Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I3A. Молния – кнут. .27.-.30.32.-.34.59.

Во время грозы персонаж наносит удары кнутом – это вспышки молнии.

Болгары, русские (Новгородская), кумыки, даргинцы, рутульцы, азербайджанцы, курды, персы, чуваши, башкиры, казахи, сибирские татары, алтайцы, тувинцы, вайвай.

Балканы. Болгары [когда Илья-пророк ездит на колеснице, раздается гром, а когда стегает бичом коней, сверкает молния; гром (молния) есть огненная стрела с кремневым наконечником, Илья метит их в грешников]: Маринов 2003: 51-52.

Средняя Европа. Русские (Новгородская) [рукопись Ф.Ф. Пардалоцкого «Народные приметы, суеверия и предрассудки, заговоры и ворожба. Взято из быта народного в разных местностях Новгородской губернии» (1878 г.): молния – плетка, которой Илья пророк погоняет лошадей]: Зеленин 1915, № 24: 869.

Кавказ – Малая Азия. Кумыки : Гаджиева 1961 [Джабраил скачет по небу, разгоняя кнутом облака; удары кнута - молния]: 329; Халидова 2012, № 26 [ангел на своей колеснице объезжает небеса и гневается за то, что тучи не торопятся возвращаться с моря с водой; при этом он бьет коня кнутом, от чего сверкает молния, а от шума колесницы гремит гром]: 49; даргинцы (мюрегинцы) [когда собираются тучи, Бог посылает ангела с кнутом разогнать их; от ударов кнута – гром и молния]: Ханагов 1892: 153; рутульцы [гора и туча были влюблены друг в друга и неразлучны; чтобы их разлучить, Бог стал стегать тучи огненным кнутом-молнией, от чего они пролились слезами-дождями, но не ушли, оставшись верными возлюбленной горе]: Халидова 1912, № 22: 47; азербайджанцы (Шемаха) [гром происходит от того, что ангел Гавриил скачет по небу на своем коне Раф-раф, а молния есть искра, происходящая от удара его кнута]: Эфендиев 1893: 207; курды (Лачинский коридор) [по небу скачет всадник с огненной плетью; гром – удары плети по лошади, молния – искры, которые при этом сыплются]: Чурсин 1925b: 16.

Иран – Средняя Азия. Персы (Хорасан) [чтобы оросить дождем определенное место на земле, Бог посылает маленького ангела величиной с пчелу; тот едет на туче; если она упрямится, он бьет ее своим бичом, вызывая молнию и гром]: Donaldson 1938: 84.

Волга – Пермь. Чуваши [Турă ездит по небу на колеснице, запряженной белыми конями, выслеживая Шуйттана, поражает его кнутом (гром и молния), загоняет обратно в преисподнюю; преследует и других чудовищ и злых духов]: Егоров 1995: 121; башкиры : Руденко 1925 [бог посылает ангела наказывать шайтана; ангел направлял и гонял тучи, гремящие при столкновении, наказывал шайтана кнутом; на конце кнута огненные камешки, которые срываясь, производят молнии; шайтаны прячутся от молнии в жилище человека, поэтому молния бьет и туда]: 300; 1955: 315-316; Хисамитдинова 2011 [молния – «кнут тенгри», слуга огня; у южных башкир божество молнии – человекоподобное существо, щелкающее кнутом; от удара кнута сверкают молнии, гремит гром]: 209-210.

Туркестан. Казахи [во время грозы ангел пускает в черта стрелы, а тот в панике прячется где попало, в домах и рычит (гром); молнии - удары кнута, которым ангел гонит тучи; Чокан Валиханов пишет, что молнии - это и есть пущенные в злого духа стрелы]: Castagné 1932: 54.

Южная Сибирь – Монголия. Сибирские татары [ натигай/нацагай – зигзагообразная молния и бич в виде молнии, которым шайтан бьет во время грозы]: Корусенко и др. 2013: 210; алтайцы [дракон – один из 7 или 12 сыновей Мааны; М. – это дикая кошка манул; обнаружив, что у сына буйный, жестокий нрав, она решила поселить его на небесах; когда дракон злится, его слезы падают на землю в виде проливного дождя, а молнии и искры – это результат взмаха Улуу бронзовым кнутом]: Тюхтенева 2009: 68; тувинцы [«Мои сыновья, вы вышли из стального неба Курбус! / Когда вы идете, собою гром представляете. / Красная сырыла от молнии – ваш кнут страшный...»]: Кенин-Лопсан 1995: 22.

Гвиана. Вайвай [муж плачет по умершей жене; ее дух приходит, ведет за собой; у реки муж напрасно зовет лодку; жена произносит звуки, похожие на голос горлинки; из воды мостом поднимается анаконда; они переходят реку; на огороде муж прогоняет опоссума – оказалось, что это его покойная теща; человек видит, как умерший шаман просит Грома применить свое зеркало, бич и веер против тех, кто его убил; на земле гроза; человек возвращается домой]: Fock 1963: 82-85.