал вести себя праведно; но однажды помянул черта и тот снова явился; кузнец попросил его набрать груш; отпустил с груши за обещание вскорости не приходить; но опять помянул черта; на этот раз сделал вид, что тот не сможет стать большим, как дуб; черт стал; а маленьким, чтобы залезть в сумку? черта залез и остался там; кузнец с женой его больше не выпустили]: Postic 1998: 299-308; французы (Верхняя Бретань) [кузнец (maréchal) вызвал черта; тот дал ему денег, кисет, в который все входит и не выйдет без разрешения владельца, и способность не позволять забравшемуся на грушу без разрешения слезть с нее; через 10 лет черт пришел за кузнецом, тот попросил его забраться на грушу и отпустил за обещание подарить еще 10 лет; в следующий раз черт оказался в кисете – еще 10 лет; затем кузнец идет в ад, но черт его туда не пускает; и в чистилище не пускают; просит у Св. Петра разрешения взглянуть на рай через окно; бросает туда кисет и велит самому себе там оказаться; Св. Петр крикнул, что у него дешевый сидр; кузнец вышел попробовать и больше в рай уже не попал]: Sébillot 1894, № 24: 269; французы (Гасконь) [бедный кузнец накормил и пригрел нищего; им оказался Бог; уходя, предложил выполнить три желания; жена: проси денег; кузнец: чтобы без моего позволения севший на скамью не смог встать; а залезший на яблоню не смог слезть; чтобы в этот кошель по моему желанию любой забрался и выбрался лишь по моему разрешению; на следующий день пришел черт, стал расспрашивать, о чем кузнец попросил Бога; обещал 10 лет богатства, а затем заберет душу; кузнец согласился; через 10 лет кузнец предложил черту присесть на скамью и бил его дубиной, пока то не пообещал ему еще 10 богатых лет; по окончании этого срока кузнец бьет забравшегося на яблоню черта железной палкой, тот обещает еще 10 лет; когда черт снова явился в сопровождении чертенят, кузнец велел им забраться в кошель, положил его на наковальню и стал бить молотом; черт пообещал больше не приходить; кузнец чертей выпустил и живет до сих пор]: Soupault 1963, № 40: 207-215; французы (Овернь) [из господского сада ночью пропали фрукты; хозяин велит трем сыновьям сторожить; старший сын выпил вина и заснул, а воры снова унесли яблоки; то же со средним; младший Пьер застрелил вора на дереве; отец: теперь ты должен бежать от суда; возьми мешок: в нем окажется все, что ты пожелаешь, и не сможет выбраться без твоего позволения; ночью к костру П. подошел кто-то белый с горящими глазами; я – душа из чистилища; не пустят в рай, пока украденные мною вещи из церкви не будут возвращены; они закопаны там-то; П. обещал откопать и вернуть; когда П. передал предметы кюре, с неба упала звезда – душа полетела в рай; кюре послал П. в замок, куда является дьявол; П. попросил дать ему епитрахиль и крест; главный черт велит чертенятам принести шар (это череп) и кии (это кости); а П. велит черту забраться в мешок; стал бить крестом; выпустил, чтобы тот расписался кровью: больше в замок не приходить; а чтобы не дергался, обернул его епитрахилью; П. готов жениться на дочери владельца замка, если та сумеет его испугать; он ничего не боится, но испугался, когда перед ним вылетела стая голубей; свадьба]: Sébillot 2004, № 2: 17-22; французы (Швейцария, кантон Унтерваллис) [солдат заработал только три су; возвращаясь со службы, последовательно отдает их трем нищим; ими оказались Иисус, св. Петр и св. Иоанн; Иисус спрашивает, какую награду желает солдат; Петр: попроси рай; но солдат не хочет пока умирать; тогда Иисус дает ему сумку: стоит велеть, и в ней окажется все, что угодно; Петр дал стреляющее без промаха ружье, а Иоанн – свисток, выручающий из любой беды; двое охотников хотят выстрелить в одного горного козла; солдат выстрелил и убил его; охотники недовольны, но когда солдат свистнул в свисток, они чуть не умерли; Смерть забрала солдата, но ни в ад, ни в рай его не пускают, а в чистилище те двое охотников велят не пускать; он вернулся к дверям рай и попросил лишь чуть приоткрыть их; бросил внутрь сумку и велел себе оказаться в ней; так и остался в раю]: Jegerlehner 1909, № 34: 154-156; немцы (Померания) [св. Петр и черт поспорили, кто скосит поле быстрее и ровнее; Петр попросил кузнеца выковать внешне красивую косу из латуни и грубую из железа, пообещав исполнение трех желаний; черт выбрал блестящую косу, которая тупилась, задевая о камни; черту приходилось отбрасывать камни, кучи камней видны до сих пор; коса Петра резала камни как масло; кузнец попросил, чтобы его чарка водки никогда не была пустой, чтобы забравшийся на его грушу не мог слезть без его позволения, а севший на стул – слезть; Петр посчитал кузнеца за дурака, а, уходя, превратил здоровенный кусок железа в золото; когда за кузнецом пришел черт, тот попросил его набрать груш в дорогу; черт остался на груше; позже пришла Смерть, села на стул и осталась сидеть; кузнец и Петр отправились странствовать; пастух дал им ягненка; пока кузнец его жарил, он съел печень; сказал, что печень вырастает лишь у взрослых овец; Петр предложил разделить нажитые вместе деньги, но поделил на три части: третью тому, кто съел печень; кузнец сразу признался; по пути Петру оживил умершую девушку, которую несли хоронить; оставшись один, кузнец попытался оживить умершего ребенка господина, но ничего не вышло; кузнеца повели вешать; Петр явился, оживил ребенка, увел кузнеца и велел больше не пытаться никого оживлять; подарил сумку, в которую заберется любой по желанию кузнеца и не выберется без его разрешения; кузнец пришел на постоялый двор; мест нет, но можно ночевать в замке; еще никто утром оттуда живым не вышел; в 11 вечера вбежали 9 чертенят; они ищут отца с тех пор, как тот остался сидеть на груше; кузнец велел чертенятам забраться в сумку и проспал до утра; из сумки выбрался живым лишь самый младший и убежал в ад, остальные превратились в золу; вернувшись домой, кузнец отпустил черта и Смерть за обещание больше к нему не являться; кузнец пришел в рай, Петр велел ему отправляться в ад; дверь ада приоткрыл тот чертенок, кузнец прибил ему длинный нос к дверям; в ад кузнеца не пустили; он вернулся к вратам рая, велел Петру забраться в его сумку, а сам занял его место и находится там до сих пор]: Jahn 1891, № 49: 256-263; немцы (Швабия) [бедный подмастерье трижды подает нищему крейцер, больше ничего нет; это был Бог, обещает три желания; подмастерье: чтобы трубка всегда полна табаком и сама зажигалась; чтобы по его желанию все что угодно попадало ему в сумку и не могло без его разрешения выбраться; и еще вечное блаженство; в таверне незаметно наполнил сумку деньгами, которыми расплачивались богатые посетители; на одном постоялом дворе хозяин сказал, что мест нет, кроме пустого замка, откуда никто живым не возвращался; подмастерье согласился; в полночь ворвался дьявол, но ничего не смог сделать тому, у кого есть вечное блаженство; подмастерье же велел ему забраться в сумку и бил до тех пор, пока тот пообещал в замок не возвращаться; благодарный хозяин оставил юношу у себя; умирая, тот велел положить в могилу с ним сумку; постучал в двери Рая; Петр его не пустил и отвел в Ад; увидев человека с сумкой, дьявол велел его не пускать; человек снова пришел к Петру, бросил в приоткрытую дверь сумку и велел оказаться в ней себе самому; выгнать его Петр не смог]: Meier 1852, № 78: 269-272; немцы (верхняя Австрия) [состарившись, кузнец отправился странствовать; отдал лепешку нищему; тот предложил на выбор: карту, которая всегда выигрывает, поющую птицу, и сумку, в которой окажется все, что пожелаешь и без разрешения оттуда не выйдет; кузнец выбрал сумку; увидел зайца – в сумку! заяц в сумке; попросился на ночлег; ему сказали, что из этого дома еще никто не вышел живым; кузнец не испугался; пришел черт – в сумку; так поймал троих, затем Сатану; отпустил за обещание больше не появляться в этом городе; решио посетить ад, но его оттуда прогнали; когда он состарился и пришла Смерть, велел и ей оказаться в сумке; однажды св. Петр встретил Сатану; каждый узнал от другого, что и к нему более никто не является; Петр велел кузнецу отпустить Смерть, но с тех пор она очень худая]: Balzamo 2004, № 40: 77-81; валлийцы [кузнец и пьяница Billy Duffy продал душу черту; трижды накормил, напоил пришедшего отшельника; тот предложил исполнить три желания; 1) кто возьмется за молот, будет бить им о наковальню, пока я его не освобожу; 2) сумка, из которой ничего нельзя извлечь без моего позволения; 3) кто сядет в кресло, не встанет без разрешения; перед окончанием срока черт дал Билли особенно много денег, он всех напоил; пришел черт, Билли велел ему стучать молотом; за освобождение черт дал Билли еще денег и 7 лет жизни; Билли заманил черта в сумку и начал бить – еще 7 лет; на третий раз Билли посадил черта в кресло; когда Билли, наконец, умер, его не пустили в ад, он отхватил кончик чертова носа; в рай тоже не пустили; слившись с чертовым носом, Билли превратился в блуждающий огонь]: Emerson 1894: 54-58.

Балканы. Сербы [человек отработал 9 лет, получил в уплату 9 талеров и краюху хлеба; встретил старца, тот попросил милостыню, человек дал ему талер; тот же старец выходит навстречу еще 9 раз; человек отдал все деньги и хлеб; старец спрашивает, чего бы ему хотелось больше всего; человек: такую сумку, в которую, но его желанию любой забрался и без разрешения оттуда не выбрался; также трубку с неистощимым табаком и коробку с неистощимой едой; старец (это был Бог) исполнил его желание; действие сумки человек тут же опробовал на зайце; царевна больна; человек взялся вылечить; велел трем чертям прилипнуть к сумке; царевна выздоровела; человек велел кузнецам бить чертей молотом, положив их на наковальню; каждый пообещал больше не появляться; человек получил царевну и полцарства, а после смерти тестя – все царство; состарившись, пошел к Богу просить смерти; св. Петр послал его в ад, но черти при виде его разбежались; так что он попал в рай]: Eschker 1992, № 28: 144-149; (ср. хорваты (Австрия) [многодетный кузнец пошел в лес вешаться; человек дал ему денег с условием встретиться через 7 лет, 7 месяцев, 7 недель, 7 дней и 7 часов; все это время кузнец много трудился; через 7 лет Иисус и св. Петр зашли к нему, чтобы подковать осла; кузнец отказался взять денег, у него их достаточно; Господь велит Петру вернуться и предложить кузнецу высказать три желания: они исполнятся; Петр каждый раз подсказывает, что следует попросить рай, но кузнец просит, чтобы севший на его скамейку без его разрешения с нее бы не встал; сунувший руку в карман его брюк ее бы не вынул; забравшийся на дерево не слез; когда за кузнецом пришел черт, тот предложил ему сесть на скамейку; стал мучить; отпустил за обещание не возвращаться; пришел второй черт, кузнец попросил его достать из кармана гвоздь, рука застряла; то же; на третий раз пришел сатана; кузнец выразил желание напоследок попробовать груш; сатана приклеился к дереву; отпущен за обещание, что больше никто не придет; в старости пришла Смерть, тоже приклеилась к дереву; когда кузнец сделался вовсе немощен, он попросил Смерть его забрать; сперва Петр его не пустил; черти тоже к себе не пустили – побоялись; кузнец снова к Петру, закинул в щель свои инструменты и Петр согласился: где они, там и ты должен быть]: Neweklowsky, Gaál 1983, № 22: 141-147); румыны [солдат возвращается со службы, заработав три цванцигера (1 цв.=20 крейцеров) и три крейцера; Бог и Св. Петр решают его испытать; Петр трижды выходит навстречу в образе нищего; солдат каждый раз подает 1 цв. ит 1 кр.; Петр предлагает исполнить желания; солдат просит здоровье, неистощимую трубку, палку себя защищать и сумку, из которой без его разрешения не выбраться; приходит в шинок еврея, которого по ночам мучают черти; солдат требует шнапса, колоду карт и три свечи; по мере появления трех чертей, сажает каждого в сумку; побив, отпускает за обещание больше не появляться; солдат приходит в город, где царь, чтобы перейти мост, вынужден обещать чертям отдать то, что только что приобрел; царь забыл, что его жена беременна; солдат обещал помочь; остался в комнате с младенцем, взяв с собой шнапс, карты и три свечи; снова отпускает чертей за обещание отказаться от претензий к царю; через два года за солдатом приходит смерть; оказавшись в сумке, обещает прийти за ним лишь тогда, когда он станет вовсе старой развалиной; вскоре он умер, взяв с царя обещание положить ему в гроб палку, трубку и сумку; в рай его не пускают, из ада черти гонят; солдат возвращается к дверям рая, велит стражам лезть в сумку и проходит; Бог хвалит его и освобождает стражей]: Bîrlea 1966: 409-410.

Средняя Европа. Лужичане [приезжает человек на осле; кузнец подковал осла, оставил хозяина на ночлег; тот обещает исполнить его три желания; кузнец хочет, чтобы севший в его кресло не мог встать, залезший на его яблоню слезть, забравшийся в мешок - вылезти без его разрешения; через несколько лет приходит мужчина-Смерть; кузнец просит его сесть в кресло, тот прилипает; кузнец отпускает его за обещание дать ему еще 10 лет жизни; через 10 лет просит Смерть забраться на яблоню сорвать пару яблок; отпускает за обещание за ним больше не приходить; к кузнецу приходит Черт, решает проникнуть через замочную скважину; кузнец подставляет мешок, завязывает в нем Черта, бьет, тот обещает оставить его в покое; отпущен]: Sagen aus Heide 1970: 115-119; чехи [человек обыграл Сатану и всех чертей в кости, поместил в мешок, отнес кузнецу, их там били, человек отпустил их за обещание более не являться; он заманил пришедшую за ним Смерть в мешок; люди размножились, голодали, но не умирали; человек отпустил Смерть, взяв с нее обещание не приходить за ним; устав от жизни, пришел к Св. Петру, но тот не пустил его в рай, т.к. ранее он пожелал не царствия небесного, а богатства; пришел в ад, но черти в испуге его не пустили; в конце концов Св. Петр разрешил пройти, сделал своим помощником]: Clouston 1887: 387-388; словаки [солдат возвращается со службы, имея лишь три монеты; отдает их нищим; Св. Петр дарит ему трубку, в которой нет кончается табак; карты, которые всегда выигрывают; мешок, в который по желанию владельца любой заберется; с помощью этих предметов солдат изгоняет чертей с постоялого двора; за солдатом пришла Смерть; он обыграл ее в карты, получив еще 10 лет жизни; когда пришла снова, он заманил ее в мешок и бросил в колодец; никто не умирает, пришлось Смерть освободить; ни в рай, ни в ад его не пускают; хитростью и с помощью еврея солдат проникает в рай]: Gašparíková 1993, № 33: 30 (=212: 143-144; бросает в приоткрытую дверь рая свой мешок и велит самому себе оказаться в нем); русские (Архангельская, поморы) [солдат возвращался на родину, поделился со стариком хлебом; тот подарил торбу: кому прикажешь в нее лезть, тот полезет; солдат увидел глухаря, приказал, глухарь – в торбу; князь построил дом, но в нем поселилась нечистая сила; солдат пошел туда ночевать; черти согласились играть его картами, а он их перекрестил; они проиграли, хотят разорвать солдата, а он загнал их в торбу; избил, отпустил с условием, что больше они не вернутся; князь обещал дочь за вызволение от чертей, но солдат согласился взять деньги; идет через лес, нагоняет Смерть, солдат велит ей лезть в торбу; добрался до дому и хорошо зажил]: Разумова, Сенькина 1987: 129-131; русские (Вологодская) [Солдат отслужил 25 лет, не получив ничего за службу, рассказывает встречному старичку о своей печали и получает от него карты и сумку, с которыми его «никто не обыграет и не обидит». Пытается переночевать в деревне – его не пускают потому что тесно, а в новый дом, в котором «ночевать нельзя», пускают. Солдат пьёт водку и перебирает карты, в полночь появляется множество бесят, начинают плясать, один ударяет его хвостом по щеке – солдат кричит «в сумку!», черти лезут в его сумку. Наутро хозяева несут для него гроб и удивляются, что он жив. Остаётся жить у них, женится на хозяйской дочери. Рождается девочка – решает взять в крёстные первую встречную женщину. Встречает старуху – смерть, зовёт её в крёстные, та соглашается, а на прощание даёт куму совет: если его зовут к больному и смерть стоит у того в головах – то пусть не берётся лечить, а если в ногах – то пусть лечит, спрыснув больного холодной водой. Солдат прослывает знахарем. Его зовут к заболевшему царю – смерть стоит в головах. Солдат велит переложить больного на скамейку, вертит скамейку, старуха-смерть не поспевает и оказывается в ногах – царь выздоравливает. Смерть грозит куму отомстить – он кричит «в сумку!» и забрасывает сумку на чердак. Через год к солдату приходит Микола милостивый с просьбой отпустить смерть, солдат держит её ещё два года, смерть грозится не приходить за ним, когда придёт срок. Солдат переживает свою семью, слышит слух о скором приходе антихриста и решает сам отправиться на тот свет. В рай его не пускают, зато пускают в ад. Ловит в аду чертей, делает из них роту и начинает муштровать. О нём узнаёт сатана, приходит и предлагает сыграть в карты: выиграет он – забирает душу солдата, выиграет солдат – он забирает одну из душ из ада. Сатана проигрывает. Бесы узнают, что это у него они сидели в сумке, жалуются и выгоняют его из ада – уходит, забрав души жены и дочери. Приходит к раю – апостолы отказываются его пускать, но соглашаются пропустить жену и дочь: солдат встаёт между ними и все трое попадают в рай]: Бурцев 1895, № 34: 153-159.

( Ср. Иран – Средняя Азия. Пуштуны [Джемаль-хан посватался к дочери Муса-хана (ее все зовут Зибо), но разорился и пошел странствовать; З. пишет ему письмо: ее выдают за другого; Д. видит четырех малянгов (дервишей), спорящих из-за коврика-самолета, котомки, в которую попадет все, что пожелаешь , дубинки, которая бьет, и веревки, которая связывает; пускает стрелу: кто принесет, получит волшебные предметы; сам садится на коврик, берет предметы, прилетает домой в Кандагар; веревка всех связала, дубинка избила, Д. получил З.; { мотив котомки не использован }]: Лебедев 1958: 18-22).

Балтоскандия. Литовцы [163 варианта; паныч дал кузнецу денег, взяв расписку кровью; кузнец подковал коня Св. Петра; попросил за это, чтобы без его разрешения никто не смог вынуть руку из мешка с гвоздями, встать со стула и слезть с яблони; через три года паныч пришел за деньгами; он просит его сунуть руку в мешок; его брата, который затем пришел, сесть на стул; другого брата залезть на яблоню; каждого мучает раскаленными клещами, прежде чем отпустить с обещанием больше не приходить; умирая, кузнец просит положить в гроб молоток и гвозди; его не пускают в рай: не все гвозди вбил в подкову Св. Петра, обманул; черти не пускают его в ад, а когда он сломал дверь, они разбежались; пришлось кузнеца взять в рай, а чертей загнали назад], 66 [человек дал старику хлеба; тот выполнил его просьбу: без его разрешения никто не встанет и никто не слезет с яблони; черт сел на камень, Смерть забралась на яблоню; однажды он отпустил их; черт убежал, а Смерть пришла к Богу; тот разрешил убить этого человека; но она его не узнала и стала резать всех подряд, был большой мор]: Кербелите 2014, № 65: 146-148; латыши [солдат возвращается со службы; один и тот же старик трижды навстречу, каждый раз получает дукат; взамен дает кожаный мешок; всякий, кому солдат велит это сделать, туда прыгнет и сам не выберется; черт велел королю послать троих дочерей на ночь в старый замок; кто их спасет, станет королевским зятем; первую ночь солдат зажигает множество свечей, трехглавый черт не вошел; то же во вторую – шестиглавый; на третью ночь солдат сажает девятиглавого черта в сумку, бьет, заставив наполнить замок золотом; после свадьбы солдат умер, сделан привратником в раю; Смерть просит ее впустить, чтобы спросить, кого ей косить; солдат идет сам спрашивать у Бога; тот отвечает, что стариков, солдат говорит, что старые дубы; в следующий раз вместо людей средних лет – средние дубы; затем вместо младенцев – молодые дубки; на четвертый раз пришлось пропустить Смерть к Богу; тот велел солдату носить ее три года у себя на спине, а ей скосить всю его родню; но солдат велел Смерти залезть в рожок и оставил там; заболевшие выздоровели; когда солдат ее отпустил, Бог велел Смерти больше не спрашивать разрешения]: Гришина 1993: 234-244; ливы [св. Петр и солдат встретились, идут вместе; у короля умерла дочь; св. Петр берется ее оживить; велит оставить его одного с мертвым телом; положил в кипящий котел, разварил, вновь собрал кости, они обросли плотью, девушка ожила; от награды св. Петр отказался; солдат подглядывал; считает своего спутника за дурака, раз тот ничего не хочет; расставаясь, св. Петр дарит солдату сумку, в которую по его желанию любой заберется, а выйти не сможет; солдат приходит к другому королю, у которого умерла дочь; берется ее оживить; тело сварил, а оживить не получается; появляется св. Петр, оживляет девушку; ночью комната, где спит солдат, полна чертей, солдат направил их в сумку; отдал кузнецу, тот бьет молотом вместе с помощником; два черта убежали, 8 убиты; солдат решил, что состарился, пошел в ад; его не пустили; в рай св. Петр не пускает; согласился взять сумку; солдат пожелал самому оказаться в сумке; так попал в рай]: Loorits 2000(4): 252-255; эстонцы [солдат трижды встречает в лесу старичка; делится с ним хлебом, пока у самого ничего не осталось; старичок говорит, что он Петр, предлагает пойти вместе с ним; оставшись с тяжело больным наедине, сделал его здоровым; родственники предлагают деньги, Петр не взял, солдат взял; дальше хозяйка дала барана; Петр велел зажарить, но без него не есть; солдат съел сердце; сказал, что сердца и не было; принц тяжело болен; Петр стал варить его в котле, вычистил кости, оживил именем св. Троицы; Петр не взял денег, солдату набили ранец золотом; Петр делит его на три части: третья тому, кто съел сердце; солдат признался; Петр отдал ему все и они разошлись; умерла принцесса, солдат пришел ее оживить по методу Петра, но ничего не получилось; вошел Петр и оживил принцессу; простил солдата и дал свойство его ранцу: что он захочет туда поместить, то там и окажется и без разрешения не выйдет; на постоялом дворе нет мест: ночью приходят черти; солдат остался и когда черти напали, велел им забраться в ранец; пришел к кузнецу, попросил расплющить ранец молотом; когда выпустил, черти избиты до посинения; солдат уже стар; Петр: вот две дороги; солдат выбрал широкую, пришел в ад, черти его испугались и не пустили; у дверей рая попросил Петра взять хоть его ранец, сам в нем оказался; Петр повесил его на воротах, он там так и висит]: Järv 2020: 250-256; эстонцы (Юри) [тому, кто срубит за день дуб у него в саду, король обещает дочь, а кто не успеет, у того со спины вырежут ремни; пошел старший брат, срубил больше, чем до середины; подошла с обедом принцесса; когда парень собрался закончить работу, увидел, что ствол снова цел; вернулся с ободранной спиной; то же средний брат; младший брат взял с собой дудку; по пути увидел рубящий топор, скомандовал ему «Полезай в торбу!»; то же с лопатой; с кнутом; топор сам срубил дуб; король велел до утра вырыть колодец, лопата вырыла; велел пасти зайцев и к вечеру вернуть в целости; парень играет на дудке, зайцы собираются; король посылает дочь купить одного зайца; та заплатила золотом; парень сыграл на дудке, заяц вернулся; то же со второй дочерью; с самим королем; каждый раз плата выше; король обещал отдать дочь, но сперва велел парню провести ночь в комнате с медведем; медведь требует его побрить; парень просит сперва сунуть лапы в щель бревна; лапы не вытащить, парень напустил на медведя кнут, тот содрал ему всю шерсть; король отпустил парня с дочерью, затем послал медведя задрать обоих; парень раздел принцессу, показал медведю; медведь вернулся и сказал королю, что те такие же голые, как он сам, он ничего против них не может]: Mälk et al. 1967, № 87: 296-298; финны [батрак заработал 3 эре, купил три хлеба, пошел странствовать; дает трем нищим по хлебу; один дарит сумку, в которую влезает все, что захочешь; карту, которая всегда выигрывает; сумку в которой не переводятся деньги; спускает с неба в сумку стаю гусей; останавливается в доме, отдав в уплату гусей; хозяин поселяет его в комнате, куда приходит черт; человек обыгрывает его, забирает деньги; заманивает в сумку, велит кузнецам бить ее молотами, велит черту убираться подальше; в следующий раз предлагает стать большим, затем крохотным, заманивает в бочку, затыкает; выпускает за обещание не возвращаться; женится, ищет крестника для ребенка, навстречу Смерть; Смерть дарит крестнику мазь, вылечивающую любые болезни; приходит к смертельно больному королю; смерть стоит в головах; человек поворачивает кровать, успевает подойти к голове раньше Смерти, мажет мазью, король выздоравливает; Смерть хочет его убить, человек велит ей забраться в сумку; отпускает за обещание дать ему еще 30 лет жизни; если он скажет кому-нибудь «Глубоко благодарен», то сразу умрет; он их произносит, Смерть ведет его в рай, там не хотят картежника; в ад; он играет с чертом, выигрывает множество душ, кладет их в свою сумку; ее понесли в рай; он направил ее на себя, попал в сумку, оказался в раю]: Salmelainen 1947: 14-18 (=Goldberg 1953: 31-46).

Волга – Пермь. Удмурты [солдат дал нищему хлеба, тот подарил сумку, в которую, по желанию, все войдет и не выйдет без разрешение; он велел забраться в сумку шайтанам и Смерти, повесил на дерево, велел проходящим бить сумку палкой; старики перестали умирать, стали просить смерти; солдат взял с шайтанов расписку в том, что больше они не явятся, а со Смерти не взял, поэтому умирают не только старики]: Кралина 1960, № 100: 286-287.