Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L37b4. Плоть собаки обладает чудесным действием. .13.15.29.30.33.

Из разговора духов или животных человек узнает, что мясо (мозг, кровь) собаки соседнего пастуха обладают чудесным действием.

Харари, палестинцы, арабы Сирии, Ирака, лаки, армяне, азербайджанцы, персы (Исфахан), киргизы.

Судан ­– Восточная Африка. Харари [Jemal и Mulugeta отправились в путь; М. предложил сперва съесть припасы Дж., а потом отказался делиться своими и потребовал в обмен на еду глаза Дж. и оставил Дж. под деревом; ночью слетелись джинны, начали разговаривать; листья этого дерева исцелят слепого; царевну вылечит кровь черной собаки; источник воды под деревом в городе; Дж. прозрел, вылечил царевну, получил от царя награду, указал, какое дерево надо выкорчевать; после этого благодеяния царь женил его на царевне; узнав обо всем, М. пошел к тому дереву, джинны его убили]: Reuss-Nliba, Reuss-Nliba 2016: 66-70

Передняя Азия. Палестинцы [человек по имени Отец добрых (ОД) и другой по имени Отец злых (ОЗ) отправились в путь; ОЗ предложил сперва съесть запасы доброго, а сам своими не поделился; ОД заночевал под смоковницей; прилетели три ангела; один сказал, слепой сапожник не знает, что рядом зарыты сокровища; второй указал, где копать, чтобы забил источник; третий – как вылечить дочь султана (убить его собаку и дать девушке съесть ее мяса); ОД вырыл сокровища, поделился с сапожником; нашел воду, получил награду; вылечил принцессу, женился на ней; ОЗ тоже пошел к той смоковнице, ангелы его разорвали]: Schmidt, Kahle 1930, № 85: 51-57; арабы Сирии [юноши Abu-Sharr («отец зла) и Abu-Kheit («отец добра») работали в пекарне, но решили, что больше заработают, работая в поле; в пути АШ предложил сначала съесть запасы АХ, а затем отказался поделиться своими и расстался с товарищами; тот добрался до сада, где росли смоковницы, наелся плодов и лег под деревом; прилетели три голубки, начали разговор; слепой сапожник не знает, что там, где сидит, зарыты три горшка с золотом; люди Дамаска дорого платят за воду, но если копать у ворот, забьет источник; султан рубит головы врачам, которые не в силах вылечить его дочь, но она выздоровеет, если поест мяса его охотничьей собаки; АХ попросил сапожника позволить ему переночевать в его лавке, выкопал золото; на последнем горшке написано: лишь проклятый сын проклятого отца обогатится за счет бедняка; поэтому АХ взял лишь несколько золотых, а остальное оставил; утром дал сапожнику золотой, велел купить еды, поел, а остальное оставил ему; жена сапожника танцевала от счастья; затем АХ дал сапожнику все три горшка; тот хотел поделить пополам, но АХ взял лишь столько, сколько нужно, чтобы пойти в Дамаск; попросил у султана землекопов, они стали рыть у ворот, вода полилась; султан готов был озолотить АХ, но тот взял лишь столько, сколько нужно на дорогу до страны, где слепая царевна; там на городской стене выставлены головы врачей-неудачников; убили собаку, царевна исцелилась; АХ получил царевну и попросил царя устроить пекарню, где каждый мог бы поесть хлеба бесплатно; между тем АШ проел все заработанные деньги и нищенствовал; его направили в ту пекарню; АШ и АХ узнали друг друга и АШ попросил отвести его в тот сад, где смоковницы; за это время та смоковница высохла, полноводный ручей почти иссяк, а три африта поняли, что их кто-то подслушал; АШ: конечно, это был Отец Добра; африты: а тебя как зовут? – Отец зла. Африты: пусть каждому по его имени; они разорвали АШ и бросили останки в колодец]: Bushnaq 1987: 129-132; арабы Ирака [двое единокровных братьев идут искать счастье, договариваются делиться хлебом; скупой отказывается дать щедрому, они расходятся; щедрый ночует в пещере, слышит разговор двух львов; в крысиной норе – кусок золота, на золото можно купить черную собаку, ее кровью изгнать джина из дочери султана; щедрый лечит и получает девушку и царство; скупой нищенствует, новый султан замечает его, не наказывает, рассказывает о случившемся с ним, тот ночует в пещере, львы его разорвали]: Stevens 2006, № 46: 267-274.

Кавказ – Малая Азия. Лаки [братья Лавмарт и Чумарт отправились на заработки; Л. предлагает сперва съесть припасы Ч.; затем делится своими в обмен на глаза Ч.; Ч. ночует на мельнице, слышит разговор зверей; лиса: лист с соседнего дерева исцелит слепого; волк: бульон из мяса собаки пастуха вылечит дочь пачаха; медведь: в соседней пещере золото; Ч. прозрел, достал золото, купил у пастуха собаку, вылечил дочь пачаха, получил награду; Л. тоже идет в пещеру, звери его нашли, разорвали]: Алиева 2013, № 95: 426-427; армяне (Араратская долина) [двое спорят, кому следует идти вперед – правому или неправому; договорились спросить встречного, проигравшему выигравший вырежет глаза; встречают старика, старик говорит, что неправому; неправый ослепляет правого, оставляет у мельницы; ночью туда приходят черти; один свел с ума царевну, другой объясняет, как ее вылечить: помазать кровью черной собаки пастуха; третий черт был тем стариком; другой черт: надо копать у мельницы, смочить вырезанные глаза (они в кармане правого), вставить в глазницы; еще один черт говорит, что под мельничным камнем спрятано золото; человек возвращает себе зрение, достает золото, покупает собаку, исцеляет царевну, получает ее в жены; неправый узнает об этом, идет на мельницу, черти его находят и убивают]: Хачатрянц 1933: 241-245 (=Карапетян 1967: 161-165); азербайджанцы : Багрий, Зейналлы 1935 [Скупой предложил сперва съесть чурек Щедрого, а своим делиться не стал; Щедрый ночует на мельнице, слышит разговор зверей; лиса: беру из клада деньги и трачу; медведь: беру из дупла мед; волк: не могу приблизиться к стаду из-за собаки пастуха; смешавший мозг этой собаки и черного барана вылечит больную царевну; Щедрый пошел к царю, вылечил его дочь, получил ее в жены, достал клад и мед; узнав, в чем дело, Скупой тоже заночевал на мельнице, звери его растерзали]: 325-328; Марченко 1993 [братья Мерд ("великодушный") и Намерд ("вероломный") пошли искать работу; Н. предложил сперва съесть припасы М., а после своими не поделился; согласился накормить М., вынув ему глаза, но еды так и не дал, бросил в лесу; М. ночью подслушал разговор Льва, Волка, Лиса; 1) больной, выпивший кровь пастушьей собаки, выздоровеет; 2) у Крысы в пещере кувшины с золотом; две голубки говорят, что вылечат М.; одна роняет перо, им надо провести по вставленным в глазницы глазам, они вновь станут видеть; М. прозрел, взял золото, купил собаку, вылечил ее кровью от безумия дочь падишаха, женился на ней; видит Н., прощает, тот идет ночевать в лес, звери его растерзали]: 270-275.

Иран – Средняя Азия. Персы (Исфахан) [два брата, Путный и Непутный отправились в путь; когда припасы кончились, Н. оставил Путного и ушел; П. заночевал в развалившейся мельнице; пришли звери; лиса; под соседним деревом зарыто сокровище; соседнее стадо пасет собака; мозг в ее голове исцелит слепую дочь царя; утром Н. увидел, как мыши вытащили из норы червонцы; забрал деньги, купил собаку, вынул мозг, пришел к царю под видом врача; если не вылечит, будет казнен, а если вылечит, получит царевну; царь велел бить в литавры, расставить по городу зеркала; Н. велел собрать вьючных животных, привел людей к тому дереву, под его корнями несметные сокровища; Н. получил царевну и трон]: Ромаскевич 1934а, № 9: 64-66; Розенфельд 1956 [Путный встречает Непутного, они идут вместе; Н. предлагает сперва съесть запасы П., бросает его; П. ночует на мельнице, слышит разговор животных; барс: у мышей на крыше мельницы золото; волк: мозг собаки пастуха вылечит от безумия царскую дочь; лиса: в развалинах замка клад; П. забирает у мышей золото, покупает собаку, лечит царевну, получает ее в жены, находит клад, шах делает его наследником; он встречает Н., тот отправляется на мельницу, звери находят его, лев велит разорвать]: 34-40.

Туркестан. Киргизы [в пути злодей предлагает добряку сперва зарезать его коня; своего не режет, вырывает добряку глаза, сталкивает в овраг; в пещере тот слышит разговор леопарда, тигра и волка; леопард говорит, что умывшийся водой из ручья прозреет, тигр – что взявший в пещере слиток золота станет батыром, волк – что желчь охраняющей отару собаки вылечит любую болезнь; добряк прозревает, делается батыром, лечит, получает в жены ханскую дочь; рассказывает обо всем злодею; звери думают, что кто-то подслушал их разговор, растерзали злодея]: Брудный 1954: 93-94 (=Брудный, Эшмамбетов 1963: 135-137, =Леденев 1987: 46-48).