I20B. Подпоясывающиеся под мышками. (.27.).29.33.34.36.
Люди в верхнем мире иные, чем на земле и подпоясываются ниже или выше пояса.
(Болгары), грузины, казахи, хакасы, южные алтайцы, тувинцы, южноалтайские тувинцы, халха-монголы, западные эвенки, западные якуты.
( Ср. Балканы. Болгары (Велико-Тырново) [Бог велел появиться людям; первые были великанами, выросли из земли как грибы; если они падали, то разбивались; когда драконы в облаках швыряли огненные стрелы, великаны накрывали головы камнем и не боялись; Бог их уничтожил, сделал карликов ростом в пядь, борода с локоть, их быки были ростом с козлов; этих карликов поедали змеи; тогда Бог вывел настоящих людей и велел им подпоясываться, дабы показать, что они среднего размера]: Ortenzio 2008, № 2: 29-30).
Кавказ – Малая Азия. Грузины (Телавский уезд, Кахетия) [обитатели нижнего мира подпоясываются на бедрах, а верхнего – на груди или шее]: Степанов 1893: 123-124 (=Вирсаладзе 1973, № 10: 51).
Туркестан. Казахи: Ибраев 1980 [зап. в 1976 от баксы Беркимдай-Ата; на семи небесных сферах обитают люди, подпоясывающиеся под мышками…; люди на семи подземных ярусах подпоясываются ниже талии]: 44; Чулошников 1924 [земля покоится на огромной рыбе, которая плавает на воде, поддерживаемой силой пара и ветра; земля опоясана драконом (айдагар); на ее краю стоит голубой бык, на одном роге держащий все небо; люди на небе носят пояс под горлом, как люди земли носят его на пояснице, а подземные люди на ногах; среди людей неба есть старуха огромного роста; съедает сразу 40 баранов, 40 лепешек, выпивает 40 мес (кожаных сосудов) кумыса; своих разноцветных овец она доит после дождя; тогда овцы видны в виде радуги, кемпир-косак; косаком называется два ряда овец, привязанных вместе, чтобы доить, тесно головами вдоль протянутой по земле веревки]: 242.
Южная Сибирь - Монголия. Южные алтайцы [пояс, повязанный на уровне поясницы, означает принадлежность человека к среднему миру, на уровне подмышек – к верхнему, на уровне бедер – к нижнему]: Тюхтенева 2006: 409; хакасы [у насельников верхнего мира пояс доходит до подмышек, у жителей среднего – лежит на талии, а у обитателей нижнего – проходит через бедра; поэтому шаманы, обращаясь к духам нижнего мира, подпоясывались очень низко]: Боброва, Яковлев 1994: 73-74; тувинцы: Дьяконова 1976: 274 [«Люди, живущие на небе (азар курбустулар), не похожи на земных – они меньше ростом и пояс их одежды подвязан на груди, живут они как бы в воздухе (агаар), не едят такой пищи, как на земле. Они изредка попадают на землю, и тогда шаману приходится их "выпроваживать" обратно»], 276-277 [«Люди, живущие на небесной земле (казарлар или казарчер), т.е. на небесах, носят пояс высоко, на уровне подмышек, в отличие от жителей нашей земли, подпоясывающихся на пояснице, и людей "подземной земли" (чер адаа), которые носят пояс низко, на уровне паха»]; южноалтайские тувинцы [люди Верхнего мира носят пояс на уровне подмышек, Сревднего – на талии, Нижнего – на бедрах]: Юша 2018: 90; халха-монголы (г. Мурэн аймака Хувсгел, рассказчик – Яримпилийн Гомб, халхасец, примерно 1924 г.р., пастух, запись 2011 г.) [в древности говорили, что есть три земли; люди нижней земли застегивают пояс низко, средней – на поясе, верхней – на груди; у Араха половина тела, потому что он живет высоко]: Дувакин 2011 (=2016: 22).
Восточная Сибирь. Западные эвенки (бассейн Енисея, точное место записи не указано) [«небожители носят пояса “выше грудных сосков”, люди средней земли – “на обычном месте”, а в нижнем мире мертвых – “на бедрах”»]: Боброва, Яковлев 1994: 73; западные якуты (Туруханский край) [люди, живущие на небе, подпоясаны под мышцы, а у тех людей, которые живут под землею, пояс спущен очень низко]: Третьяков 1871: 420-421.