Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I77. Хромой громовник. .26.-.28.32.52.

Могучий персонаж, связанный с грозой и дождем, хром.

Ли, черногорцы, украинцы (Галиция), мордва, ацтеки, тараски, уастеки, пополука, киче.

Китай – Корея. Ли (Хайнань, у. Лэдун) [у подножия хребта Цзяньфэнлин дом, в нем старая крестьянка; у неё трое сыновей, все красивыми, и у каждого были свои таланты; старший красив и все слышит (Всезнайк – Шуньфэнъэр); средний все видит (Остроглаз – Цяньлиянь); у него густые брови и большие глаза, рядом с бровями большая родинка; младший мог передвигать горы и вырывать деревья (Богатырь – Далиши). Однажды старший услышал, как бог грома на небе обещает спуститься и уничтожить эту счастливую семью; второй увидел, как бог грома спускается; третий привязал бога грома к дереву; вечером к дому пробрался вор украсть барана; добравшись до дерева, нащупал рога бога грома и решил, что перед ним баран; отвязал бога грома; старший брат услышал шуршанье и звук, похожий на хлопанье крыльев; младший схватил топор и все трое бросились в погоню; бог грома, освободившись от пут, побежал в лес; средний брат его заметил; младший ничего не видел в темноте и размахивал топором, следуя указаниям младшего брата; он поранил богу грома ногу; тот вернулся на небо, но рана не зажила; каждый раз, когда идёт дождь, вода попадает на рану и причиняет боль; не в силах сдержаться, он начинает кричать, его крик – гром]: Zhou 2002, № 17: 23-24.

Балканы. Черногорцы [в легенде об Илье-Пророке бог-громовник был ранен в ногу дьяволом]: Харузина 1909: 381-382 в Лаушкин 1970: 184; (ср. Древняя Греция [сброшенный с Олимпа Гефест упал на Лемнос, повредил обе ноги, остался хромым]; греки [черт не мог сделать человека, как Бог; тогда сделал волка, но не мог оживить; Бог: очень; скажи: встань и ешь меня; волк ожил и погнался за чертом; тот бросил в реку; волк схватил его за ногу; поэтому черт одноног (хром)]: Zochios s.a., № 7).

Средняя Европа. Украинцы (Галиция, Косивский повит, 1902 г.) [везде только море; в море шум, из шума возник Ирод; с неба упала роса, из нее – Бог; он знает мысли Ирода и людей, а Ирод знает мысли людей, лишь когда те говорят; Ирод предлагает создать сушу; Бог велит ему нырнуть и достать землю со дна именем Бога; тот дважды ныряет, но говорит, что это его именем; пока поднимается, земля уходит сквозь пальцы, будучи смыта водой; на третий раз говорит, что именем Бога, но и его, Ирода, тоже; Бог заснул, Ирод тащит его к краю суши, чтобы утопить; но суша по мере этого расширяется; Бог создал Адама из глины; Ирод его оплевал; Бог вывернул на изнанку; с тех пор внутри человека болезнь и слабость; из ребра Адама Бог создал Еву; велел не творить блуд; они согрешили и Бог их выгнал; Адам сделал хату без окон, стал носить свет пригоршнями; Бог прорубил окна; сатана (он же Ирод) взбунтовался, а Бог велел архистратигу Михаилу сбросить его и его слуг с неба; они попадали на скалы, лес, воду, разбились, многие оказались на земле; Бог велел Илье ударить по войску сатаны молнией; затем лишил его силы в одной руке и ноге; поэтому во время грозы Илья палит вполсилы ; в конце времен ударит всей силой и земля рассыпется; сатана спустился в ад, сидит там прикованный к креслу; а Илья, как завидит черта, так бьет в него молнией]: Гнатюк 1902(2), № 382: 217-220.

Волга – Пермь. Мордва [у Чам-паза (paz – бог) родился хромой сын Пурьгине-паз; когда спотыкался о тучи, гремел гром; зацепился за край неба, свалился на землю; в поле работала девка по имени Сыржа; он каждый раз норовит ущипнуть, из-за ливня мужики не могут закончить жатву; отец отдал дочь П., чтобы тот посылал хорошую погоду; он унес ее на небо; с тех пор Гром не бьет в людей, а только в скотину]: Седова 1982: 25-26 (по Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы); ср. Harva 1952 [Purgine, Pirgine-pas; то же, что лит. Perkuna-s, финн. perkule, perkele; у мокша он женился на земной девушке]: 157-163.

Мезоамерика. Объяснение причины хромоты есть лишь для пополука и тарасков, но другие хромые персонажи обладают, по-видимому, сходными с Хураканом чертами и их хромота может иметь ту же причину (падение с неба). Ацтеки [ Тескатлипока ]: Nicholson 1967: 105-106; тараски [(по Relación); у Солнца (Queranda-angápeti) пять домов; в южном у него жены, вино; видимо, он принимает там имя Tarésúpeme («старик-прародитель»), Бог Выпивки, который напился с богами неба, был сброшен вниз и охромел; другие дома на западе, севере, в подземном мире и в середине неба, где он устраивает праздники]: Corona Núñez 1957: 23; уастеки [Mam жил в горах, производил для себя дождь, круглый год собирал урожай, а на равнине засуха; его стали просить, он разгневался, разбушевался; Творец велел его схватить; это удалось лишь после того, как он подвернул ногу, зацепившись за ветку; его отправили далеко на север; оттуда он каждый год посылает ураганы]: Relatos Huastecos 1994: 12-17; пополука (горные, Сотеапан) [см. мотив K34; Homshuk (божество кукурузы) приходит в мир громов; Ураган предлагает переправить Х. через океан с помощью гамака; раскачивает, думая, что тот выпал и утонул; Х. не выпал; когда в гамак садятся Ураган и его люди, Х. просит агути подгрызть корни деревьев, к которым гамак привязан; все тонут, сам Ураган спасся, но сломал ногу, упав с высоты; признает силу Х., обещает поливать его в июне-июле]: Foster 1945a, № 1: 199; (ср. цоциль [ одноногий колибри размером с ястреба (персонификация божества?)]: Laughlin 1977, № 93: 356); киче [Хуракан]: Preuss 1986: 360; Мезоамерика в целом: Lehmann-Nitsche 1925a.