Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L103C. Собачка-защитница и людоедка. .14.28.31.32.

Демон, обычно старая людоедка, не может проникнуть в дом до тех пор, пока его сторожит собачка или кошка. Демон либо сами не понимающие опасности обитатели дома последовательно отрубают животному части тела и в конце концов убивают. После этого демон пожирает находившихся в доме.

Арабы Алжира, кабилы, русские (Рязанская, Горьковская), Лутси, мордва.

Северная Африка. Арабы Алжира : Bellarmi 1990 (восточный Алжир) [оставив дома семерых дочерей, отец отправился в хадж; дочерей должен стеречь пес Zniber; людоедка просит отпереть, называет себя тетей девушек, З. отвечает, что не пустит ее; далее шесть сестер выполняют все ее просьбы, младшая ей не верит, но бессильна повлиять на сестер; пса привязали; убили; сожгли; остался лишь клык, он продолжает отвечать людоедке и она боится его; но когда клык бросили в речку, людоедке отперли; младшая спрашивает, как «тетя» спит (пускает воздух из зада так, что трясется дом); пытается убедить сестер бежать, они не слушают, она убегает одна; спрашивает луну, что происходит; та каждый раз отвечает, которую из сестер людоедка ест сейчас; когда людоедка начинает преследование, девушка называет реку медовой и сахарной, та расступается; людоедка называет реку навозной и лягушачьей, едва не утонула; девушка просит змея ее укрыть; прячется в его пещере; змей прыскает ядом в лицо людоедке, убивая ее]: 73-79; Desparmet 1910: 229-234 (Блида) [], 235-248 (Медеа) [уезжая на год из дома, отец оставляет дочерям 7 яиц и спрашивает, что бы они с ними сделали; шестеро предлагают сделать яичницу, младшая понимает, что это знак: взять с собой – разобьются, оставить – испортятся; предлагает запереть их в доме с запасом еды на год и колодец во дворе выкопать; отец замуровал ворота и оставил собачку-сторожа; на самом деле это джания, {добрый} дух-женщина; однажды погас огонь; старшая сестра пошла по крышам искать, кто бы дал; в седьмом доме гуля приняла облик старушки и, узнав, что отец сестер уехал, предложила жить с ними; пришла вечером, но собачка ее отогнала; когда старшая сестра вновь пришла к гуле, то на той ожерелье из ослиных потрохов, а сидит на ослиной голове; говорит, что убили принявшего облик осла гуля, все это скормят собакам и шакалам; старшая сестра верит, что вокруг гули, а со старушкой будет спокойнее, предлагает убить собачку; сестры бросили ее с террасы во двор, но собачка лает и оттуда, гуля ее боится; тогда шесть сестер убили собачку, но капля крови попала на стену и лает; гуля советуеть старшей сестре убить младшую, а отцу сказать, что это младшая убила собачку; собачка приходит к младшей во сне; велит сделать вид, будто хочет пойти со старшей сестрой позвать гулю, а самой спрыгнуть с террасы, бежать; добрый дух брат джании доставил младшую отцу, но та потеряла дар речи; гуля велит сестрам все имущество перенести к ней, а ослиную голову взять себе – предупредит о появлении гулей; сказать отцу, что воры украли все; вернувшись на родину, младшая вновь обрела дар речи и все рассказала отцу; Роухани, брат собачки, дорассказал остальное; он стал львом, принес гулю и ее 7 дочерей, бросил в колодец, туда же шесть сестер; младшая осталась с отцом]; кабилы : Desparmet 1910 [отец уезжает, оставив семи дочерям запасы на год и велев никому не отпирать; Цериэль приняла облик старушки, стучится под видом матери их отца; собака лает, Ц. убегает (Ц. боится собак); в конце концов 6 старших сестер поверили, отперли дверь, несмотря на предупреждение Лилы, младшей; собака проснулась и стала лаять и говорить Ц.: Лилу тебе не удастся съесть; Ц. просит убить собаку, сестры так и делают, но кровь лает и Ц. вновь уходит; на следующий день лаит поводок; затем колышек, к которому поводок был привязан; колышек выдернули, Ц. вошла, Л. спряталась за седьмой дверью и убежала; Ц. спрашивает первую сестру, откуда начать ее есть; «С головы, которая не послушалась предупреждения Лилы»; Л. бежит и обращается к звездам – где мои сестры? звезды отвечают, что сейчас Ц. съела первую; затем вторую; и т.д.; велят прятаться – Ц. уже близко; Л. заходит в пещеру; там змей, он обещает ее охранять; Л. согласна быть его дочерью; по утрам Л. выходит причесывать свои волосы, они у нее до пят; это видит пастух, сообщает царю; царевич подсматривает, просит отца женить его на дочери змея; змей просит 50 бурдюкеов меда и 50 масла, также 100 овец с ягнятами; царь согласен; отправляя Л. к мужу, змей не велит больше к нему приходить; но Л. что-то забыла и вернулась; видит, как змей пьет масло и мед; змей говорит, что ей это дорого обойдется; Л. родила золотоволосого мальчика; пошла к марабу; в это время змей унес младенца, а отрезанный палец оставил в колыбели; все верят, что Л. съела своего ребенка; так трижды; змей вырастил мальчиков, привел к царю; те спрашивают, что это за женщина в грязных лохмотьях; царь: она съела своих детей; змей обнажил головы мальчиков, открыв золотые волосы; у каждого не хватает одного пальца; все счастливы]: 229-234; Grim 1983 [у человека 7 дочерей; одна умная (это Dzidza), одна глупая, остальные так себе; он отправился в хадж, оставив еду, питье и топливо на год; оставил собачку по имени Худая; рядом живет гуля, она боится собак; каждый раз, когда приходит гуля и говорит, что съест Д., собачка отвечает, что он на стороже и гуля Д. не съест; узнав от Глупой, что запасов на год, гуля пришла, когда девушки стали выходить из дому; сказала Глупой, что принесет поесть, но собачка мешает; они вместе ее убили; но кровь собачки отвечает за нее; Д. нашла кровь, спрятала в дыре в стене; когда Глупая смыла кровь с пола, кровь из стены продолжает отвечать; но Глупая с гулей нашли и там; после того, как собачка не ответила, гуля стала ломиться в дверь; Д. убежала, спрашивает луну, что сейчас делает людоедка; та отвечает, что съела одну сестру; затем другую; и так всех; Д. пришла в дом, где жили 7 охотников; они сказали, что если пришедший мужчина, он будет им товарищем, а если женщина – женой того, кто ее найдет; один из них нашел Д.; когда охотники уходят, велят не есть бобов, которыми играет кошка; иначе она написает на огонь, он потухнет, придется идти за огнем к гулю; это случилось, заглянув к гулю и схватив угли, Д. увидела, что он ест мула, надел его шкуру и кишки на голову; вечером гуль пришел и спросил, что Д. видела; та ответила, что гуль ел жирного верблюда, на плечах был кафтан, на голове красивый тюрбан; гуль ушел; так 4 вечера подряд; на пятый день вернулись охотники; велели сказать гулю про кишки на голове, он станет ломать двери, а они его убьют; так и случилось; нашедший Д. охотник женился на ней]: 22-32.

Средняя Европа. Русские (Рязанская) [у стариков собачка Фунтик, сторожит дом; ночью залаял – идут хабиасы; они испугались, убежали; дед: Ф. спать мешает, отрублю ему хвост; на следующую ночь – лапу; на третью – голову; на четвертую ночь хабиасы пришли, Фунтик не лает, съели старика со старухой]: Самоделова 2013, № 81: 91 (ср. СУС –333С*); русские (Горьковская) [ Баба-яга – пожирательница детей : родители, уезжая, наказывают дочерям пригласить на ночевку бабушку; ею оказывается Баба-яга; за каждое посещение она требует отрубить у их собачки по ножке, а затем и голову, одна из девушек выполняет требование старухи; старуха всех поедает]: В.М. Потявин 1960, 12 в СУС 1979, № -333С*.

Балтоскандия. Лутси (зап. 1893) [родители умерли, трое братьев уехали по делам, сестра дома одна; приходит чертовка, соблазняет пойти с ней, блинами накормит; кот просит не слушать и никуда не уходить; чертовка переломала коту ноги; в следующий раз оторвала уши; на третий раз вырвала глаза; коту конец; когда чертовка пришла в четвертый раз, защитить девушку некому; чертовка бросила ее в гроб и сожгла, надела на себя ее тень; тень девушки превратилась в птичку, летит братьям навстречу, поет старшему: кому он подарит серьги, кому жемчуга; старший брат птичку отгоняет; то же средний; младший слушает; дома братья чувствуют подмену: сестра груба, недовольна; младший идет к знахарю; тот велит поймать птичку и держать; она будет превращаться в змей, ящериц, медведей, волков; лишь когда станет веретеном – положить под кровать и перекрестить, станет девушкой; чертовку позвать в баню, дать пива, бросить в котел и крышкой накрыть; все так и случилось]: Annom et al. 2018: 178-181.

Волга – Пермь. Мордва [родители умерли, остались 6 девочек и мальчик; зарезали курочек, барашка, бычка, осталась собачка; мальчик стал рыбу ловить, перевозил сестер в лодке в лес за рекой; одна наткнулась на избушку Бабы-яги; пригласила к ним домой; та велит тростнику сложиться мостиком, но собачка не пускает; на следующий день сестры связали ей ноги, но собачка подкатилась к берегу, лает; сестры положили ей в уши горошины, но собачка видит; зашили глаза, но собачка чует; замазали ноздри глиной, но собачка ощущает дрожанье земли; тогда сунули в горло собачке кость – не способна лаять; Баба-яга подошла, наступила на собачку, та ударила ее хвостом, Баба-яга убежала; собачку закопали на гумне, Баба-яга проглотила сестер, полезла на печку за братиком; тот сунул полено ей в горло, другим выбил зубы, ножом разрезал живот, выпустил сестер; собачку отрыли, все развязали, расшили; сестры и братец выросли]: Самородов 1972: 116-121.