Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L110C. Глиняный ребенок. .28.29.31.32.

Пожилые супруги делают ребенка из глины (дерева, соломы, теста). Кукла оживает, последовательно съедает всех, кого видит. Обычно коза (баран) разбивает ее, проглоченные выходят живыми.

Чехи, словаки (?), русские (Терский берег, Карельское Поморье, Олонецкая, Вологодская, Ярославская), карачаевцы, латыши, восточные саамы, финны, карелы, вепсы, мордва, мари, башкиры, коми.

( Ср. Китай – Корея. Этнос не указ. («Ханьцы или меньшинства») [Глиняная кукла превращается в монстра, поедает весь рис, выпивает всю воду, дальше глотает девочку, мальчика, пастуха с быком, каменщика с молотом; последний разрывает глиняному человеку живот, проглоченные выходят живыми]: Ting 1978, № 2028).

Средняя Европа. Чехи [бездетные супруги мечтают о ребенке; старик выкопал пенек, обтесал, принес в дом, старуха стала качать, сварила каши, Полешко ожил; съел кашу, затем всю еду, что была в доме, старуху, девушку с возом клевера, крестьянина с кнутом, свиней с пастухом; бабушка ударила мотыгой его в брюхо, все проглоченные вышли]: Erben в Лифшиц-Артемьева 2017: 152-156 (пересказ в Stroke 1879: 255-256); словаки : Uther 2004, № 2028: 521-522; русские : СУС 1979, № 2028 (Терский берег, Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Ярославская) [ Глиняный Иванушка (Пыхтелка) : съедает веретено, девочку, мужиков, баб; его разбивают и всех вынимают живыми]: 384; русские (Терский берег) [бездетные старик и старуха сделали парня из глины; он ожил; дед пошел в лес за дровами, бабка пряжет кудель; просит Глиняшку принести веретено; тот: я съел коуб с веретйшком, семь печей хлебов, семь печей калачей; и тебя с прялкой съем; далее последовательно встречает и проглатывает дедка с топорком, девку с ушатом, жонку с коромыслом, сенокосьцей с косами, гребцей с граблями; баран золотые рога велит открыть рот, закрыть глаза: сам запрыгнет с горы; рогами в живот, Глиняшка рассыпался, все вышли, благодарят барана]: Балашов 1991: 10-12; русские (Карельское Поморье) [старуха деду: слепим из глины мальчика; положили на печку сушиться; глияный Иванушка: дай хлеба мякушку и молоко кадушку; затем съел бабку с прялкой, дедку с палкой, быка с рогами, баб с граблями, мужиков с косами; козлу – и тебя съем; козел: встань под горку, а я на горку, прягну в рот; от удара в пузо глиняный развалился, все проглоченные вышли]: Разумова, Сенькина 1987: 15-16; русские (Заонежье) [бездетная старуха просит мужа сделать из глины парня; тот оживает, просит есть; съедает все, что есть в доме, съел бабку с прялкой, деда с палкой, тетку с квашней, нищего с сумой, дровосеков с топорами, девушек с грибами;ё коза предлагает сама прыгнуть ему в рот, разбивает Глиняного Иванушку рогами, проглоченные выходят живыми]: Карнаухова 2009, № 26: 97-98 (=1948: 23-28); русские (1927, Олонецкая, Заонежье, д. Скорятино) [старик со старухой неделю месят глину, лепят Глинушку, сажают в шесток, затем в голбец, отовсюду Глинушка просит его выпустить; просит купить ему лодку, весло и гармонь, старик покупает; Г. катается в лодке по реке и поет; Баба Яга хочет поймать его, печет угощения, зовет пристать к ее берегу; Г. усыпляет ее («Спи глаз, спи другой, спи, Ягишна вся»), забирает пироги и шанеги, бьет Ягу и уплывает; на второй день забывает усыпить всю Ягишну (произносит только первую строку про усыпление одного глаза), она хватает его, пытается посадить в печь, он говорит, что не умеет («одну ногу в потолок, другую в наволок»); Ягишна показывает и он сажает ее в печь, то же проделывает с двумя сестрами Яги; забирает угощения и уплывает к родителям]: Никифоров 1961, № 45: 112-113; русские (Вологодская) [Бездетные старики лепят из глины мальчика, он оживает. Старуха, задремав, роняет клубок в голбец, Иван глиняный вызывается поднять клубок – съедает и его, и веретено. Предлагает матери рассказать сказку: «был я в голубце, съел я клубок, да веретенце и тебя съем с пряслицем!». Съедает мать. Затем съедает отца вместе с топором, девок с вёдрами, баб с граблями, мужиков с косами, мужика с дровами – повторяя сказку по нарастающей. Встречает медведя, начинает сказку, но медведь мнёт его. Раздавил, освободив всех съеденных – те нападают на медведя и прогоняют его, а сами возвращаются на свои места]: Бурцев 1895, № 26: 132-133.

Кавказ – Малая Азия. Карачаевцы [человек смастерил чучело из соломы, оно ожило, проглотило человека с его женой, затем женщин, собиравших плоды, девушек несших воду; коза предложила ему встать под скалой, она прыгнет ему в пасть; прыгнула, распорола ногами брюхо, проглоченные вышли живыми]: Джуртубаев 1991: 64 (=2007: 13).

Балтоскандия. Латыши [ Глиняная девочка . Муж с женой лепят из глины девочку. Ожив, она проглатывает печь, отца, мать, пастухов с коровами, свиньями, овцами. Наконец, собака обещает ей сама прыгнуть в брюхо. Все проглоченные освобождаются]: Арийс, Медне 1977, № 2028: 378-379; восточные саамы [старик слепил человека из глины, сказал жене, та выглянула в окно, глиняный ожил, пришел в дом, проглотил стариков, затем девушек с коромыслом, баб, пошедших с корзинами за ягодами, трех рыбаков вместе с лодкой, речку выпил, проглотил парней с топорами вместе с домом, который строили; на горе олень, говорит, что глиняному не надо подниматься на гору, он сам прыгнет ему в рот, распорол рогами брюхо, все проглоченные вышли; девушки поймали оленя, парни принесли золота, оленю позолотили рога, он стал Олешка Золотые Рожки]: Чарнолусский 1962: 159-161; финны [жена советует бездетному гончару слепить сына из глины; тот съел то, что подала мать, затем родителей, борова, косцов с вилами и граблями, зайца, лису, медведя; лось предлагает, что сам прыгнет в рот, разбил глиняного человека, все проглоченные вышли]: Конкка 1993: 82-84; карелы [старик со старухой сделали глиняного сына; он съел прялку, мать, овцу, отца, дрова, топор, жнецов, серпы, дьяка с крестом, попа, косарей с серпами, крестьян с граблями; баран предлагает лечь под скалу, закрыть глаза, открыть рот, он туда прыгнет; бодает глиняного человека, все проглоченные вышли]: Евсеев 1981: 261; вепсы : Онегина, Зайцева 1996, № 46 [старики бездетны, старик вылепил Ваньку из глины, поставил сушиться на печку, он ожил, еды мало, съел старуху с прялкой, старика с хомутом, девочек с граблями, парней, которые шли на работу, женщин и мужиков с косами; коза предлагает прыгнуть ее с разбега в рот, ударила рогами в живот, Ванька стал кучей глины; с тех пор из глины ванек не делают, делают печки], 100 [у деда и бебки нет детей, они делают дочку из глины; Аннушка прядет, роняет в подполье веретено; опустилась туда и съела веретено, потом съела дедку с бабкой, встречает стадо овец: «Я вас съем!»; баран предлагает сесть ему на спину, скидывает посреди реки на камень, бодает; глиняная Аннушка разбивается, на берег выходят дед с бабкой], 131 [глиняный Иванушка съедает веретено, прялку, лопату, пильщиков; баран обманывает И. и толкает его в реку, где тот и тонет], 150 [старик лепит глиняного мальчика, который съедает веретено, прялку, бабку, дедку, парней, девушек, женщин и мужиков, встретившихся ему; коза разбивает мальчика Глинку – все жертвы освобождаются]: 164-165, 209, 210, 213.

Волга - Пермь. Мордва (эрзя) [Старик и старуха, у них нет детей. Они решают слепить ребёнка из глины. Месят глину, лепят, вылепив сына. Он выходит большой, неуклюжий. Старуха говорит, что, когда высохнет, будет хорош. Ставят болвана на полку сушиться. Он высыхает, становится на ноги. Говорит отцу, что съест его. Старик пугается, но ничего не может поделать. Болван проглатывает его, идёт к матери, говорит, что съест её. Съедает мать. Входит в избу тётка, он съедает её, затем дядю, проглатывает всю родню, выходит на улицу, идёт, куда глаза глядят. Ему встречается русская баба, идущая с вёдрами за водой, он её проглатывает вместе с вёдрами и коромыслом. Дальше встречает мужика с возом, который едет на базар лыки продавать. Болван проглатывает мужика, лошадь, телегу с лыками. Идёт дальше, всё ему мало. Начинается дождь, болван мечется среди поля, размокает и разваливается. Из болвана выходят люди, ругают старика и старуху, те говорят, что никогда больше не будут болванов лепить]: Аникин 1909: 59-60; коми [бездетные супруги вырезали ребенка из полена; тот ожил, попросил дать ему веретено и клубок; проглотил их; стал петь: я проглотил веретен и клубок, проглочу и тебя, мама; затем проглотил отца, мужика с возом дров, второго с возом деревянных чурбанов, третьего с возом соломы, четвертого с возом сена, пятого с возом бревен; а когда проглотил еще женщину, его живот лопнул]: Wichmann 1916, № 25: 75-80; мари [ Глиняный мальчик : глотает родителей и воз марийца; женщины разбивают его, проглоченные спасены]: Сабитов 1989, № 333*B: 25; башкиры [бездетная старуха слепила мальчика из теста, положила в печь; он выскочил, ожил, просит есть, съел каравай хлеба и все припасы, проглотил старуху, старика, дровосека, косаря; бабушка вылила на него кипящее молоко, он размяк, все проглоченные вышли, поблагодарили бабушку]: Бараг 1989, № 124: 451.