Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I4E. Гром верхом на облаке. .15.17.23.30.34.

Антропоморфное божество (ассоциируемое с громом и дождем), ездит верхом на облаке или туче.

Испанцы, Ветхий Завет, Угарит, Древняя Индия, персы, алтайцы.

Южная Европа. Испанцы [Нуберо (от исп. nube ‘облако’) – уродливый злокозненный дух, представлявшийся старцем в одежде из шкур, летящим верхом на облаке; его жилище находится в Египте на окутанной облаками горе; его появление может привести к гибели урожая {вероятно, из-за приносимой им бури}]: Шкунаев 1990: 396-397.

Передняя Азия. Ветхий Завет : Пс 103:1-3 [«Благослови, душа моя, Господа! Господь, Бог мой, как Ты велик! Облачен Ты в величие и славу, как плащом, Ты окутан светом. Небо, словно шатер, раскинул, над водами чертоги возвел. Облака – колесница Твоя, Ты мчишься на крыльях ветра» (здесь и далее текст цитируется по Современному русскому переводу)]; Ис 19:1 [«Пророчество о Египте. Господь воссел на легком облаке, летит в Египет. Дрожат пред Ним идолы Египта, сердце Египта замерло от страха!»]; Угарит [стандартный эпитет бога-громовержца Ба‘лу – rkb ʕ rpt ‘наездник облаков’ (встречается в текстах 15 раз)]: Rahmouni 2008: 288-291.

Южная Азия. Древняя Индия : Wilkins 1882 [одно из имен Индры – Meghav ā hana ‘he who rides on the clouds’]: 53; Monier-Williams 1899 [ m е gha - v ā hana ‘having clouds for a vehicle’ – имя или эпитет Индры (поэма «Смерть Шишупалы», VII-VIII вв.), Шивы (глухая ссылка на Wilson), разных царей («Махабхарата» и «Раджатарангини»)]: 832; Granoff 2004 [эпитет Шивы – m е ghav ā hana ‘having the cloud as his vehicle’ («Пураны»)]: 133.

Иран – Средняя Азия. Персы [чтобы оросить дождем определенное место на земле, Бог посылает маленького ангела величиной с пчелу; тот едет на туче; если она упрямится, он бьет ее своим бичом, вызывая молнию и гром]: Donaldson 1938: 84.

Южная Сибирь – Монголия. Алтайцы [небесное божество Кызыган (Кызы-кан, Kyzyqan) ездит на красном облаке; небесные духи и божества представлялись шаманам всадниками на облаках-конях; (На верховом животном – красном верблюде, / С красным шелковым поводом, /С посохом – красной радугой / Отец мой, Кызы-кан небесный]: Ойноткинова 2004(1): 58.