Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I4. Гром ездит по небу.

.15.16.23.26.-.29.31.32.35.39.(.40.)

Когда транспортное средство движется по небу, раздаются раскаты грома.

Итальянцы (Тироль), немцы (Верхний Пфальц), маратхи, Древний Китай, Древняя Греция, греки, сербы, македонцы, болгары, гагаузы, украинцы (гуцулы, Волынь, Киевская), русские (Архангельская {Пинега; Каргопольский р-н, Шенгурский у.}, Вологодская, Новгородская, Владимирская, Костромская, Тверская, Калужская, Смоленская, Воронежская, Тамбовская), белорусы, адыги, терские казаки, кумыки, лаки, грузины, мегрелы, армяне, (персы), литовцы, восточные саамы, шведы, коми, удмурты, чуваши, мари, мордва, казанские татары, башкиры, ненцы, северные селькупы, (эскимосы Лабрадора).

Южная Европа. Итальянцы (Тироль) [когда раздаются удары грома, говорят, что «Гоподь ездит на телеге» (il Signor Iddio va in carozza)]: Schneller 1861: 244.

Западная Европа. Немцы (Бавария: Верхний Пфальц) [гром раздается, когда Богоматерь ездит по небу в повозке, запряженной конями; копыта высекают молнии]: Schönwerth 1858, № 8-9: 123, 125.

Южная Азия. Маратхи (район Бомбея) [во время грозы Бхагаван ездит по небу на колеснице]: Enthoven 1924: 76 (цит. в Elwin 1949: 89).

Китай – Корея. Древний Китай (1) [песня «Дун-цзюнь» («Господин Востока») из южнокитайского цикла «Цзю гэ» («Девять песен»), который приписывается Цюй Юаню (IV-III вв. до н.э.) и содержится в своде «Чу цы» («Чуские строфы»); текст посвящен богу солнца, который предстает в облике возницы колесницы: «Благое сиянье занимается в восточной стороне, / Озарило мой палисад – Фусан. / Приласкав моих коней, неторопливо трогаюсь в путь, / Ночь светлеет и светлеет, сменяясь днем. / Погоняю упряжных драконов, правлю громом, / В окруженье облачных знамен, извивающихся стягов. <…> В одеянии из темных облаков, с поясом из белой радуги , / Длинной стрелой целюсь в Небесного волка. / Крепко сжав свой лук, спускаюсь вниз, / Беру Северный ковш, наполненный коричным вином. / Натянув поводья, стремительно взмываю ввысь / И в полной темноте следую на восток»; из комментария переводчиков: Фусан (Солнечная Шелковица) – дерево, растущее на крайнем востоке, на ветвях которого обитали десять солнц; у подножия этого дерева находился водоем Сяньчи (Озеро солнц), где светила омывались перед тем, как взойти на небо; правлю громом – считают, что речь идет о раскатах грома, образующих колеса колесницы бога солнца ; Небесный волк (Тяньлян) – Сириус; Северный ковш (Бэйдоу) – Большая Медведица; коричное вино – вино, настоянное на коре коричного дерева (гуйму), почитавшегося растением бессмертия]: Алимов, Кравцова 2014: 209-210 (другие рус. пер. в Бодде 1977: 393-394; Яншина 1984: 111; англ. пер. в Hawkes 1985, № 7: 112-113; Williams 2022, № 7: 31).

словенцы (Крайна) [раскаты грома называют «божьим выездом»]: Гримм 2019 (1): 388;

Балканы. Древняя Греция [«Собрание всех слов в алфавитном порядке» Гесихия Александрийского (ок. V в. н.э.): ἐπεὶ δοκεῖ ὄχημα τοῦ Διὸς ἡ βροντὴ εἶναι «гром считают шумом от повозки Зевса» (s.v. ἐλασίβροντα)]: Гримм 2019 (1): 388; Schmidt 1860: 58; греки [гром гремит, когда св. Илья гонится по небу на своей огненной колеснице за Ламией, чтобы та не губила посевы; молнии – его стрелы; когда находят громовые камни, их используют в медицине; водой, которая опыла такие камни, лечат упавших со скалы]: Zochios s.a., № 12; сербы [возница – Илья-пророк, которому достались молнии да стрелы]: Караджич 1987: 33-34; македонцы : Ценев 2004 [Гром - Илья-пророк ездит по небу на колеснице, сражается с ламиями; если рождается ребенок с крыльями под мышкой, 9 женщин должны за сутки соткать и сшить для него одежду; иначе мальчик станет змеем, а девочка ламией]: 134-136; Douma 1893 [=Плотникова 2000: 251; во время грозы Илья ездит по небу на огненной колеснице и пускает стрелы-молнии в ламию, чтобы та не губила посевы]: 284; болгары [когда Илья-пророк ездит на колеснице, раздается гром, а когда стегает бичом коней, сверкает молния; гром (молния) есть огненная стрела с кремневым наконечником, Илья метит их в грешников]: Маринов 2003: 51-52; гагаузы [св. Илья ездит по облакам на тройке белых коней в огненной телеге; гром – шум колес телеги, когда усиливается, св. Илья сердится; молния – огненные стрелы, которые св. Илья бросает в шайтанов; те прячутся за человека, за скот и в жилищах; во время грозы кошек и собак отгоняют от себя]: Мошков 1901: 56.

Средняя Европа. Украинцы : Koenig 1936 (гуцулы) [вначале Бог отдал гром и молнию Сатане; тот злоупотребил доверием; Бог заморозил море и велел Св. Илье забрать гром и молнию; Сатана спал подо льдом, проснулся и прогрыз лед, попытался утянуть Св. Илью за ноги; но тот принес гром и молнию на небо; во время грозы Илья ездит на колеснице и везет с собой громы]: 373; Абрамов 1914 (Новоград-Волынский) [гром – Бог поражает злого духа огненной стрелой; молния – Илья на огненной колеснице с тремя ангелами; один поддерживает его, второй правит лошадьми, третий рассекает мечом облака; тогда открывается вид настоящего неба – огненного (молния)]: 381; Иванов 1898 (слобода Белокуракино Старобельского у. Харьковской губ.) [Млёчный путь – дорога из Киева в Юрусалым, по ней св. Илья возит свой гром. Юрусалым — пуп земли]: 461; Кравченко 1920 (Волынь) [во время грозы Илья ездит по небу на колеснице]: 5 (=1929: 55); Савченко 1906 (Киевская) [Созвездие Большой Медведицы называют «возом»; это воз, на котором пророк Илия поехал на небо и которым он ездит по голубому небу во время грозы; стук колес этого воза и производит гром]: 105; русские (Архангельская): Ефименко 1874: 171 (Пинега) [гром от того, что по небу ездит на огненных конях Илья Пророк], 185 (Шенгурский у.) [гром происходит от огненной колесницы св. пророка Ильи, катающегося в ней по небу, а молния – искры от подков конец Святого Ильи]; русские (Архангельская: Каргопольский р-н) [когда гром гремит, Илья катается на колесах по небу]: Белова и др. 2004: 380; русские (Новгородская) [рукопись Ф.Ф. Пардалоцкого «Народные приметы, суеверия и предрассудки, заговоры и ворожба. Взято из быта народного в разных местностях Новгородской губернии» (1878 г.): молния – плетка, которой Илья пророк погоняет лошадей]: Зеленин 1915, № 24: 869; русские : Андреева 2003 (Тамбовская, с. Гавриловка, Ржаксинский р-н) [Млечный путь считается дорогой святого Ильи: «Млечнъй путь – эт яво дарога, он (Илья) на кълясницы ездит»]: 141; Белова, Кабакова 2014, № 101 (Вологодская, Калужская, Владимирская, Костромская) [гром от того, что Илья Пророк ездит на колеснице по небу]: 257-258; Дубровина 2002 (Тамбовская) [Говорят, что по Млечному пути Илья-пророк разъезжает на своей колеснице. Молонья вокруг сверкает. И гром от повозки слышен на земле]: 31; Колчин 1899 (Тверская) [Господь посылает пророка Илью на огненной колеснице разогнать нечистую силу, от этого гром (колесница) и молния (огненные стрелы либо искры из-под копыт коня); зимой Илья никуда не ездит, поэтому нет грома]: 13; Федоров 1903 (Воронежская, Землянский у., сс. Едовище, Латаное, Шумейки) [Гром – когда Господь едет по небу умываться, а Божия Матерь бежить за Ним с доенкою коров доить и с помелом, чем производит молнию, помело бросает и хлеб тем охраняет; пророк Илья ездит по небу на огненной колеснице – колёса производят стук, то есть гром, а колесница – огонь, или молнию. Нечистые души с неба в это время удаляются в виде летучего змея; в кого змей влетит, того гром убьёт, а если в дерево или дом, то молния зажжёт]: 258; белорусы [гром – Илья-пророк ездит по небу]: Боганева 2010: 59.

Кавказ – Малая Азия. Адыги [когда громовержец Шибле скачет по небу на вороном жеребце, раздаются раскаты грома]: Шортанов 1992: 115; терские казаки : Баранов 1899, № 2 (ст. Троицкая) [бесы стараются проникнуть на небо; Илья пророк не позволяет им этого, гоняется за ними на колеснице и поражает их стрелами; от грохота колес его колесницы происходит гром, а от полета стрел – молния; бесы стараются укрыться от Ильи на земле: входят в животных или бегают по дороге, поэтому во время грозы, чтобы не быть убитым, не следует находиться около животных и идти по дороге; стрела, пущенная Ильей, может попасть и в человека]: 171; Востриков 1907 (ст. Наурская) [гром – топот лошадей и колесницы пророка Ильи; Илья посылает дождь и мечет стрелы во все стороны, защищаясь от злых духов и козней ведьмы; его стрелы иногда попадают в жилища, деревья и людей; молния – это стрелы Ильи, поражающие злых духов; небо раскрывается во время грозы и посылает свои молнии-стрелы на помощь Илье, чтобы скорее управиться с духами, дерзнувшими летать по поднебесью и мешать пролитию дождя; от топота белых коней Ильи и стука его огненной колесницы по всей вселенной раздается гул]: 8, 10; Гусев 1893 (ст. Ардонская) [гром на небе происходит оттого, что Илья пророк скачет на колеснице и побивает нечистых духов; молния сверкает из-за быстрой езды: когда Илья пророк ездит по небесам, колеса его колесницы ударяются о твердое небо и высекают искры]: 319; кумыки : Гаджиева 1961 [Джабраил скачет по небу, разгоняя кнутом облака; удары кнута - молния]: 329; Халидова 2012, № 26 [ангел на своей колеснице объезжает небеса и гневается за то, что тучи не торопятся возвращаться с моря с водой; при этом он бьет коня кнутом, от чего сверкает молния, а от шума колесницы гремит гром]: 49; лаки [Асс едет по небу в фаэтоне; искры из-под копыт коней – молния, стук копыт по камням – гром, дорога – Млечный Путь]: Халидова 2012, № 24: 48; грузины [1) пророк Элиа на колеснице, запряженной золотыми (или огненными) конями, скачет по небу, плоский верх которого покрыт льдом; от стука колес происходят гром и молния; 2) ингилойцы: пророк Элиа скачет по небу на молотильных досках (кеври); вбитые в доски мелкие и острые камни скрежещут о свод ледяного неба]: Джанашвили 1893, № 6: 148; мегрелы [Бог вызвал Св. Георгия на небо, послав за ним ангела; увидев, что Св. Георгий съедает целого быка, ангел ночью уменьшил ему желудок, потому что на небе так много не едят; во время грозы Св. Георгий скачет по небу; молния – стрела, которой он поражает черта; а тот прячется то в море, то мухой под деревом]: Fähnrich 1997: 79-81; армяне : Багрий 1930(3) [1) Гром – пророк Илья ездит по небу на огненной колеснице; 2) старуха наполняет камнями буйволиные кожи, бежит с ними по волнистым горам неба; когда поднимается на гору, камни вылетают из кож, а когда спускается, опять в них попадают]: 127; Мелик-Шахназаров 1904, № 6 (Зангезурский уезд) [«Гром происходит от стука колесницы пророка Ильи, или от скатывания камней какою-то старухой»]: 92.

(Ср. Иран – Средняя Азия. Персы [чтобы оросить дождем определенное место на земле, Бог посылает маленького ангела величиной с пчелу; тот едет на туче; если она упрямится, он бьет ее своим бичом, вызывая молнию и гром]: Donaldson 1938: 84).

Балтоскандия. Литовцы (жемайты) [Перкунас ездит в колеснице над облаками; когда задевает за облака, гремит гром и сыплются искры – молнии]: Veckenstedt 1883: 127; литовцы [Перкунас / Св. Илья / Люцифер едет по небу / по камням, слышится гром]: Кербелите 2001: 113; литовцы [во время грозы Перкунас едет на телеге с камнями и бросает камни вниз; или св. Петр, св. Павел и св. Яков едут судить людей, но ссорятся]: Vaiškūnas 2007: 119; литовцы [во время грозы повозка Перкунаса гремит по камням небесной пустыни; находящиеся в повозке камни громыхают или начинают падать и катиться]: Лаурикене 2019: 295; литовцы [Пастух, когда громыхает гром, говорит, что это его отец на возу проехал. У отца, дескать, есть большая трубка, из-за того, что он дымит ею, всё темнеет, а гремит – потому что повозка стучит колёсами. Пастух не боится грома, глумится над ним, порочит Перкунаса. Гром ударяет в пастуха, убивает насмерть]: Велюс 1989: 66; латыши [когда гром громыхает, это Бог едет по небу с повозкой камней; когда повозка переворачивается, ударяет гром]: Лаурикене 2019: 295; восточные cаамы [когда гремит, за Богом гонится Черт, натыкаясь на деревья и разбивая их; у Бога телега или колесница со всем имуществом, он бежит и она гремит]: Керт, Зайков 1988, № 11: 129; шведы [гром называют T horsakan , выездом Тора (Готланд); когда ударяет гром, говорят «старый добрый (малый) поехал», «добрый отец едет»]: Гримм 2019(1): 388-389.

Волга – Пермь. Коми [во время грозы Илья Муромец, стоя на коленях, едет по железному мосту в телеге, запряженной четырьмя парами коней; искры из-под колес – зарницы, стрелы из его лука – молнии; Леший пытается укрыться под пихтой, в корнях сосны, на меже – там где спорят]: Лимеров 2005, № 24: 36 (начало по Fokos-Fuchs 1951, № 40: 245); удмурты [Илья Пророк и его сын ездят на тарантасах и иногда встретятся и заспорят; молния: Илья Пророк стреляет в шейтана; если тот прячется за самого хорошего человека, все равно стреляет, поэтому убитого молнией считают праведным; яичную скорлупу нельзя бросать в целом виде на землю, т.к. во время грозы в нее прячется шейтан; если молния ударит в дерево, то на верхушке видно пламя – это горит кровь шейтана]: Мошков 1900: 198; чуваши : Егоров 1995: 116 [великан Ул ă п вернулся с охоты усталый, залез на небо, как на полати, уснул; его четыре брата не добудились его, плечами подперли небо с четырех углов, подняли вверх; спавший проснулся, пошел искать братьев; под его ногами затрясся небесный свод, поднялся грохот, полетели искры (гром и молния); когда понял, что не сможет спуститься на землю, заплакал – дождь; стал всевышним богом Тур ă ], 121 [ Тур ă ездит по небу на колеснице, запряженной белыми конями, выслеживая Шуйттана , поражает его кнутом (гром и молния), загоняет обратно в преисподнюю; преследует и других чудовищ и злых духов]; мари [Кюдерче-юму ездит на тройке лошадей в колеснице, производит гром, бросая камнями в нечистую силу; если нечистая сила заберется в воду, то там в нее попасть нельзя]: Мошков 1900: 198; мордва [во время грозы Илья-пророк ездит в колеснице по небу]: Harva 1952: 159; казанские татары [загадка: «С вершины горы Буруслан запряженная в телегу тройка несется» (гром)]: Махмутов 2013, № 242: 63; башкиры [во время грозы Тенгри едет на своей арбе, груженной бочками с водой; поэтому все в небе грохочет]: Хисамитдинова 2010: 159.

Западная Сибирь. Тундровые ненцы : Ненянг 1997 [когда небесные духи аргишат на медных нартах по каменным небесным горам, гром – грохот их нарт, молния – искры из-под полозьев]: 236; Попов 1944 [Hae Ru разъезжает по верхней железной земле; гром - от грохота полозьев его саней]: 85; Старцев 1930 (тундровые?) [гром – это шум, когда бог молнии Xehe едет на санях, запряженных несколькими оленями, и стреляет в злых духов]: 117; северные селькупы [гром – бег коня по небу, на котором Ича спускается на землю]: Прокофьева 1961: 66 в Тучкова 2004: 120.

( Ср. Арктика. Эскимосы Лабрадора [когда дух на севере дует, разыгрывается пурга; духи с востока и запада приносят лето; на юге живут духи-женщины, посылают цветы и летний дождь, который держат в мешках; когда бегут по небу, слышен гром, а расплесканная вода – это дождь]: Hawkes 1916: 153).