Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I87F. Самоубийство нартов. .16.28.29.34.

До современных людей жили другие, отличавшиеся силой, ростом, благородством или иными качествами. Они исчезли после того, как покончили самоубийством.

Немцы (Гарц), восточные украинцы, русские (Архангельская), скифы, осетины, сибирские татары.

Западная Европа. Немцы (Гарц) [великаны (Hünen) пошли войной на Oestreich {Австрия?}, заняли их пустой лагерь, нашли там много вина и перепились; Oestreichern вернулись и перебили спавших; оставшиеся в живых убили своих детей и покончили с собой]: Pröhle 1856, № 1: 1.

Средняя Европа. Украинцы (Херсонская, Ананьевский у.) [У левого берега Южного Буга, напротив Гардового острова, стоят три огромных скалы: Сова, Брама и Пугач. На камне на острове напротив скалы Пугач – словно отпечаток подковы, а среди степи, на камне напротив Пугача, словно выбит отпечаток большой руки. Здесь некогда жили запорожцы – люди-великаны, колдуны, обладающие рядом магических способностей. Царица задумывает их извести. Пробует пленить арканами, утопить в воде, забросать ядрами – не получается. Запорожцы отбрасывают ядра назад голыми руками. Наконец, им надоедает такая жизнь, они с общего согласия решают броситься в реку Буг. Кошевой атаман выезжает на коне, крестится на четыре стороны, слезает с коня, оставляет на камне отпечаток ладони, чтобы потомки знали, какой у запорожцев был кошевой, садится на коня. Так же поступает есаул, за ним судья, писарь и остальные казаки. Со скалы на конях они бросаются в реку с боевым кличем «Пугу-пугу!». И теперь они плавают под водой, на самом дне Буга]: Эварницкий 1888(2): 154; русские (по крайней мере Архангельская) [«Наиболее распространенная версия гибели Ч. – ее самопогребение: чудские племена залезали со своими сокровищами в ямы, ставили в них столбы с настилом, на который клали камни, бревна и проч., затем обрушивали крышу, подрубив столбы, и давили тем самым себя, произнося заговоры, чтобы никто не смог потом найти их богатства; забирались в пещеры и заваливали вход валунами; сжигали себя в землянках; тонули, привязав себя к бревнам, которые пущены по воде: “Чуди – это люди. Не пошли они по Божьей православной вере. Они истребили сами свое племя: выкопают землянку, натаскают всякого лому, столбик поставят, залезут, столбик подбивают – их и раздавит. Или дерево на воду пускали и ноги связывали. Один отпехнётся, бревно переворачивается – они и тонут» (архангел., ТЭ УрГУ). В народных представлениях Ч. объединяется с самоубийцами: места смерти Ч. объявляются нечистыми и опасными, там “водит”, “чудится”, нельзя рубить лес. Гибель Ч. считалась причиной некоторых погодных явлений: чудь задавилась (удавилась) ‘о дожде при солнце’ (архангел.)»; Чудские звезды ‘Млечный путь’: «Раньше чудь жила тут, от ее званье осталось Чудские звезды, их много, где-то далеко вовсе затеряны. Чудские звезды, как чудь, потерялись» (архангел.); «Рядом Иерусалим и Чудница; <поля>. В Чуднице чуди задавились, а в Иерусалиме они молились перед смертью» (архангел.)]: Березович 2012: 561-562; (Ср. данные об утонувшей чуди (без упоминания самоубийства: русские (Вологодская) [«Как и другие антагонисты-нехристи, чудские племена оскверняли православные святыни, разрушали и поджигали храмы. Военные действия кончались разгромом Ч. Места гибели Ч. нередко связаны с водой. Ч. загоняли в реки, озера, полыньи, где она тонула: “Когда чудь под Тарноськой городок подходила, так копали канавы из Тарноги в Кокшеньгу и пускали воду: чудь воды боялась” (вологод., ЖС 1908/1:76)»]: Березович 2012: 561).

Кавказ – Малая Азия. Скифы [«История» Геродота (ок. 484 г. до н.э. – ок. 425 г. до н.э.): «Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Араке и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной» (пер. Г.А. Стратановского)]: Herodot. IV. 11; осетины [Сырдон советует нартам не молиться богу, а испытать его силу; пусть он сам придет – для этого достаточно забыть его имя и переделать двери так, чтобы, входя, не надо было бы наклоняться; Бог послал ласточку узнать, чем недовольны нарты; те ответили, что хотят мериться силой; Бог спросил, хотя ли они оставить плохое потомство или не оставить совсем; Урызмаг сказал, что лучше совсем без потомства, чем с плохим; Бог послал Уастырджи, тот велел, чтобы однодневный труд нартов давал бы им не больше мешка зерна; но нарты стали обмолачивать за день лишь 7 снопов; тогда Бог велел, чтобы зерно на полях было зрелым лишь ночью, а днем оставалось зеленым; когда нарты подходили к ниве, она превращалась в зеленя; тогда стали стрелять по ночам стрелами с раздвоенными наконечниками, срезая колосья, которые оставались зрелыми; потом решили, что лучше гибель со славой; каждый вырыл себе могилу и бросился в нее]: Либединский 1978: 489-492 (менее подробно в 1949: 292-294).

Западная Сибирь. Сибирские татары (д. Ишаир Вагайского р-на Тюменской обл., 1970 г.) [«Говорят, здесь раньше странные люди жили. Некоторые из них проживали в землянках. При вражеском нашествии они разрушали свои землянки и заживо погребали себя. Говорят, что в старину здесь и деревья не росли. Когда начали вырастать деревья, люди сбежали. Увидели, что из-под земли сами по себе появляются деревья, и сбежали»]: Гилязутдинов 2015, № 120: 126.