Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L37b2. Подслушанный разговор: змея внутри человека. .17.23.33.34.

Из разговора змей или воронов человек узнает о причине болезни другого: тому внутрь заползла змея. Человек изгоняет змею и больной выздоравливает.

Саудия, гуджаратцы, муриа, каракалпаки, прибайкальские буряты, халха(?)-монголы.

Передняя Азия. Саудия [два друга пошли к поэту Хатаму – один попросить денег, а другой – жену; старец в рубище просит взять его с собой; Х. дал денег и отдал собственную жену; каждый из друзей захотел получить все, они зарезали друг друга; женщина сказала, что останется со стариком; сын правителя болен, в нем поселилась змея; женщина случайно видит, как она выползла изо рта спящего царевича и приползла к другой; говорит, что та лежит на семи кувшинах с золотом, а вторая – что если царевич выпьет уксус, первая погибнет; женщина велела старику назваться лекарем; тот сказал, что лечить будет его дочь; женщина дала царевичу уксус, змея выползла, старик ее убил; попросил царя выдать «дочь» за царевича; женщина нашла место, где жила вторая змея; та сама уползла, сказав, что пришел владелец клада; старик был Хидром]: Джухайман 1999: 50-53.

Южная Индия. Гуджаратцы [ночью царь вместе с водой незаметно проглотил змейку, она стала расти у него в животе; царь не знает, в чем дело, отправляется к святому на Ганг; с ним визирь; ночью тот видит, как изо рта царя высовывается змея подышать воздухом (считается, что змеи питаются ветром), разговаривает с другой, выползшей из норы; та упрекает ее за то, что та мучает царя; рассказывает, как приготовить зелье, с помощью которого ее можно изгнать из тела; первая змея говорит в ответ, что вторая живет на зарытом сосуде с золотом; чтобы изгнать змею из норы, надо залить туда масло, змея воспламенится и выползет; визирь готовит лекарство, змея по кусочкам выходит из тела царя; царь посылает за маслом, вторая змея, охваченная пламенем, выползает; (золото достают)]: Hertel 1921, № 67: 293-295; муриа (округ Бастар, юг Чхаттисгарха) [змея просит раджу-земледельца спасти ее из огня; тот предлагает заползти ему в рот; она отказывается выползти обратно; раджа сохнет, уходит подвижником, нанимается сторожить сад; местный раджа спрашивает своих детей, откуда у них достаток; шестеро сыновей: твоими заботами, дочь: сама себя содержу; отец велит садовнику найти дочери такого мужа, чтобы он через три дня оставил ее вдовой (вдова не может выйти замуж повторно); садовник привел сторожа, после свадьбы местный раджа выгнал молодых в лес; жена отказалась бросить мужа; однажды видит, как из муравейника выползает змея, разговаривает с той, что внутри раджи; осуждает ее: жаль, что никто не смажет радже рот патокой, сидящая внутри выползет; другая змея: зачем держишь столько денег у себя в муравейнике; жена раджи купила патоки, змея выползла, она ее убила, раджа выздоровел, похорошел; жена раскопала муравейник, убила вторую змею, там сундук золота; раджа вернулся домой, жил с двумя женами]: Elwin 1944, № 4: 449-451 (пер. в Зограф 1971, № 13: 55-57).

Туркестан. Каракалпаки [три друга пошли наниматься к хану; чтобы понять, что они за люди, хан поручил старшему джигиту отвезти в паломничество красавицу-невольницу по имени Гюль и дал резвого коня; второму дал тысячу золотых и велел стать товарищем первому; третьему ничего не дал; первый задумал убить второго и забрать деньги, а второй – убить первого и забрать невольницу; ночью третий услышал шум, оба его товарищи в крови мертвые; он их похоронил, а Г. назвал сестрой; остановился в богатом доме, сын хозяина болен; джигит лег в саду под деревом; ночью слышит разговор двух змей, белой и черной; белая: чтобы овладеть двумя горшками золота, залезла ты в сына этого человека, из-за этого он 12 лет болеет; жадность тебя погубит; змеи уползли; утром джигит велел напоить больного растопленным жиром коровы, которая не телилась 7 лет подряд; изо рта мальчика выползла черная змея; бай ее убил, мальчик выздоровел; бай одарил джигита скотом и добром; джигит свозил Гюль в паломничество и вернувшись в свою страну, поставил юрту; подъехал правитель, не узнал джигита, сказал, что поданные блюда похожи на те, которые готовила Г.; джигит привел Г. и все рассказал; правитель сделал его визирем]: Аимбеков 2014a: 29.

Южная Сибирь – Монголия. Прибайкальские буряты (аларские) [бедному юноше жалко рубить деревья, хозяин его прогнал; пока он спал, старик уколол ему язык, дав способность понимать язык птиц; юноша слышит, как ворон рассказывает воронихе о сыне хана, в которого забралась змея; он выздоровеет, если подышит паром от горящего жира; юноша лечит ханского сына, в награду берет семь тощих кобылиц; по дороге встречает силача, слухача, стрелка, вора, водохлеба, бегуна; с их помощью выигрывает состязания в борьбе, стрельбе, беге, получает царевну; войско преследует их, водохлеб его топит; лама велел скатиться с горы, у них головы отлетели; Бог воскресил их, поднял на небо, сделал Долон-Убугут (Большая Медведица); малая звезда в середине – жена их]: Потанин 1883, № 36: 200-203; халха(?)- монголы [бедный брат батрачит у богатого, ему жалко рубить деревья; во сне лесовик прокалывает ему язык иглами, он теперь понимает язык животных; Ворон рассказывает Вороне, что ханский сын заболел, т.к. ему в рот заползла змея; надо бросить в огонь мясо жирной кобылицы, дышать дымом; бедняк лечит ханского сына, просит в награду 7 тощих кобылиц и плохого коня под попоной; по пути встречает, берет в спутники 1) двигающего горы, 2) слушающего, что под землей, 3) стреляющего в небо, 4) незаметно меняющего перья воронам и сорокам, 5) выпивающего реку, 6) гоняющегося за горными баранами; хан отдаст дочь победителю в соревнованиях; 1) силач побеждает борца, 2) стрелок попадает в золотой круг между небом и землей, 3) бегун обгоняет двух старух-скороходок (те усыпили его, погладив по голове, но он проснулся); хан послал войско, опивало его утопил; друзья поднялись на небо, стали созвездием Большой Медведицы – «Семь старцев»; маленькая звездочка - принцесса]: Скородумова 2003: 5-8.