K56a4d. Зола превращается в муку. .28.31.
Мачеха посылает падчерицу в дом в лесу, вместо продуктов дает с собой золу, песок и т.п. У падчерицы они превращаются в муку, крупу и пр.
Русские (Терский берег, ЮВ Карелия, Вологодская, Рязанская, Воронежская), украинцы (Гуцульщина, Галиция), вепсы.
Средняя Европа. Русские (Терский берег) [мачеха (это ягисьня) велит мужу увезти падчерицу в лесную избу; с собой дала не масло, крупу и соль, а лед, грязь и пепел; но когда девушка растопила печь и открыла мешочки, там оказались масло, крупа и соль; мышка просит дать каши, девушка дала; пришел Щупя-щупя; мышка превратила девушку в булавку, воткнула в стену; Щупя не смог никого нащупать, оставил кису и шубу енотовую; после второй ночи – две кисы и шубы, после третьей – три; мачеха послала мужа забрать кости; дочь здорова и конопли напряла; старик везет дочь, золото, шубы, собачка об этом тяфкает; мачеха послала родную дочь, та не дала мышке каши, заснула, Щупя-щупя ее нащупал и съел; собачка: Ягисьни-то дочери косточки в мешке стучат да бренчат; ягисьня собирается столкнуть падчерицу в смоляную яму; та предлагает ей идти вперед, сама ее сталкивает; мужик поджег смолу, стал с дочкой жить]: Балашов 1970, № 29: 97-99; русские (Карелия, Пудожский р-н) [мачеха ненавидит падчерицу Машу; велит мужу свезти ее в лесную избушку; вместо муки дала с собой золы; но все же была мука: М. стала печь блины с пирожками, мышка попросила, она ей дала; ночью пришел медведь, велел играть в жмурки: бегай с колокольчиком; мышка стала бегать вместо нее, а Маша залезла под печь; то же во вторую ночь; в третью; на четвертую медведь принес Маше сундук добра; старик поехал забрать кости, а собачка лает: дедко Машеньку везет и добро; старик послал родную дочь, та ударила мышь ухватом; медведь съел девушку; старик привез косточки, собачка лает об этом; Маша хорошо вышла замуж]: Лойтер 1976: 111-112; русские (Вологодская) [после смерти жены старик взял ягу-бабу, у той своя дочь; яга-бабы велит мужу отвезти падчерицу в дом в лесу, вместо муки и крупы дала с собой золу и дресву; девушка растопила печь, из золы испекла шанежку; мышка просит дать ей, девушка дала; девушка: с кем мне спать, ночевать? нехороший из леса: я приду; мышка обернула девушку иголкой, влепила в стену; старик пришел, не нашел, кинул сундук с имением и ушел; на следующую ночь мышка обернула девушку шаминкой {?}, спрятала под порог; старик опять не нашел, кинул два сундука; отец приехал за дочерью: та беленая, мазаная и платком перевязаная; мачеха послала родную дочь, дала с собой всякой еды; та мышке ничего не дала, убила ее сковородником; старик пришел, задавил девушку; муж яги-бабы привез мертвую, яга заревела и умерла]: Смирнов 1917, № 42: 215-217; русские (Рязанская) [мачеха велит мужу отвезти падчерицу в лес; вместо масла дала водички, вместо крупы – опилок; отец оставил Машу в избушке на курьей ножке; утром М. стала печь лепешки, вода стала маслом, опилки – крупой; угощает Бабу-Ягу и ее чертенят; та дает сундучок, наряжает в золото и серебро, собачка об этом лает; мачеха велит отвезти к БЯ родную дочь; та груба с БЯ, БЯ переломала ее через коленочку, положила в коробочку, отец привез кости, собака лает об этом]: Самоделова 2013, № 94: 102-104; русские (Воронежская) [Жили старик со старухой и дочерью Наташей, потом старуха умерла, и старик через 3 года женился на другой. У мачехи была дочь Маша, и Наташу она не любила, велела старику отвезти её в лес. Старик попросил дать Наташе с собой муки и пшена, мачеха насыпала ей в мешок земли и золы. Старик отвез Наташу в лес, оставил в караулке и вернулся домой, сказав Наташе, что едет за дровами. Та ждала его, обнаружила, что в мешках мука и пшено, стала готовить еду. К ней пришли лиса, волк, заяц и медведь, она их накормила. Звери полюбили Наташу, принесли ей добра и хлеба, она стала жить хорошо. Через две недели мачеха послала старика за Наташей и стала печь блины и собирать людей на поминки. Кинув блин собаке, велела ей сказать «в кузе кости погромыхивают», но та сказала «везут девицу Наташу, разряженную, разукрашенную, за ней старик идет», то же повторилось с петухом. Приехал старик, привез Наташу и много добра. Мачеха велела ему везти в то место свою дочь Машу, насыпала ей муки и пшена. Когда они приехали в лес и Маша осталась одна, она обнаружила, что в мешках зола и земля. Пришедших к ней зверей она не впустила, те разорвали её, положили кости в мешок, который и повез домой старик, вернувшийся через 2 недели. Старуха дала блин собаке, чтобы она сказала «гав, гав, везут девицу Машу разряженную, разукрашенную, за ней старик идет», но собака говорит «гав, гав, в Кузе кости погромыхивают». Старик привозит кости Маши, старуха заплакала и стала любить Наташу]: Пухова 2006, № 12 {pdf без пагинации}; украинцы (Гуцульщина) [дедова дочка прядет, бабина – с парнями гуляет; подходя к дому, бабина отняла у дедовой веретено, сказала, что все сама напряла; мачеха велит мужу отвести падчерицу в лес, дала не муки, хлеба и сливок, а золы, глины и углей; по пути колодец просит его почистить, яблоня – обломать засохшие ветки, пастухи – попасти коров, овец, коз, печь – смазать ее; отец оставил дочь в избе, сам повесил на дерево дерявяшку, она стучит на ветру, будто он рубит дрова, хотя ушел; мышка, затем вторая, третья просят их накормить, напоить; в сумке зола и пр. превращаются в муку и пр.; ночью пришли какие=то люди, заиграла музыка, мыши с ними пляшут; по пути домой печь дает хлеба, пастухи – скот, яблоня – яблок, колодец – воды; собака гавкает: дедова дочка едет; мачеха послала родную дочь; та отказывается выполнить просьбы встречных, не кормит мышей; сама пляшет с парнями; те убили ее, прибили к стене; дома собака: бабина дочка прибита к стене; дед пошел и видит: та висит на хате прибита]: Зiнчук 2006a, № 220: 367-372; украинцы (Галиция, Старосаморский повит) [у деда дочь и у бабы дочь; мачеха велит мужу отвезти падчерицу в лес; дала ей с собой углей, золы и песку тот привязал на ветру колотушку, дочь думает, что он еще рубит дрова, а он ушел домой; дали с собой кота; вечером Иисус со св. Петром попросились переночевать; предлагают готовить ужин; угли превратились в сливы, зола в муку, песок в крупу; они попросили вымыть им плечи и ноги, девушка все исполнила; предупреждают, что придет панич свататься, учат, как ему отвечать; тот пришел, она говорит, что у нее для свадьбы нет того-то и того-то; панич каждый раз уходит, чтобы принести эту вещь; также бричку с конем; запел петух; девушка все привезла домой; мачеха послала родную дочь; но у нее сливы, мука и крупа превратились в угли, золу и песок; она попросила у панича все сразу, он принес и унес ее]: Гнатюк 1902, № 154: 133-134
Балтоскандия. Вепсы [мачеха велит мужу отселить падчерицу в избушку на берегу; дать мох вместо пряжи, золы вместо муки, гравия вместо пшена, опилок вместо крупы; входят три разбойника, просят истопить баньку; девушка стала готовить пироги, мышка попросила дать ей теста, девушка дала; мужики вернулись из баньки, позвали с ними спать, пропел петух, они пропали; на следующий день – то же; мышка превратила девушку в соринку, спрятала под веник, пропел петух, деньги остались; родная дочь тоже хочет денег; девушка рассказывает, что стукнула мышку вальком; мужики забили родную дочь мачехи до смерти, ноги положили на балкон, груди на окно; мачеха подъезжает, думает, это булочки на окне остывают; упала (и умерла); отец остался жить с дочерью]: Онегина, Зайцева 1996, № 9: 62-64; вепсы [после смерти матери девочка уговорила отца жениться на бабе-яге, та обещала поить ее молоком, мыть молоком; когда старик уехал, мачеха отвезла девочку в холодную избу, дала с собой золу вместо толокна, песок вместо крупы, кирпичи вместо хлеба; вечером девочка варит кашу, мышка просить разрешить мутовку полизать, девочка дала; мышка велит ей ничего не бояться, обещает спрятать; приходят старики, девочка накормила их ужином, они зовут с ними спать, она отвечает, что должна со стола прибрать, посуду вымыть; мышка превратила ее в скалку, положила на полку; старики заснули; пропел петух и они провалились сквозь землю, товары остались; то же на следующий вечер (мышка превратила девочку в иголку, воткнула в стену); утром пришло много девочек, девочка в избе просит их передать ее отцу, чтобы он ее забрал; отец приезжает, у девочки сундук с серебром и золотом, собачка об этом лает; баба-яга отвозит в избу родную дочь; та мышку бьет, старикам грубит (жаба вам в рот!), они ее убили, косточки сложили в углу; мужик приехал, забрал косточки, собачка об этом лает, баба-яга ее бьет; увидев косточки дочери, умерла]: Онегина, Зайцева 1996, № 48: 169-171.