Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L17. Лицо на груди.

(.12.).24.26.-.28.30.35.36.39.40.42.44.62.

Рот и глаза антропоморфного существа на груди, головы нет.

(Матакам), Древний Рим, Бали, Древний Китай, корейцы, Древняя Греция, русская письменная традиция, зороастризм (Бундахишн), ненцы, энцы, северные селькупы, дальневосточные эвенки (верхнеалданские), чукчи, медные, хейлцук, фокс, кубео.

( Ср. Западная Африка. Матакам [лентяй с женами и детьми останавливается жить у красавицы, которая его откармливает; жены видят ее купающейся, у нее на груди оскаленный рот; они убегают с детьми; муж отказывается за ними следовать, людоедка съедает его]: Lembezat 1950: 58).

Южная Европа. Древний Рим [Pomponius Mela "De Chorographia" sive De situ orbis I.20: У блемиев отсутствуют головы, а черты лица на груди; Plinius Caius Caecilius Secundus "Natural History" VIII.2. Vol.3. p.520: Недалеко от этих троглодитов, обратно по направлению к западу, находятся некие [племена] у которых отсутствуют шеи, а глаза на плечах; также в V книге "Естественной истории" повторяет всё сказанное Мелой].

Малайзия – Индонезия. Бали [амулеты против демонов, изображающие их самих; на одном из амулетов – фигура человека без головы с лицом на груди]: Covarrubias 1956: 346.

Китай – Корея. Древний Китай [рисунок из Книги гор и морей {в русском издании нет рисунков}: изображения безголового человека с лицом на груди и человека с огромными свисающими ушами]: Birrell 1999: 54, fig. 21; корейцы [в Корее считают, что за ее за пределами есть люди без головы и с глазами на груди; есть земли, заселенные только женщинами; желая забеременеть, они ложатся навстречу южному ветру {вероятно, основано на сообщениях Маттеусу Эйбокена и других членов команды корабля «Sperwer», живших в Корее в 1653-1666 гг.}: «Als zy de Hollanders benoemen, zeiden zy die te zijn Zuidermannen, en geloofden in ’t eerst, datze onder water konden leven, en vermits zy geen wyder kennis hebben als van Japan, Sina en ’t nabuurschap van Tartarye, zoo hebben zy veele beuzelachtige gedachten, van die welke verder woonen, als dat ’er menschen zijn zonder hooft, met de oogen in de borst; dat ’er gewesten zijn die alleen met Vrouwen bezet zijn, welke als zy teellust krygen, zich open leggen tegen de Zuide wind, die hen dan met doorwaeyen bevruchtigt, en diergelijke meer»]: Witsen 1785: 57.

Балканы. Древняя Греция [Геродот, IV, 191: Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, люди-песьеглавцы и совсем безголовые, звери с глазами на груди (так по крайней мере рассказывают ливийцы)"]: Геродот 2001: 298.

Средняя Европа. Русская письменная традиция («Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных», конец XV – начало XVI в.) [В тои же странѣ єсть такова самоѣдь: в пошлиноу аки ч(е)л(ове)цы, но без головъ. Рты оу них //л. 76 / межоу плечьми, а очи в гроудех. А ѩдь ихъ головы ωленьи сырые. И коли имъ ѩсти, и ωни головы ωленьи возметывают себѣ в рот на плечи, и на дроугїи д(е)нь кости измещѫт из себѧ тоуда же. А не говорѧт. А стрелба же их такова — трѫбка желѣзна в рѫцѣ, а въ дрѫгои стрѣлка желѣзна. Да стрѣлкоу тоу вкладает в троубкоу тоу, да бьет молотком, в стрѣлкоу тоу. А товара оу них никоторого нѣт]: Плигузов 2001: ; русская письменная традиция [Река Коссин вытекает из Лукоморских гор; при ее устье находится крепость [Коссин], которой некогда владел князь Венца, а ныне – его сыновья. До этих мест от истоков [большой] реки Коссин два месяца пути. От истоков той же реки начинается другая река, Кассима, и, протекши через Лукоморье, она впадает в большую реку Тахнин, за которой, говорят, живут люди чудовищного вида: у одних из них, наподобие зверей, все тело обросло шерстью, у других собачьи головы, третьи совершенно лишены шеи и вместо головы у них грудь или (у других) длинные руки, но без ног. В реке Тахнин водится также некая рыба с головой, глазами, носом, ртом, руками, ногами [и другими частями (тела)] совершенно человеческого вида, но без всякого голоса; она, [как и прочие рыбы] представляет собой вкусную пищу]: Герберштейн 2008: 371, 373 [Все, что я сообщил доселе, дословно переведено мной из [доставленного мне] русского дорожника].

Иран – Средняя Азия. Зороастризм (Бундахишн) [от Машйа и Машйане произошли семь пар, от одной из этих пар – Фравак и Фравака, а от тех – 15 пар, каждая из которых стала расой; из этих 15 девять перешли в другие кишвары, а шесть остались в Хванирасе; из 25 рас, происшедших от Машйа и Машйане, есть такие, что живут в земле; в воде; те, что имеют уши на груди; имеющие глаза на груди; одноногие; имеющие крылья, подобно летучей мыши; лесные; хвостатые; и те, у которых волосатое тело; разнообразные люди живут в Хванирасе: ростом в пядь; грудоглазые; головы которых похожи на собачьи и брови которых похожи на человеческие; которые едят листья деревьев и пьют козье молоко]: Чунакова 2004: 156.

Западная Сибирь. Ненцы (тундровые?) [в одной из сказок говорится, что были люди, жившие когда-то в соседстве с самоедами; при наступлении зимы эти люди залазили на деревья и, обхватив руками ствол дерева, умирали до весны; весной они оживали; рот у этих людей размещался на груди, т.к. головы у них не было; в другой сказке говорится, что молодая девушка-шаманка вышла замуж за духа смерти; он унес ее на свою землю и там убил свою жену; духи ее воскресили и взяли на луну; жена главного духа была без головы, со ртом на груди; когда он убил безголовую жену и женился на девушке-шаманке, у них родился сын; сын вырос, вернулся на землю и стал жить с самоедами]: Старцев 1930: 25; энцы [человек из племени сомату охотится на диких оленей; его окружают маленькие люди эгэтэ, у них глаза и язык на груди; он убегает, перейдя реку (те боятся воды); приходит к уляйгу энчио (тоже "маленькие люди"); те собираются съесть женщину, но дают ее сомату в жены; он слышит, как они собираются съесть их обоих; бежит, у огня сидит большой человек сихио, хватает сомату, проглатывает целиком, тот прорезает ножом отверстие, выходит, сихио гибнет, сомату забирает его лук; убивает из него уляйгу энчио, забирает жену; этот сомату предок Соваловых]: Долгих 1961: 114-117; северные селькупы : Тучкова 2004 [ олыкытыль куп – безголовый человек с глазами и огромным ртом на груди]: 226; Пелих 1998 (северные?) [олокоти-кум – безголовые люди, у которых глаза, нос и рот на груди; живут в первом подземном мире; в нем же, но на других территориях, живут покойники и квели (бывшие люди, испугавшиеся белых людей и ушедшие под землю)]: 73.

Восточная Сибирь. Дальневосточные эвенки (верхнеалданские; зап. от шаманки М.П. Кульбертиновой) [Роббек и др., MS; вначале только вода и небо; крылатые летали и садились на гребни волн; потом появилось существо без головы; безголовые имели глаза на груди, чуть пониже глаз рот, руки, пищу руками клали в рот; безголовых было много, где они обитали, никто не знает; видимо, жили на свайных настилах или на скалах; сказали друг другу: решили вырыть реки; вода стала убывать, появилась земля; они сделали большие реки, моря; реки течением вынесли камни; безголовые: пусть это называется «камнями», когда людей станет много, всему сделанному они дадут названия; земля высохла, появилась растительность; безголовые: теперь начнут появляться настоящие люди, начнут приходить откуда-нибудь, надо чтобы они из чего-нибудь рождались; безголовые жили все равно как люди: когда выпадал снег, делали себе лыжи, всё обо всем знали; как-то на ту землю прилетели огромные блестящие крылатые муравьи; безголовые: из них появятся настоящие люди, имеющие головы появятся, начнут охотиться как мы; муравьев развелось премного, высоченных - посередине, в талии тоненьких; позже они превратились в огромных людей; безголовые: этих головастых остерегаться нужно; а имеющие головы безголовых тоже боялись]: Дьяконова 2014: 67-68 (=Варламова и др. 2021, № 22: 147-151).

СВ Азия. Чукчи ["Горное эхо" (enmь-taaŋ) живет среди гор; у него каменное тело, глаза и рот на груди; представляется также проворной женщиной, перебегающей по горам; в одной из сказок она выходит замуж за человека; прежняя жена убивает ее, она превращается в Горное Эхо; "Лесное эхо" (ottь-taaŋ) живет в тополевых лесах; у него деревянное тело без рук и ног, похоже на древесный ствол]: Богораз 1939: 40 (=1907: 329).

Арктика. Медные : Jenness 1922 [есть племя людей, у которых рот на груди]: 180.

СЗ Побережье. Хейлцук [два брата с сестрой ловят по лососю в день; собака воет, сестра советует ей лучше сделать реку большой; она делает, теперь много рыбы; кто-то крадет повешенную сушиться рыбу; старший брат остался сторожить; в полночь пришел Masmasalaniq, человек без головы с глазами на груди; выпустив четыре стрелы, юноша преследовал его до дома у озера; для М. и его людей стрелы людей невидимы, все думают, что М. заболел; человек вышел из дома, позвал юношу вылечить вождя; тот вынул стрелы, получил дочь вождя в жены; у них сын; через четыре года решили вернуться на родину юноши; он сделал лодку, жена написала, возникла река, он накинул на голову одеяло, лодка принесла их домой; младший брат, сестра и собака за это время умерли, жена старшего брата их оживила; предупредила мужа не бранить сына; однажды он обругал мальчика, жена схватила сына, села в лодку, пропала]: Boas 1895, № XXI.4: 237-238 (=2002: 489-490).

Средний Запад. Фокс [двое братьев идут, побеждая и уничтожая чудовищ; видят трех женщин, у которых нет головы, но глаза на груди и рот на животе; братья чуть не погибли от вони, которая от них исходила, но все же убили их купьями]: Owen 1904: 13.

СЗ Амазония. Кубео [у прародителя Hömänihikö было два брата; старший (только его именуют вождем) - Mianíkö töibö, у него нет головы, глаза на груди где соски]: Koch-Grünberg 1910: 162.