L37C. Две доли, ATU 735.
.15.16.22.23.27.-.29.31.-.34.38.
Человек встречает воплощения Доли (и Недоли) – своих или чьих-то еще. Ему удается повлиять на их поведение и изменить (для себя) ход вещей к лучшему.
Итальянцы (Кампания, Базиликата), ирландцы, моны, непальцы(?), химачали-пахари, ассамцы, тамилы, македонцы, болгары, сербы, хорваты, румыны, албанцы, сербы, греки, русские (Мурманская, Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Псковская, Пензенская, Воронежская, Курская), украинцы (Восточная Словакия, Закарпатье, Галиция, Волынь, Подолия, Ивано-Франковщина, Полтавская, Екатеринославская), белорусы, поляки, грузины, восточные саамы (сколты, инари), финны, карелы, эстонцы, сету, литовцы, латыши, мари, удмурты, казахи, ойраты, японцы.
Южная Европа. Итальянцы (Кампания, Базиликата): Cirese, Serafini 1975, № 735: 160.
Западная Европа. Ирландцы : Uther 2004(1), № 735: 392.
Бирма – Индокитай. Моны [младший брат женат на богатой, старший на бедной; жены ссорятся, братья делят хозяйство, младший богатеет, старший беднеет; старший видит, как нат-помощник младшего за него пашет; находит своего ната-помощника, тот советует заняться торговлей; видит старуху, это его нат-вредитель; предлагает ей залезть в сундук, он возьмет ее с собой на базар; запирает и зарывает сундук; младший из зависти к разбогатевшему старшему откапывает старуху; та говорит младшему, что будет теперь с ним, он разорился]: Касевич, Осипов 1976, № 151: 363-367.
Южная Азия. Непал ( непальцы ?) [поле младшего брата оказывается без воды; ночью он подстерегает девочку, которая отводит воду на поле старшего брата; та отвечает, что она судьба старшего; младший отправляется искать собственную; по дороге дерево просит узнать, почему его листья снизу желты, торговец – почему он не может достроить дом, рыба – почему ей в воде холодно, на суше жарко; заснув на поляне, младший брат просыпается ночью, видит множество девочек, хватает одну из них; та обещает, что на его поле будет вода; рассказывает, что листья желты от блеска зарытых под деревом алмазов; дом рушится, когда дочь торговца распутничает; рыба есть пандит, в прошлой жизни скрывавший от всех свои знания, пусть поделится; рыба перевозит юношу через реку, наделяет знаниями; торговец выдает за него другую дочь; под деревом юноша находит алмазы; делается богачом рыба - го, что его правляется искать собственную№]: Аганина 1971: 210-217; химачали -пахари [Bhinwa – богатый крестьянин, а его брат Hinwa работает у него за 4 сухие лепешки в день; Б.: это потому, что твоя Судьба спит за 7 морями; Х. пошел ее искать; увидел змею, ползущую к орлиному гнезду на большом дереве; убил ее; прилетели орлы-родители; благодарный орел-отец согласился отнести Х. к его Судьбе; перед этим Дерево просит узнать у Судьбы, почему его листья сухие; прибыв на место, Х. разбудил Судьбу; дерево сохнет из-за того, что под корнями его змея стережет сокровища: пусть убьет змею и выкопает сокровища; узнав это, Х. вернулся на орле в свою землю; убил змею, взял сокровища, дерево зазеленело; Х. укротил и оседлал дикую лошадь; узнал, что царевна больна, вылечил ее, получил в жены; вернулся домой с сокровищами и женой; братья хорошо зажили]: Seethalakshmi 1960, № 15: 56-57; ассамцы [народ жалуется на разбойников; царь велит трем сыновьям ночью сторожить город; старшие ничего особенного не замечают; младший видит молодую женщину, выходящую из дворца; женщина объясняет, что она – Удача царя; поскольку этой ночью он погибнет, ей более нет необходимости охранять дворец; принц просит ее вернуться, если царь, вопреки ее словам, не умрет; войдя в опочивальню отца, принц видит кобру у его ложа; убивает кобру]: Grierson 1903a: 430-431; тамилы [брат и сестра договорились, что если у них будут дети разного пола, они их поженят; у брата трое сыновей, у сестры три дочери; брат разорился; сестра выдала старших дочерей за богатых, а младшая ушла к бедному суженому; гаруда подхватила драгоценное кольцо короля, уронила в доме братьев; те отнесли его царю; жена младшего попросила в награду приказать в пятницу погасить в городе все огни, оставив лишь в ее доме; велела мужу и его братьям с каждого пришедшего брать клятву больше не покидать дом, а с уходящего – не возвращаться; 8 воплощений богатства пришли, а воплощение нищеты и неудачи ушло; семья разбогатела]: Natesa Sastri 1884-1888, № 17: 196-204.
Балканы. Болгары [бедняк, чья Доля ленива, забыл на поле или в винограднике богатого брата серп (или что-то еще); вечером он идет туда, чтобы забрать забытое, и встречает Удачу (Судьбу) богатого; та рассказывает, где ему найти собственную; бедняк находит ее (в образе зайца) или видит, как она прохлаждается под деревом, в кустах, у костра, танцует, играет на флейте и т.п.; он бьет ее палкой и заставляет работать; она дарит ему птицу золотое яйцо, каштан и т.п. или дает совет (стать купцом, вылечить принцессу, жениться на определенной девушке, в результате чего бедняк богатеет]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 735: 251-252; сербы [двое братьев поделили имущество; один разбогател, другой обнищал; однажды бедный пошел к богатому; рядом с овцами увидел красавицу, прядущую золотую нить; она сказала, что она Доля его брата; вернувшись от брата, бедняк ушел странствовать и наткнулся на спящую старую деву; она назвалась его Долей; он стал ее бить, она исчезла, сказав, что каждому его долю дает Судьба; хозяин постоялого двора просит узнать, почему его гости любые запасы съедают мгновенно; бедняк видит, что гости бросают запасы за печку и их там гложат похожие на тени старик и старуха – родители хозяина; в другом месте люди просят узнать, почему их скот не плодится; речка – почему у нее нет потомства; отшельник указывает путь к Судьбе и велит ничего у нее не спрашивать, а повторять за ней все, что она делает; Судьба сидит во дворце за золотым столом, затем легла спать; пришедший поступил так же; ночью голос: что родившимся? Судьба бросает золотые монеты; это повторяется в разное время; постепенно дворец превращается в хижину, а родившимся бросают обрывки тряпья; затем снова дворец; Судьба велит бедняку взять к себе дочь богатого брата Марицу, благодаря ее хорошей доли, его собственная тоже поправится; хозяин постоялого двора должен хорошо кормить родителей, тогда гости не будут есть много; скот будет плодиться, если в день святого резать не худших, а лучших животных; речка должна кого-нибудь утопить; река хлынула следом, но человек убежал; учит тех, кто его спрашивал; брат согласился, чтобы Милица жила с обедневшим; обедневший разбогател; однажды прохожий спросил его, чья пшеница; тот ответил: моя; пламя немедленно сожгло поле; человек бросился за прохожим: нет, Милице! огонь погас, человек прожил в довольстве и счастье]: Wratislaw 1890, № 44: 231-238 (=Eschker 1992, № 17: 90-100); румыны [Серекуц Петру беден, у него двое детей; его богатый Schwager зовет помочь вязать снопы; какой-то старик съедает еду, положенную для СП; это Счастье его брата, а его собственное напилось и сидит в шинке; пусть пойдет туда и добудет курицу счастья; курица каждый день несется и СП разбогател; учитель влюбился в жену СП; прочитал, что у курицы написано под крылом; кто почки съест, будет находить под подушкой золото, а кто сердце, станет царем; учитель велит женщине убить и приготовить курицу, но почки и сердце схели дети СП; учитель посылает палача убить детей в лесу и достать из них съеденное, но те уговорили палача их отпустить; мальчик поели груш с дерева, у них выросли рога, поели яблок – рога пропали; пришли жить к старику; затем пришли в город; корона прилетела и села одному из них на голову; второй брат вернулся к старику и женился на дочке министра; у той любовник, дал ей снадобье; она подсыпала его мужу, он отрыгнул кусочки проглоченной печени; жена их сама проглотила, а его выгнала; по совету старика, юноша набрал груш и яблок с тех деревьев, продал, у его жены выросли рога; братья превратились в две звезды {не очень понятно}]: Bîrlea 1966: 445-446; хорваты , македонцы , албанцы , греки : Uther 2004(1), № 735: 392.
Средняя Европа. Русские (Мурманская, Архангельская, Олонецкая, Ярославская, Новгородская, Псковская, Пензенская, Воронежская, Курская), украинцы (Восточная Словакия, Закарпатье, Галиция, Волынь, Подолия, Ивано-Франковщина, Полтавская, Екатеринославская), белорусы [ Две Доли : у богатого брата Доля делает за него всю работу, у бедного – Доля ленивая; он ее избивает; она учит, как сделаться купцом; бедняк богатеет]: СУС 1979, № 735: 181-182; русские (Вологодская) [отец умер; у двух сыновей детей нет, у дурачка Вани семеро; он ходит просить зерна у старшего брата; невестки возмущены; в воскресенье пошел куда глаза глядят; баба рубит дрова, говорит, что она старшего брата участь, а его, Вани, участь, и в будни не работает, а занимается с полюбовником; баба учит, как найти участь Вани, велит заказать кузнецу три железных прута; участь предложит водки, две стопки выпить, третью не пить, а бить участь, пока прутья не истреплются; та дает курицу, несущую золотые яйца; братья уплывают на кораблях по торговым делам, Ваня просит продать три снесенных его курицей яйца; братья не знают, что они золотые; за яйца получили три корабля с товарами, хотели забрать их себе, все корабли тут же остановились; пришлось отдать товары и корабли Ване, тот разбогател; Ванина жена завела любовника; тот прочел на гребешке курочки: кто съест гребешок, станет царем, кто пупок, станет плевать золотом; любовник: если не заколешь для меня курочки, брошу тебя; дети Вани Мишка да Гришка съели курицу; слышат, как мать обещает с них содрать кожу; ушли из дома; остановились у старушки, платят золотом; та говорит, что будут выбирать царя; у кого в руках загорится свеча, того выберут; свеча загорелась у Гришки, он стал царем; женился; Мишка отправился искать себе жену; поел одной травы – заболел, поел другой – выздоровел; вылечил королевну, женился на ней; она его напоила так, что его стало рвать, куриный пупок выпал, жена велела бросить его в нужник; М. проснулся, ушел, нашел яблоки, от которых рога вырастают, и другие, от которых сваливаются с головы; продал первые королю, у королевны вырасли рога; под видом лекаря велел послать королевну в баню; бил ее железными прутьями, пока сознание не потеряла и пупок не отрыгнула; затем накормил другими яблоками; молодые друг друга простили и стали хорошо жить; оба брата поехали, нашли отца, он свиней пасет; они разорвали мать пополам, взяв ее за ноги, а любовника расстреляли на дверях], № 32: 249-254; русские (Тамбовская) [Бездетный мужик отделяется от своего брата, не хочет «его детей кормить». Но живет бедно, а его брат богато. Бездетный брат совсем разорился, пошел просить денег, но по пути на поле брата увидел белого человека, спрашивает, кто пашет поле брата, человек отвечает «братово счастье». Объясняет, что бездетный брат свое счастье не уберег, оно уснуло, отправляет к березе, вокруг которой оно обвилось, дает клубочек и плетку ударить трижды свое счастье и разбудить. Мужик будит свое счастье («Фу-фу-фу, как долго спал. – Долго спал, да в пору встал»), оно ведет мужика к озеру, они ставят силки, счастье приказывает не брать никакой добычи, пока оно спит. Мужик не выдерживает и берет из силков одну из золотых птиц. Счастье упрекает мужика в том, что не выполнил его указания, оставляет его с птицей, советует посадить ее в межу и продавать её золотые яйца. Мужик продает яйца по сто рублей, разбогател, купил пароходы и корабли. Жена расспрашивает мужа, как удалось разбогатеть, переносит птицу в кухню, чтобы в поле ее не украли. У нее рождается двое детей. Муж отбывает за море, она влюбляется в дьячка и рассказывает о птице и показывает ее. Он видит на крыльях предсказания, тот кто съест одно крыло – станет царем, другое – королем. Дьячок просит убить птицу, жена боится мужа, но он грозит не появляться месяц и она соглашается. Приказывает слугам пожарить птицу. Дети случайно съедают мясо птицы, дьяк узнает и требует убить детей, жена приказывает работникам сделать это. Они жалеют детей и отпускают, вместо детей убивают собаку, жарят её. Дьяк съедает. Дети растут в лесу, боятся идти в город. Первым идет Ваня, в городе ищут короля – им станет тот, на кого с городских ворот упадет лампада, она падает на мальчика. Коля идет в другое государство, остается жить у бабушки, шьет башмаки и плюется «золотыми слюнками». Царевна покупает их, интересуется. Бабушка приводит Колю к царевне. Она заставляет его пить вино, он отказывается, но она угрожает, он выпивает и выплевывает золотую маковку, царевна забирает, моет и проглатывает, а Колю отправляет в одной жилетке на Буян-Остров. Он пробует разные ягоды – от одних вырастают рога и хвост, от других становится красив. Слышит, как пищат птицы, укрывает своей жилеткой. Мать птенцов хочет отблагодарить Колю – если бы не он, замерзли и обещает доставить в город. Коля берет с собой ягоды и продает у царского дворца. Дает одну бесплатно кухарке, она заметно хорошеет. Царевна замечает это и просит купить ей ягоды, он продает ей те ягоды, от которых вырастают рога и хвост. Никто не может вылечить царевну, Коля вызывается помочь. Ее отец обещает сделать царем того, кто вылечит царевну. Коля приказывает построить за городом баню, бьет розгами царевну и говорит, что это за то, что она его опоила и отправила на Буян-Остров. Она выплевывает маковку, Коля ее моет и проглатывает, дает царевне другую ягоду, она становится красавицей. Они женятся]: Цейтлин 1911, № 13: 11-14; русские : Афанасьев 1994 [много вариантов]: 392-408; белорусы : Афанасьев 1994 [много вариантов]: 392-408); поляки [наткнувшись на счастье богатого брата, бедный узнает от него, что его собственное спит под кустом; находит его и оно делает его богатым]: Krzyżanowski 1962, № 735: 225.
Кавказ – Малая Азия. Грузины [лентяй видит, как какой-то человечек ходит среди большого стада; тот отвечает, что он счастье владельца стада, а счастье лентяя спит под кустом; лентяй его нашел и стал бить; счастье говорит, что если хозяин бездельничает, то и оно тоже; лентяй одумался, стал работать, разбогател]: Чиковани 1954: 218-219.
Балтоскандия. Восточные саамы (сколты, Нейден) [бедный брат слышит, как в лесу кто-то работает; незнакомец отвечает, что он – удача старшего брата, а удача младшего спит за горой у камня; бедняк нашел свою удачу и стал бить; та дала камень: если перебросить с руки на руку, в руке деньги; старший брат уговорил рассказать, как младший разбогател, заставил продать ему камень; младший снова обеднел; опять пошел к своей удаче, та дала ранец, в нем понимание; парень принес его домой, выскочили двое солдат, стали его бить; он велел им вернуться в ранец; продал ранец старшему, солдаты стали того бить до тех пор, пока он не вернул камень и полученные с его помощью деньги]: Lagercrants 1961, № 296: 145-150; восточные саамы (инари): Koskimies, Itkonen 1917: 78-79 в Kecskeméti, Paunonen 1974, № 735: 236; карелы [бедный брат работает дни и ночи, все равно беден, богатый – наоборот; бедный пошел в лес за лошадью, наткнулся на девятерых мужчин, которые рубят пожогу; мы Доли твоего брата; а твоя на берегу черного моря на большом камне, красным сукном укрывшись спит; возьми три рябиновые ветки и ударь ее по спине; Доля дала скатерть-самобранку; богатый брат позаимствовал, не отдал; бедный снова к Доле, та дала неистощимый кошель; то же; Доля дает сумку: надо открыть, попросить дать ума; потом «Хватит, сумка, ума, не надо больше»; в сумке три мужика с нагайками; избитый богатый брат вернул скатерть и кошель; теперь (все) живут хорошо, честным порядком]: Конкка, Тупицына 1967, № 43: 328-332; сету [бедняк видит кого-то на своем пшеничном поле; слышит в ответ: я счастье твоего соседа, забираю колосья с твоего поля и передаю на его; а твое счастье спит, поскольку ты сам не работаешь, а лишь на охоту ходишь; иди за ним в дом в лесу, оно там в желтой одежде; бедняк пришел, его счастье его само окликнуло, подарило курицу; дома она снесла яйцо, бедняк пошел продавать, ни у кого нет денег купить, наконец, богатый купец дал сто рублей; так каждый день, бедняк с женой разбогатели, сыновей отправили в школу; жена сошлась с попом, показала ему курицу; тот увидел, что на кончике левого крылышка у нее написано «съевший станет денежным королем», а на кончике правого «съевший станет королем»; жена соглашается зажарить курицу; пришедшие из школы мальчики съели кончики крыльев; поп велит любовнице, чтобы та зарезала сыновей, зажарила ему их сердца; она посылает служанку убить мальчиков, та убила гуся и щенка, детям велела бежать; поп съел сердца гуся и щенка, стал гоготать и лаять; мальчики расстались; старший поселился у бедной женщины, каждый день у него в изголовье золото; они разбогатели, купили дом купца рядом с королевским дворцом, стали богато жить; младший брат попал к священнику, тот его воспитал; король умер, стали выбирать нового; все заходили в церковь, на младшего брата дважды упала свеча, его выбрали королем; братья узнали друг друга; пришли неузнанными в отцовский дом; там их мать с попом, отца отселили, он стал пастухом; братья привели отца, открылись; младший подбросил меч, падая, он отсек голову матери; попа заковали в кандалы, отправили на вечную каторгу в Сибирь]: Sandra 2004: 114-128; латыши [бедняк видит, что на поле богатого брата в воскресенье кто-то косит; это – счастье богатого, оно велит бедному искать свое счастье не вполе, а за дверью в корчме (на дубе), и советует ему заняться торговлей; бедняк следует совету, вскоре богатеет, мерит деньги одолженным у богатого брата четвериком; богач при помощи брошенной на дно четверика смолы узнает, что бедняк разбогател, начинает торговать сам, разоряется]: Арийс, Медне 1977, № 735: 315; литовцы , эстонцы , финны : Uther 2004(1), № 735: 391-392.
Волга – Пермь. Мари : Сабитов 1989, № 735 [ Два счастья (бога) : у богатых братьев счастье (бог) делает за них всю работу, у бедного счастье (бог) – ленивое; он его избивает; счастье (бог) учит, как избавиться от бедности; бедняк богатеет]: 43; Тудоровская, Эман 1945 [(повествование от 1 лица); двое братьев богаты, третий беден; видит, как на поле братьев поздно вечером кто-то работает; это были их боги; сказали, что его бог в красной рубашке играет на гармошке; парень избил его, тот стал ему помогать; велел купить кошку; парень пришел с ней к купцу, у того крысы в подвале; кошка передушила крыс, купец дал много денег; то же в другом доме; парень занял у братьев меру мерить деньги; старший из зависти решил поджечь его дом, но огонь перекинулся на дом поджигателя; парень избил брата и его жену, но пустил к себе жить]: 75-78; удмурты [двое братьев сеют овес; у старшего всегда хороший урожай, а у младшего плохой; как-то весной младший увидел на поле старшего незнакомого сеятеля; тот попросил его не бить; он – счастье старшего брата, а счастье младшего дрыхнет под пихтой; младший нашел свое счастье и оно ответило, что овес сеять ему не надо – пусть займется торговлей; младший так и сделал, разбогател; однажды на Рождество старший увидел дохлого пса и зашвырнул его в окно младшего; счастье младшего сидело на нарах и сказало, что это золото; младший разбогател еще больше]: Wichmann 1901, № 40: 145-146.
Туркестан. Казахи [старший брат объясняет Кадыру, что его счастье, скорее всего, спит под караганником, а у старшего брата трудится; К. идет искать свое счастье; лев просит узнать, как избавиться от рези в животе; старик – почему его поле не плодоносит; хан – почему он тоскует; К. увидел спавшее счастье, стал бить; оно говорит, что бездельникам счастье не впрок, но согласно ответить на вопросы; хан – женщина, пусть выйдет замуж; на поле зарыта корчага с золотом; лев должен съесть самого глупого человека; К. отказывается жениться на ханше, взять в награду золото; узнав об этом, лев бросился на него, но ударился о камень и умер; К. решил, что теперь он счастливее всех]: Сидельников 1964: 23-28.
Южная Сибирь - Монголия. Ойраты (дюрбюты) [бедняк спросил ламу, как разбогатеть; тот велел найти своего заячи; мимо едут богатые заячи, говорят, что они не его; наконец, едет нищий; учит набить шкуру верблюда соломой, втащить на гору; заячи: смотрите, какой силач; все боги и заячи повернулись взглянуть, бедняк разбогател; недоволен, что воры и волки крадут его скот, надо бы уменьшить; лама: пусть, не жалей; человек: нет, жалко; тогда лама велел сделать то, что строго запрещено: выносить семь дней золу из юрты на юг, отворять семь дней дверь корытом и ковшом, семь раз ударить собаку пазником; человек снова стал бедняком]: Потанин 1983, № 98: 359-360.
Япония. Японцы (7 версий, от Тохоку до юга Хонсю) [супруги выяснили, что бог Бедности поселился в их доме и решают переселиться; куда бы они ни отправились, он все равно при них, поэтому они решают вернуться; бог Бедности все толстеет, т.к. супруги ленивы; тогда они принялись за работу, богу Бедности сделалось неуютно и он покинул их дом, а супруги разбогатели]: Ikeda 1971, № 735B: 172.