Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I132A. Девушка на качелях солнца. .27.29.32.

Девушка садится на качели и они поднимают ее на небо.

Болгары, гагаузы, лезгины, мордва, мари.

Балканы. Болгары [в Марию влюбился мужчина-Солнце, она не выходит из дома; мачеха постирала пеленки своего ребенка, разостлала, начался дождь, она послала М. их собрать; увидев М., Солнце трое суток не заходило, спалило множество людей; мать Солнца советует ему на Пасху устроить качели на гнутой вербе; М. сядет на них, ты поднимешь ее на небо ; мачеха вслед кричит, чтобы М. говела {} свекрови и свекру 9 лет, деверю Огняну 4,5 года, мужу – год с половиной; М. молчит, Солнце устал ждать полтора года, взял Жену-Деницу; во время венчания М. держала свечи и у нее загорелись пальцы; ДД: пусть ты немая и глухая, но разве не видишь, что пальцы горят; М.: простите мое говенье, это мачеха мне наказала; Солнце: не желаю ДД, желаю М.; ДД взмолилась богу, чтобы стать птичкой, тот превратил ее в ласточку]: Смирнов 1976: 26-29; гагаузы [у барина три дочери, он ищет, кто сможет пасти его лошадей; идет старшая дочь, отец обратился в медведя, вышел навстречу, девушка убежала домой; то же средняя; младшая идет за советом к старухе; та велит дать лошадям раскаленные угли, взять ту, которая станет их есть; тощая кобыла стала есть, девушка села на нее, собралась застрелить медведя; отец благословил ее пасти лошадей три года; Солнце в нее влюбилось, но не понимает, девушка это или мужчина; мать Солнца советует посмотреть, как та мочится и какие вещи покупает на базаре; девушка мочится по-мужски, на базаре берет лишь вещи для мужчин; через три года показывает Солнцу грудь и косу; мать Солнца советует поставить золотую качель; девушка на нее села, Солнце ее подняло; ладонка посоветовала девушке семь лет молчать; тогда Солнце взяло себе другую невесту ; та велит первой принести сито от матери-Воскресенья; Воскресенье посылает к Пятнице, та – к Среде, Среда говорит, что сито взял хобур; хобур велит играть на скрипке, идет за ситом, но на самом деле – точить зубы; мышка вызвалась прыгать по струнам, бежать; хобур убил мышь, гонится следом; девушка бросила холст (река; хобур приложил одну губу к земле, другую к небу, выпил воду), щетку (лес), камень (каменистое место, хобур не может перейти); девушка принесла сито; вторая невеста: эй ты, немая, принеси горшок; девушка: чтоб у тебя отнялся язык ; Солнце резало барана, услышало, бросилось к девушке, руки в крови; девушка стала ласточкой, вторая невеста козой, обе ушли через трубу, Солнце до сих пор не женилось]: Мошков 1904, № 30: 42-44.

Кавказ – Малая Азия. Лезгины [ангел во сне говорит бедняку, что одну из трех дочерей он должен отправить чабаном на небо; лишь младшая согласна; переоделась в мужскую одежду, ветер поднял ее вместе с собакой на небо с вершины горы; на небе овцы у отца и у сына; отец говорит, что парень, сын подозревает, что девушка; она выдерживает все испытания (попала в цель, собака ночью поменяла положенные под хозяйку фиалки - под женщиной фиалки завянут, а под мужчиной нет); через семь лет ее отпустили; с неба юноша увидел, что это все-таки девушка; в праздник все качались на качелях, собака не пускала девушку, но она села на них, качели подняли ее снова на небо ; ей пришлось выйти замуж; свекровь не давала ключей; заснула, девушка взяла ключи, стала открывать комнаты; в одной кувшины, в которых луна, солнце, дождь, ветер; она сняла крышку, увидела землю, где мать с отцом, прыгнула в этот кувшин; летела и превратилась в солнечные лучи; парень от горя прыгнул в кувшин со снегом, превратился в снежинки]: Ганиева 2011b, № 20: 235-237 (=Халидова 2012, № 10: 37-39).

Волга - Пермь. Мордва [неряшливая, нерадивая девица идет полоскать белье на берег Суры; начинается гроза; от страха она предлагает себя в снохи-служанки Вере-пасу – Нишке-пасу (здесь - синонимы); с неба спускается серебряная зыбка, она садится в нее, поднимается ; гром – ее свекор, туча – свекровь, молния – муж; Вере-пас – Нишке пас разрешает ей отпереть шесть амбаров, седьмой не отпирать, а если отопрет, оглянуться через правое плечо; в первом холод, во втором туман, в третьем пятница (старик), в четвертом – воскресенье, в пятом зима-старик, в шестом – лето-старик; в седьмом видит родную землю, отец с матерью совершают по ней поминки; ВП-НП отпускает ее на час, велит не рассказывать свою историю и не брать никого с собой; младший брат пошел за ней, убит громом]: Paasonen 1909, № 3: 30 в Эндюковский 1932: 236-237; (ср. Paasonen 1947, № 2 [у супруги бездетны; наконец, женщина забеременела, но три года не может разродиться; обещает дочь в невестки небесному богу, если родит; когда девочка выросла, мать не пускает ее из дома гулять с подругами, но отец отпустил; вихрь унес ее на небо; небесный тесть запрещает заглядывать в дальний амбар, смотреть в нижнее окно; она заглядывает, видит внизу родной дом; ее глаза покраснели от слез; она объясняет, что это цапли летели, замусорили ей глаза; затем – что мать ветра; небесный бог спрашивает мать ветра; та отвечает, что невестка не послушалась и стала смотреть, как на земле ее подружки играют с яйцами]: 5-14); мари [кобыла старика и старухи принесла 41 жеребенка, те ушли за море; старик посылает дочерей на поиски, старшая готова пойти; отец велит идти окольной дорогой; сам надевает медвежью шкуру, идет по прямой; дочь видит медведя и возвращается; то же средняя дочь; младшая бьет мнимого медведя прутом, катит дальше свою тележку; за морем переоделась мужчиной, стала жить у старушки, у той сын Улем; тот подозревает, что рядом девушка; они поймали 10 лошадей, затем 20, затем остальных; мать советует У. повести товарища в баню; девушка велит своей собачке утащить кошелек У.; пока тот за ним побежал, она вымылась; привела лошадей к морю; чтобы У. помог их переправить, призналась, что она девушка, и велела на Пасху прислать шелковую качель; стала качать родных, затем других, затем улетела на качелях к У . ]: Тудоровская, Эман 1945: 33-36.