Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I52. Рыба – опора земли.

.11.14.16.17.21.-.30.32.-.38.42.(.52.)

Мир покоится на рыбе или рыбообразном существе либо земля сама представляет собой подобное существо или возникла из рыбы. См. мотив I8B.

Суахили, арабы Марокко, Туниса, Египта, немцы (Южный Тироль), арабская письменная традиция (Тысяча и одна ночь), палестинцы, тибетцы, тибетцы (Хам), лепча, кирати, качины, хампти, чин, шаны, барела-бхилала, бенгальцы-мусульмане, малайцы, минангкабау, атаял, чуань мяо, лаху, Древний Китай, болгары, македонцы, сербы, боснийцы, словенцы, венгры, румыны, трансильванские саксы, гагаузы, поляки, русская письменная традиция, русские (Архангельская, Орловская, Саратовская), белорусы, украинцы (Закарпатье, Волынь, Подолия, Киевская, Херсонская), крымские татары, калмыки, ногайцы, терские казаки, абхазы, ингуши, грузины, армяне, азербайджанцы, талыши, турки, персы, (Авеста?), таджики, узбеки, удмурты, мордва, мари, чуваши, казанские татары, башкиры, казахи, шорцы, алтайцы, чулымские тюрки, хакасы, сибирские татары, тофалары, прибайкальские буряты, монголы, тундровые ненцы, манси, восточные ханты, северные селькупы, илимпийские эвенки, западные (?) эвенки, эвенки района Нерчи-Читы, якуты, орочи, удэгейцы, нивхи, маньчжуры, айну, японцы, нутка.

Бантуязычная Африка. Суахили (Mswahili) [в мировом океане плавает рыба Chewa, на ней камень, на камне божий вол, на одном из его рогов покоится земной диск; когда вол перекладывает его на другой рог, происходит землетрясение]: Struck 1909a: 88.

Северная Африка. Арабы Марокко [земля стоит на рогу быка, бык на рыбе, рыба на воде, вода на ветре, ветер на пустоте, а на чем пустота, знает только Бог; когда бык передвигает ношу с одного рога на другой, происходят землетрясения]: Westermarck 1926(1): 114 в Wieschhoff 1939: 42; арабы Туниса [сперва земля раскачивалась на волнах; Бог паоместил поддерживать ее ангела; под ноги ему поставил скалу из красного гиацинта, в которой тысячи отверстий, из них хлещет вода; поддерживать скалу поставил быка быка Keyoutha, у которого 40 тысяч глаз и столько же ушей, носов, языков и ног; чтобы преодолеть расстояние между двумя ногами, надо двигаться 500 лет; поддерживать быка создал рыбу al-noun, которую нельзя видеть из-за ее гигантских размеров и сверкания ее глаз; рыба в воде, воду держит воздух, ниже опять вода, а под ней бездны]: Ayadi 2008, № 79: 181-182; арабы Египта [земля покоится на рогах быка, бык стоит на рыбе или ките]: El-Shamy 1995: 45.

Западная Европа. Немцы (Южный Тироль) [земля стоит на четырех китах; содрогается, если один из них шевелится]: Menghin 1884, № 3: 111.

Передняя Азия. Тысяча и одна ночь [ангел объясняет герою устройство мира; семь земель одна над другой, их поддерживает ангел, ангел на скале, под скалой бык, под быком рыба, под рыбой море]: Салье 2010(2), ночь 496: 61; палестинцы : Hanauer 1977 [сперва Аллах создал Таблицы Судьбы с записью всего, что было и будет; создал гигантское Перо, велел ему писать; когда таблицы заполнились, А. поместил их и перо в неизвестное место; затем А. создал воду и огромную жемчужину размером с небо и землю; от голоса А. она растеклась на первые воды, они забурлили, затем все стихло; тогда А. создал свой трон, поставив его на воды; создал крылатый Ветер, велев ему поддерживать воды; змея, лежащего кольцом вокруг Трона; его голова – белая жемчужина, тело из золота, глаза – сапфиры; затем А. велел Ветру взбудоражить море; из пены образовалась суша на поверхности вод, брызги и пар стали облаками; застывшие волны образовали горы; горы не дают земле поплыть по водам, их корни уходят к горе Каф, опоясывающей мир и удерживающей его содержимое; поверхностные воды А. превратил в семь концентрических морей, разделенных таким же числом континентов, но соединенных проливами и заливами; сперва земля раскачивалась, А. велел ангелу удерживать ее; тот обхватил мир одной рукой с востока, другой с запада и так держит; опорой ангела А. сделал скалу из изумруда, поместив ее на рога (вар.: на спину) быка по имени Behemoth; когда бык перекладывает скалу с одного рога на другой, земля сотрясается; посмотревший в свирепые красные глаза быка тут же ослепнет; бык стоит на ките, который плавает в созданном для него океане; ниже океана и вокруг всего мира – воздух, покоящийся на тьме, через которую двигаются солнце, луна и звезды, созданные освещать мир]: 3-5; Meyouhas 1928 [начало примерно как в Hanauer; назначение гор – удержать все, находящееся на суше, от сползания в бездну; Аллах разделил воды, создав семь морей, разделенных сушей; сперва земля раскачивалась на водах; А. велел ангелу ее поддерживать, поместив изумрудную скалу ему под ноги; Речному Коню со сверкающими глазами А. велел держать скалу на одном из рогов; когда этот Beast устает, то перебрасывает скалу на другой рог, земля содрогается; это существо порождено плавающим в водах Левиафаном; для освещения суши и моря А. создал солнце, луну и звезды]: 7-11 (видимо, по тем же источникам Грязневич, Басилов 1982 (мусульманская мифология) [1) земля покоится на плечах ангела, опирающегося на скалу, которую поддерживает бык, стоящий на плывущей рыбе; 2) земля держится на роге быка, бык на рыбе, рыба на воде, вода на воздухе, воздух на влажности; землетрясения от того, что бык перебрасывает землю с одного рога на другой]: Грязневич, Басилов 1982: 184).

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибет [для пригималайской и восточной зон Тибета характерно представление о вселенной в виде материка, плавающего на спине черепахи или рыбы, придавленной для большей устойчивости горой (у лепча – гора Канченджунга), у основания которой находится змей Бегша; "в Кхаме, который, по преданию, находится над головой рыбы, – частые землетрясения, объясняемые тем, что рыба, устав жержать землю, вертит головою"]: Огнева 1982b: 508; тибетцы (Хам) [в водах, несущих землю, обитает гигантская рыба; когда она шевелит хвостом, в провинции Кхам происходят землетрясения]: Кассис 1956: 12 в Джарылгасинова, Крюков 1989: 279; лепча [Rum создал океан, затем рыбу ngo; ей на спину поместил крест накрест три пары божеств (Rug-lu и Rug-lom, Mon-li и Röng-gul, Pö-ril и Pö-dong) и первую пару людей (Sön-li и Söm-nag-mön-mu); они стали поддерживать землю, имеющую форму тарелки; когда рыба шевелится, земля сотрясается; затем Rum создал главную гору и еще четыре горы, две большие реки]: Hermanns 1954: 30-31; кирати (раи либо лимбу) [Порокми Йомфами по поручению другого божества творит землю: в пустом океане создает несколько огромных рыб, на них кладет камни, которые засыпает глиной, песком и землей; на созданной земле сажает растения; ему не нравится плоский пейзаж, он создает все более высокие горы; затем заселяет землю насекомыми и создает для них цветы]: Стрельцова 2017: 156; качин : Чеснов 1982j [в океане плавала рыба, Мутум насыпал на нее землю, женский дух отложил на землю яйцо, нижняя половина яйца осталась на земле, верхняя стала небесным сводом; вар.: земля насыпана на крабе или на крокодиле Ширутру; когда Ш. ворочается, происходят землетрясения]: 188; Elwin 1958a, № 12 [ниже земли вода, в ней живет рыба Palang-Ananda; из ее спины вырос цветок, покоящийся на поверхности вод; на нем покоится мир; когда рождается царь, рыба смеется, а когда умирает – плачет, в обоих случаях земля содрогается]: 90 (=1958b, № 12); чины [великан Макон держит мир; основание мира – плоский камень, на нем разлит мировой океан; в океане плавает рыба Нгазалон, носит на себе плоскую скалу-землю; когда М. перекладывает груз с одного плеча на другое, происходит землетрясение]: Чеснов 1982k: 91.

Бирма – Индокитай. Шаны : Milne 1910 [гора Меру покоится на огромной рыбе; каждая из ее чешуек длиной 88 «взглядов» (дистанций, которых можно охватить взглядом)]: 204: Чеснов 1982c [гора Лойсаомонг покоится на огромной рыбе, возникла из цветка лотоса, принесенного на землю богами; из листьев образовались 4 обитаемых материка земли]: 66; шаны [под миром спит большая рыба, которая держит свой хвост во рту, но иногда она просыпается, кусает свой хвост, и, дрожа от боли, вызывает дрожь и сотрясения земли. Это причина больших землетрясений. Но причина маленьких землетрясений иная. Они производятся маленькими человечками, которые живут под землей, и иногда, чувствуя себя одиноко, стучат в крышу мира над их головами; этот стук люди воспринимают как небольшие подземные толчки. Когда шаны чувствуют такие удары, они выбегают из своих домов, падают на колени, и отвечают маленьким человечкам, говоря: «Мы здесь! Мы здесь!"]: Frazer 1914: 198; кхамти [вначале везде вода; Phra положил земли на спину рыбе, велел самке снести яйцо, разрезал, одну половину положил на землю, другую сделал небом; из цветка дерева вышли первые мужчина и женщина; раджи вышли из первого яйца]: Elwin 1958a, № 11: 17.

Южная Азия. Бенгальцы -мусульмане (округ Силхет) [земля покоится на рогах быка, бык на рыбе, рыба в воде, вода на хаосе; когда бык трясет головой, происходят землетрясения; но быка тут же кусает москит и бык замирает]: Bhattacharya 1930: 122-123; барела-бхилала [Pini meher решил сделать землю, скатал грязь с груди, создал голубя, дал ему письмо, послал к Океану (Dhuda sanat), тот спал, голубь зарыл письмо в песок, выросло растение с шестью или семью ветками, оно – женщина, оса стала ее мужем, появились 5 плодов; из них 1) зерна (семена), 2) дикие и домашние животные, 3) металлы, 4) Kala nag (черный змей), 5) Welu bai (Земля); Bhagwan велел ей вылепить землю на гончарном круге; две лягушки дали по зубу сделать топор и лопату, она выкопала руды сделать сам круг, птичка помогла сделать, но сломала клюв; Duli raja сделал шесть-семь катышков земли, оса их унесла; он сделал силок из волоса, оса попалась, поэтому у нее узкая талия; но отпустил, дав пять катышков для Welu bai; та сделала землю и земля выросла; Kala nag не смог ее удержать, бык тоже не смог, поэтому Бхагван поставил землю на 6 столбов; Рам и Лакшман качнули столбы, земля зашаталась; тогда Welu bai поместила внизу рыбу; на хвосте рыбы рак, иногда кусает его; во время голода океан высох, рыба обнажилась; люди стали отрезать от нее куски; только брат и сестра были против того, чтобы есть рыбу живой; рыба велела им сесть в корзину и послала потоп; все утонули, брат с сестрой к горе-мужчине (вместе с горой-женщиной они поднимались над водами, но мужчина выше); он спросил, кто они, те ответили, что брат и сестра; повернул их в противоположные стороны, снова спросил, они ответили, что муж и жена; их экскременты, моча и слюна превратились во множество людей всех каст]: Stiglmayr 1970: 161-163.

Малайзия – Индонезия. Малайцы [земля держится на рогах буйвола; когда один рог устает, буйвол перебрасывает свою ношу наменьше, чем на западе и на востоке США и другой, происходит землетрясение; сам буйвол стоит на островке среди моря, на черепахе или на рыбе Nun]: Skeat, Blagden 1900: 5-6; минангкабау [плоский земной диск покоится на рогах быка; бык стоит на яйце, яйцо на рыбе, которая плавает в море; если насекомое садится на ухо быка, тот дергает головой, вызывая землетрясения]: Loeb 1935: 129; (ср. тетум [крокодил забрался на берег, оказался на солнцепеке; человек отнес его в воду; благодарный крокодил стал возить его, но потом решил съесть; рыбы, обезьяна его устыдили; от стыда и из благодарности он превратился в остров Тимор, на котором могут жить люди; центральная часть Тимора – живот крокодила]: Sá 1961: 16-20; Dos Santos 1967 [то же]: 19-22; Pascoal 1967 [то же]: 258-260).

Тайвань – Филиппины. Атаял [земля содрогается, когда оса кусает подземного карпа]: Yamada 2002: 71.

Китай – Корея. Чуань мяо [когда царь P'an Ku отделил небо от земли, сестра Hu Hsi спустилась с неба на землю, царь Shen Lung спустился контролировать пять злаков, император Hsuen Yuen спустился делать людям одежду; он создал 44 большие рыбы, чтобы использовать их устанавливая 4 угла мира; он сделал 48 колышков из бараньих рогов, используя их, чтобы сделать мир прочным в четырех направлениях; он прочно установил небо и землю и в середине земли было желтое золото]: Graham 1954: 18; лаху [вначале лишь G’ui-sha в центре мира как паук в паутине; он соскреб грязь со своих рук и ног, сделал из нее четырех рыб: золотую, серебряную, медную и железную; поставил на них по столбу; положил 4 балки неба и 4 земли; из той же соскобленной грязи сделал обрешетины (poutrelles), создав небо и землю, но земля шаталась; из той же грязи Г. скатал 70000 шариков, заполнив ими ячейки (mailles) земли; из костей своих рук сделал кости неба, а из костей ног – кости земли; чтобы узнать, какова толщина земли и толщина неба, создал из грязи двух муравьев; один полез сквозь небо, другой сквозь землю; вернувшись, они сказали, что толщина одинакова; у Г. два помощника: Ca Law, мужчина, которому он велел сделать небо, и Na Law, женщина, которой велел сделать землю; НЛ работала день и ночь, а КЛ пил чай, поэтому небо и земля оказались неодинаковы по размеру: небо как большой балдахин, а земля узкой, морщинистой; из-за того, что земля оказалась сжатой, появились долины и горы; чтобы земля не раздулась, Г. положил на нее скалу, но та соскальзывала; птичка бюльбюль (Hypsipetes mcclellandii) велела ей не скользить; Г. поместил огонь в Солнце, светлячков в Луну; но те не выходят на небо, боятся людей; тогда Г. дал им иголки {очевидно, лучи, которые колют глаза}; тигр Солнцу: ты слишком яркое; он его укусил, отсюда затмения; лягушка Луне: ты слишком холодная; она попыталась ее проглотить, поэтому на луне пятна; пустив на небо тигра с лягушкой, Г. заставил солнце уйти на восток, а луну на запад, а то они постоянно были на небе; из соскобленной с рук и ног грязи Г. создал звезды, а также курицу с петухом; петух трижды пропел и восток озарился; так свет отделился от тьмы; Г. луне: в году будет 12 месяцев]: Coyaud 2009, № 1: 9-12; Древний Китай (Западная Хань, 168 г. до н.э., Мавандуй (Mawangdui), пров. Хунань, изображение на раскрашенном шелковом знамени, положенном лицевой стороной вниз на крышку внутреннего гроба из гробницы княгини Дай (Lady Dai) [видимо, космологическая схема; в самом низу обнаженный антропоморфный персонаж с пухлым усатым лицом с сильно раскосыми глазами стоит на двух переплетенных телами рыбах и двумя руками поддерживает горизонтальную поверхность; на ней сидящие персонажи и сосуды под навесом; по богам водяные черепахи, что-то держащие во рту, драконы; выше еще одна поверхность, под ней два тигра (?), на ней сгорбленные персонажи, вероятно, сама погребенная и сопровождающие ее; выше крылатое существо; над ним предмет с двумя павлинами по сторонам; выше сидящие антропоморфные фигуры; скачущие вверх олени; драконы; слева вверху лунный серп с жабой, справа солнечный диск с силуэтом ворона]: Кравцова 2004: 250; Крюков и др. 1983: 257-259; Чекмарев 1998: 147-148; Яншина 1984, рис. 15; Scott 1993: 25; китайцы (Шаньси, у. Пиндин) [Паньгу отделил небо от земли; небо держалось на четырёх ногах морской черепахи, а земля покоилась на спине карпа; на небе жили бессмертные, а на земле не было никого; Нефритовый владыка отправил Нюйву на землю создать жизнь; первый день – день Дерева, Н. создала на цветы, травы, деревья; второй – день Воды, Н. заселила реки и озёра рыбами, черепахами, раками; третий – день Металла, Н. заселила горы дикими зверями и птицами; четвёртый – день Огня, Н. заселила равнины скотом; пятый – день Земли; Н. стала мять комок глины; перед ней возник Золотой отрок; сказал, что его послала Матушка Ванму, она боится, что Н. разленится; Н. сказала, поэтому не знает, что делать дальше; тот обещал доложить Матушке; Н., разозлилась и вылепила из глины фигурку Отрока, таких 50 штук; на шестой день, день Луны, Н. хотела прилечь, но Нефритовая дева, обозвала её лентяйкой; Н. опять разозлилась, вылепила 50 фигурок Девы; разложила мужские и женские фигурки парами и заснула; на седьмой день, день Солнца, хотела вернуться в Небесный дворец увидела, что фигурки ожили; дала всем имена, а паре, которая была больше всего похожа на тех Отрока и Деву, назвала братом и сестрой Фуси; те спросили, чем им питаться, во что одеваться, где жить; Н.: дикими травами и зверями, одеваться в листья и шкуры, жить в пещерах; Н. вернулась на небо; волки, тигры и леопарды и сожрали 10 пар братьев и сестёр; заворочался поддерживающий землю карп, часть земли обвалилась, а с ней – ещё 10 пар; поддерживающая небо черепаха устала, дёрнула ногой, СЗ угол неба обрушился, под завалами погибло ещё 10 пар; Ванму узнала, велела Н. вернуться на землю помочь людям; Н. связала карпа драконьими жилами, выплавила на горе Фушань пятицветные камни и залатала небо, отрубила черепахе лапы и сделала подпорки для неба, прогнала диких птиц и зверей, вернулась на небо; но дикие звери и птицы вернулись, сожрали ещё 5 пар; карп моргнул глазом, земля зашаталась, горы затряслись, проснулись вулканы, погибло ещё 5 пар; лишившаяся лап черепаха стала плакать от боли, её слёзы превращались в лёд и снег, от дождей и ледников погибло ещё 5 пар; дождь всё шёл, снежный покров становился всё толще, карпу всё тяжелее; земля просела, черепашьи ноги дрогнули, небо и земля зашатались, лёд и снег растаяли, моря вышли из берегов; Ванму снова послала Н.; та бросила в воду шпильку для волос, она превратилась в лодку, спаслись только брат и сестра Фуси; потоп закончился, но земля пуста; гора Фушань, на которой Н. плавила камни, была самой высокой, Н. отвезла туда брата с сестрой – пусть размножаются; те засмущались; Н. дала каждому по жернову, велела скатить с горы; скатившись, жернова легли друг на друга; восточная и западная горы Жерновов в овраге Чаньшигоу – это и есть те жернова; стыд пройдет, а если хотят называть друг друга братом и сестрой, то пожалуйста; новобрачных до сих пор так называют]: Zhou Yang et al. 1999, № 9: 12-14.

Балканы. Болгары : Георгиева 1983 [в „Разумнике" земля на воде, вода на плоском камне, камень на 4 золотых китах, киты на огненной реке, река на другом огне, тот огонь на железном дубе, посаженном прежде любого другого, а дуб на божьей силе]: 132; Гура 1997 [земля держится на рогах вола или буйвола, тот стоит на рыбе]: 758; Стойнев 2006 [земля покоится на рыбе]: 270; южнославянский апокриф (~болгары-богомилы) [прежде земли был господь Саваоф в трех кельях (комарехъ) на воздухе; он отринул от сердца и родил возлюбленного сына Иисуса Христа и из уст испустил Дух в образе голубя; и сказал, чтобы небо было хрустальное на семидесяти тысячах мириадах железных столбов и были бы озера и облака и звезды и свет и ветер; он насадил на востоке рай; мороз от лица Господа, гром от его голоса в огненной колеснице, молния - слово из его уст; солнце - от его нижней ризы, поскольку он... ее к своему лицу; и сказал Господь: пусть будет тьма столпов на воздухе. Сказал, пусть будет море Тивериадское, вода соленая; и спустился Господь на море Тивериадское и узрел плавающего на нем гоголя и спросил, кто он; тот говорит, что он Сатана; Господь сказал Сатане, чтобы тот опустился в море, достал земли и камень, Господь преломил его на двое, левой рукой половину дал Сатане, ударил по камню жезлом, из искр возникли архангелы Михаил и Гавриил и взмыли вверх; Сатана создал из камня бесчисленную бесовскую силу богов; и сказал Господь, пусть будут тридцать три кита на море Тивериадском и на тех китах земля]: Badalanova Geller 2011: 24; македонцы [сперва одна вода, в ней плавает рыба; одна сторона рыбы обгорела от жара Солнца, отделилась, опустилась вниз, разделилась надвое; из оставшейся выше возник Месяц, из опустившейся совсем вниз возникла земля]: Ценев 2004: 12; венгры [землю держат животные: бык, буйвол, медведь и кит; когда они шевелятся, земля содрогается]: Sebők: 107; венгры [земля покоится на рыбе]: Мошков 1901: 70 (прим. 34); румыны : Brille, Ispas 2005 [Бог, увидев, что земля набирает воду, подпер ее четырьмя рыбами – по одной на каждую сторону света; когда рыбы бьют хвостами, происходит землетрясение]: 123; Ciauşanu 2001 [земля держится на спине большой рыбы, а когда рыба движется, происходит землетрясение]: 21; Müller 1857, № 209 (Трансильвания) [земля покоилась на четырех рыбах; во время потопа одна пропала, в этом месте земля опустилась, образовались море и горы]: 162-163; Rusu 2009 [на краю мира находится Красная Яблоня; все реки текут оттуда, огибают мир и возвращаются под Яблоню; под ней находится одна из четырех рыб, которые держат землю]: 90; Ana Chelariu, личн. сообщ., 12.10.2011 [земля на четырех столбах, под каждым находится рыба]; сербы [земля покоится на рыбе]: Jанковић 1951: 9; боснийцы [земля стоит на волу, вол на рыбе]: Jанковић 1951: 9; словенцы [земля держится на рыбе; когда рыба шевелится, происходит землетрясение; либо земля плавает в воде в окружении двух рыб; когда они задевают землю хвостом, земля содрогается]: Kropej 2003: 121-123 (=2012: 19); гагаузы [земля стоит на рогу желтого ( сары ) быка; когда он перебрасывает ее от усталости на другой рог, происходит землетрясение; другие говорят, что земля стоит на рыбе, а во время землетрясения рыба вертит хвостом]: Мошков 1901: 58.

Средняя Европа. Поляки : Белова 2004a (Люблинское воеводство) [опирающаяся на рыбу плоская земля прикреплена к облакам веревками]: 110; Веселовский 1890 [земля лежит среди моря на двух больших рыбах; сперва земля была ровная; пока Бог творил мир, дьявол подговорил утку украсть земли; Бог послал за нею в погоню ястреба, тот стал ее душить; утка открыла клюв, чтобы кричать, выронила землю, из нее произошли горы]: 33-34; белорусы [земля покоится на рыбе]: Jанковић 1951: 9; русская письменная традиция [по книжным сказаниям, земля держится на "великорыбии", на "огнеродном ките", на "змее" Елеафаме, на "железном столпе" (Ж. М. Н.Просв., 1863, апрель, стр.14)]: Потанин 1883: 737; русские (Архангельская): Ефименко 1874: 171 (Пинега) [земля на трех китах, один из них уже умер], 185 (Шенгурский у.) [земля держится на семи больших и шести маленьких китах; когда шевелят хвостом или хребтом, производят землетрясение; на восточной стороне земли находится теплая сторона, в которой, ближе к нам, живут православные христиане, за ними арабы, за теми маленькие (карлики) и одноногие люда, а на западе – холодная сторона такая же, какая на севере, в которой живет вся нехристь – немцы, англичане, французы]; русские (Голубиная книга, Орловская губ.) [из тучи выпадает Голубиная книга; Володимир-князь просит прочитать ее премудрого царя Давыд Евсеича; далее В. задает вопросы, Д. отвечает на них, не читая, по памяти; белый свет "зачался" от свята духа, самаво Христа; солнце – от его лица, месяц – от грудей, ночь – от волос, утренняя заря - от риз, звезды – от очей, ветер – от дыхания, дождь – от слез; над всеми царями царь – белый царь, мать всем городам – Иерусалим, мать всем церквам – церковь в Иерусалиме, в ней мощи Христа; мать всем горам – Фангор-гора, мать всем рекам – Иордань, мать всем морям – Киён-моря, мать всем рыбам – кит, потому что на ней основался весь белый свет, мать-сыра земля; Страфиль-птица держит весь белый свет под правым крылом, когда вострепещется, на море буря; Вындрик-зверь ходит по подземелью как солнце по небу; Кипарис – всем древам мать (на нем распят Христос), трава-плакун – всем травам мать (возникла от слезы богородицы)]: Власова 1986, № 5: 10-16; русские : Кузнецова 1998 [в северной (русской) версии космогонической легенды земля утверждена на рыбах, на четырех рыбах, на трех, на семи китах]: 68; Потанин 1883 [земля стоит на семи или на трех китах; в стихе о Федоре Тироне вместо кита Тит-рыба и Кытра-рыба; кытр – мамонт]: 737; русские (Саратовское Поволжье) [Бог сотворил небо и воды, едет по воде на камне, плюнул, из пропасти явился Титан; говорит, что его имя Титаниил, но можно его звать попросту: Гоголь; готов слушать приказу; Бог велит слетать на небо, принести земли; тот принес, но спрятал щепотку за щеку; Бог раскидал землю по воде, стала суша; чтобы ее держать, создал трех китов, на них каменную плиту, на нее землю; Бог видит распухшую щеку Гоголя, велит выплюнуть землю, возникла земля с долинами и горами; из зависти Гоголь уперся, сжал и божью землю, она тоже сморщилась; Гоголь утверждает, что так красивее; мужик будет поминать Господа, когда едет в гору, и шута, когда под гору; Бог велит принести из рая семян, отдал Богу из правой руки, оставил себе из левой; из посеянного Богом выросли полезные растения, из посеянного Гоголем – бесполезные, колючие, ядовитые]: Заварицкий 1916, № 1: 67-69; Потанин 1883 [земля стоит на семи или на трех китах; в стихе о Федоре Тироне вместо кита Тит-рыба и Кытра-рыба; кытр – мамонт; по другим (книжным) сказаниям, земля держится на "великорыбии", на "огнеродном ките", на "змее" Елеафаме, на "железном столпе" (Ж. М. Н.Просв., 1863, апрель, стр.14)]: 737; украинцы (Закарпатье) [земля покоится на двух китах крест-накрест]: Гура 1997: 757; украинцы (Подолия) [под землей море и, чтобы она не утонула, Господь сотворил великую рыбу, которая землю держит; если шевелится, то земля трескается]: Левченко 1928: 8; украинцы (Волынь): Абрамов 1914 [круглая земля по краям сходится с небом; покоится на двух рыбах, самце и самке; они держат землю по очереди по три года; когда меняются, земля дрожит]: 381; Белова и др. 2019 [землю держат поочередно щука и плотва; когда земля опирается на слабую плотву, бывает сырой год, потому что земля глубже уходит в воду, а когда на щуку, год бывает сухим]: 355; Кравченко 1920 [землетрясение: рыба обернется, земля встрепенется]: 8; украинцы (Волынь): Чубинский 1872: 37 [Луцкий уезд: земля держится на воде большой рыбой; каждые семь лет рыба то опускается, то поднимается, поэтому бывают годы мокрые и сухие; землетрясение происходит тогда, когда рыба переворачивается на другой бок; либо земля держится на двух китах; когда держит самец, то лето сухое, т.к. он поднимает землю выше Харьковский уезд: земля держится на ките-рыбе; Волынская губ., Литинский уезд: земля плавает на воде и поддерживается двумя рыбами, от движения которых бывают землетрясения], 38 (Луцкий у.) [земля держится на двух китах; когда держит самец, лето сухое, потому что он поднимает землю выше; а когда самка, земля понижается, от этого реки и озера выходят из берегов и лето мокрое]; украинцы (Киевская, Васильковский у.) [Земля плоская и покоится на море. В море рыба, которая на хребте своем целый свет двигает; когда шевелит хвостом, происходит землетрясение]: Rulikowski 1853: 173; украинцы (Киевская обл.) [земля покоится на трех китах]: Гура 1997: 757; украинцы [земля покоится на рыбе]: Мошков 1901: 70 (прим. 34); Ястребов 1894 (Херсонская) [земля стоит на трех железных столбах, а столбы на ките-рыбе; земля стоит на китах, а киты – на воде]: 8.

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары (южный берег) [1) ветер (есль) держит воду, вода – рыбу, рыба – быка, на его рогу утверждена земля (Капсихор); 2) земля держится на буйволе, буйвол на рыбе, рыба на воде, вода на ветре, ветер на тьме; устав, буйвол перемещает землю с одного рога на другой, вызывая землетрясения (Алушта)]: Потанин 1883: 799; калмыки [землю держит на спине огромная рыба: бурят. Абарга Загахан, монг. Аврага Дзагасан, калм. Аварга загси]: Неклюдов 1982a: 173; ногайцы [Бог сотворил огонь и воду, вода находилась под огнем, кипела; пена, происшедшая от кипения, образовала слой с неровной поверхностью; Господь уничтожил огонь, из пены сотворил землю; от вздутостей пены образовались горы; земля покоится на рыбе, оставшейся под пеной; вода – на камне, а камень опять на воде; что дальше, не известно]: Алейников 1893: 2; терские казаки [земля на семи китах, если один шевельнется, происходит землетрясение]: Востриков 1907: 6; абхазы (сел. Ачандара, Гудаутский уезд) [земля держится на драконе агюлшап, когда тот шевелится, происходит землетрясение]: Чурсин 1956: 157; Дахкильгов 2003 [из сгущавшейся морской пены постепенно образовалась земля; чтобы держать землю, послали быка; он имеет 70 рогов, из них 50 торчат вверх; землю укрепили между двух рогов; бык стоит на рыбе, рыба плавает в море, море подпирает ветер, а он движется по воле бога]: 21-22; грузины : Джанашвили 1905 [земля покоится на ките, от движения которого происходят землетрясения]: 175; Степанов 1893 [земля покоится на спине рыбы, которая лежит в подземном море, держа во рту свой хвост; когда он выскакивает изо рта, рыба приходит в движение, земля содрогается]: 142; армяне : Арутюнян 1980a [земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан); рыба стремится поймать свой хвост, от ее движений происходят землетрясения; если ей удастся поймать свой хвост, разрушится мир]: 105; Багрий 1930(3) [в океане на рыбе стоит вол, держит на рогах землю; когда гневается, трясет рогами, происходит землетрясение]: 128; талыши [земля стоит на рогах быка, а бык стоит на рыбе. Когда рыба повернёт голову, происходит землетрясение, ну а если вдруг рыба пошевелится, то Земля окончательно разрушится]: Асатрян 2005: 20; турки : Гордлевский 1968 [земля покоится на рогах Желтого быка (Сары окюз); под быком рыба, еще ниже – море; когда грехи людей переполняют чашу терпения Бога, он велит мошке щекотать быку нос; бык машет головой, сотрясая землю; если бы мошка в носу быка задержалась, он сбросил бы землю с рогов; из сострадания к людям, Бог этого не допускает]: 74; Серебрякова 1992 [земля на одном из рогов красного быка; когда один рог устает, бык перебрасывает землю на другой рог, происходит землетрясение; бык на камне, тот на спине рыбы, рыба в воде]: 71-72; Фурати 1889 [богословский трактат «Кырк сюаль» Фурати (XVI в.): после сотворения семи небес и земель Бог сотворил ангела и приказал ему носить все семь небес; этот ангел обязан поддерживать их на своей шее до самого дня воскресения; поскольку ноги его остались висящими в воздухе, Бог приказал ангелам принести из верхнего рая красный рубин и положить его под ноги ангела, держащего небеса; так как камень этот остался в воздухе без поддержки, из рая был приведен бык, имеющий четыре ноги; между лопатками этого быка был положен рубин; поскольку бык висел в воздухе, Бог произвел одно судно, величиною в 550 лет пути и приказал быку встать на него; судно осталось на воздухе, поэтому Бог сотворил рыбу Лабонадор и приказал ангелам поставить судно на спину рыбы; это та рыба, которая упоминается в Коране; она поддерживает своей спиной судно, а вместе с ним и все то, что на нем удерживается, т.е. семь земель, семь небес, свод небесный, трон Бога и его жилище; поскольку рыба осталась без точки опоры, Бог создал море и поместил ее в него]: 7-8; азербайджанцы (Елисаветпольская губ.) [землю держит ангел, стоит на скале, скала на быке с 4000 глаз и таким же количеством ушей, морд, языков и ног; бык – на рыбе; в конце мира Бог возьмет землю в левую руку, небеса опрокинет в правую, земля станет иной, небо и ад упразднятся]: Ширакуни 1904: 211-212.

Иран – Средняя Азия. Персы [когда Али сражался, Бог посылал двух могущественных ангелов удерживать его руку, в которой меч; иначе он порубил бы на куски не только врагов, но и погубил своего коня, землю, быка, держащего ее на рогах, рыбу, на которой стоит бык, и вообще все]: Donaldson 1938: 82; таджики [на дне мисок для плова изображают двух рыб; такой сосуд считается "чашей Джамшида", в котором видна вся вселенная до ее основания, где находятся рыбы]: Стеблин-Каменский, личн. сообщ. 2006; узбеки [Абдулла ибн Масгуд, сподвижник Мухаммада, спрашивал его об устройстве мира, получил ответы; земля на роге быка, у которого от головы до хвоста 500 лет пути, между рогами 250 лет пути; шайтан предложил быку сбросить бремя; бык мотнул головой; Господь велел мухе заползти в нос быку и ужалить его; бык заревел, с тех пор его имя ревун – бакар; муха будет жалить быка до воскресения; бык хочет сбросить ее, земля содрогается; бык стоит на рыбе, у которой от головы до хвоста 500 лет пути; рыба на воде, вода на ветре, ветер над адом, ад на блюде, блюдо в руке ангела Дарьяила, ангел на черве под седьмым ярусом ада]: Остроумов 1890: 161-162 (пересказ без ссылки на источник в Горненский 2000: 157-159); (ср. авестийская и среднеперсидская мифическая рыба kara, kar; но указаний на то, что она держит землю, нет; Blažek 2005: 177).

Волга - Пермь. Удмурты : Мошков 1900 [земля лежит на трех рыбах, рыбы на воде; когда рыбы отряхиваются, происходят землетрясения]: 199; Перевозчикова 1993 [под землей живет черный бык ( музъем утись ош , му-ош ), который стоит на спине рыбы, плавающей в подземном море; бык держит на своих рогах землю, из-за движения рогов происходят землетрясения]: 252; мордва (мокша) [землю несут три рыбы: севрюга (посредине), белуга, осетр]: Кавтаськин 1963, № 27: 139; мордва : Paasonen 1938, № 6 [землю держат три осетровые рыбы – севрюга, белуга, осетр]: 13-16; Мокшин 1998 [кратко упомянуто]: 99; Harva 1952 [в формулах, заговорах землю поддерживают три (или одна) рыбы (кита)]: 138-139; Мошков 1900 [земля лежит на одной большой рыбе]: 199; эрзя [Земля держится на белой рыбе (белуге) или на трех рыбах: севрюге, осетре, белуге, охраняемых богиней Равы (Волги); они находятся между морем и авой и охраняют народ (Евсевьев 1963: 209-210); эти рыбы плывут к трем началам, к трем пропастям, чтобы подставить спину под Землю: старшая плывет на восток, средняя – на полдень (видимо, в центр Земли), младшая – к закату (архив)]: Девяткина 1998: 34-35 (=Devyatkina 2004: 26); мордва (мокша) [в великой воде были три рыбы – родные сестры; старшая говорит, что они родились для того, чтобы держать три тяжести, плыть к трем началам и пропастям земли; она, старшая, будет как большой якорь на востоке, средняя сестра на юге, младшая на закате]: Кавтаськин 1963, № 1: 26-27; мари (уфимские черемисы) [в океане огромный краб, на нем стоит бык, держит на рогах землю; когда шевелится, происходят землетрясения]: Holmberg 1927: 312; чуваши [на воде жили только два голубя, летали над водой; однажды нырнули, подняли в клювах землю; выплыли три кита, попросили почву положить на свои спины; с тех пор земля держится на трех китах, вокруг земли водная стихия]: Станьял 2004, № 22: 29; татары [земля держится на роге быка, бык стоит на усе рыбы; вода опоясывает землю, покоится на вечной темноте]: Воробьев, Хисамутдинов 1967: 314; башкиры : Бараг 1987, № 12 [земля стоит на быке, бык на рыбе (или трех рыбах); пока Бык с Рыбой спорили, кто из них первым увидит идущий к ним Год, Мышь забралась на рог быка, первой увидела восходящее солнце, год; поэтому мусаль (12-летний цикл) начинается с года мыши]: 37; Надршина 1986 [земля держится на быке или щуке (или просто рыбе); движения быка вызывают землетрясения (мат. эксп. 1984 г.)]: 19.

Туркестан. Казахи : Потанин 1916, № 23 [мир стоит на китовом усу и на рогу серого или синего быка]: 114; Чулошников 1924 [земля покоится на огромной рыбе, которая плавает на воде, поддерживаемой силой пара и ветра; земля опоясана драконом (айдагар); на ее краю стоит голубой бык, на одном роге держащий все небо; люди на небе носят пояс под горлом, как люди земли носят его на пояснице, а подземные люди на ногах; среди людей неба есть старуха огромного роста; съедает сразу 40 баранов, 40 лепешек, выпивает 40 мес (кожаных сосудов) кумыса; своих разноцветных овец она доит после дождя; тогда овцы видны в виде радуги, кемпир-косак; косаком называется два ряда овец, привязанных вместе, чтобы доить, тесно головами вдоль протянутой по земле веревки]: 242.

Южная Сибирь - Монголия. Шорцы : Хлопина 1978 [средняя земля плоская, посредине гора Пустаг – пуп земли; под ней вода, и в ней большая, сильная, старая рыба "кер-балык"; когда рыба шевелится, земля трясется]: 70; Штыгашев 1894 ("кузнецкие инородцы") [Бог укрепил землю на трех китах (кер-палык); когда те меняются местами, происходят землетрясения]: 1-7; алтайцы : Вербицкий 1893 [для укрепления земли Ульгень поставил три рыбы, две по краям, одну – в центре; центральная – главная; направлена головой к северу, под жабры подхвачена крюком с арканом, конец которого направлен к небу и там закреплен на трех столбах; этим устройством управляет богатырь Мангды Шире ; если ослабит аркан на одном столбе, земля склонится к северу, на ней образуются топи и болота, если на другой – земля может вообще утонуть]: 90 (=1992: 111-112); Иванов 1954 [алтайский бумажный календарь; в центре оранжевая лягушка, вокруг широкая светло-синяя полоса - море, в нем плавают две рыбы (видимо, щуки); видимо, рыбы и лягушка поддерживают землю; сама земля изображена в виде полоски, расцвеченной в зеленый, красный, оранжевый и желтый цвета и окружающей океан]: 628-629, рис. 72; Суразаков 1979: 44-45 [два кита {кер-балык?} поддерживают мир, положив голову друг другу на хвост {т.е. как рыбы на бумажном календаре на рис. в Иванов 1954}], 201 [одно из заданий, которые сватающийся к Алтын-кюскю Когюдей-мерген получает от ее отца Ай-каана: нырнуть к китам и принести плавник (КМ ныряет, кит дает плавник)]; хакасы [везде вода; Ах-Худай задумал сотворить землю; его младший брат Ирлик-хан: под водой есть «живая глина»; став щукой или уткой, достиг дна, взял в рот песчинки и принес иъ АХ, но часть утаил во рту; АХ поймал трех окуней (ала пуӻа) и заставил плыть по поверхности воды; рассыпал песчинки на их спинах, из них выросла ровная земля; И. выплюнул изо рта утаенные песчинки и возникли горы и пропасти; «Пусть на ровном месте будут называть твое имя, а встретив горы и ущелья станут меня с проклятиями вспоминать»; когда рыбы виляют хвостами, происходят землетрясения»; (далее о сотворении печени коровы, B48A, и человека, H41)]: Сагалаев 1992: 39 в Бутанаев 2003: 109-110; тофалары [землю держат четыре рыбы, их движения вызывают землетрясения]: Преловский 2007: 50-51; чулымские тюрки [мамонта называют кер , гер , герс , сух-герс , причисляя его к водяным животным (сух – "вода"); "по поверью, впрочем мало распространенному, мамонта по его громадности и необычайной тяжести земля не могла сдержать, а потому Бог... назначил ему поддерживать землю"]: Потанин 1883: 709-710 (ср. Holmberg 1927 [ссылка на Потанина и на Munkásci, Keleti szemle 9(3): 293; возможно "бык" превратился здесь в "рогатого" мамонта]: 312); сибирские татары : Уразалеев 2007 (кургатско-саргатские, они же аялинские) [земля – как плащ, накинутый на водную поверхность; расположена на рогах быка Сур-пога; тот прикреплен к усам рыбообразного чудовища Аштаха, плавающего в океане]: 4; Ярзуткина 2012: 92 [Баширова 1984: 87-88; земля на рогах быка, стоящего на рыбе, которая плавает в подземном океане]; прибайкальские буряты : Хадахнэ 1926 (идинские, р. Каха) [Эхе бурхан (Богиня-Мать); в море сотворила рыбу Абарга зага h ан , на спине ее утвердила землю]: 32-33; прибайкальские буряты (балаганские) [земля стоит на большой рыбе, когда та поворачивается, происходит землетрясение]: Хангалов 1960, № 13: 18-19; буряты (вероятно, прибайкальские; место записи не указано, из материалов Т.К. Алексеевой, собранных «на родине Дорджи Банзарова»; в фондах ИМБТ СО РАН хранятся ее записи, сделанные в Прибайкалье в улусе Онгой-Кутанка – см. Дампилова 2017: 62, 64) [были высший и низший замби, на низшем четыре счастья; из них образовались море, золотая ива, человеческая форма, пламя огня; на самой основе золотой ивы появилась Мать-Божество; сотворила сына Будар , на ветвях ивы – друга для него Ловчую Птицу, из пучин морских – рыбу Кита, а на ее спине - землю]: Козин 1946: 176; буряты , монголы [землю держит на спине огромная рыба: бурят. Абарга Загахан, монг. Аврага Дзагасан, калм. Аварга загси]: Неклюдов 1982a: 173; монголы (халха): Беннингсен 1912 [землю сотворил Бурхан Шагджи-Туби ; он бросил принесенную им с неба щепотку земли в океан; щепотка разрослась, образовала землю; на ней появились трава, животные; Ш. принес на нее человека; люди постепенно вырождаются; будут жить семь лет, ростом с локоть, лошади будут величиной с зайца; тогда появятся 3 солнца, все сожгут, останутся горы; свинцовый дождь сравняет их, останется песок; его сметет ветер; тогда освободятся два кита и лягушка, на которых стоит земля; Майдари сотворит новую землю, поставив ее на тех же китов и лягушку]: 13-14; Потанин 1919 [была одна вода; две рыбы сошлись и образовали кольцо; в нем стали скапливаться песчинки и выросла гора Сумбур-ола; мы живем на четырех туби вне ограды, образованной рыбами]: 49.

Западная Сибирь. Тундровые ненцы : Лар 2001 (Ямал) [Нум лепит землю, бросает на воду; та сперва неустойчива; Нум кладет ее на кита]: 188-205; Лехтисало 1998 (Обдорск/Салехард) [ Нум предлагает Нга приготовить землю; тот взял из воды песку, но песок проскользнул у него между пальцев; Нум взял песку, положил лепешку на воду; велел Нга принести кита, чтобы утвердить на нем землю; но земля продолжала двигаться; тогда велел принести камень, земля остановилась; этот камень - Урал]: 9; (ср. Хомич 1977 [плоская земля расположена на спине черной собаки, которая плавает в океане; от ее покачивания происходит смена дня и ночи]: 15); манси [земля держится на спине ерша, поэтому на ней трудно жить]: Ромбандеева 1991: 43; восточные ханты [земля держится на ерше, который живет в море]: Кулемзин 1984: 170; северные селькупы : Прокофьева 1976: 106 [земля плоская, ее подпирают мамонты и "землю держащая на весу рыба"], 116 [мамонта представляли в образе огромной щуки, голова которой поросла зеленым мхом].

Восточная Сибирь. Илимпийские эвенки [в настоящее время земля имеет четыре грани, но вначале она была похожа на морду белки; стоит она на 4 стойках, которые поддерживают 4 рыбы: две щуки и два окуня; по краям землю поддерживают вредные духи, почему она часто горит]: Рычков 1917: 83; западные (условно) эвенки [за крайней землей нижнего мира – вода; в ней плавают два окуня и две щуки; на их спины опирается вселенная – буга; гигантский олень нижнего мира имеет рога лося и рыбий хвост]: Анисимов 1959: 18 {место записи не указано, но Анисимов работал на Подкаменной Тунгуске; хотя про рыб мог взять и у Рычкова}; эвенки района Нерчи-Читы (вероятно; зап. А.А. Макаренко, 1913 г., архив Российского этнографического музея, РЭМ 6-1-216) [Все было морем; Буга и Хырга гоняли зверя. Жили в лодке и все ездили и ездили. А когда конец будет?, – спрашивает один другого. Другой: Надо землю дунна сделать. Один ушел, жди, говорит, меня три года. Принес гору гудынычан , вынул из нее серединочку гуррыкачана (оленя) и бросил в море – вот и земля стала. В другую сторону бросил – другая стала. Они вышли на землю дунну . Земля стала расти, появились трава, звери, птицы. За водой пошла щука, куда поплывет там, реки и горы образуются. Землю будто бы держат три щуки. На земле три бога глазами видно: Делача солнце, свет и тепло дает, Бега – месяц – свет дает, Тоги – огонь – тепло и питание дает. Солнце и месяц на небе стоят, день и ночь делают. В мире мертвых подземном Буни хозяин Хырга . Там темно, нет дылача и бега. Однако мертвые живут там такой же жизнью, как и люди на земле. Увидеть их – плохо]: Давыдов и др. 2016: ; якуты : Ксенофонтов 1992 [в нижнем мире есть «особая рыба-луо», «источник смерти и несчастий, имеющая голову и два хвоста»]: 43; Емельянов 1980 [(описание страны богатыря Нюргун Бëгë); мать-земля… с окружностью из моря-трясины, с подпоркой из белорыбицы, с опорой из рыбы кит {видимо, луо}, с застежкой из рыбы осетр, с колышком из рыбы ерш, с балками из рыбы таймень, со столбами из рыбы сиг, с опорой из рыбы нерпа – увеличиваясь-возрастая… стоит]: 319.

Амур - Сахалин. Орочи : Аврорин, Лебедева 1978 [наш материк - лосиха; по бокам нашего материка есть еще два в форме рыбы (Сахалин) и дракона]: 28, 35; Березницкий 1999 [земля - восьминогий безрогий лось; Америка - дракон мудур, Сахалин - рыба]: 20; (ср. хорские удэгейцы [земля - растянувшийся дракон, лежащий на плавающем драконе]: Подмаскин 1991: 55 (Архив ЛОИЭ, ф. 5, оп. 6, д. 6, л. 1); Иванов 1954 [то же, что в Подмаскин, без ссылки]: 377-378; уильта [Остров Сахалин похож на рыбу. Голова – полуостров Шмидта, Оха и Москальво, в середине туловища мы живем, хвост на южной стороне Сахалина – залив Анива. Одна часть хвоста – район Баюклы, где жили когда-то пастухи, на плавник нерпы похож. Там теперь живут люди – поронайские. В этом году ездили туда праздновать национальные праздники]: Сем и др. 2012: 172; нивхи : Крейнович 1929: 90; 1973 [Сахалин – зверь, лежит головой на север, ногами на юг; питается рыбой, ее больше там, где его голова; лес на нем – шерсть, люди – вши; когда шевелится, происходят землетрясения; на него льют грязь – он отряхивается как собака]: 33-34; Штернберг 1933 [Сахалин – живое существо, лежащее на боку головой к северу, ногами к югу]: 49); маньчжуры [Небо имеет 17 уровней, земля – 9 уровней; управляет семнадцатиуровневым небом и девятиуровневой землёй небесный дух Абукаэньдули; земли не было, только вода и небо; А. по собственному подобию создал мужчину и женщину, положил их в каменный кувшин, кувшин положил – в воду, кувшин стал плавать в ней; мужчина и женщина вступили в брак, родили множество людей, поколение за поколением, кувшин тоже рос; когда людей в кувшине стало слишком много, А. построил для людей ещё одно место для жилья; из глины создал большую землю, положил на поверхность воды, велел трём рыбам поддерживать её; также отправил небесного духа, чтобы тот через каждые несколько дней приносил рыбам пищу; иногда маленький небесный дух ленился и приносил пищу не вовремя; рыбы, проголодавшись, дёргали телом, и земля тоже колыхалась, это были землетрясения; людей становилось всё больше, они перестали на земле помещаться; тогда А. срубил самое большое и толстое дерево на небе, поставил его на краю земли, и человечество с тех пор стало развиваться вдоль ветвей этого дерева; потому в мире появились различные народы]: Chen, Wang 1989: 13–14.

Япония. Айну : Арутюнов, Щебеньков (рукоп.) в Спеваковский 1988 [землетрясения вызваны голодными спазмами в желудке лосося, на котором бог-творец создал землю]: 75; Batchelor 1927 [земля лежит на спине форели; когда та шевелится, происходят землетрясения; она глотает и изрыгает воду, вызывая приливы и отливы]: 128; Etter 1949 (айну Сахалина, Курил, Хоккайдо) [два бога держат каждый руку на форели, чтобы не дать ей двинуться с места]: 27; Hitchcock 1890 [земля покоится на спине огромной форели, она же «рыба – позвоночник мира»; ее движения вызывают землетрясения; это та же рыба, что живет в глубоких озерах, глотает людей и животных; одна проглотила оленя, рога прорезали живот, рыба издохла; однажды боги спустились помочь людям; вонзили в форель свои когти, с трудом вытащили ее на поверхность, люди ее убили мечами]: 488; японцы : Lasch, p. 253 в Krappe 1938 [земля покоится на рыбе, за которой следит бог Kachima; старается успокоить рыбу, когда та шевелится, сотрясая землю]: 192-193; Yamada H., личн. сообщ. 2006 [в нижнем мире находится сом (Silurus asotus); когда он шевелится, происходит землетрясение]; Matsumura 2011 [на народных картинах, которые делаются особенно популярны после землетрясения, изображен сом, от движений которого земля раскачивается; божества стараются удержать сома, помешать ему двигаться].

СЗ Побережье. Нутка : Carmichael 2006 [все мироздание покоится на спине огромного кита]: 11; Webber 1936 [мир покоится на спине кита, живущего на дне моря]: 28.

(Ср. Мезоамерика. Ацтеки , майя Гватемалы и Юкатана [Бог D связан как с небом, так и с землей; в качестве Бога Земли носит имя Itzam Kab Ain, т.е. "кит". У Tzul Taq'a (Бога Земли в мифе кекчи, см. мотив A3) тот же титул - T'aktani, или Mat'aktani, что в киче и в какчикель значит "кит" или "рыба-меч" (Braakhuis n.d.). Владыка Chichen в Verapaz из линиджа B'atz носил титул Mat'aktani, в раннеколониальных источниках искаженный до Matal (Estrada Monroy 1979: 172). Видимо B'atz' как прежние жители Рабиналя, почитали Бога D, т.е. Старого Бога Земли, а глава линиджа являлся его жрецом. Таубе затруднялся согласовать перевод "кит" с буквальным переводом Itzam Kab Ain Томпсоном как "Itzam Earth Caiman"; он пришел к выводу, что кит появился на основе архетипического мезоамериканского образа земли как каймана, плавающего в мировом океане; в случае с майя это кайман Itzamna (Taube 1992: 36-7). Есть много изображений Ицамны как каймана или крокодила, эта персонификация стала очень популярной в Постклассическое время (1992: fig. 15, 16, 69). Уже Зелер предполагал, что Бог D имеет много общего с центральномексиканским старым богом земли Tonacatecuhtli, "Lord of our Sustenance", который, подобно Ицамне, восседал на верхнем ярусе неба, но одновременно был связан с землей]: Van Akkeren 2000: 235-236, 258 [Sipakna, видимо, родственно мексиканскому чудовищу Cipactli (Tedlock 1996: 240); согласно Historia de los Mexicanos por sus Pinturas , Cipactli есть "большая рыба, называемая cipacuac, которая как кайман", что напоминает титул Ицамны и Бога D, (Ма)Т'актани, кит, или рыба-меч; цит. в Seler 1963(1): 114]).