Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I61A. Млечный Путь – пояс. .15.27.28.31.

Млечный Путь – небесный пояс.

Латиняне, трансильванские саксы, румыны и аромуны, словенцы, болгары, греки, русские, белорусы, украинцы, поляки, латыши.

Южная Европа. Латиняне [Coeli cingulum («Небесный пояс»)]: Allen 1899: 475.

Балканы. Трансильванские саксы [иногда Млечный Путь называют без объяснений Небесным Поясом или Поясом Бога]: Müller 1857: 5; румыны и аромуны [(Светлый) небесный пояс, Земли пояс, Цыганский пояс, Пояс Св. Богородицы]: Младенова 2006: 179; болгары (редко) [Пояс]: Младенова 2006: 180; словенцы (около Ljutomer) [Пояс]: Matičetov 1972: 76 в Младенова 2006: 180; греки [Небесный пояс, Пояс монахини]: Младенова 2006: 180.

Средняя Европа. Русские : Бондалетов 1983 (район фиксации не указан, но, вероятно, Пензенская обл. или соседние территории Среднего Поволжья, где автор вел полевую работу) [Пояс]: 208; Даль 3: 376 в Белова 2004c [Млечный Путь – «пояс»]: 266; Добровольская 2010 (Владимирская) [Млечный Путь – «Богов пояс», «Богородицыно полотенце» при наиболее распространенном наименовании как дороги Бога, Иисуса или святых (Илья, Николай Угодник, Георгий Победоносец)]: 146; белорусы (Дяковичи Житковичкого р-на, Лучин Рогачёвского р-на, Морозовичи Буда-Кошелёвского р-на Гомельской обл.) [Млечный путь – Пояс. «Пояс добра бачна перад ранкам»]: Матэрыялы 1978: 207; украинцы (Екатеринославская) [Так, говорили, что «Бог часто ходит в ночи с ангелами, стучится, чтоб приняли его на ночлег, а когда откажут, ангел записывает в книгу двор, и после хозяева получают наказание. Зашел он однажды к одному мужику, а тот и сказал бабе: "Ну, принимай гостей! Четверо пришли! «Как же принимать, знаешь, у нас всего одна коровенка, да та почти перестала давать молоко, а ведь у нас еще трое детишек!» - «А ты пойди, благословясь, подои корову, может, на счастье путникам кувшин-другой набежит». Пошла баба, так как никогда не перечила мужу, благословилась: "Дай, Боже, на счастье путникам Твоим!" и стала доить, да ведро надоила, а оно бы еще доить надо было. Молоко густое, полное, прямо как от молодой коровы в первый день. Принесла баба ведро, а старший из путников и говорит: "А ты бы, баба, раба Божья, подоила еще!" - "Как же еще, - возразила она, - когда и так никакая корова столько не дает!» -«А ты пойди с Богом, и попробуй». Она пошла, снова благословилась и еще ведро выдоила. Стала она пышки делать, да такие вышли пышки, ровно на чистых сливках! Подала она все молоко из печи, сколько кувшинов ни вышло, и говорит: «Ешьте, странники Божьи! Господь дал нам прибыль, так всю ее вам даем, ибо на ваше счастье благословилась». Поблагодарили странники и стали есть горячее молоко с хлебом, а потом и пышек попробовали. Вечером стало темнеть, баба хотела светло засветить, а странники и говорят: «И так все видно!» И правда, видно было, как днем. Баба постелила двоим на печи, а двоим на постели, сама с мужем и детьми на полу, на соломе легла. Просыпается рано до зари, а путники уже одеты и старший говорит ей: «Долгий путь нам, и просим тебя, раба Божия, надои молока, возьми ведро и принеси, чтоб было чем поснедать, когда светло будет!" Взяла баба ведро, пошла доить, а молоко еще лучше вчерашнего. Принесла она ведро и спрашивает: "А далеко нести его?" Старший и отвечает: "А пойдем с Богом, минут десять что ли." Вышли они, туман кругом, а звезды видно, как сияют. Идут путники быстро, поспевает за ними баба, да молоко плещется через край ведра, проливается на тропинку, вся тропа побелела. «Ну, дай Господи тебе тоже счастья!» – сказал старший, благословил ее, и тут только увидала она, что стоит на самом небе, на Стожарах, и что где молоко пролила, там и Пояс Небесный виден! Испугалась баба, но ангел ее подхватил и опустил на землю. Пришла она домой, а там молока, молока, молока везде: и в горшках, и в бочке для воды, и в кувшинах — и все густое, крепкое! Пока дети не выросли, корова каждый день три ведра давала утром и вечером]: Миролюбов 1996: 475-476; поляки [Млечный пояс, Небесный пояс]: Младенова 2006: 180.

Балтоскандия. Латыши (редко) [Deewa jahsta, Божий пояс]: Grimm в Младенова 2006: 180.