Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L108b2. Муравьи делают голос тонким. .11.13.14.

Чтобы обрести тонкий голос, персонаж дает муравьям кусать свой язык.

Камба, кинга, мунданг, арабы Судана, кабилы.

Бантуязычная Африка. Камба : Жуков, Котляр 1976, № 128 [охотнику разрезают опухоль на ноге, в ней двое мальчиков и девочка; он остается с ними в лесу, делает жилище на баобабе; когда подходит, поет, сын спускает веревку; людоед Мувья дважды подходит, поет ту же песенку, его голос груб; колдун советует источить язык укусами муравьев и скорпионов; сын спускает веревку, М. забирает детей в свое селение, велит пропалывать поле; отец находит их, велит сыну грубо ответить М., убивает того; перед смертью М. велит отрезать ему мизинец, бросить в огонь; убитые им оживают]: 310-315; Arnott 2000 [у вдовца двое мальчиков и девочка, он делает дом на дереве; каждый раз, возвращаясь, поет песенку, дети спускают лестницу; ведьма подслушивает, двое старших детей понимают, что это не отец, отказываются спустить лестницу; ведьма обращается к колдуну, тот советует высунуть язык муравьям, он распухнет, будет нужный голос; дети спускают лестницу, ведьма уносит их, заставляет работать; с помощью колдуна отец находит дорогу, прячется в доме ведьмы, убивает ее; перед смертью она велит сжечь ее мизинец; из него выходят съеденные ею люди и скот; отец с детьми богатеют]: 142-151; кинга [у женщины 4 детей; она ходит работать в поле, дети играют в пещере; шакал подслушал, как женщина их зовет; произнес те же слова, дети ответили, он съел старшего; мать просит на грубый голос не отивечать; в следующий раз шакал сунул язык в муравейник, голос стал тонким, дети снова ответили, шакал съел второго ребенка; на следующий день третьего; четвертого; женщина пожаловалась колдуну; тот велел всем прыгать через огонь; змея, олениха и пр. перепрыгнули; шакал – последним, упал в огонь; сказал, что это его хвост виноват, оторвал хвост, прыгнул снова, опять упал; оторвал одну лапу – опять упал; так по одной оторвал себе все лапы; сгорел]: Wolff 1905, № 1: 129-132.

Судан - Восточная Африка. Мунданг [девушка Matallé по вечерам уходила в дальнюю деревню на танцы; возвращаясь, пела песню, веля отцу открыть дверь; Гиена подслушала, запела вместо М., отец услышал грубый голос, не открыл; гадалка посоветовала Гиене сходить к монстру Guianriang, тот - к муравьям, они сделали ей тонкий голос; отец поверил, что пришла М., открыл, Гиена его съела; М. увидела Гиену в крови, велела двум юношам ее убить, надела ее шкуру; стала толочь просо для пива к похоронам отца, попросила лягушку помочь; та велела ударить ее стеблем проса, стала красавицей, а М. в шкуре Гиены некрасива; обе пришли к вождю, тот взял Лягушку, послал М. пасти волов; купаясь, она каждый день поет о том, что красавица пасет волов, а презренная во дворце; старуха слышит, советует вождю послушать; велит ястребу схватить шкуру гиены, пока М. купается, бросить в огонь; М. горюют о шкуре, вождь хватает ее, ведет во дворец, отсылает Лягушку пасти волов]: Louafaya 1990: 117-120; арабы Судана (джааалийин) [брат охотится, сестра дома; возвращаясь, брат поет песенку, сестра отпирает; гуль подслушал, запел ту же песенку, но голос грубый; он пошел к кузнецу, а тот посоветовал ему сесть на муравейник; голос гуля стал тонким, сестра отперла и гуль ее съел]: Hurreiz 1977, № 35: 113.

Северная Африка. Кабилы : Таос-Амруш 1974 [парализованный старик открывает дверь, потянув за веревку, когда его внучка Аиша приносит еду; просит ее погреметь браслетами; людоед слышит, просит открыть, старик узнает чужой голос; колдун велит людоеду смазать горло медом, открыть рот, наползают муравьи, делают голос тонким; людоед говорит голосом А., звенит браслетами, старик открывает, людоед съедает его, надевает его одежду, ложится на его место; А. видит кровь из-под двери, зовет людей, те сжигают людоеда, на этом месте вырос дуб]: 136-138; Frobenius 1921b, № 14 [=Frobenius, Fox 1937: 77-79; Овца каждый раз стучит в дверь, говорит своим двум ягнятам, "Кувшин между ног, сено на рогах", те отпирают; Шакал подслушал, постучал, ягнята услышали грубый голос, не отперли; знахарь советует ему лечь на муравейник, муравьи истончили его язык, голос стал тонким, ягнята отперли, Шакал их съел; Овца бросила на Шакала сено, легла на него, рассказала пастуху, тот убил Шакала]: 43-44.