Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L100C. Целомудренная волшебница и соблазнители, D2006.1.1. .14.-.17.28.31.32.34.36.39.

Когда мужчина приходит к живущей одиноко красавице, она просит его исполнить ничтожное поручение (закрыть дверь и т.п.) и волшебством оставляет на всю ночь в нелепом и неудобном положении (он держится за ручку двери и т.п.). В следующую ночь то же происходит с другим (редко: с тем же самым) поклонником. Каждый, стыдясь, говорит другим, будто получил удовольствие.

Кабилы, итальянцы, сицилийцы, сардинцы, корсиканцы, испанцы, португальцы, баски, англичане, французы (Нижняя и Верхняя Бретань, Дофинэ и, вероятно, др.), валлоны, немцы (юг?), мехри, Сокотра, поляки (Познань), датчане, норвежцы, исландцы, карелы, казанские татары, южноалтайские тувинцы, северо-восточные (индигирские) якуты, тундровые юкагиры.

Северная Африка. Кабилы [сын вождя (Agelith) умен, но ничем не занят, в плохой компании; негритянка: твой отец мог бы стать новым вождем, а еще лучше ты, но ты проматываешь его деньги; юноша клянется вернуться богатым, уходит, попадает в страну Wuarssen (дэвов); у дэва три дочери, ноготь младшей на мизинце руки дает советы, а у жены дэва – все ногти такие; дэв велит юноше 1) засеять поле, вечером собрать урожай плодов; старшая, средняя дочери отказываются нести обед юноше, младшая приносит, они едят и занимаются любовью, волшебной палочкой она создает сад, юноша приносит дэву плоды; 2) принести ситом воду из моря в источник, чтобы дно моря обнажилось, песок высох, принести сухого песку (то же, юноша высыпает песок на голову дэву); 3) достать к вечеру гнездо орла с птенцами, оно на отвесной скале; жена дэва прячет волшебную палочку; дочь велит порубить ее на куски, бросить о скалу, они превратятся в лестницу, достать гнездо, сложить куски, окурить благовонием, она оживет; юноша так и делает, забывает палец ноги; дэв обещает отдать ему младшую дочь, если юноша опознать ее среди сестер; он узнает по отсутствующему пальцу; ночью девушка велит бежать, взять самого плохого с виду коня, юноша берет хорошего, дэв нагоняет; она превращает 1) коня в шалаш, себя в бахчу, юношу в старика; 2) коня в дорогу, себя в корзину, юношу в работника; дэв не узнает, возвращается; на третий раз догоняет жена дэва; девушка создает доску, они переплывают на ней через море; мать: если твоего мужа поцелуют родственники, он забудет тебя; на другом берегу юноша находит золото, жена создает дворец; он идет проведать родителей, принести золото, как поклялся; отец становится вождем; сына целует сестра матери, он забывает жену; та приходит, покупает кофейню, все ходят к красавице; она последовательно обещает ночь двум друзьям юноши и ему, если каждый заплатит 500 монет и исполнит небольшую работу, а она пока поспит; 1) прикрыть окно (окно закрывается, рука прилипает, так всю ночь; 2) налить воды из кувшина (стоит прикоснуться к кувшину и он пуст); 3) закрыть дверь ; юноша срывает дверь, узнает жену; все счастливы; после смерти отца сын становится вождем]: Frobenius 1922a, № 4: 30-48;

Южная Европа. Итальянцы : Andrews 1892 (Лигурия), № 14 [], 21 []: 62-65, 86-89; Bello 1917, № XXI [царь Египта Аристодем заболел проказой; старый врач посоветовал искупаться в крови похищенного пиратами Лодовико, сына царя Сиракуз и что кровь не должна быть испорчена испытанным страхом; А. говорит Л., что похитил его, дабы сделать наследником и женить на дочери Филене; накануне экзекуции Ф. все рассказывает Л., они убегают; мать Ф. гонится, произносит заклятье: поцеловав другую женщину, Л. забудет Ф.; достигнув Сицилии, Л. оставляет Ф., обещая торжественно вернуться за ней; поцеловав мать, забывает Ф., собирается взять другую жену; Ф. сама приходит в Сиракузы; там ее домогаются трое придворных; она посылает служанку, делает вид, что готова отдаться за деньги; однако первый пришедший всю ночь причесывается, другой пытается задуть свечу, третий прилипает к двери; в присутствии Л. и его семьи Ф. рассказывает свою историю и показывает подаренное Д. кольцо; Л. все вспоминает, свадьба]: 57-70; Базиле 2018 (Неаполь) []: 329-336; Calvino 1980, № 4 (Ментона) [человек, который выходит лишь ночью, предлагает руку одной из дочерей рыбка; две старшие отказываются, младшая соглашается; человек говорит, что заколдован и должен быть ночью мужчиной, а днем черепахой; чтобы заклятье спало, надо совершить кругосветное путешествие; жена соглашается его ждать; он надевает ей на палец алмазное кольцо: оно исполнит любые желания, если они добры и от сердца; трое поклонников предлагают ей деньги за ночь; первого она просит немного помесить тесто, он это делает до утра; второг – раздуть огонь; третьего – закрыть дверь; эти мужчины пожаловались, пришли четыре женщины, служащие в полиции; героиня велела им заушать до утра друг друга; четверым мужчинам-полицеским велено скакать по-лягушачьи; в это время вползла черепаха и превратилась в прекрасного юношу; все хорошо]: 12-14; сицилийцы [предсказатель сообщает, что королева родит сына, но тот погибнет по достижении 18 лет; советует продержать сына до этого времени в башне; рождается, вырастает Federico; Судьба кричит ему, что прислуживающая ему женщина – не его мать; Ф. стал жить с родителями; охотится, попадает в замок колдуньи; ее муж вылечится от проказы, если язвы смочить кровью принца, зарезанного в день 18-летия; их дочь Epomata влюбилась в Ф.; велит притвориться больным; подсыпает в вино снотворное, усыпляет стражников; крадет белую колдовскую книгу матери, оставляет ей черную; они бегут, мать преследует; Э. превращается в сад, Ф. в садовника; церковь и дьячка; пруд и угорь; мать напрасно пытается поймать угря; велит, чтобы Ф. забыл Э. после того, как дома его поцелуют; он засыпает, нянька целует его; Э. через посредницу соглашается на предложения богатых мужчин провести с ними ночь, но каждый раз ставит их в глупое положение (заставляет прилипнуть к скамье и пр.) ; узнав о скорой свадьбе Ф., делает двух кукол, они рассказывают всю историю; Ф. все вспоминает; Э. приглашает на свадьбу свою мать; та велит Ф. отрубить ей голову и конечности, расставить по комнате; все это превращается в золотую корону и прочие сокровища]: Gonzenbach 2004a [1870], № 11: 68-80; сардинцы [принц Ginó проиграл все, включая себя; через год, 3 месяца, 3 дня и 3 минуты должен явиться к выигравшему; накануне истечения срока он уходит; приходит к старику, просит у него золота; тот отсылает к своему старшему брату, а брат – к их старшей сестре; та показывает озеро, куда прилетают купаться 12 голубок; надо спрятать одежду одиннадцатой и вернуть, когда та согласиться стать женой; принц все исполняет, приходит к колдуну (orco); тот требует сровнять долину, снести гору, поставить дворец среди моря; дева-голубка (она дочь колдуна) все исполняет – третье задание, расчленяя себя; принц должен опознать жену среди 12 голубок, узнает нужный признак; спруги бегут; превращение в церковь и сакристана, огород и огородника; не догнав беглецов, жена колдуна велит, чтобы принц забыл жену, когда его кто-нибудь поцелует; так и случилось; принц с двумя друзьями приходит в дом забытой жены; надеясь провести ночь с женщиной, каждый проводит ее за тяжелой работой; принц вспоминает жену]: Aprile 2000: 274; корсиканцы [у колдуньи дочь Кровь-с-Молоком; она столь красива, что мать держит ее в замке, боясь похищения; каждый раз, когда возвращается, говорит: «Кровь-с-Молоком, отопри дверь, я умираю от холода»; дочь спускает из окна косу, мать по ней поднимается; принц это подсмотрел; произнес обычную фразу, девушка спустила косу, он проник к ней; когда услышала голос матери, спрятала его в апельсине; мать стала принюхиваться: чувствую человечью плоть; хотела съесть апельсин, но дочь подсунула ей другой; то же в следующий раз (принц спрятан в орехе); они решают бежать; девушка велит принцу выбрать худого конька, но тот взял упитанного; девушка: он летит как ветер, а худой – как беда (souci); колдунья отправляет в погоню мужа, девушка велит бросить мыло (гладкая гора, колдун возвращается, говорит, что там лишь гора, жена объясняет, велит гнаться снова), гребень (колючие заросли; то же, жена сама погналась); девушка {бросив нитку? она взяла ее вместе с мылом и гребнем} создает реку, превращает себя в угря, а принц на другой стороне; колдунья: если твой муж дома кого-то обнимет, он забудет тебя; одна из его теток обняла принца, он забыл жену; та стала портнихой, устроила постоялый двор; каждый из пришедших трех юношей желает провести с ней ночь; первого она просит закрыть внизу дверь, тот прилипает и остается у двери до утра; утром хозяйка удивлена: почему же он не сумел закрыть дверь? то же со вторым (помешать угли в очаге, чтобы огонь быстрее потух; занимался этим до утра), третий – это забывший жену принц, она велит ему вылить ночной горшок, он занимается этим до утра; он собирается жениться; волшебница шьет платье невесте, но в церкви оно превращается в лохмотья; в следующий раз волшебница выносит то платье, в котором принц видел ее в первый раз; он все вспомнил и остался с первой женой]: Massignon 1984, № 20: 43-47; испанцы (Саламанка) [юноша Lisardo играет в карты и всегда проигрывает; демон предлагает условие: он будет всегда выигрывать, но через 5 лет отправится в замок Пойдешь-не-вернешься (ПН); через 5 лет он идет, спрашивает путь у орла, тот отсылает к другому, который постарше, это приносит к замку, велит спрятать одежду той из трех купающихся дочерей ПН, которая святая, ее зовут Бланкафлор; он прячет и возвращает одежду, девушка обещает помогать; ПН велит 1) разбросать в лесу мешок риса, на следующий день принести в целости (Б. все делает); 2) на месте леса устроить поле, собрать пшеницу, испечь хлеб, все за день (то же); 3) то же – виноградник, вино; 4) достать из реки кольцо, потерянное прабабушкой; Б. велит разрубить ее, положить в сосуд, не пролив ни капли крови, бросить в реку; вечером приносит кольцо, говорит, что пролилась капля, но из мизинца; 5) укротить коня; это сам ПН, его жена и дочери, Б. будет справа, по правому боку не бить; 6) три дочери вытянут руки, а у Л. завязаны глаза, надо выбрать руку невесты; Б. можно узнать по отсутствующей фаланге мизинца; Б. велит оставить плевки отвечать за них, выбрать тощую клячу Мысль, а не упитанного Ветра; Л. делает наоборот; отец гонится, Б. бросает гребень (чаща), платок (lastral), подвязка (река); ПН каждый раз возвращается, жена отправляет его снова; Б. превращает коня в огород, Л. в крестьянина, себя в грядку салата; часовня, отшельник, икона; жена ПН решает сама не гнаться, а сделать так, чтобы Л. забыл Б., если кого-то поцелует; Б. предупреждает, но какая-то старуха поцеловала его сзади, Л. забыл Б.; та приходит, останавливается под видом проститутки; Л. трижды до свадьбы приходит к ней, но она каждый раз велит ему что-нибудь сделать (например, подать кофе), и он застывает за этим делом до утра ; на свадьбе велит двум куколкам изображать себя и Л., они все рассказывают, Л. вспоминает, женится на Б.]: Camarena, Chevalier 1995, № 313C: 85-95; баски [бедный юноша уходит из дома, нанимается к Тартаро; тот велит спрятать перьевую одежду одной из трех девушек-голубок, которые прилетят купаться на озеро; вернуть за обещание помогать; велит идти наняться к ее отцу; тот требует 1) выкорчевать дубраву, засеять, собрать урожай, испечь хлеб; дева-голубка велит своему гребню все исполнить; 2) достать из реки потерянное кольцо; дева-голубка велит попросить ржавый меч, порубить ее на куски, бросить в реку, выходит целая с кольцом; юноша потерял ее мизинец, она делает вид, что прихлопнула его дверью; 3) укротить лошадь с тремя жеребятами (это хозяин с тремя дочерьми, надо их бить дубиной, а ее - только делать вид); утром хозяин и дочери выглядят побитыми; 4) выбрать жену с закрытыми глазами (у нее нет мизинца и она даст руку дважды); юноша получает жену, она велит бежать, оставляет плевок отвечать за себя; отец гонится, дочь бросает гребень (туман, град), бросает снова - река, отец тонет; на границе земли христиан жена велит сходить за священником окрестить ее, никого не целовать, иначе муж забудет ее; старая тетя его целует; жена создает постоялый двор, муж с двумя товарищами заходят; она обещает с каждым провести ночь; своим гребнем делает так, что утро наступает прежде, чем они что-то сделали ; открывается мужу; тот приводит священника; все хорошо]: Webster 1879: 120-130; португальцы : Braga 2002 (Эстремадура – Алгарве) [у царя мавров две дочери, младшая встречается с учителем, велит бежать в его страну, берет с собой по мешку золы, соли, углей; когда войско отца догоняет, бросает сперва золу (туман), затем соль (море), уголь (ночь и гроза); достигнув страны возлюбленного, принцесса говорит, что теперь он ее забудет; оделась вдовой, сделала вид, что принимает возлюбленных; учитель предложил трем приятелям зайти к женщине; первый провел всю ночь раздеваясь и одеваясь; то же второй; третий всю ночь простоял у колодца, пойдя за водой; четвертый всю ночь закрывал дверь на улицу; учитель готовится к свадьбе, перед свадьбой устраивает ужин, среди гостей и та вдова; она создает голубка и голубку и те рассказывают о судьбе забытой красавицы; учитель все вспоминает, женится на возлюбленной]: 111-114; Pedroso 1882, № 4 []: 14-20.

Западная Европа. Англичане [молодая жена никогда не видит своего мужа, он приходит лишь по ночам; ей говорят, что он наверное урод; она зажигает свечу и видит красавца; он тут же превращается в птицу и говорит, что она обретет его снова, лишь если будет прачкой и прослужит 7 лет и один день; дает три пера, которые выполнят любые желания; она лишь приказывает перьям, чтобы белье само стиралось и гладилось; один из слуг (butler) проявляет к ней интерес, дает деньги; она говорит, что ей нужно убрать с веревок белье, чтобы ветер его всю ночь не трепал; он идет сам, а она велит перьям сделать так, чтобы он не смог отойти от веревок; то же с кучером; с лакеем (footman); когда они по прошествии времени поделились впечатлениями, девушка вызвала между ними ссору, осталась у хозяев на хорошем счету; через 7 лет и один день муж забрал ее; все хорошо]: Jacobs 1894: 37-42; французы : Joisten 1991, № 1.1 (Дофинэ) [Жан проигрался, его встречает человек, дает талисман, позволяющий всегда выигрывать, велит через три месяца быть на Черной Горе; Жан богатеет, но ни его мать, ни другие старики не знают, где Черная Гора; он приходит к старику, тот созывает птиц, знает лишь ворон, приводит Жана к старухе у горы, та учит быть во всем скромным, там три девушки, одна ведет в дом; хозяин ждал Жана, велит 1) срубить дубы, заготовить дрова, собрать букет цветов; Жан срубил лишь три дерева; дочь хозяина велит заснуть, все исполняется (мать девушки каждый раз говорит мужу, что его дочь его предает); 2) обработать землю, собрать урожай овощей, плодов, цветов (то же); 3) с вершины пирамидальной горы достать два яйца из гнезда щеглов; залезть невозможно, Жан скользит назад; девушка велит бросить ее в кипящий котел, собрать косточки, сделать из них лестницу, затем кости назад в котел, она выйдет целой; так и случилось, Жан достал два яйца; у девушки не хватает мизинца на левой ноге (Жан забыл косточку наверху); 4) опознать невесту среди ее двух сестер в темной комнате; Жан опознал, нащупав недостающий мизинец; невеста велит не ложиться спать (на молодых упадет жернов), но бежать, выбрав худого конька; Жан берет упитанного; отец девушки легко догоняет их на худом коне; дочь превращает 1) коня в помост для стирки белья (lavoir), Жана в goulot, себя в cardaline, которая пела, ответила, что никого не видела, отец девушки вернулся, жена объяснила, что это были беглецы; 2) коня в реку, Жана в корабль, себя в перевозчика; отвечает, что перевезет лишь за деньги, отец возвращается; настал день, Дьявол потерял силу; Жан с невестой пришли в Святую Землю; девушка должна три года ждать, чтобы войти туда, ибо она дочь Дьявола; она велела Жану идти к матери, но не обнимать никакой женщины; мать и другие обняли его, когда он заснул, он забыл жену; та приходит красавицей, обещает ночь тому, кто заплатит 3000 франков; первый пришедший прилипает к двери, отлипает утром; второй – к ночному горшку; третий Жан, девушка говорит, что она его жена, он вспоминает ее; свадьба]: 21-29; Sébillot 1894, № 21 (Нижняя Бретань) [свекровь тиранит невестку; старушка-фея дает ей волшебную палочку и подушечку, выполняющие желания; она создает для себя замок; хорошо поет; трое охотников последовательно пытаются ее соблазнить; она велит первому закрыть щеколду и, благодаря подушечке, заставляет его простоять у двери целую ночь; второму велено прикрыть огонь, третьему принести воды; после этого фея добывает ей хорошего мужа]: 183; Шустова 1994 [родители держат девушку Кровь с Молоком (КМ) взаперти; каждый вечер мать зовет ее, КМ спускает косу, мать поднимается к ней; королевич подслушивает, зовет голосом матери, КМ спускает косу; прячет юношу в апельсин; мать говорит, что пахнет человечьим духом, дочь дает ей съесть другой апельсин; в следующий вечер – орех; КМ предлагает бежать, велит взять тощую лошадь (бежит как забота), королевич берет гладкую (бежит как ветер); КМ бросает мыло (мыльная гора), гребень (чаща); преследователь-отец оба раза возвращается; мать говорит, что мыльная гора и были беглецы, пускается в погоню сама; КМ бросает нить – река; мать говорит, что когда королевич кого-либо обнимет, он забудет КМ; дома королевича обнимает тетка, он все забывает; КМ работает у портного; трое молодцов просят свиданья, она велит одному закрыть дверь, второму – погасить печь, третьему – вынести помои; дверь не закрыть всю ночь; то же с двумя другими молодцами; королевич велит сшить платье, КМ шьет такое, в каком он ее впервые увидел, он вспоминает, женится]: 300-306; французы (Верхняя Бретань) [{некоторые страницы в pdf испорчены, но ясно, что текст отвечает определению мотива118}]: Sébillot 1880, № 10: 113-118; валлоны [юноша проигрался в карты, решил утопиться; некто помогает ему отыграться с условием, что через год и 6 недель юноша придет к замок Mille de Plomb; юноша пришел к старику, тому подчиняются звери; свинья понесла его, он нарушил запрет разговаривать, упал в море, доплыл до берега; у великана в подчинении птицы; тот велит орлу отнести юношу; по пути запас еды кончается, юноша отрезал кусок от своей икры; у пруда он видит трех купающихся дочерей хозяина замка, похищает одежду младшей, возвращая за обещание стать его женой; хозяин говорит, что юноша должен откупить свою душу, а для этого 1) достать кольцо со дна колодца; для этого он рассекает ту девушку пополам, верхняя часть ныряет и приносит кольцо, соединяется с нижней; т.к. капля крови была потеряна, не хватает одного пальца; 2) за день сжать, смолотить пшеницу с огромного поля; 3) создать море со всеми видами рыб (девушка помогает исполнить); надо трижды узнать невесту под вуалью среди ее сестер; юноша узнает по отсутствующему пальцу; свадьба; молодые бегут; превращаются в крестьян; в часовню и Св. Деву; девушка создает море, ее отец тонет в нем; семья юноши не признает его жену, она исчезает, он ее забывает; она служит в кабаре; первого, кто хочет с ней остаться, просит подать стакан воды, он остается в этом положении и освобожден только утром; то же со вторым; третий – это ее муж, он узнает жену; снова их свадьба]: Laport 1932, № 313: 43-44; немцы [старуха предсказывает бездетному королю, что у него родится сын, но на 12-ом году исчезнет; когда Фердинанду 12 лет, он едет с родителями на свадьбу, гонится за оленем, теряет дорогу; появляется старуха, предлагает его понести, переносит через реку в свой дом; у нее 3 дочери, младшая Леноре; через некоторое время старуха велит 1) вычерпать ложкой озеро (Л. его осушает); 2) превратить лес в дрова (Л. исполняет); 3) построить дворец не из дерева, кирпича или камня (Л. строит из золота и серебра); 3) выбрать невесту среди трех дочерей старухи (у Л. на лбу пятнышко крови); ночью Л. превращает 2 подушки в подобие людей, молодые бегут, старуха бьет топором подушки; гонится средняя сестра, Л. превращает себя в кружку пива, Ф. в крышку от кружки, велит ударить сестру по зубам; старшая сестра (вишневое дерево и колючий куст, колючки исцарапали); гонится старуха, Л. превращает себя и Ф. в двух уток, они плывут через реку; старуха посылает дочери через реку приданое в трех ящичках; принц оставляет Л., чтобы подготовить прием в замке отца; Л. велит никого не целовать, старая кормилица целует, Ф. все забывает; Л. стала горожанкой, трое слуг принца по очереди к ней приходят; первого она просит закрыть дверь, он прилипает к крючку; второй – к совку у печки; третий – к теленку во дворе; король женит принца, свадебная карета ломается у дома, в котором Л.; та дает дверь на доски для починки кареты, просит и ее взять на свадьбу; надевает первое платье из приданого, данного матерью; молодая уступает Ф. на ночь за платье, но усыпляет Ф.; на следующий день в карете сломалась оглобля, Л. дает свой совок; то же; на третий день лишь тот теленок сдвигает карету; слуга все рассказал Ф., он ждет Л., но та обвиняет Ф. в забывчивости, удаляется в замок между землей и небом; Ф. идет на поиски; два великана спорят из-за семимильных сапог; Ф. предлагает им бежать наперегонки, убегает сам в сапогах; то же другие два великана, пальто-невидимка; третьи – седло, которое несет по воздуху; Ф. попадает к матери Месяца, матери Солнца, матери Ветра; лишь Ветер знает, где замок – он сушил там белье, постиранное перед свадьбой; Ф. появляется перед Л.; ее новый жених сам говорит, что если нашли старые ключи, не нужны новые; свадьба Ф. с Л.]: Церф 1992: 53-76.

Передняя Азия. Мехри : Müller 1907, № 10 [примерно как в (19)], 19 [умирая, отец велит сыну взять жену в городе Hilal за сто дирхемов; сын заложил дом и рабыню, получил 95; 5 занял у ростовщика; если не вернет через год, тот в праве отрезать от тела должника столько плоти, сколько весят 5 дирхемов; в двух домах юноше говорят, что их дочь не стоит ста дирхемов; в третьем отдают дочь; он приводит ее к себе, строит хижину; она велит продать ее украшения, на эти деньги выкупить дом и рабыню, и еще останется; велит купить ковер и позвать гостей; отправляет мужа торговать, остается с рабыней; трое мужчин обещают ей за любовь деньги; она сбривает первому бороду, прижигает кольцом промежность; тот говорит друзьям, что удовольствие было на 300 дирхемов; то же с двумя другими; они решают найти ее мужа; сказали султану, что дали этому человеку деньги, а он не вернул; отобрали его корабль; он стал хлебопеком; жена пришла под видом мужчины, обещала заплатить его долг, если он допустит его к своей жене; тот отказался; на третий раз согласился; она взяла в залог его бороду, пояс и посох; приходит к султану: если в промежности у тех троих есть клеймо, казни их, а если нет – казни меня и пекаря; тех троих казнили, султан вернул человеку корабль и имущество; дома жена говорит с мужем, все разъясняется; явился тот ростовщик, потребовал плоть человека; султан согласен; жена в облике шерифа явилась неузнанной на коне; предложила 1000 дирхемов, но ростовщик отказался; мнимый шериф: если отрежешь по весу больше, пусть тот человек отрежет столько же от тебя; ростовщик принял 5 дирхемов; в награду мнимый шериф взял кольцо человека; дома жена показала его мужу; у султана муж показал драгоценный камень; визирь сказал, что этот камень он подарил жене этого человека, с которой спал; султан арестовал человека; жена велела изготовить серебряные туфли, принесла одну, сказала, что вторую украл визирь; тот поклялся, что в жизни не видел этой женщины; она сказала, что она жена того, кого он оговорил; султан казнил визиря, отпустил человека]: 23-33, 73-87; Сокотра [муж уехал и заработал денег; трое людей решили из зависти соблазнить его жену; первый пришел к ней, она попросила прийти завтра, чтобы успеть привести себя в порядок; она напоила его, добавив снотворное, отрезала тестикулы и зашила рану; придя в себя, он сказал другим, что было отлично; то же случилось со вторым мужчиной, затем с третьим; выяснив, что это случилось с ними со всеми, эти люди договорились лишить имущества мужа женщины: один заявит, что оно его, а двое других будут свидетелями; женщина об этом узнала, нарядилась мужчиной и последовала за ними; правитель поверил, что это шериф; решил в пользу троих заявителей; мнимый шериф: если никто из них не кастрат, решение справедливо; они оказались кастратами, их посадили в тюрьму; муж женщины обещал мнимому шерифу любое вознаграждение; тот (т.е. его жена) попросил его жену, муж отказался; тогда попросил кольцо; они вернулись домой, жена приняла облик жены; муж ждал в гости шерифа, но не дождался; жена все рассказала; муж: что мне для тебя сделать? жена: ты не отдал меня шерифу, и этого достаточно]: Коган MS, text 1, The faithful wife.

Средняя Европа. Поляки (Познань) [мельник повел сына поискать для него богатую невесту; они пришли к стеклянной горе, на которой живет колдунья с ее тремя дочерьми; дочери прилетают купаться в ручье, снимают крылья; юноша спрятал крылья младшей, та согласилась стать его женой; колдунья требует построить стеклянную часовню; девушка велит лечь спать; когда юноша просыпается, часовня готова; то же – выкопать на горе три ямы стеклянной лопатой; девушка предлагает бежать; колдунья посылает в погоню старшую дочь; девушка превращает себя в колючий куст, а юношу в цветок; старшая дочь хочет сорвать цветок, но колючки мешают; посылает среднюю дочь; часовня и священник; тот бросил перед преследовательницей три креста и она вернулась; на третий раз мать сама догоняет; пруд и утка; мать прекратила погоню, оставив на берегу три платья; дочь их взяла; юноша с девушкой пришли в родные места сына мельника; юноша оставил невесту, пришел домой; забыл невесту и собирается жениться на другой девушке; первая невеста стала работать у другого мельника; юноша пришел туда, когда девушка стирала; спросил, не может ли чем-то помочь; та попросила сполоснуть носовой платок и он остался стоять у корыта и полоскал платок до утра; на следующий раз девушка доила корову; юноша взялся за хвост и держал его до утра; на свадьбу дочь колдуньи явилась подругой невесты, надев самое скромное из оставленных матерью платьев; жених попросил ее подарить это платье его невесте; девушка подарила, сбегала домой и надела второе платье; то же; когда надела третье платье, юноша узнал девушку, женился на ней, а другую невесту отослали домой]: Knoop 1916, № 1: 204-206.

Балтоскандия. Датчане [король заблудился на охоте, конь утонул в болоте; колдун обещает помочь, если король отдаст ему первое существо мужского пола, которое родится; король возвращается, у него родился сын Irregang; когда тому 15 лет, колдун требует юношу, оставляет палку, юноша прилетает к нему на палке как на коне; в доме служанка Maid Misery – похищенная принцесса; колдун велит 1) срубить за день лес (М. поднимает передник, лес валится; перед этим и каждый раз далее И. клянется, что сохранит верность М.); 2) вычистить овечий загон (М. велит лопате работать); 3) проехать на жеребце до водопоя (он пышет огнем, М. его легко усмиряет); М. слышит, как колдун договариваются с матерью зажарить ее и И.; оставляет дрова отвечать за себя; вместе с И. бежит, сев на коня колдуна; М. превращается И. в куст, себя в розовый бутон, коня в палку, колдун не узнает, возвращается; в следующий раз: церковь, священник, церковный двор; теперь мать колдуна сама гонится; утка, утенок, ручей; ведьма бросает яблоко на нитке, чтобы притянуть к себе беглецов, но утка перекусывает нитку; ведьма лопается, превращается в кремни, разбросанные на берегу; М. превращает коня в камень; велит И. первому пойти домой, ибо прошло 7 лет; его мать умерла, у короля ребенок от новой жены; пусть никто не целует И.; собака лижет И. в лицо, он забывает М.; та превращает камень в теленка, нанимается работницей, ее просят сшить рубашку принцу на свадьбу; кучер хочет остаться у нее на ночь; она просит его забросать огонь в очаге золой, он прилипает к совку, М. отпускает его лишь утром; на следующую ночь другой слуга – прилипает к щеколде; затем конюх: отвести теленка в хлев, он прилипает к хвосту; утром со свадебной каретой беда, все ломается; каждый раз сам принц И. вынужден просить служанку (т.е. М.) дать на замену оглобли совок, лопнувшего болта – щеколду, коней – теленка; замены прекрасно подходят; на свадебном пиру М. бросает зерна, слетаются голуби, начинают рассказывать ее историю; И. все вспоминает; рассказывает притчу о потерянном и найденном ключе от шкатулки; М. объясняет, что лизнувшая И. собака и стала нынешней невестой; М. просит бросить ее в воду; после этого становится нормальной женщиной, не способной на колдовство, а ее серый теленок становится принцем; это был ее заколдованный брат]: Grundtvig 1920: 83-109 (более простой вариант в Holbek 1987: 516-517); норвежцы [младший из двух сыновей короля уходит, нанимается к великану; тот велит за день вычистить конюшню, не заходить в прочие комнаты; юноша заходит, в одной котел кипит без огня, что попало в него, становится медным; во второй - котел делает серебряным, в третьей - золотым; юноша опускает в каждый по локону; в четвертой комнате девушка; она учит, чистя конюшню, копать черенком лопаты, работа немедленно будет сделана; великан подозревает, что служанка его научила; на следующий день - привести коня; девушка: конь пышет огнем, надо бросить ему в рот удила; на третий день: принести из ада плату за одолженный огонь; девушка: постучать по скале дубиной, дверь откроется, попросить столько, сколько можно унести; на четвертый день великан сам приводит юношу к служанке, велит ей перерезать ему горло, сварить бульон; та кладет три капли крови юноши варить вместе со старым хламом, оба убегают, плывут на корабле через море; капли крови отвечают великану за девушку; когда он понимает обман, зовет Выпивалу (stream-sucker), тот пьет воду моря, корабль уже виден; юноша бросает кусок соли, возникает гора; великан пробурил ее, Выпивало хотел начать пить, но юноша капает в море из фляжки, оно наполняется вновь; беглецы достигают берега; королевич идет за конями, невеста велит ни с кем не заговаривать; сестра невесты брата дает яблоко, он откусывает, забывает невесту; та заходит к старушке, делает дом золотым; констабль приносит деньги, хочет жениться; она велит ему целую ночь бросать на себя горячие угли; затем юрист - велит ему толкаться в дверях; шериф - таскает за хвост теленка; юноша должен взять в жены сестру невесты старшего брата; карета разваливается, удается поехать благодаря волшебным предметам, которые одолжила дочь великана; ее пригласили на пир; она ставит на стол золотых петуха и курицу, дерутся из-за золотого яблока; королевич все вспоминает; давшую ему яблоко ведьму разорвали 24 лошадьми]: Dasent 1970: 71-90 (=Суриц 1991: 218-227); исландцы []: Poestion 1884, № 10: 74-80; карелы (Калевальский р-н) [муж пошел в лес, прицелился в птицу «вуока»; та просит не стрелять, а принести к себе и кормить год; так трижды; объясняет, что ранена, когда воевала с глухарем; когда птица выздоровела, велела забить корову, взять с собой мясо, она понесет за наградой; над морем трижды сбрасывает и подхватывает человека, чтобы он испытал тот же страх, что и она, когда он в нее целился; птица последовательно останавливается у своих трех сестер в медном, серебряном, золотом доме; лишь сестра из золотого дома соглашается отдать коробочку с ключиком; улетая, вуака бьет крыльями, медный, серебряный дома сгорают; мужик по пути открывает коробочку, вываливается несметное добро; бес-великан помещает все назад за обещание отдать то, что за время отсутствия мужика родилось в его доме; оказывается родился и уже подрос мальчик; мальчик случайно разбил горшок с похлебкой на окне старухи; та говорит, что он обещан арабскому гостю, пусть к нему и идет; мальчик (теперь скорее уже юноша) уходит; видит, как три лебеди прилетели купаться, сбросили одежду, стали девушками; он прячет одежду одной; девушка согласна взять его в женихи; говорит, что ее закляли быть дочерью арабского гостя; лебедь взяла юношу под крыло и принесла к арабскому гостю; ночь юноша провел с девушкой, утром она дала ему выпить живой воды, велела переломать все топоры и пилы, которые отец даст, чтобы заготовить огромное количество леса; после этого черт дал свой топор, юноша велел бесам исполнить работу; второе задание: выкопать на скале гигантское поле (то же – ломать мотыги и лопаты); черт велит выбрать невесту среди трех одинаковых девушек; кур; кобылиц; девушка учит, что у нее будет длиннее завязка на фартуке; отставит в сторону палец; отставит заднюю ногу; черт предлагает кататься на коне, это он сам; девушка учит бить коня плетьми и кувалдой в лоб; избитый черт заболел, девушка велит бежать; они превратились в пастуха и корову; попа и церковь; бесы не поняли, возвратились; когда стали озером и ершом, прибежал сам черт, попытался выпить озеро; ерш вспорол ему брюхо, вода вытекла, черт умер; девушка посылает парня домой, а сама должна быть еще три года водой; юноша стал богатым купцом, забыл невесту, готовит свадьбу с царевной; девушка приходит, предлагает купить у нее булочки; покупатель хочет с ней спать; она велит прийти вечером; девушка послала ухажера за дровами, она на всю ночь прилип к дверной ручке; на следующий вечер то же со вторым, вышедшим принести мешок с мукой; на третий вечер пришел сам купец; она легла с ним, сказала, кто она; они остались жить вместе]: Онегина 2010, № 16: 182-193.

Волга – Пермь. Татары [бай пропил все деньги; див дал неистощимый кошелек, за это байский сын должен пойти к нему; юноша пришел к старухе – жене дива, та послала к девушке, которую когда-то похитил див; она помогает выполнить задания дива; 1) срубить лес, посеять, собрать урожай, испечь хлеб за день; 2) укротить лошадей (это сам див и его дочери, пусть сядет на последнюю, это будет она сама); див отдает девушку, предлагает попариться в бане; в ней он уже много людей изжарил; девушка велит бежать; беглецы превращаются в 1) стадо и пастуха; 2) мечеть и муэдзина; 3) озеро и лягушку; на этот раз див сам преследует, не может выпить озеро, уходит; юноша уходит за тарантасом, чтобы торжественно принести невесту; она предупреждает не целовать сестер; он поцеловал шестилетнюю, забыл невесту; она нанялась ткать ковры; мулла приходит, она предлагает ему растопить печь, приклеился к кочерге; в мечети его ждали – не дождались; то же на другой день (приклеился к правилу); за три месяца трех мулл пришлось сменить; у юноши свадьба, девушка испекла бялеш, никто не может разрезать; она сама разрезала, вылетели голубь с голубкой; голубка: забыл! голубь: не забыл! юноша все вспомнил, женился на той, кто его спасла]: Замалетдинов 2008а, № 59: 274-282.

Южная Сибирь - Монголия. Южноалтайские тувинцы [по совету коня, Эрген-оол соглашается стать другом черного змея; тот превращается в юношу на синем коне; тот посылает его в свой дом, вручает там золотой ларец; в нем метки скота, ножницы, игла; он это выбрасывает, утром находит красавицу, юрту, множество скота; Харагаты Хаан посылает слуг зажарить перепелов; перепела сгорели, жена Э. дала вместо них три куска от хвоста овцы, побрызгала своим молоком, ХХ и его люди ели это месяц; ХХ приезжает к ней в юрту, она трижды заставляет его на ночь приклеиваться к предметам (к золе очага, к веревке на войлоке, к двери); Э. приезжает к ХХ, его конь холкой достает до облаков, ногами перекатывает валуны нижнего мира; ХХ безуспешно пытается отравить Э. аракой; ХХ предлагает прятаться; жена превращается Э. в утюжок на огне, щипцы для очага, ножницы; говорит мужу, что ХХ превратился в шерстинку войлока на крыше юрты, стебель камыша, желтую плетку; ХХ велит убить Эрлик Хаана и вернуться; жена просит взять с собой мешки с песком, сухожилия, палки-кожемяки, овечий хвост; по вызженному пастбищу бегает черный пес; его надо накормить овечьим хвостом, удавить, засунуть его хвост ему в пасть; песок насыпать на снежную гору, чтобы ее перейти; верблюды спросят, почесаться о тебя или о твоего коня – им дать кожемяки; женщины – вытянуть сухожилия из тебя или из коня – им дать сухожилия; в мире Эрлика Э. встречает того черного пса; пес рассказывает, что когда Эрлик бодрствует, то говорит, Я сплю , а когда спит, то Я не сплю ; к утру Эрлик заснул, Э. оторвал кусок его сердца, улетел соколом; видит, как человек ведет черную собаку; это оживший Эрлик вел к себе ХХ]: Таубе 1994, № 3: 61-69.

Восточная Сибирь. Северо-восточные (индигирские) якуты (1945 г., Абыйский улус) [сын Баай Кара Хаана просит отца достать ему жену бедняка Эрейдээх-Буруйдаах; тот 1) посылает ЭБ в страну мертвых привести скот, съеденный на поминках его предков; пока его нет, сын Б. приходит к женщине, она как бы не замечает его, говорит, что дымящее вывалившееся из печки полено ЭБ подобрал бы; сын Б. поднимает полено, касается печки, женщина велит ему прилепиться на ночь к печке, у него обгорела половина одежды, другая в инее; утром Э. пригоняет скот, но животные вскоре умирают; 2) снять с покойников и принести их одежду; эпизод повторяется, парень приклеился на ночь к двери; солнце скрывается на три дня; после этого на месте усадьбы Б. лишь болото]: Эргис 1964, № 63: 226-228 (=Илларионов и др. 2008, № 24: 271-275; пересказ в Сивцев, Ефремов 1990: 112-118, в Сивцев-Омоллоон 1976: 80-84).

СВ Азия. Тундровые юкагиры (Нижнеколымский р-н Якутской, 1959) [когда родился первый ребенок, Ламадо, отец его выбросил, сказал, что не от него; жена тайком выкормила; родился второй; оба выросли, стали охотниками, Л. женился; младший тоже хочет жену, вместе с отцом замышляет убить Л., отдать его жену младшему; отец требует от Л. привести медведя, мать дает конский волос, Л. привел медведя, ведя за волос на привязи; когда Л. ушел, младший пришел к его жене; жена: был бы муж, наколол бы дров; младший вызвался сам это сделал, его руки прилипли к топору, топор к дереву; утром жена Л. его отпустила; он пришел к отцу, ответил, что переночевал хорошо; второй раз – то же (привести волка; принести воды; рука пристала к котлу, котел ко льду); на третий раз – привести черта; Л. отказался; отец состарился, пришел жить к Л., тот сделал отца и младшего брата дровосеками и водоносами, помыкал ими, а о матери заботился; у него много детей]: Курилов 2005, № 24: 275-279.