Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I131. Нить жизни. .15.20.27.-.29.31.(.34.).35.36.

Жизнь каждого человека соответствует нити, когда нить обрывается, человек умирает.

Латиняне, Ламотрек, остров Пасхи, Древняя Греция, болгары, македонцы, сербы, чехи, украинцы, осетины, Старшая Эдда, литовцы, латыши, (алтайцы), северные ханты, южные селькупы, нганасаны, западные (?) эвенки.

Южная Европа. Латиняне [из эпитетов Карменты, вероятно, возникли три парки (Нона, Децима, Морта), отождествленные с тремя мойрами, прядущими и обрезающими нить жизни]: Штаерман 1982: 290.

Микронезия – Полинезия. Ламотрек [человек рождается на земле, но его нить жизни тянется в небо; когда умирает добродетельный человек, его нить прямая, а когда порочный - спутанная; женщина Oleiguso обрезает нить, а Litafidjor ее dreht {прядет?}, поддерживает в порядке и дает Eluelap'у]: Krämer 1937: 150-151; Волеаи [Alúelap создал Волеаи; его брат Saulal - хозяин рыбы в облике сирены; их мать - Límagei; ее сестра Litóbeo сидит на небе, обрезает нить жизни человека, он тогда умирает]: Krämer 1937: 279; остров Пасхи [у женщины Ренга дочь Нуахине, у нее первые месячные, мать носит ей в пещеру еду; в полнолуние она выходит купаться, видит юношу; это Месяц, брат Солнца; она соглашается выйти за него замуж; он поднимает ее на луну; она там бессмертна, но состарилась; прядет нити судьбы людей; когда обрывает нить, человек умирает; нельзя смотреть на полную луну]: Федорова 1978, № 6.1: 76-78.

Балканы. Древняя Греция [Гера об Ахиллесе: «Потом же претерпит он все, что ему при рожденье / Выпряла с нитью судьба: когда родила его матерь» (пер. В.В. Вересаева)]: Hom. Il. XX. 127-128; [Гекуба о Гекторе: «Такую ему уже долю / Мощная выпряла, видно, Судьба, как его я рождала» (пер. В.В. Вересаева)]: Hom. Il. XXIV. 209-210; [Алкиной об Одиссее: «А там уж пускай / Полностью вытерпит все, что судьба и зловещие пряхи / Выпряли с нитью ему, когда родила его матерь» (пер. В.В. Вересаева)]: Hom. Od. VII. 196-198; [«Призыв к согражданам» Каллина (первая половина VII в. до н.э.): «Смерть тогда лишь наступит, когда нам на долю / Мойры ее напрядут...» (пер. Г. Церетели)]: Callin. Fr. 1 (Gent.-Pr.). 8-7 (Гаспаров 1999: 231); [Алкман (вторая половина VII в. до н.э.): «И нить тонка, и жестока Ананке!» (пер. В.В. Вересаева)]: PMG 102 (Гаспаров 1999: 314); [«Фиваида» Стесихора (ок. 632-556 гг. до н.э.): «Если ж судьба мне узреть, как сына сын убивает, / Если судьбы моей нити так спряли Мойры, / Лучше бы сразу кончиною страшной жизнь завершилась» (пер. Н. Казанского)]: Stesich. Theb. 211-213 (Гаспаров 1999: 318); [анонимный гимн Мойрам, приписываемый в античной антологии Еврипиду, но больше напоминающий хоровую лирику V в. до н.э.: «Внемлите, о Мойры! / При троне Зевеса / Ближе всех богов восседаете вы! / Адамантовыми челноками / Ткете вы, сплетаете / Непреложные, неизбежные / Помыслы всех стремлений!» (пер. О. Смыки)]: PMG 100 = 1018a (Гаспаров 1999: 407); [«Прялка» Эринны (конец IV в. до н.э.): «И все-таки мне постоянно / Пурпурный Стыд раздирает ланиты и, став предо мною, / Так говорит: “О Эринна, вот ты при матери милой / Уж девятнадцать годков прожила, все глядя на прялку. / Помни, что быстро прядут свою нить веретена у Мойры, / Помни, что руки Гелло обнимают объятием крепким”» (пер. О. Смыки)]: PSI 1090. 35-40 (Гаспаров 1999: 207); [«Описание Эллады» Павсания (II в.): «Олен Ликийский, который жил в самые древнейшие времена и составил много гимнов для делосцев, написал между прочим и гимн в честь Илитии; он называет ее там прекрасноткущей, явно уподобляя ее богине Судьбы; он утверждает, что она была старше Кроноса» (пер. С.П. Кондратьева)]: Paus. VIII. 21. 2; Лосев 1982 [Мойры Лахесис (дает жребий до рождения человека), Клото (прядет нить жизни), Атропос ("неотвратимая")]: 169; болгары : Стойнев 2006 [орисницы, речиницы (и др. варианты названий по областям) - три сестры в доме Солнца на краю мира (среди переселенцев из эгейской Фракии и Малой Азии - один, двое или трое мужчин); определяют судьбу человека от рождения; мать или акушерка может порчувствовать их присутствие; Бог не может изменить их решение; в Македонии и на западе Болгарии - разматывают и отрезают нить жизни человека; судьба запечатлена у человека на лбу]: 223-224, 304; Плотникова, Седакова 2014 [судженицы приходят в дом к новорожденному с карандашом, бумагой, реже – с веретеном или клубками ниток, при этом одна судженица прядет или разматывает клубок, а другая отрезает нить, обозначая таким образом продолжительность жизни ребенка]: 200; македонцы (Малешево) [атрибуты суджениц, мифологических существ женского пола, определяющих судьбу ребенка при рождении, – прялка и веретено, книга, ножницы]: Плотникова, Седакова 2014: 200; сербы [в сказках Судьба прядет нить жизни новорожденного]: Валенцова 2004: 407.

Средняя Европа. Украинцы (Галиция) [о смерти говорят урвалась му нитка ]: Седакова 2012: 205; чехи [судженицы приходят в дом к новорожденному с карандашом, бумагой, реже – с веретеном или клубками ниток, при этом одна судженица прядет или разматывает клубок, а другая отрезает нить, обозначая таким образом продолжительность жизни ребенка]: Плотникова, Седакова 2014: 200.

Кавказ – Малая Азия. Осетины (иронцы, сел. Едыс, 1928 г.) [эпизод нартского сказания: «При этих словах у Амзора из рук выпал кувшин, и Сайнаг-алдар сказал: “Чтоб твоя нить [жизни] оборвалась! Разве пора тебе о жене думать?! Как это кувшин мог выпасть из твоих рук?”»]: Хамицаева, Бязыров 1989, № 116: 371.

Балтоскандия. Литовцы [verpeya (пряха) прядет нити для жизни каждого младенца, каждая заканчивается звездой; когда человек умирает, его нить рвется, а звезда гаснет и падает]: Narbutt 1835, 1, 71-72 в Grimm 1883(2): 722 (также в Vaiškūnas 2001 [в конце каждой подобной нити – звезда]: 159); латыши [Kārta - богиня судьбы; выступает вместе или чередуется с Деклой и Лаймой, образуя аналогию трем паркам]: Иванов, Топоров 1980б: 625; Эдда (Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга) [когда родился Хельги, «норны явились / судьбу предрекать / властителю юному; / судили, что он / будет прославлен, / лучшим из конунгов / прозван будет. / Так нить судьбы / пряли усердно, / что содрогались / в Бралюнде стены; / нить золотую / свили и к небу – / к палатам луны – / ее привязали» (пер. А.И. Корсуна)]: Старшая Эдда 1963: 73.

( Ср. Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы [шаманы называют Эрлика kaiраkан; этот эпитет выражает смысл «царь острый, режущий», т.е. готовый всегда приносить страдание и смерть; душа человека называется «нитяной», непрочной («нитяную душу выкроил, создал»); в молитвах часто называют Эрлика отцом и творцом души человека («выкроивший душу для жизни»)]: Анохин 1924: 3).

Западная Сибирь. Северные ханты (казымские, д. Юильск) [у Калтащ имеется посох, на котором множество сухожильных нитей, каждая – человеческая жизнь; на каждой завязан узелок, у одних в начале нити, у других в конце; это срок жизни; внук К. – дух смерти и болезней, исполнитель ее воли по своевременной доставке душ мертвых в низовья Оби, где находится мир мертвых]: Молданов 1999: 66; южные (?) селькупы [паучиха Варга-пакуля-кота живет в одной из комнат подземного дома; сматывает нити бангос в клубки, их глотает мать-земля; все живые существа связаны с землей этими нитями; когда нить рвется, человек или животное умирает]: Пелих 1998: 18; нганасаны [человек, у которого похищена душа ņilti, продолжает некоторое время жить, пока не разорвется другая душа, baţuţu; baţuţu – это нити, спускающиеся с верхнего мира к человеку и связывающие его с создателем мира; по словам шамана Дюхадие: «Каждому человеку от его создателя Ņьlьta ƞuo опускаются сверху нити. Я пробую их крепость, потягивая, если они при этом недостаточно туго натянуты и вытягиваются, я тогда считаю дыхание больного не совсем укрепившимся и медлю с камланием к верхним духам. Если же нити натянуты туго, подобно нитям из оленьих сухожилий, камлаю без всяких колебаний»; эти нити при болезни человека постепенно утончаются и, когда они совсем разорвутся, никто уже не в силах спасти больного; именно поэтому шаман и подтягивает нити прежде, чем камлать]: Попов 1976: 32; [состояние жизни человека определяется Луной (или Солнцем); оно зависит от того, какую нить бросает ему Луна, удерживающая другой конец нити у себя; если нить толстая, крепкая, «двойная, четырехмотанная», человек проживет долго, «120 и больше лет жить будет»; если умирает молодым – «тонкая нить была у него»; про умершего младенца скажут, что его нить была совсем короткой; в момент смерти Луна отрывает нить от сердца и этим прекращает дыхание]: Грачева 1983: 61; западные (?) эвенки (группа не указана, но Анисимов работал где на Подкаменной Туннуске) [судьба представлялась как невидимая для глаза простого смертного нить, которая идет от головы человека в верхний мир – угу буга , прямо в руки к верховному божеству; при помощи этих нитей верховное божество, маин , управляет людьми: куда поведет невидимой нитью, туда и пойдёт жизнь человека; если маин оборвёт ниточку-судьбу, человек умирает; в тех случаях, когда эту ниточку божество обрывало нечаянно, шаман, с позволения божества, влезал на спину своего духа-помощника калир (оленя с рогами лося и хвостом рыбы) и связывал узелком порванную нить души-судьбы]: Анисимов 1958: 60, 62; ср. долганы [высшая душа человека живет на небе; к ней от человека тянется с земли невидимая нить; при помощи этой нити высшая душа соединяется со средней, обитающей внутри человеческого тела и составляющей источник его жизни]: Анисимов 1958: 62 (со ссылкой на устное сообщение А.А. Попова).