Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L120B. Сражающийся герой будит братьев. .28.29.31.35.

Герой сражается со змеем и зовет на помощь, но его не слышат. Тогда он швыряет предмет своей обуви или одежды и его проснувшиеся братья либо его конь прибегают.

Русские (Низовая Печора, Карелия, Вологодская), белорусы, украинцы (Волынь, Киевская, Екатеринославская), абазины, латыши, восточные саамы, мордва, манси.

Средняя Европа. Русские (Беломорье, Карелия, Лоухский р-н, с. Кереть) [старичок советует бездетному царю выловить семгу своими руками, накормить жену. Царь приказывает лакею сварить семгу. Ест царица, лакей кормит жену, отвар дают пить волу. Все трое рождают мальчиков, все Иваны. Иван Волович (ИВ) – самый сильный. Иван Царевич (ИЦ) и Иван Лакеич (ИЛ) его боятся, тайком уезжают. ИВ берёт лучшего коня, которого царь никому не давал, догоняет. У моста ставят шатёр, договариваются караулить по жребию. В первую ночь ИЛ просит ИВ заменить его. В полночь едет треглавый змей, говорит на три голоса: кто-то есть под мостом, но он боится только ИВ, да и того здесь нет, а если бы и был, то он бы его положил на ладонь, а другой прихлопнул, остались бы грязь и вода. ИВ предлагает помериться силой, за два раза отрубает три головы. Братья спят. ИВ обещает их отстегать, они клянутся не спать. Теперь ИЦ просит его заменить. В полночь едет шестиглавый змей, похваляется так же, на 6 голосов. ИВ двумя ударами сносит 6 голов, братья спят. ИВ бьёт их по плечам, они плачут. На третью ночь – 9главый змей, то же. ИВ тремя ударами срубил 6 голов, зовет братьев, те спят, он бросил в них сапог , они прибегают. Змей смеётся над ними, в этот момент ИВ отрубает ему последние три головы. Братья едут осматривать змеиные жилища. Первый дворец пуст, но там вдоволь еды, второй – лучше, там дочь князя, они обещают забрать ее на обратном пути, третий дом – лучший, там королевская дочь, унесена год назад, братья сажают ее на лошадь ИЦ, вторую – на лошадь ИЛ, отправляются в своё царство. Братья женятся, их отцы и матери радуются, на свадьбе ИВ поят. Неизвестная старушка приводит его пьяного к подземному царю Семеры-Вилищам. Это мать убитых змеев, она просит дать ему наказание за трёх убитых сыновей. Царь Семеры-Вилища велит: «Ну-ка, принесите мои семеро вилищ и растяните мои бровищи, я посмотрю, какое ему наказанье дать». Ему приносят семеро вилищ и растягивают длинные бровищи. Он требует сходить за тридевять земель, за тридевять морей, привести ему Елену Красу Золотую Косу, иначе смерть. По дороге ИВ берёт с собой старика, объезжающего табун лошадей, старика, который не может наесться хлебами, старика, который не может напиться рекой, старика, которому холодно под семью шубами, старика-звездочёта, которому надо увидеть все звёзды на небе, старика из сада, который знает все цветы, даже еще не родившиеся; все обещают явиться, когда их вспомнят. Царь отдаст дочь, если ИВ выполнит задания: съесть весь хлеб в городе, выпить выпить воду из речки, попариться в разжаренной бане; старики все выполняют; объездить коня-зверя – старик объезжает, изломав три прута. Царь женит ИВ, отправляет домой, когда доезжают до сада с цветами, Елена спрашивает, для себя ли он везёт её или для царя Семеры-Вилищ. Он отвечает, что для себя. Она уличает его во лжи, превращается в цветок. Старик-садовник её находит и возвращает человеческий облик. Едут дальше. Елена спрашивает, для себя ли он везёт её или для царя Семеры-Вилищ. ИВ отвечает, что для себя. Она оборачивается звездой и улетает в небо. Старик-звездочёт видит её на небе, летит на небо, приносит назад. На третий раз ИВ сознаётся. Елена: Семеры-Вилища будет спрашивать, позабавился ли он по дороге с его женой, ответу не поверит, а приготовит испытание в виде ямы с горящей смолой, со змеями и гадами, а над ней будет положен вал, предложит перейти по валу. ИВ должен сказать, что не верит, будто за это время царь не ездил на оставленном у него коне. Тот пойдёт, а ИВ должен повернуть колесо на конце вала. Семеры-Вилища падает, сгорает в яме со смолой. ИВ и Елена берут казну, едут в его царство. Братья радуются. ИВ строит дом лучше царского дворца, свадебный пир]: Нечаев 1939: 509-521; русские (Архангельская, Усть-Цильма, Низовая Печора) [царь приказал служанке купить и сварить щуку; та вынесла помои быку; царица, служанка и бык родили по мальчику: Иван-царевич (ИЦ), Иван-Девич (ИД), Иван-Быкович (ИБ); ИБ положит на коня руку, тот падает; нашел двух коней в погребе, положил руку, конь устоял, ИБ вывел его в чисто поле; велел братьям поставить шатер, стол караулить под мостом; в первую ночь едет Издолщо о трех, во вторую – о шести головах; ИБ срубает головы, говорит братьям, что все было тихо (а это был их через караулить: ИД в первую ночь, ИЦ во вторую); на третью ночь Издолищо о 9 головах; ИБ срубил 6 голов, а потом Издолищо его придавил; он бросил сапог, тот порвал уздечку коня, конь прискакал, сбросил Издолищо, ИБ срубил оставшиеся 3 головы; утром ругает братьев, что не спустили коня; доехали до дому; ИБ подслушал, как жены Издолищ собираются мстить; одна обернется кроватью с периной, вторая колодцем, третья изюмными ягодами на кусту; ИБ их порубил; теперь Ягабиха летит следом в ступе, подпирается пестом; братья скрываются в кузнице; Я. просит кузнеца посадить ей ИБ на язык; кузнец: пролижи дверь; схватил Я. клещами за язык, а ТБ стал бить ее железными прутьями; та взмолилась, ИБ обратил ее кобылой, поехал на ней; навстречу старик, договорились скакать, кто быстрее; старик выиграл, забрал у ИБ брата с конем; ИБ попытался их выкрасть, пойман; старик велит добыть ему за тридевять морей и земель невесту, а братья пусть будут пока у него; ИБ пошел, берет в спутники встречных, каждый – Ерышко; один может в ложке перевозить через море людей, второй – свататься; далее – пить вино; достать платье невесте; из ступы пестом стрелять; один перевез через море в корабле-ложке; другой выпил все вино; съел весь хлеб; старуха (она спутница ИБ) побежала за платьем, по дороге заснула, ее разбудили брошенным из ступы пестом; ИБ получил невесту; переплыли море назад; оставил спутников там, где их встретил; старик велит ИБ перейти по жерди яму с горячими углями: вдруг он с невестой по дороге блуд сотворил; ИБ: пусть первым старик; столкнул его в яму; стал жить с братьями. Был у меня синь кафтан, я положил под кокору, не знаю под котору]: Ончуков 2008, № 27: 130-134; русские (Архангельская, 1929, Усть-Цильма, Василий Соболь, ненец, всю жизнь ходил «вожаком» при стадах оленей, т.е. был пастухом-батраком) [Царица не может родить наследника, царь решает купить рыбку золотую-головку, отправляется к рыбакам, в третьей тоне вылавливает ее. Рыбу съедает царица, служанка и бык (ему достаются отбросы), в один день у них рождаются сыновья: Иван-Царевич, Иван-Девий и Иван-Быкович, растут по месяцам, не чувствуют своей силы – калечат в играх других детей. Родители детей жалуются. Трое молодцев едут в поле, встречают старика, он говорит, что путь направо погубит их коней, налево – их самих. Они возвращаются к царю, просят дать им коней, Иван Быкович не находит себе коня в царской конюшне. Он просит кузнеца сковать палицу в сто пудов, подбрасывает так, что ее едва видно, с легкостью ловит (рука не пошевелилась), просит сковать палицу в двести, затем триста пудов. Последнюю подбрасывает, и она быстро возвращается, он едва не роняет ее когда ловит. На распутье молодцы поворачивают направо, у железного моста раскидывают шатер и договариваются караулить по очереди. Двое первых молодцов засыпают на карауле, вместо них с 3-головым, и на следующую ночь, 6-тиголовым, Поганым Идолищем сражается Иван Быкович. Оно предлагает Ивану дунуть на чистое поле, но тот уступает свою очередь Идолищу, оно дует, на три версты в поле сгорает все живое. Пока оно любуется своей работой, Иван срубает головы. Утром Иван-Царевич и Иван-Девий говорят, что ночью не спали и никого не видели. Когда наступает очередь Ивана Быковича, он оставляет товарищам нож, предупреждает, что если из него потечет кровь, они должны бежать на мост. Начало схватки повторяется, Иван срубает у Идолища 8 голов, последняя остается, он просит разрешить ему снять левый сапог , запускает в шатер, затем правый – братья просыпаются, видят, что нож в крови, помогают биться, уходят по пояс в землю и побеждают Идолище. Трое молодцев приезжают к большому дом, Иван Быкович превращается в «мурашка», подслушивает, как внутри старуха («нос до потолку») советует невесткам, женам трех Идолищ, отомстить Ивану, обернуться отравленной ключевой водой, ягодами, золотой кроватью. Иван Быкович трижды спасает братьев от смерти, вода, ягоды и кровать оборачивались женщинами, когда их начинали рубить, им ссекли головы. Они слышат погоню, прячутся в кузнице. Старуха требует, чтобы кузнец их выдал, он просит ее просунуть язык в дверь, и бьет его медным, оловянным и железным прутом, не рвется только оловянный. Старуха превращается в лошадь, Иван Быкович седлает ее, старик спрашивает, отдаст ли Иван свою лошадь, если тому удастся обогнать его, Иван соглашается и проигрывает. Старик вешает лошадь на конек, обещает вернуть, если Иван добудет для него Елену Прекрасную. Иван Быкович соглашается, в пути встречает Ярышек («тоненька ножка, золотой колпачок, лоб залощил, глаза вытаращил»), один умеет переносить людей через море, другой свататься, третий мыться в бане, 4-ый переносить людей в пространстве («с места на место»), 5-ый хлеб есть, 6-ой – воду пить, встречает бабу, которая может за 3 часа преодолеть 3 версты. Всех берет с собой. Встречает еще троих Ярышек: один хвастает: «ступу пестом гужу», второй умеет кремешком стрелять, третий ловить то, что падает на землю. Один Ярышко достает ложку из кармана и переносит всех через море. Другой выполняет задание царя – моется в очень жаркой бане («жар за пять сажон»), третий отправляется свататься. Царь запирает приезжих в овине и поджигает, Ярышко переносит их в безопасное место. Царь заставляет съесть весь хлеб в городе, Ярышко все съедает. Другой выпивает всю воду в сороковках в городских лавках. Царь обещает отдать дочь, если приезжие выпьют всю воду в колодце, Ярышко выпивает. Далее приказывает достать за 3 часа для царевны платье из государства за тридевять земель, отправляют старуху, на обратном пути она засыпает, Ярышко «пестом гужнул», она проснулась и прибыла вовремя. Царь отдает дочь. Первый Ярышко перенес через море, ночью царевна улетает на небо, превращается в звезду. Ярышко увидел на небе лишнюю звезду, другой выстрелил кремешком, последний поймал падающую звезду и отдал Ивану Быковичу. Царевна не хочет идти замуж за старика, подговаривает Ивана обмануть его, когда тот попросит пройти по доскам, уложенным над ямой, пустить его идти первым. Он так и делает, расшатывает одну из досок, старик падает в яму на «железное сперстье». Иван забирает добро старика, сжигает кобылу, женится на Елене]: Карнаухова 1934, № 163: 340-348; русские (Вологодская) [царь с царицей бездетны, обоим 80; царь велит рыболовам закинуть сеть на его счастье; поймалась щука с виду как золотая; царь велит нянюшке испечь пирог; срединную часть съел с царицей, ту, где голова, съела нянюшка, хвост – собака; все родили по мальчику, только у сына собаки собачьи уши; священник дал имена: Иван-царевич, Иван-нянькин, Сучье-рожденье; братья выросли; C. предлагает считать старшим того, кто дальше бросит 4—пудовую палицу; сам же и бросил дальше всех; поехали на охоту, заблудились, остановились в пустом доме, рядом через реку мост; братья по очереди стерегут; ИЦ видит, как едет трехголовое чудище, скрылся, не сказал братьям; то же ИН (6-головое); на третью ночь С. оставляет рюмку: если будет полна крови, спешить на помощь, а если кровь через край, самим спасаться; 12-головое чудовище одолевает, С. бросил свой сапог , ворота растворились, конь прибежал, помог убить чудовище; С. положил 12 голов под тяжелую плиту; братья просят прощенья, что спрятались и не помогли; когда поехали, С. просит вернуться – перчатки забыл; отвалил плиту, под ней 12 голов; братья промолчали; собрались три сестры волшебницы; одна обещает стать яблоней, другая – периной, третья – колодцем; братья хотят поесть яблок, лечь на перину, выпить воды, С. не дает; братья находят избушку, охотятся, по очереди готовят; пришел карлик с длинной бородой, все съел, избил ИЦ; то же с ИН; С. избил карлика, защемил бороду в пне; он вырвал пень с корнем, ушел, кровавый след ведет к яме; С. велит убить медведя, наделать из шкуры ремней, спустить его на ремнях; девица медного царства посылает к девице серебряного, та – к золотого; каждая просит взять ее замуж; девица золотого царства велит поменять колодцы с сильной и слабой водой; карлик напился слабой воды, С. его убил; С. отправляет девиц наверх, каждая свернула свое царство в комок; когда братья поднимали С., они польстились на девиц, обрубили ремень; С. упал, нашел Жар-птицу, она его вынесла наверх, т.к. он победил ее злодея; ИЦ взял девицу серебряного царства, ИН – медного, а девица золотого царства у него в прислужницах; узнав, как было дело, царь казнил ИЦ, прогнал ИН, сделал С. наследником, тот женился на принцессе золотого царства]: Гура 1965, № 20: 230-233; белорусы (Рудня Нисимковская Чечерского р-на Гомельской обл.) [В начале мира Кощей Бессмертный убивает всех богатырей, губит всех волшебников, похищает солнце, месяц, звёзды. Люди советуются, решают сторожить пути и проверять всех, вдруг найдут. В одном селе у отца три сына: двое умных, а Иван-Дараган считается дураком. Умные братья собираются ехать досматривать на путь, ИД просится с ними, если не дадут коня, пойдёт пешком. Отец даёт всем по коню, двое садятся, ИД ведёт своего. Выйдя за село, сдирает с коня кожу, свистит богатырским свистом, вызывает богатырского коня, у которого полымя из ноздрей и искры из-под копыт, велит братьям отпустить коней и сесть на его коня. Приезжают к морю. У опушки громадный белый дом. Иван ломает лес, строит избушку, складывает печь, закрывает коня в повети за тремя дверьми. Велит братьям по старшинству ходить под мост и досматривать всех, кто будет идти. В первую ночь старший брат боится, прячется, засыпает под углом избы. ИД встаёт среди ночи, отрывает от моста железную шпалу, запускает в белый дом, в котором Кощей Бессмертный с тремя сыновьями. Дом трясётся, Кощей говорит старшему сыну, что они всех богатырей убили, всех волшебников погубили, есть лишь ИД, но он ещё малолетний, сюда прийти не должен, посылает сына поглядеть. Тот берёт скакуна и сокола, сокол освещает путь, скакун останавливается перед мостом, сын Кощея спрашивает скакуна и сокола, что они нашли, ведь они всех богатырей и волшебников погубили, ИД малолетний. ИД убивает старшего сына Кощея железной шпалой, забирает скакуна и сокола, ложится спать. Старший брат выдаёт его добычу за свою, ИД его хвалит. То же со средним братом (ИД убивает среднего сына Кощея). На третью ночь ИД кладёт на стол карты и две горсти золота, в потолок втыкает нож. Велит в эту ночь не спать, а играть в карты на золото. Когда закапает кровь с ножа, не отпирать коня, только когда польётся струёй. Кощей посылает младшего сына, который сильнее Ивана. ИД берёт 12пудовую булаву. Идут на медный ток, после первых ударов вгоняют друг друга по пояс, Кощеев сын предлагает пойти на серебряный ток – вгоняют по колени. На золотом ИД чувствует усталость, предлагает отдохнуть. Братья играют в карты и засыпают. ИД снимает с ноги сапог и запускает им в хижину, но братья спят. Не помогает. Бьются дальше, ИД бросает второй сапог, попадает в печь, кирпичи падают старшему брату на ногу, он видит, что кровь уже течёт по полу, бежит отпирать коня. Конь: быстрее, хозяин погибает! Копытами топчет Кощеева сына в капусту. ИД проверяет карманы Кощеевых сыновей. Находит книжечку и узелки с солнцем, месяцем, звёздами. Журит братьев, велит им садиться на его коня, он их сам привезёт туда, где ИД вытряхнул родительского коня, потом его надо отпустить. Обещает догнать братьев. Прочитав книжечку, превращается в голубя, взлетает на окно Кощея, слушает разговоры. Дочь Кощея обещает сделаться хрустальным колодцем – братья ИД напьются и лопнут. Вторая – яблоней с золотыми и серебряными яблоками – съедят их и лопнут. Змея, жена Кощея: если дочери не справятся, догонит братьев и проглотит братьев ИД. ИД догнал братьев, ударился о землю, снова стал человеком. Вогнал кол в колодец и в яблоню – грязь осталась. Отправив братьев одних с конём, шагает богатырскими шагами в Киев. Там три богатыря, у них железная кузница с тремя железными дверьми. Змея догоняет. ИД вбегает в соляной склад, бросает змее в рот десять кулей соли, она летит к Днепру пить воду. ИД просит пустить его в кузницу, богатыри соглашаются при условии, что он у них год послужит. Змея требует выдать ИД. Богатыри предлагают пролизать три двери, а они посадят беглеца змее на язык. Змея лижет, ИД хватает язык клещами, кладёт на наковальню, богатыри бьют его молотами, змея ослабела. ИД цепляет ей на шею 70пудовую железяку, топит в Днепре. Год служит у кузнецов, идёт домой, поёт песни так, что с деревьев сыплются листья. Прямо на него на чем-то едет маленькая девочка: посторонись! ТД отталкивает ее ногой – нога прилипает, потом другая, потом руки, девочка тащит его в Кощеев дом. Это внучка Кощея, девочка Анципка, которая поднимает ему веки. Кощей: «Подыми-ка веко». Она поднимает, веки у Кощея по пять пудов. Если Кощей на кого-то поглядит, то от него уже не отойдёшь, хоть и отпустит, всё равно возвратишься к нему. Кощей: не буду ни бить, ни казнить. Раз Иван убил его сыновей, дочерей и жену, то должен спуститься вниз вдоль моря, там на острове старик, надо привести его дочь Кощею в жёны. ИД по пути берёт с собой того, кто видит по всему свету, того, кто за час всё царство обегает, того, кто может выпить море, того, кто всё съест, того, кто море за пять минут сложит в копны и перейдёт, и того, кто предлагает всем сесть на его рогожку-самолёт. Волшебник на острове оброс космами с ног до головы, на ограде на каждой жерди человечья голова, 7 жердей пусты. Ворота и двери дома сами отворяются. Волшебник загадывает добыть раньше, чем его слуга, воду из колодцев в другом царстве и умыться ею, чтобы стать пригожим, как его дочь. Посылает бабу-Ягу, костяную ногу. Богатыри посылают Бегуна, он набрал воды и бежит назад. Баба-Яга навстречу, сажает ему на голову сороку, он засыпает. Далеко видящий замечает это, ИД кричит богатырским голосом, Бегун просыпается, отбирает у бабы воду, приносит, ИД умывается, став красавцем. Старик загадывает выпить и съесть амбар бочонков вина, амбар хлеба. Опивало и Объедало все проглотили и требуют добавки. Старик отправляет их мыться в раскалённую баню, Опивало выпускает воду, потушив огонь. Старик соглашается отдать дочь. Они плывут по морю на рогожке, девушка падает в море. Тот, кто море в копны складывает, и Видящий, достают её. Она согласна пойти за ИД, но ИД приводит её к Кощею. Кощей велит Анципке поднять ему веко. Та, кряхтя, поднимает. Кощей через неделю приказывает достать ему красавицу, живущую на дне моря. Вверх по морю за 70 вёрст она выплывает на поверхность к солнцу и поёт песни, аж море колышется. ИД заказал двуколку с раздвижными дверями, чтобы его не было видно, разукрашенную цветами, набирает напитков и еды. В первое утро девушка выглядывает из воды до подмышек, но опасается, что ее схватят. На второе утро выходит на берег, но не решается подойти к двуколке. На третье подходит, ест и пьёт, ИД её ловит, обещает быть её мужем, выведать, где смерть Кощея, приводит к нему. Кощей велит Анципке поднять ему веко. Увидев девушку, Кощей говорит Ивану, что тот может ехать домой или быть ему вместо сына. Иван выбирает последнее, Кощей называет его родным сынком, даёт в жёны предыдущую девушку, разрешает открыть амбар и взять оружие сыновей. Девушка ласкает Кощея, называет красавцем и выпытывает, почему он пережил её трёхсотлетнего деда и двухсотлетнего отца, а всё ещё молод. Кощей отвечает, что прожил 700 лет и будет жить ещё 100, он бессмертен, переживёт и её. Не признавался ни первой, ни второй жене, а ей признается. На острове громадный дуб, под дубом на три косые сажени вглубь несгораемый сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть. ИД идёт на охоту, целится в гончую собаку, в орла, те просят не губить, пригодятся. Щука просит вырвать кол, выпустить ее в море, обещает пригодиться. Девушка сообщает ИД, где смерть Кощея, он вплавь добрался до острова, вырвал дуб, достал сундук, ударил о дуб. Заяц бежит, гончая догоняет, летит утка, её ловит орёл, яйцо падает в море, щука выносит его в зубах. ИД приходит с яйцом к Кощею. Кощей велит Анципке поднять ему веко, просит не губить его, обещает, что станет питаться одной рыбой. Иван разбивает яйцо о его лысину, свистит богатырским голосом, к нему прибегает конь, все трое едут домой. Иван женится на морской красавице, другую отдаёт брату]: Васілёнак и др. 1959: 132-144; белорусы : Романов 1901, № 29 (Бохотская в., Мстиславский у., 1888-1891, от крестьянина Никиты Алексеева, 45 лет, неграмотный) [У отца три сына: два умных, а третий дурак. Умные едут в лес, дурак остаётся дома. Две невестки просят дурака принести воды. У моста увязла щука, дурак ей помогает, она обещает сделать всё, что он хочет. Дурак говорит, чтобы вёдра с водой сами шли домой. На следующий день братья берут его с собой за дровами. Дурак запрягает лошадь отца, лошадь брыкается, дурак убивает ее. Говорит, чтоб сани ехали сами, потом, чтоб дрова сами нарубились и сложились в сани. Едут домой, проезжают мимо озера. Дурак видит, как поймали одну рыбу, говорит, кто съест эту рыбу, обсосёт кости и съест кости, забеременеет и родит сына. Все три сына будут богатыри. Рыбу съедает царица, кости обсасывает ее дочь, съедает кости сучонка. Все три рожают по сыну. В 17 лет сыновья просят отца изготовить им три меча по 15 пудов. Хотят отправиться убить змеев с тремя, шестью и 12 головами. Отец исполняет их просьбу. Братья решают, кто у них будет главный. Бьют мечами по камню размером с дом. Сучий сын только намечает, царицын – половину рассекает, девичий – пополам раскалывает. Он становится главным. Приезжают в тридесятое царство. Искорка парубок Девичий сын (И.) отправляет на мост сучьего сына, чтобы тот победил Юду с тремя головами. Тот засыпает. И. летит стрелой к мосту, бьется со змеем, отсекает одну голову. Змей просит передышки, спрашивает, в чем сила парубка. Они показывают друг другу силу (у парубка перо, у Юды боб), И. ловит силу Юды и проглатывает. Побеждает змея. На следующую ночь И. посылает на мост царицына сына, чтобы тот победил Юду с шестью головами. Тот засыпает. И. летит стрелой к мосту, бьется со змеем, отсекает три головы. Змей просит передышки, спрашивает, в чем сила парубка. Они показывают друг другу силу (у парубка перо, у Юды орех), И. ловит силу Юды и проглатывает. Побеждает змея. На третью ночь И. сам идет на мост, чтобы победить Юду с 12 головами. Братьям оставляет пустой стакан: если наполнится кровью, они должны бежать на подмогу. Братья засыпают. И. бьется со змеем, отсекает две головы. Змей просит передышки, спрашивает, в чем сила парубка. Они показывают друг другу силу (у парубка перо, у Юды яблоко), И. ловит силу Юды и проглатывает. Змей злится. И. кидает сапог в комнату, где спят братья. Братья просыпаются и бегут на помощь. Побеждают змея. И. просит братьев отдохнуть трое суток. В первую ночь И. оборачивается голубем и летит к Юдиной жене с тремя головами, во вторую – с шестью, в третью – с 12 головами. Узнает, как те собираются его погубить (превратиться в колодец, в яблоню и в огромную змею, шириной в 25 верст, а длиной в 45). Едут братья домой, хотят пить. Видят колодец, И. рубит его мечом, из него течёт кровь. Едут дальше, видят яблоню, хотят съесть яблоки, И. рубит ее, из нее идет кровь. Едут дальше, видят гору, которой там быть не должно. Это змея. И. вскакивает ей в пасть и прорубает сквозной проход, в который проходят братья с лошадьми. И. не успевает пройти, змея его преследует. Он прячется в кузнице, змея пролизывает крышу, кузнец хватает змею щипцами, И. рубит змею от хвоста до головы. Переплавляют змею в кобылу. За это И. три года служит у кузнеца. Кузнец его отпускает, велит не останавливаться. И. останавливается и три года служит у другого кузнеца. Тот запрещает ходить на Усиянскую гору и смотреть на родную сторону. И. нарушает запрет, лжет кузнецу. Кузнец его отпускает, И. доезжает до царского дома. Царь приказывает высватать ему девицу, иначе не отпустит домой. Велит собрать 12 молодцов, И. собирает (Обпивалу, Объедалу, Гуньку, Довгошоста, Лысую Муху и других). Приходят к царю сватать девицу. Царь дает им 12 бочек вина и 12 пудов хлеба, велит за ночь выпить и съесть. Обпивало все выпивает, Объедало – съедает. Следующую ночь царь велит спать в яме с горящими углями. Гунька тушит все своим телом. Дочь гуляет по саду с И., наводит на него сон, пытается улететь голубкой. Лысая Муха кусает его за ж… Довгошост берет И. себе на хвост и догоняет дочь. Они везут ее своей дорогой, не отпуская к отцу. Приезжают к царю. Царь окружил свой дом горящими канавами. Велит И. перейти через огонь по былинке, чтобы доказать, что он по дороге не жил с девицей. Девица втыкает в былинку толстую проволоку, И. переходит. Предлагает царю перейти по былинке, чтобы доказать, что тот не ездил на его кобыле. Девица вытаскивает проволоку, царь падает. И. венчается с девицей, они едут в свое царство], 30 (Козьянская вол., Городокский у., 1888-1891, зап. г. Васильевым от местного нищего). [У царя Василия нет детей. Он занимается рыбной ловлей, у него 12 рыбаков. Они отправляются в море, ловят 3 окуней. Приносят их царю и говорят, что если царица их съест, то родит богатыря. Кухарка готовит окуней, кидает чешую и потроха ( шилуху и вантробы) под стол, их съедает сука и беременеет. Кухарка пробует кусочек, чтобы не заметила хозяйка, и тоже беременеет. Царица ест рыбу и беременеет. Через 3 года первая рожает сына сука, его называют Таратурок. Потом рожает старуха-кухарка сына Ивана. Затем царица – Василия Васильевича. Через 2 недели они начинают ходить, Т. оказывается сильнее всех. Когда сыновьям исполняется месяц от рождения, они просят отца выковать им палицы-булавицы. Т. просит себе булаву в 12 пудов, кухаркин сын – в 8, а царицын – в 6. Царь дает им булавы, сыновья идут в поле и кидают в небо булавы. Каждая рассыпается, ударившись о лоб Т., колени кухаркиного и царицыного сына. Тогда сыновья просят у отца булавы в 24, 12 и 10 пудов. С этими булавами они отправляются в путь и приходят в землю Юды-антиюды, беззаконной головы. Там есть питье и еда, но нет народа. Кидают жребий, кому быть главным: младший – кухаркин Иван, средний – Василий Васильевич, старший – Т. На первую ночь караулит Иван у калинового моста, пугается, убегает и засыпает. Т. идет на мост, встречает Юду-антиюду с 9 головами. Замеряют силу: Юда велит сделать ток на 50 верст, Т. делает на 65, Юда позолачивает только на 60. Бьются, Т. побеждает. На вторую ночь караулит Василий Васильевич у калинового моста, пугается, убегает, говорит, что царский сын не должен караулить, и засыпает. Т. идет на мост, встречает Юду-антиюду с 12 головами. Замеряют силу: Юда велит сделать ток на 75 верст, Т. делает на 125, Юда позолачивает только на 100. Бьются, Т. побеждает. На третью ночь собирается караулить Т., выставляет братьям стакан водки, стакан воды, свечу восковую и свечу сальную, от того, откуда капает кровь, зависит, что происходит с Т. (нсли из восковой, то он убит). Т. идет на мост, встречает Юду-антиюду с 15 головами. Замеряют силу: Юда велит сделать ток на 250 верст, Таратурок делает на 225, Юда позолачивает на 275. Бьются, Т. срубает пять голов, просит перерыв, кидает сапог в дом, где уснули братья, братья не просыпаются. Бьются дальше, Т. срубает три головы, просит перерыв, кидает сапог в дом, где уснули братья, братья просыпаются, бегут на помощь. Побеждают Юду. Юда перед смертью обращается к сестрам, отцу и матери, мать отзывается. Братья Т. ложатся спать, а сам он подслушивает, как их хотят убить сестры и мать Юды (превратиться в постель, в ручей с ковшиком, в яблоню с яблочками и в свинью, которая их съест). Едут братья домой. Хотят спать, видят постель, Т. бьет постель, от нее остается только лужа крови. Едут дальше, хотят пить, видят ручей, Т. бьет его, от него остается только лужа крови. Едут дальше, хотят есть, видят яблоню, Т. бьет ее, от нее остается только лужа крови. Прибегают к воловнику, дают ему денег, тот обещает не выдавать их свинье. Прибегают к конюху, дают ему денег, тот обещает не выдавать их свинье. Прибегают к кузнецу Соломону, дают ему денег, тот обещает победить свинью. Свинья пролизывает ворота, кузнец и его 12 учеников хватают ее щипцами и перековывают в лошадь. Т. дает им денег за лошадь, отправляет братьев домой к отцу и едет в лес. На сосне сидит дед с ноготок, борода с локоток, отец Юд, стреляет в Т. из пушки-свистушки-смолянушки, перебивает кобылу пополам. Т. убивает его. Едет дальше, встречает богатырей (Короб-Коробанович, Сявбит, Горовик, Обжора и Мороз), которые присоединяются к нему. Приезжают к шатру, где сидит Слон Иванович с отрубленной головой, просит Т. приживить ему голову и вернуть его жену Сымиихлиду Михайловну от Выриёна Антиеновича, отдает ему своего коня, меч-самосеч и копье-довгомерное, рассказывает, что нужно будет сделать. Т. убивает псов, въезжает в крепость, на коне вскакивает на 12 этаж, разбивает дверь копьем, отрубает мечом 12 голов Выриёна Антиеновича, пронзает его сердце копьем, привозит две бутыли воды и жену Слону Ивановичу. Жена приживляет Слону Ивановичу голову, тот едет с Т. Приезжают к дому бабы-яги, у дома сидят 12 дочерей бабы-яги, красавиц. Т. привязывает коня к семи кольцам. Баба-яга возвращается домой, намеревается убить того, кто пришел, отправляет дочь истопить железную баню. Т. отправляет туда Мороза, тот покрывает все инеем. Т. избивает бабу-ягу за то, что в бане холодно. Баба-яга отправляет другую дочь истопить железную баню. То же. Баба-яга сама топит железную баню. Т. отправляет туда Мороза, тот ничего не может сделать, тогда ему помогает Обжора, заливает все водой, Мороз покрывает льдом. Т. избивает бабу-ягу за то, что в бане холодно. Баба-яга кормит молодцев, все наедаются, кроме Обжоры. Т. убивает бабу-ягу и женится на ее дочери. Товарищи Т. расходятся, Т. возвращается к отцу. Отец умер, правит Василий Васильевич, а Иван-кухаркин – дворник. Т. убивает Василия Васильевича, правит сам, берет Ивана к себе в палаты]: 254-262, 262-276; украинцы (Волынь, Заславский у., с. Славута) [змей владеет золотой горой; три брата 11, 10 и 7 лет поехали ее искать; заночевали в пустом доме; старший брат должен стеречь, но заснул; скачет змей на коне с соколом и собакой; младший загнал его по шею в землю, убил, коня, сокола и собаку привел; то же со вторым змеем (средний брат проспал); на третью ночь младший велит братьям прийти на помощь, если через край склянки польется кровь; бой тяжелый; семилетка бросил сапог , разбудил братьев; прежде них прибежали собаки, порвали 12-главого змея; братья привезли золото и царь им отдал полцарства]: Чубинский 1878, № 51: 167-171; украинцы (Киевская, Черкасский у., С. Млеев) [царь построил мост; старик говорит спутнику, что благодарен ему за это; тот отвечает, что у царя детей нет; старик: пусть выловят златоперую щуку, царица поест; с третьего раза поймали (в неводе лишь одна щука); кухарка попробовала навар, собака съела кости; все трое родили по мальчику; за 18 месяцев те выросли как за 18 лет; Царевич и Кухаревич хотят, чтобы Сученко был старшим; пускают стрелы; стрела Ц. вонзилась в основание дуба, К. – в макушку, С. – в окно дворца змея; они остались во дворце ночевать, каждую ночь кто-то должен стоять под мостом на страже; Ц. спит, идет С.; летит трехглавый змей, за три мили адским огнем палит; С. отрубил ему головы, вырезал языки, братьям ничего не сказал; то же на вторую ночь (К. спит, шестиглавый змей); на третью ночь 12-главый змей, С. срубил три головы, но устал; место, где спят братья, заливает кровью, но их сон крепок; С. бросает шапку в сторону братьев и кричит змею: конец тебе, мои братья идут; змей оглядывается, С. отрубает три головы; бросает один сапог (то же, еще три); второй – последние три; С. будит братьев, плавающих в крови, но все-таки спавших; все трое поехали дальше; С. говорит, что забыл перчатки, возвращается, превращается в котика, мяукает, змеихи берут его в дом; их мать подозревает, что это С., но успокоилась; котик-С. слышит, как мать вдов змеев велит одной стать колодцем, второй – яблоней, третья – ежевикой (ожина) с серебряными и золотыми цветами; котик выскакивает в окно; мать змеих: я же знала, что это С.; С. возвращается к братьям, рубит колодец, яблоню, ежевику – течет кровь; мать-змеиха преследует, одна губа под облаками, другая по земле волочится; проглотила Ц. вместе с конем; затем К.; С. бросает ей в рот колючий терн, прячется в доме кузнеца святого Кузьмы и Демьяна; змеиха требует отдать ей беглеца; КД: пролижи дверь, посажу его тебе вместе с конем на язык; КД и С. хватают язык раскаленными клещами и бьют змеиху молотами; та отрыгает Ц. и К., но мертвыми; КД велит обмотать хвост коню и трижды обежать кузнецу: конопля обгорела; КД: еще много силы; били, пока сила пропала; тогда запрягли в плуг и стали пахать мир; добрались до моря; змеиха выпила половину моря и лопнула; КД дает С. две шпильки и корж; пойдешь через первое поле, сон одолеет – коли себя в веки; через второе – петь захочется, кусай корж; через третье поле: станут сзади щипать и кусать – не оборачивайся; иначе пропадешь; на последней меже третьего поля С. не выдержал и махнул назад саблей; его схватили и привели к царю; царь: почему мне нос отрубил? прощу, если пойдешь от Цароноса до Царолоса и высватаешь мне дочку; С. идет, встречает, берет в спутники Музыканта, Бегуна, Далеко видящего, Мороза («Я холобзда, снегом на двор хожу»), Укрывающегося накидкой от любого огня, Объедалу, меткого Стрелка, Верныгору, Верныдуба, Верныводу; пришли к царю, их поместили к баню, обложили соломой и подожгли ее; они укрылись от огня, а утром Холобзда справил снегом нужду; оставлены ночевать со львом, Музыкант играет, лев пляшет, они его постригли и когти обрезали; съесть огромное количество мяса (Объедало съел); снова баня, внизу огонь – Холобзда охладил; кто первым принесет воды; Бегун на полдороге сел, дочь царя его усыпила, сама несет воду; Видящий далеко заметил, Стрелок разбудил, Бегун догнал царевну, отнял ведро и принес; они получили царевну, но та бросилась щукой в воду (Вернывода поймал), белкой на дерево (Верныдуб поймал), мышью в норку (Верныгора достал); спутники разошлись, С. привел царевну царю; она велит по жердочке перейти яму с жаром; С. перешел; когда царь на середине, царевна повернула жердочку, царь упал в огонь; свадьба царевны с С.]: Чубинский 1878, № 69: 256-269; украинцы (Екатеринославская, Павлоградский у.) [баба посоветовала бездетной царице поймать и съесть рыбку; кухарка тоже поела, собака съела голову, а кошка кишки; все (включая кошку) родили по мальчику; сыновья выросли, царь дал им коней, а Сученко не дал; тот свистнул – весь табун упал; только в третьем табуне устоял один конь; С.: это мой; каждый бросает камень, С. попал камнем в царский дворец; все четверо приехали в лес, где хатка на курьей лапке, на гусиной лапцi; баба предупреждает, что по ночам прилетает змей; каждый идет сторожить, засыпает, вместо них каждый раз змея встречает С.; первый – Кошечник; трехглавый змей едет на коне по мосту; С. и змей дуют друг на друга, загоняя в землю; С. срубил все три головы, лег спать; Кухаренко – змей с 6 головами; на третью ночь – 12 голов; 12-ую никак не срубить; братья спят, не видят кровь на тарелке; муха разбудила Кухаренко, спустили коня, собаку, сами прибежали; С. снял сапог и бросил, разрушив тот дом, где они спали ; С. подслушивает под мостом разговор жен змеев; одна обещает стать колодцем, другая яблоней, третья {не ясно}, четвертая – тучей; С. рубит колодец, яблоню – льется кровь; летит змеиха, ей бросили в пасть соленый корж, она полетела пить; затем проглотила Кошечника и Кухаренко; С. прячется у кузнеца Кузьмы-Демьяна; когда прилетела змеиха, тот велит ей просверлить языком отверстие в двери; схватил за язык и впряг в плуг; С. велит отрыгнуть братьев и принести живой воды; та сперва принесла мертвой, потом обычной, пришлось бить голову молотом; после оживления братьев змеиху отпустили; она прилетела к морю, стала пить и лопнула]: Чубинский 1878, № 69: 252-256.

Кавказ – Малая Азия. Абазины [айныжи (великаны) угнали скот бездетного хана; человек дал кусок мяса, велел зажарить и съесть с женой; служанка тоже попробовала; у княгини родился сын Мухамед, а у служанки – Катащ; он намного сильнее; юноши выросли друзьями; умирая, князь завещал отобрать у айныжей скот; К. идет вместе с М., победил по дороге змея, тот стал девушкой; К. велел ей его ждать, а сам пошел дальше с М.; у моста в огороженный медной стеной город К. дает М. зеркальце и стакан; если зеркальце запотеет, а вода в стакане высохнет, надо бежать на помощь; айныж начинает одолевать К., но М. спит; К. просит разрешить ему дунуть на домик, крыша падает на М., тот проснулся, принес К. пить и К. убил айныжа; затем второго; они гонят скот, добрались до места, где оставили девушку; М. решил убить К., чтобы забрать ее себе; разбудил К., тот наткнулся на меч и остался без ног; М. пригнал скот, привел девушку и рассказал, что К. был слаб и умер; прилетели три голубки; одна взяла К. в рот, другая снесла его как яйцо, третья вывела как птенца, К. ожил; М. убит и брошен на съеденье волкам]: Тугов 1985, № 32: 70-75.

Балтоскандия. Латыши [от съеденной рыбы у госпожи, служанки и кобылы (собаки, кошки) рождаются сыновья, последний – самый сильный; он три ночи бьется с чертом на мосту, наказав братьям идти на помощь, когда вода в стакане превратится в кровь; на третью, самую трудную, ночь герой бросает сапог (рукавицу), чтобы разбудить братьев; те спешат на помощь и убивают черта; герой подслушивает разговор дочерей черта о том, как они собираются отомстить победителям: одна обернется яблоней, другая ручьем (колодцем, озером), третья – кроватью (лугом, домом); герой рубит мечом яблоню, ручей, кровать, убивает дочерей черта]: Арийс, Медне 1977, № 300A: 271; восточные саамы [три сына, младший Ванюша; братья пошли странствовать; избушка вертится на одном столбе; В. велит остановиться к нему дверью; в избушке стол, В. велит подать обед; они поели, легли спать; избушка стала наполняться водой; из воды вышел Чадзь-Йелле (водяной хозяин), утром В. его победил, распорол грудь; на следующий раз ЧЙ с двумя головами; В. не может его победить, бросил сапог, братья проснулись, убили водяного; на третий раз в избушке красивая женщина; пришел старик – отец водяных, которых убил В., предложил перейти по сукну котел с кипящим молоком; В. перешел, а когда пошел старик, женщина дернула за сукно, тот упал и сварился; он думал, что это кипящая вода, которая ему не страшна, а с молоком не совладал]: Ермолов 1959: 87-90; сету [царица бездетна, царь привозит рыбу, велит поварихе приготовить, самой не есть; царица съела рыбу, повариха отвар, собака – кости, каждая родила сына: Иван-царевич (ИЦ), Иван Поваров (ИП), Старый Сукин Сын (С.); братья приходят к мосту; первым сторожит ИП, едет Черт (vanasitt), ИП бьет, тот и не заметил, С. убивает Черта; то же на другую ночь, когда сторожит ИЦ; на третью – 12-головый черт; С. оставляет нож – закапает кровь, пусть братья придут на помощь; у черта отрастают отрубленные головы; С. бросает в братьев туфлю, другую, но те спрятались под печкой; С. собрался с силами, убил черта; у первых двух чертей были жены, одна стала яблоней, другая колодцем; С. уничтожил яблоню, колодец; у жены 12-голового одна губа на полмира и другая на полмира (ühe huule ühe ilmaveere peale, teise huule teise ilmaveere peale), открыла рот; С. насыпал туда муку; С. и ИЦ проскочили, ИП проглочен; С. велел кузнецу приготовить клещи; жена 12-голового открыла пасть, кузнец схватил ее клещами за язык, она отрыгнула ИП, тот в муке, С. ее убил]: Järv et al. 2009, № 4: 47-50.

Западная Сибирь. {Недавнее русское заимствование}. Манси : Кумаева 2015, № 1 [Эква-пыгрись с двумя старшими братьями идут сражаться с менквами; живут в избе, по очереди сторожат мост; старший, средний брат засыпают, Э. в первую ночь убивает 6-голового, во вторую – 9-голового менква; братьям стыдно, что они все проспали; когда Э. сражается с 12-головым, тот огненным пальцем прикладывает назад отрубленные головы, вгоняет Э. в землю по плечи; Э. бросает одну, другую рукавицу – братья не просыпаются; бросил шапку, они проснулись, выпустили коня Э., тот прискакал, Э. убил менква; братья пошли дальше, Э. вернулся платочек подобрать; слышит разговор жен менквов; одна превратится в лужу, вторая в ягоды, третья в постель из оленьей шкуры; Э. не позволяет братьям пить, есть, лечь, рубит саблей лужу, ягоды, постель, течет кровь; гонится мать менквов с разинутым ртом; братья прячутся в доме 12 кузнецов; мать менквов пролизала 11 железных дверей; Э. вышел и убил ее; братья вернулись домой]: 7-23; Kannisto 1956, № 18 [в доме купца сварили рыбу; собака лизнула уху, служанка попробовала ложкой, дочь съела остальное, все трое забеременели, каждая родила мальчика, имя каждого Ванька, все трое выглядят одинаково; играя со сверстниками, братья их калечат; сделали себе луки, выстрелили и пошли; стрела маленького В. упала ближе всех, стрела большого – дальше все, за 9 морей, 9 гор, на малиновый мост; они туда пришли, у моста дом с тремя замками; маленький В. сорвал меньший, средний – средний, большой – самый большой замок; в избе еда и колоды карт; стали играть; должен был идти сторожить младший В., но пошел старший (он сын собаки); через мост едет 6-головый черт, спрашивает своего коня, почему тот спотыкается; конь предрекает смерть черта; В. его убил, вернулся в избу; то же на следующий день – 9-головый черт; на третий раз В. оставил в избе свои рукавицы: если одна упадет, а на другой появится кровь, надо спешить на помощь; 12-головый черт одолевает, братья спят, В. бросает сапог, братья проснулись, прибежали, 6 голов отрублены; еще раз то же (бросает второй сапог, оставшиеся 6 голов отрублены); братья отправились в путь, но В. вернулся за сапогами, стал мышью, подслушал разговор чертовок; одна обещает вызвать зной и стать колодцем, кроватью, вторая – нагнать холод и стать избой, третья – стать свиньей и убить братьев; В. рубит колодец, избу, вместо них – рассеченные трупы; братья разошлись по трем дорогам; свинья догнала и убила младшего, среднего братьев; старший В. спрятался в кузнице Кузьмы Демьяна; свинья пролизала языком дверь, Кузьма Демьян велят схватить чертовку клещами за язык, В. это сделал, раздробил череп молотом]: 182-189.