Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I91. Водоем у подножья древа. .27.30.-.32.34.-.36.

У подножья или вокруг основания дерева, соединяющего ярусы мироздания или имеющего гигантские размеры и считающегося главным деревом мира, расположен источник или водоем, вода которого обычно обладает необыкновенными свойствами.

Венгры, грузины, Авеста, кафиры, Эдда, чуваши, мордва, алтайцы, хакасы, прибайкальские буряты, северные(?) ханты, южные селькупы, нганасаны, западные и северо-восточные якуты.

Балканы. Венгры [égigérö fa (до неба достигающее дерево), tetejetlen fa (дерево без вершины) – с семью ветвями, соединяющее земной мир с небом, которое поддерживает его вершина, и с подземным миром, в который оно уходит корнями; из подножия дерева бьет источник жизни; плоды, смола и соки дерева дают жизнь и питают все сущее на земле; на верхней ветви дерева находится дом Солнца и его матери; чуть ниже – дом Луны и ее матери; от движения ветвей дерева поднимается ветер; иногда на этих ветвях локализуется жилище Szél-anya (матери ветра); подарки – плоды этого дерва – разносятся феями (tündér); дерево охраняется огромной птицей (орлом); найти дорогу к нему способен шаман (талтош, táltos)]: Айхенвальд и др. 1982: 185.

Кавказ – Малая Азия. Грузины [ветви мифического дерева усеяны самоцветами, на верхушке сидит птица, у корней вытекает источник; кроной оно достает небо, корнями уходит в подземный мир]: Сургуладзе 2004: 202.

Иран – Средняя Азия. Авеста [гора Хара (Хукарья) помещалась в одних текстах в центре мира, в других – на севере, или считалась главной вершиной хребта Харайти (Хара Березайти), окружевашего "и восточные, и западные страны", т.е. всю землю; с нее стекали две реки, окружавшие сушу ("Бундахишн"); у подножья горы – огромное озеро Ворукаша, где у источника Ардвисуры произрастает дерево хаома; вар.: дерево хом-хаома, гаокерена или всеисцеляющее дерево виспобиш, на котором пребывают семена всех растений, растет посреди озера Ворукаша и охраняется "от жаб и других гадов" чудесной рыбой Кара ("Меног-и Храт"); на дереве всех семян, которое иногда заменяет, иногда дублирует хаому, обитает "царь птиц" Сенмурв; он рассыпает семена с дерева, ломая его тысячу сучьев; другая птица относит семена к источнику, из которого пьет дожденосная звезда Тиштриа (Сириус); с дождем она возвращает семена на землю]: Брагинский, Лелеков 1980: 562; кафиры (прасун) [в озере Süĵum растет золотое дерево с семью золотыми ветвями; на этом дереве золотой диск (видимо, солнце); ночью солнце опускается в озеро Süĵum; из этого озера происходит дождь; из этого дерева выходит богиня Dīsnī; возможно, что семь ветвей соответствуют семи небесным ярусам]: Buddruss 1960: 205-206; кафиры (кати) [в далекой земле среди озера растет дерево; чтобы добраться до его вершины, надо лезть 9 лет; его ветви простираются на 18 лет пути; бог Satarám влюбился в него, оно раскрылось, внутри сидела богиня Disani; она родила бога Bagist]: Robertson, S 382f в Buddruss 1960: 205-206.

Балтоскандия. Скандинавы [у ясеня Иггдрасиль боги собираются, если им надо вершить суд; сучья ясеня выше неба; у ясеня три корня: один на небе у асов, другой - у инеистых великанов, где была мировая бездна, третий в Нифльхейме; под третьим корнем - Кипящий Котел, этот корень снизу подгрызает дракон Нидхëгг; под корнем великанов - источник, в котором знания и мудрость; воду из него пьет Мимир; Óдин пришел туда, но получил воды лишь после того, как отдал в залог свой глаз; под корнем асов находится источник Урд; к нему по радуге съезжаются асы; на вершине ясеня сидит орел, между глаз его ястреб Ведрфëльнир ( полинявший от непогоды ); белка Грызозуб снует по дереву, перенося брань, которой осыпают друг друга орел и Нидхëгг; четыре оленя (Даин, Двалин, Дунейр, Дуратрор) бегают среди ветвей; в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхëггом - множество прочих змей; они тоже грызут ясень, его макушку ест олень, ствол гибнет от гнили; норны поливают ясень, чтоб не засох, водой из источника Урд]: Младшая Эдда 1970: 22-24.

Волга – Пермь. Чуваши [в центре четырех- или восьмиугольного среднего мира располагается гора Ама те, окруженная водой; на ее вершине помещается дерево Ама йываç; его корни уходят в нижний мир, а крона – в верхний; ветви доходят до самой отдаленной периферии во всех направлениях и поддерживают небосвод]: Егоров 1995: 133-134; мордва (мокша) [на холме в глубине леса растет береза; ее корни окружают весь мир, а ветви – небо; ее листья размером в ладонь, а почки длиною в кнут; у ее корней источник; рядом красный деревянный чан, в нем медовый напиток и черпак с изображением солнца и луны на донце и звезд на рукоятке; рукоятка черпака поворачивается по мере движения солнца по небу]: Ahlqvist 1861: 133 в Holmberg 1927: 350.

Южная Сибирь - Монголия. Алтайцы : Никифоров 1915 [посреди желтой реки есть желтый остров; посреди желтого острова есть отверстие ада с семью ртами; из ада с семью ртами вырос железный тополь (тепир-терек) без сучьев; нижний конец его в нижнем мире, а верхний пророс верхний треий мир (т.е. небо); птица, поднимаясь с земли, никогда не садится на его вершину; звери не могут по нему подняться; на вершине есть белое эрдине, которое оживляет мертвых; когда Алдтын-мизе и его конь Учкур-конгур погибли, другой конь Аршин-Jедер стал черным бобром, перегрыз темир-терек, взял эрдине, оживил умерших]: 77-78, 104-105; Каруновская 1935 [в центре земли гора Ak togon altaj sьnь – резиденция предков охотников; на ее вершине молоное озеро syt kθl, в котором омывается душа шамана по пути в верхний мир; в центре гора – пуп земли и неба; из пупа и воды растет дерево с золотыми ветвями и широкими листьями, его вершина в небе; по этому дереву шаман попадает к Ульгеню]: 161-162; хакасы (минусинские татары) [пронзая 12 небес, на вершине горы стоит береза с золотыми листьями и корой; у ее подножья водоем с водой жизни; эту березу Создатель дал прародителю татар, который с тех пор хранит ее]: Schiefner 1859: 52 в Holmberg 1927: 350; прибайкальские (вероятно) буряты [на священной горе дерево жизни, у его подножья источник живой воды; на вершине сидит всезнающая кукушка, способная оживлять мертвых и даровать богатство]: Curtin 1952 в Haekel 1958: 67.

Западная Сибирь. Северные (?) ханты [в море в середине неба стоит огромное дерево]: Karjalainen 1922: 45 (цит. в Haekel 1958: 67); южные селькупы [«дерево до неба» зафиксировано только в шёшкупском ареале; росло на вершине плоской горы, в ветвях живет много духов, «держащих все живое на земле»; дерево лиственное (но не береза), листьев своих никогда не теряет; вар.: дерево до неба «вершину неба подпирало», росло посреди острова на озере, рядом с котором обитала Šeγa paja («Земли старуха», мать брата и сестры Ии и Нэ); на него не садились птицы, но иногда на вершине сидел ворон; Н. обидела Ворона худым словом, тот перестал прилетать, дерево засохло, озеро ушло]: Тучкова 2004: 75-76, 215; нганасаны [(шаман описывает, как в возрасте трех-четырех лет во время тяжелой болезни три дня находился без сознания, побывав в это время в других мирах; см. мотив G6); шел вниз до середины моря; сосал груди хозяйки воды; ее муж Сырада Нгуо, главный подземный хозяин, сказал ему, что он избран шаманом и должен обойти дороги болезней; в путеводители дал горностая и мышь; люди оспы вырезали и сварили его сердце; посреди девяти озер остров, на нем лиственница до края неба; рядом семь трав – родоначальников наших растений; на каждом озере плавает определенная птица с птенцами - утка, гагара, казарка, лебедь, ... (не указано}, мышелов; хозяин дерева велел поймать падающую ветку, из ее трех разветвлений будут три бубна, о них станут заботиться три жены шамана; (следуют дальнейшие встречи и испытания)]: Попов 1936: 85-97.

Восточная Сибирь. Якуты : Миддендорф 1851(3): 79 в Holmberg 1927: 353 [ Эр-Соготох видит перед собой дерево, чьи корни уходят в нижний мир, а вершина пронзила девять небес; из-под его корней льется живая вода; состарившиеся животные пьют или лижут сок, вновь молодеют; (тот же пересказ в Haekel 1958: 66 с комм., что это западные якуты)]; Окладников 1949 в Haekel 1958 (восточные якуты {видимо, северо-восточные}) [в центре мира на высокой горе священная лиственница, созданная ради счастья всего живущего; из ее западных ветвей вытекает ручей, впадающий в молочное море; старые и немощные, искупавшись в нем, набираются сил; живущая в дереве богиня вскормила героев]: 67; Эргис 1974 [около усадьбы героя олонхо растет восьмиветвистое дерево Аал Дууп Мас или аар Кудух Мас; главный ствол насквозь прошел через нижние слои неба; потом нагибается назад, возвращается в средний мир; из ветвей сочится влага, капли ее слетают словно белые куропатки; главный корень насквозь прорастает землю и выходит в нижний мир, но из-за дыма костров преисподней загибается вверх; выйдя обратно на землю, он источает влагу, из которой образуется незамерзающее беломолочное озеро; испив из него, старики молодели, слабые обретали силу, больные выздоравливали]: 190.