Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I10A. Цветные ярусы неба. .12.17.26.29.32.34.36.37.52.53.68.72.

Отдельные ярусы или категории неба или облаков различаются цветом.

Западная Африка. Бамбара [создатель Faro создал 7 небес; на первом дождевые облака, здесь обитает сам Ф.; второе – белое небо, чистое и ясное, здесь живут души людей и животных и духи; третье – черное, здесь другие духи; на четвертом Ф. судит мир, на пятом, красном, Ф. судит нарушителей запретов, здесь огонь, кровь и дым; на шестом Ф. хранит тайны мира; на седьмом находится сам Ф., отсюда по утрам тянет за веревку солнце]: Knappert 1997: 54.

Передняя Азия. Ассирия и Вавилония [из текста таблички KAR 307 (Ашшур, новоассирийский период): «The Upper Heavens are lulud ān ītu -stone {камень красноватого цвета}. They belong to Anu. He settled the 300 Igigi inside. / The Middle Heavens are saggilmud -stone {камень голубого цвета}. They belong to the Igigi. Bel sat on the high dais inside, / in the lapis lazuli sanctuary. He made a lamp ? of electrum shine inside. / The Lower Heavens are jasper. They belong to the stars. He drew the constellations of the gods on them»; из текста таблички AO 8196 (нововавилонский период): «The Upper Heavens are luludānītu -stone. They belong to Anu. / The Middle Heavens are saggilmud -stone. They belong to the Igigi. / The Lower Heavens are jasper. They belong to the stars»]: Horowitz 1998: 3-11, 13-15.

Китай – Корея. Древний Китай [дух воды Гунгун потерпел поражение от своего отца духа огня Чжужуна ; желая покончить с собой, Г. бьется головой о западную гору Бучжоу, служившую опорой небу; вершина горы обламывается, небо склоняется к западу; часть небосвода отвалилась, начались мировой пожар и потоп; Нюйва расплавила камни пяти цветов, заделала отверстие в небе; так объясняется различие в оттенках цвета неба; Н. отрубила четыре ноги у черепахи, использовала их как подпорки под небосвод; небосвод остался покосившимся к западу, в ту сторону скатываются светила; земля же покосилась к востоку, туда текут реки]: Юань Кэ 1987, гл.2: 51-52; мяо [небо было низко, за него задевали ношей хвороста, пестом рисорушки; прадед поднял его, установив по четырем углам опоры из благовонного дерева; растянул цветные холсты, из них получились разноцветные облака и разноцветные камни; сделал солнце из золота, луну из серебра, звезды из цветных камней; под землей живут карлики, которым скорлупки яиц служат сосудами; на небе живут великаны]: Schotter 1911: 326.

Кавказ – Малая Азия. Азербайджанцы (Елисаветпольская губ.) [есть семь небес, каждое своего цвета]: Ширакуни 1904: 211; турки : Ермакова 1993 [наиболее подробно мусульманская космогония отражена в сочинении XVI в. Курк Сюаль («Сорок вопросов») неизвестного автора под псевдонимом Фираки; иудейские мудрецы задают Мухаммеду вопросы, чтобы узнать, действительно ли он посланник Бога; первичная материя из зеленого топаза; второе небо из расплавленного неочищенного серебра; третье из красных рубинов, четвертое из жемчуга, пятое из красного золота, шестое из рубинов; на седьмом колонна из зеленого изумруда со сводом из белого жемчуга; на ней птица вроде петуха, ее полторы тысячи крыльев покрыты драгоценными камнями; первый рай из красного золота, второй из красного яхонта, третий из зеленого топаза, четвертый из серебра, пятый – не указано, шестой из рубинов, седьмой из изумрудов, восьмой из света]: 150-151; (богословский трактат «Кырк сюаль» Фурати, XVI в.) [«Первое небо служит источником грома; один необычайно великий и страшный ангел заведует облаками и распоряжается дождями, по его воле в каждую провинцию посылается дождь, у него каждая капля дождя на счету. Второе небо состоит из необделанного, расплавленного серебра, название его “Афнусь” <...> Третье небо – из красного рубина, название его “Кызум” <...> Четвертое небо – из жемчуга, название его “Маус” <...> Пятое небо – из красного золота, наименование его “Дальва” <...> Шестое небо – из блестящих рубинов, название его “Кыясь” <...> Седьмое небо из света, наименование его “Ариба”»]: Фурати 1889: 8-9..

Волга – Пермь. Коми [ Ен (бог) в виде лебедя плюнул, из плевка появился Омöль (черт) в виде гагары, который ныряет и приносит землю; Ен творит сушу; в небе семь ярусов, нечетные создал Е., четные О.; каждое небо одного из цветов радуги (то же на Выми, отмечено Г.А. Старцевым); О. просит дать ему столько земли, сколько надо, чтобы забить кол; из дырки выходят насекомые, гады]: Сидоров 1924 в Плесовский 1972: 42; чуваши [есть семь небес: голубое, ветреное, белое, инеистое, снежное, дождевое, градовое]: Салмин 2004: 154.

Южная Сибирь - Монголия. Шорцы [в земле Ульгеня 9 небес; на нижнем молния, сарыдже ("желтая"); это плеть бело-сивого коня Ульгеня, гром – удары плетью; второе – кöк-кур ("синий пояс"), здесь синяя часть радуги – тенгри-челизе ; третье – кызыл-кур , четвертое – кыр-кур ("серый пояс"), пятое – кöктамош-кур ("голубой пояс"), шестое – кызыл-тенгри ("красное небо"); на седьмом – луна и звезды, на восьмом – солнце, на девятом – Ульгень; у челканцев хозяин нижнего неба Пактан-Пугра, у У. жена Чаашин, или Солтон]: Хлопина 1978: 70-71; алтайцы [небо представлялось семислойным; первый слой – Синее Небо, далее красное (там останавливаются молнии; это Огненный Кайракан); далее белое и серое]: Ойноткинова 2022: 78.

Восточная Сибирь. Западные (вилюйские) якуты : Попов 1949 [есть девять ярусов, или небес (халлāн), различных по цвету]: 259.

Амур - Сахалин. Нанайцы : Ю.Сем 1990 [внешний каменный свод верхнего мира скрыт от нас слоями разноцветных облаков]: 128; уст. сообщ. 2002 [пять слоев облаков: синий, белый, красный, черно-синий, белый как молоко; семь слоев: прозрачн., синий, чистый, черный, красный, белый, каменный]; (ср. маньчжуры [в небе была дыра; когда небо сердилось, оно бросала вниз камни; Gege Hailun (Gege – "высокочтимая принцесса") переплавила с помощью Западного Будды цветные камни, заделала ими отверстие, стала небесной богиней; люди перестали опасаться падающих с неба камней]: Wei et al. 2001, № 4.1: 195).

Мезоамерика. Тараски [на востоке богиня Cuerauáperi ("мать всех земных богов", Relación, p.72) создает облака, выпуская их на землю; это ее четыре дочери Красное Облако, Белое Облако, Желтое Облако, Черное Облако]: Corona Núñez 1957: 71.

Гондурас - Панама. Брибри : Bozzoli et al. 1985 в Gonzáles Chaves, González Vásquez 1989 [спускаясь на землю, Сибу (создатель) проходит сквозь четыре цветных облака (=ярусов неба) – белое, синее, красное, пестрое]: 153; Segundo Sánchez 1997 [на небе Sibö в устье двух рек увидел купающихся женщин; одна стал брызгать в него водой, чтобы он не смотрел; он отбежал, оступился, провалился вниз, успев превратить женщин в бабочек и стрекоз (с тех пор эти две реки называются Рекой Бабочек и Рекой Стрекоз); С. падал сквозь зеленое, красное, желтое, черное, белое облако, ни одно не сумело его удержать; Летучая Мышь также не сумел; падая дальше, С. оказался в том из верхних миров, имя которого Sotaba Sokola Ká; в нем обитают стервятники; разбился на кусочки, вождь Стервятников проглотил его сердце; помощник С. Sula собрал кусочки, ударил Стервятника палкой по голове, тот отрыгнул сердце; С. вернулся на верхнее небо; тень сердца С. остался в желудке стервятника; это камень, который находят там и используют против глистовz 1997 []: 46]: 46.

Южная Амазония. Бороро [есть несколько небес разного цвета; на белом живут злые духи, на красном добрые, на синем отец и мать духов, а также души мертвых шаманов и шаманок]: Albisetti, Venturelli 1962: 776-777 в Baldus 1968-1969: 20.

Чако. Чамакоко : Metraux 1946b [чамакоко выделяют пять слоев мира выше земли и два ниже, каждый своего цвета]: 366; Wilbert, Simoneau 1987a, № 8 [у шамана умерла жена; он поднялся в верхний мир; на первом небе, где живет Немурт , все в огне; следующее – желтое, самое верхнее - синее]: 40.