Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L134. Третья волна. .15.16.28.31.

Противник героя (обычно демоническая женщина) находится внутри морской волны (третьей, девятой) или воплощает волну.

Баски, валлийцы, ирландцы, шотландцы, фризы, немцы (Шлезвиг-Гольштейн), русские (Архангельская), норвежцы, датчане.

Южная Европа. Баски [юнга подслушал разговор двух ведьм; старшая обещает утопить корабль, направив на него посреди спокойного моря три волны: молока, шума, крови; спастись можно, лишь если бросить гарпун в середины кровавой волны, ибо там будет она сама; юнга сообщил капитану, тот велел гарпунщику поразить волну; она разделились, обойдя корабль; в этот день улов был обильным, ибо заклятье снято; капитан обнаружил жену в постели; умирая, она прокляла его и гарпунщика; колдуньями-волнами были она и ее дочь]: Sébillot 1884: 173 в Ross 1994: 85.

Западная Европа. Валлийцы [считается, что седьмая или девятая волна обладают особой силой; утопающего они могут выбросить на берег либо наоборот отнести далеко от берега и утопить]: Trevelyan 1909: 1; ирландцы [среди дня молодой рыбак рыбачит в лодке на тихом озере; внезапно возникает огромная волна, несется на него; он бросает в волну острогу и вода успокаивается; дома чувствует усталось, ложится; подходит молодая женщина, просит мать рыбака пропустить ее к сыну; объясняет, что ее послала ее хозяйка; только сам рыбак может извлечь острогу из ее лба; на дне озера царица на троне; она влюбилась в рыбака и пыталась увлечь его на дно, став волной; рыбак без труда вынул острогу; на вопрос, какую награду он хочет, рыбак попросил, чтобы никто из его потомков не смог в озере утонуть]: Ross 1994: 83; ирландцы [в море феи попытались утопить волной небольшой корабль, ибо были разневаны на одного из членов команды; один из матросов достал гвоздь и швырнул в воду; волна отступила]: Foster 1951: 48; ирландцы (Kilkar) [девушка приглашает жениха в ночь хэллоуина; тот оставляет нож; после свадьбы рассказывает, как вышел в море с двумя товарищами, ненадолго потерял сознание, а затем увидел несущуюся на корабль волну, воззвал к Троице и бросил в волну нож; волна исчезла; это были твои проделки; муж вырвал нож из рук жены и бросил его в огонь]: Ó Muirgheasa 1928: 128-120 в Ross 1994: 87; ирландцы [когда в заливе Гелуэй начался ход макрели, рыбаки снарядили лодки; появилась старуха; она просила не выходить сегодня в море, но ее не послушали; последние – трое юных братьев О’Хара; старуха попросила их по крайней мере взять с собой топор, крюк и нож; когда началась буря, на лодку братьев последовательно понеслись три огромных волны; старший брат бросил в первую топор, средний во вторую – крюк, младший в третью – нож; после этого каждая волна разделялась, обходя лодку по сторонам; когда братья вернулись, старуха на позволила им сойти на берег, а велела забраться на ее лошадь позади нее; лошадь спустилась по ступеням под воду; там парк с танцующими и дворец; каждый должен войти в комнату и забрать свое, но только свое! старший вытащил изо лба красавицы свой топор; рана мгновенно закрылась, красавица очнулась и предложила драгоценное ожерелье, но парень повернулся и вышел; второй вынул изо лба второй женщины крюк и унес его, отказавшись попробовать яств; младший вынул нож и готов был поцеловать красавицу, но старшие ворвались и увели его силой; братья вернулись на берег; старуха: все утонули и только вы меня послушались]: Fulton 2017, № 17: 157-165; шотландцы , немцы (Шлезвиг-Гольштейн), фризы : Sébillot 1884: 173 в Ross 1994: 87.

Средняя Европа. Русские (Архангельская, Пинежский р-н, Труфаногорская вол., дер. Юбра, 1925) [новобранец, именинник, выпив вина, ищет достойного противника; появляется богатырь и просит помочь победить поленицу; переносит молодца в чисто поле, борется с поленицей, но не может победить, молодец помогает; богатырь относит молодца обратно и предупреждает, что того возьмут служить у царя конюхом, старшие конюхи невзлюбят его; если они заставят выполнять сложные задания, пусть молодец его позовет, «Ай-брат»; молодец уходит к царю младшим конюхом; царь видит за морем свет, обещает полцарства, а после его смерти и трон тому, кто узнает, что это; старшие конюхи доносят, будто младший хвастается, что может узнать; молодец вызывает Ай-брата, тот сообщает, что свет – это золотое платье вышедшей на крыльцо королевны; царь хочет жениться на королевне и опять по доносу старших конюхов отправляет к ней молодца; Ай-брат переносит того во дворец к королевне, молодец залетает в ее комнату комаром, превращается в человека, ложится на кровать, королевна просыпается, берет саблю, молодец превращается в кольцо на ее пальце, уговаривает выйти замуж; Ай-брат переносит их в государство царя; на предложение царя выйти замуж королевна просит венчальное платье из-за тридевяти морей за тремя замками в ящике; по доносу старших конюхов царь отправляет младшего за платьем; Ай-брат переносит его к церкви, превращается в лань-золотые рога, люди бегут за ним, а молодец заходит в пустую церковь и забирает платье; королевна требует пару вороных коней, из-под серого камня, узды-золоты; снова царь отправляет младшего конюха, Ай-брат помогает: теперь настала настоящая служба; Ай-брат отправляет молодца ночью на берег читать псалтырь; после трех волн, когда вода доходит ему до груди и все три свечи гаснут, появляются кони и тянут его в море; молодец зовет Ай-брата, он помогает вытащить коней на берег; Царь женится на королевне]: Озаровская 2009, № 28: 276-280.

Балтоскандия. Датчане [ленивый юноша видит на яблоне ворона; трижды стреляет, каждый раз ворон делает вид, что падает; юноша подходит к нему, тот сажает его себе на спину, улетает; трижды делает вид, что сбрасывает юношу в море, и объясняет, что он испытал такой же страх, когда юноша стрелял; ворон приносит юношу на поле, велит идти в дом, передать привет от ворона из Салби и попросить кашу с маслом; поев, юноша обретает силу 20 мужчин; видит в воздухе белый коврик с красной нитью, идет за ним, находит ворона; так трижды; в последний раз оказывается на горе и от лени скатывается с нее, а не спускается потихоньку; ворон приносит юношу к замку, велит наняться на кухню, идти по длинной дороге; юноша пытается идти напрямик, попадает в болото; ворон последний раз помогает; местный король обещал дочь морскому царю, если тот поможет справиться с недостатком воды; теперь обещает дочь и полцарства тому, кто избавит от водяного царя; защитить принцессу пошел Красный Рыцарь, но увидев волну, убежал; юноша дождался третьей волны, в ней морской царь, юноша его поборол и убил, затем заснул; принцесса вплела ему в волосы золотое кольцо, но была вынуждена пойти с самозванцем – Красным Рыцарем; готовится их свадьба; король должен проверить, у кого в волосах кольцо; юноша не идет, король вынужден сам прийти; юноша получает принцессу и полцарства, Красный Рыцарь повешен; юноша встречает Ворона в образе человека; тот ведет его к себе, женит на своей сестре]: Grundtvig 1920: 166-174; норвежцы : Sébillot 1884: 173 в Ross 1994: 87.

Продолжение в 191.doc