Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I140. Жезл Моисея. .17.

Брошенный наземь жезл превращается в живую змею.

Ветхий Завет, арабская письменная традиция, арамеи.

Передняя Азия. Ветхий Завет : Исх. 4: 1-4, 7: 8-12 [1) «И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?]. И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его»; 2) «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте [знамение или] чудо, то ты скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой и брось [на землю] пред фараоном [и пред рабами его], – он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы»]; Flav. Jos. Antiquit. II. 12. 3; 13. 3 [«Иудейские древности» Иосифа Флавия (I в. н.э.): 1) «Но Господь Бог посоветовал Моисею быть увереннее и обещал лично помочь, даровав ему, где нужно будет, красноречие, а где потребуется наглядный пример – соответствующую силу. При этом для большей убедительности Своего обещания Господь Бог повелел Моисею бросить на землю посох. Когда он это сделал, то посох обратился в змею, которая стала извиваться спиралью, подняла голову, как бы готовясь защититься от нападающих, а затем опять обратилась в посох. После этого Господь Бог повелел Моисею сунуть правую руку за пазуху. Сделав это, Моисей вынул ее, и она была бела и похожа по цвету на известь, но потом опять обратилась в прежнее обычное свое состояние. Далее Господь приказал взять где-нибудь поблизости воды и вылить ее на землю, и он увидел, что вода обратилась в жидкость, похожую на кровь» (здесь и далее – пер. Г.Г. Генкеля); 2) «Когда же царь начал глумиться над этим, Моисей на деле дал ему возможность своими глазами увидеть те чудеса, которые произошли на горе Синай. Однако царь рассердился и назвал его гнусным обманщиком, который бежал когда-то от египетского рабства, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается своими фокусами и магическими представлениями ввести людей в заблуждение. С этими словами он одновременно отдал приказ жрецам показать Моисею те же самые чудесные вещи, чтобы он убедился, что и в этой науке египтяне достаточно сведущи (и чтобы он не считал себя единственным обладателем такой божественной силы; он ведь показывает свои необычайные вещи лишь для того, чтобы заручиться доверием необразованного простонародья). Затем жрецы бросили свои посохи на землю, и они обратились в змей. Моисей, однако, не смутился этим и сказал: “Я, царь, нисколько не умаляю египетской мудрости; но тем не менее я заявляю, что совершаемое здесь мною настолько же лучше и выше магических опытов этих людей, насколько отличны деяния Господа Бога от человеческих. Поэтому я сейчас покажу, что мои чудеса не фокусы и не только похожи на чудеса, но на самом деле совершаются по желанию и в силу могущества Господа Бога”. С этими словами он бросил свой посох на землю, приказав ему обратиться в змею. Посох повиновался, набросился на посохи египетские, которые только казались змеями, и один за другим поел их все. Когда он затем принял опять свой обычный вид, Моисей поднял его»]; арабская письменная традиция [«История пророков и царей» Мухаммада б. Джарира ат-Табари (839-923 гг.): Фир‘аун сказал Мусе: «Если ты пришел со знамением, то доставь его, если ты из правдивых» {Коран 7:106; здесь и далее – пер. И.Ю. Крачковского}; Муса: «А если я приду к тебе с кое-чем явным?» {Коран 26:30}; Фир‘аун: «Приведи же это, если ты правдив!» {Коран 26:31}; Муса бросил свой жезл, тот превратился в змея {Коран 26:32; ср. Исх. 7:9-12}, «which opened its mouth and placed its lower jaw on the ground and its upper on the walls of the palace» {этого эпизода в Коране нет}; змей повернулся к Фир‘ауну, дабы схватить его; Фир‘аун испугался и закричал; Муса схватил змея, тот вновь стал жезлом]: al-Ṭabarī 1991: 53; арамеи (письменная традиция) [«Книга пчелы» Соломона из Басры, написанная ок. 1222 г. на классическом сирийском языке (самый ранний из списков датируется 1559 г.): Бог явился Моисею и велел ему бросить посох на землю; когда Моисей сделал это, посох превратился в большого змея; Бог велел взять его; Моисей послушался, змей вновь стал посохом; когда Моисей и Аарон пришли к фараону, они бросили посох на землю; тот превратился в змея; волшебники фараона сделали то же со своими посохами; змей Моисея проглотил их змеев]: Budge 1886: 50-51, 53.

(Продолжение в 151.doc)