Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L37c1. Горе-несчастье, ATU 735A.

.16.21.22.27.-.29.31.32.34.

Счастье (Несчастье, Нужда и т.п.) каждого человека – особые персонажи, с которыми человек вступает в общение.

Англичане, немцы (Западная Пруссия, Австрия), моны, македонцы, болгары, румыны, венгры, украинцы (Буковина, Галиция, Восточная Словакия, Волынь, Подолия, Киевская, Одесщина, Покутье, Екатеринославская), белорусы, русские (Архангельская, Карелия, Вологодская, Ленинградская, Ярославская, Воронежская, Орловская, Тамбовская, Тульская), чехи, словаки, осетины, грузины, вепсы, карелы, эстонцы, литовцы, латыши, (Лутси), чуваши, казанские татары, башкиры, мари, мордва, удмурты, коми, хакасы, буряты.

Западная Европа. Англичане , немцы (Западная Пруссия, Австрия): Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Тибет – Северо-Восток Индии. Тото [старший брат Tendu богат, младший Tawaye – беден; старший созвал людей работать на рисовом поле, всех накормил, а брата с его женой – нет; тот пришел повыдергать рис; голос: это кто портит рис? оказалось, что это удача старшего брата; сказала, что удача младшего в трех днях пути; по пути рыба просит узнать, почему она не может ни плыть по поверхности, ни погрузиться в реку; апельсиновое дерево: почему его плоды поедают демоны, а люди не могут; король: почему он многие годы не может достроить свой дом; старик отвечает, что да, он – удача Тавайе; брат Тавайе сжег его дом после его ухода; надо смочить водой золу, возникнет новый дом лучше прежнего; в животе рыбы брильянтовое ожерелье; разрежь рыбе брюхо и вынь ожерелье, рыба сможет плавать; из-под апельсинового дерева надо выкопать золото, тогда люди смогут питаться его плодами; пусть король выдаст за тебя дочь, тогда его дом будет достроен; Тавайе вернулся домой с женой, ожерельем и золотом; возродил свой дом; зажил с женой счастливо]: Majumdar 1991, № 15: 246-251.

Бирма – Индокитай. Моны [младший брат женат на богатой, старший на бедной; жены ссорятся, братья делят хозяйство, младший богатеет, старший беднеет; старший видит, как нат-помощник младшего за него пашет; находит своего ната-помощника, тот советует заняться торговлей; видит старуху, это его нат-вредитель; предлагает ей залезть в сундук, он возьмет ее с собой на базар; запирает и зарывает сундук; младший из зависти к разбогатевшему старшему откапывает старуху; та говорит младшему, что будет теперь с ним, он разорился]: Касевич, Осипов 1976, № 151: 363-367.

Балканы. Болгары : Даскалова-Перковска и др. 1994, № 735 [], 735A [бедняк (обычно пьяный) слышит, будто кто-то тихонько напевает или с ним разговаривает; это его Нужда; ему удается ее перехитрить (делает вид, что умирает), зарывает свою Нужду в землю или оставляет в гробу и заколачивает крышку; из зависти к неожиданно разбогатевшему бедняку его богатый брат освобождает Нужду и велит ей вернуться к хозяину; но та боится своего бывшего хозяина и остается с освободившим ее; богач разорился]: 252-253; румыны [богатый брат зовет бедного жать пшеницу; ложится спать, а бедный видит, как за него работают какие-то нищие; это Счастье богатого; узнав, что его собственное сидит в шинке, бедняк приходит туда, бьет свое Счастье и связывает; но оно порвало веревку и вернулось в шинок]: Bîrlea 1966: 457; румыны [бедный брат собирается пойти по миру, но застает в доме свою Бедность; предлагает ей превратиться в маковое яйцо, кладет в бутылку и закапывает под грушей; после этого он разбогател; жене богатого брата завидно, она заставляет детей разбогатевшего рассказать, где тот зарыл Бедность; откапывает, но Бедность идет теперь за ней; богач разорился]: Bîrlea 1966: 418; болгары , македонцы , венгры : Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Средняя Европа. Украинцы : Петников 1956 [богатый брат прогнал бедного, не накормив; коршун велит ему идти жить в другую слободу; злыдни с собой в баклаге, мужик заткнул их затычкой, закопал вместе с водой на берегу; нашел пустую хату, там козленок с рожками, мужик его потащил, посыпались деньги; брат пришел в гости, мужик рассказал ему про зарытую баклагу, тот ее откопал, злыдни остались с ним, дом сгорел, он стал жить в бедной землянке]: 90-91; Сумцов 1913 (Галиция, много версий) [недоля прицепилась к бедному переселенцу, вернувшемуся взять забытый боклаг; на дороге он нашел кость, стал высасывать, Недоля за ним в кость; он закрыл трещину в кости кусочком дерева, бросил кость в боклаг, забил отверстие, боклаг бросил в реку; разбогател благодаря помощи пана, которого спас от смерти; богатый брат выпытал тайну, выпустил недолю, она пристала к нему; его имущество сгорело, он впал в нищету]: 61; русские (Архангельская, Карелия, Ленинградская, Ярославская, Воронежская, Орловская, Тамбовская, Тульская), украинцы (Буковина, Галиция, Восточная Словакия, Подолия, Киевская, Одесщина, Покутье, Екатеринославская), белорусы [ Горе (Нужда) : бедняк запирает его и богатеет; богатый брат из зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему]: СУС 1979, № 735А: 182-183; русские (Архангельская, Пинега, дер. Остров близ Суры, зап. 1927) [Бедный брат пришел к богатому на пир, тот угостил его водой из кадки. На обратном пути бедный поет и слышит, что ему подпевают, узнает, что это его Нужда. Говорит, что собирается умирать, Нужда отвечает, что и она с ним умирать будет. Бедняк делает гроб, спрашивает, в гробу ли Нужда, она отвечает, что в гробу, он заколачивает гроб. Богатеет. Его брат расспрашивает, как ему это удалось, раскапывает гроб с Нуждой, но она не возвращается к бедному, остается с богатым. Тот обеднел]: Карнаухова 1934, № 67: 143-144; Леонтьев 1939, № 67 (Печора) [то же]: 126-127; Леонтьев 1939, № 67 (Печора) [то же]: 126-127; русские (Воронежская) [мужик возвращается домой навеселе, дорогой поет и слышит, как кто-то ему подпевает, выясняет, что это его нужда (невидимая). Дома спрашивает, может ли она забраться в бутылку и спеть оттуда, нужда выполнят, и мужик закрывает бутылку и закапывает в земле. Он богатеет и рассказывает брату, как это ему удалось, показывает место, где закопана нужда. Брат завидует, раскапывает бутылку, но нужда прицепляется к нему, думает, что это ее прежний хозяин. Он разоряется, теряет жену, рассказывает о своей беде брату. Тот готов помочь, корит брата, что тот стыдился и не просил помощи раньше. Братья идут купаться, готовят сак (мешок для ловли рыбы), когда брат заходит в воду, другой видит, как за ним плывет нужда и вылавливает ее мешком, относит в овин, где нужда высыхает, братья снова богатеют]: Барышникова 2007, № 46: 187-189; белорусы : Афанасьев 1994 [много вариантов]: 392-408; Сумцов 1913 (Могилевская, Гомельский у.) [пересказ текста из Романов 1878, № 67: 317-318; бедняк идет пьяный из шинка, тянет водку из бутылки; злыдни стали тянуть за ним, влезли в бутылку, бедняк ее заткнул, закопал, разбогател; брат выпустил злыдней, они к нему прилепились]: 61; украинцы (Киевская, Канев) [у бедного брата под печкой живут 12 злыдней, поэтому он и беден; богатый просит бедного помолиться, чтобы у него родился ребенок; бедный молился, ребенок родился, но богатый не пригласил бедного в кумовья; бедный привез своих злыдней в лес, попросил помочь разнять половины дуба, выбил клин, руки злыдней защемило; поднявшимся вихрем была убита лошадь и поломан воз, которых бедный одолжил у богатого; богатый пришел за ними в лес, освободил злыдней, они разорили его], 60 [злыдни могут везде поместиться; мужчина спрятал их в рог с табаком, положил на мельнице под вал; завистливый богач их выпустил, впал в нищету]: Сумцов 1913: 59-60; северные украинцы (Волынь, Славута, Заславский у.) [человек жил в бедности из-за того, что у него под печкой было двенадцать злыдней; во время ужина стал играть на скрипке; увидел, что злыдни повылазили и танцуют с детьми; затем снова убежали; человек спросил, не тесно ли им под печью; один ответил, что тесно; человек принес бочку, злыдни перебрались в нее; хозяин закрыл бочку, вывез в поле, вернулся домой; старший брат того человека спросил, почему они стали жить богато; человек обо всем рассказал; брат захотел посмотреть на злыдней; пошли к той бочке, приоткрыли; один злыдень вцепился в человека; никак не получилось его снять; человек вернулся домой; сказал жене и детям собираться; пошли в лес; стало морозно; человек велел развести костер, сказал всем разломать сосну; начали ее разламывать; злыдень сунул руки в щель почти по локти и стал помогать; его там придавило; так человек и его семья освободились от последнего злыдня; вернулись домой]: Чубинский 1978, № 111: 396-398 (пересказ в Сумцов 1913: 60); поляки : Домбровский 1992 [у одного брата заболела жена, он обеднел; другой отобрал у него остатки имущества, отселил в хибару; богатый женился, бедный получил от него на празднике лишь обглоданную кость; бедный решил утопиться; кто-то просит его поделиться едой, это его Нужда; она отбирает кость, забирается внутрь, высасывая мозг; человек забил отверстие осиновым клином, бросил кость в реку; быстро разбогател, все стало идти удачно; рассказал историю брату; нашел кость, чтобы вернуть ему нужду, но Нужда осталась с ним самим; богатый брат разорился]: 219-230; Wratislaw 1890, № 19 [господин хочет силой взять дочь бедняка и тиранит его; бедняк с семьей решают уйти; из-за печки появляется бедная девица – это Бедность; бедняк согласен взять ее с собой, но пусть поможет нести бревно; расщепил бревно, Бедность сунула в щель руки, беняк вышиб клин; на новом месте дела пошли в гору; господин же увидел девицу и освободил; та осталась с ним и он разорился]: 125-127; чехи , словаки : Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [два брата, богач и бедняк; бедняк поймал свое Несчастье и похоронил; богач из зависти освободил Несчастье брата, но Несчастье отказалось от него уходить]: Бязыров 1960, № 128: 94; грузины [бедный брат прислуживал на свадьбе сына богатого; возвращается голодным; к нему подходит Нужда, говорит, что не отстанет от него и после смерти; бедняк заказал гроб, Нужда забралась в него, опасаясь, что человек ее опередит, бедный брат заколотил гроб; разбогател; рассказал богатому о происшедшем; богатый открыл гроб, чтобы напустить Нужду снова на бедного, но та вцепилась в него самого]: Курдованидзе 1988(2), № 101: 166-167.

Балтоскандия. Вепсы [бедный брат попросил у богатого спичек, тот не дал; утром бедняк: Несчастье, дай немного табаку; посыпался табак, бедняк закрыл Несчастье в банку, утопил ее в озере; заночевал в лесу, нашел котел золота, стал жить зажиточно; узнав, в чем дело, богатый выловил банку и велел Несчастью отправляться назад к бедняку; но оно осталось с ним самим; амбар сгорел, бывший богач стал беднее брата]: Kippar 2002: 87-88; карелы (Калевальский р-н, 1948) [бедный брат решил взять детей и пойти по миру; его Горе пошло за ним; бедняк попросил его нести жернов и столкнул с моста в реку; разбогател; узнав, в чем дело, богатый брат достал Горе со дна и велел вернуться к бедняку, но оно осталось с богатым; тот обнищал]: Конкка 1959, № 40: 174-175; литовцы : Кербелите 2014, № 68 [бедному брату крестник посоветовал перенести избу на новое место; когда из-за печки вылезет Несчастье, запихать его в ступицу и закрыть пробкой; человек спрятал ступицу под мостом; разбогател; узнав о причине, богатый брат нашел ступицу и выпустил Несчастье; оно прилепилось к нему, его скот пал, скоро он и сам умер], 69 [Несчастье – старая баба за печкой, бедняк спрятал мешок с ней под пнем]: 151-153, 153-155; латыши [ Бедный брат напивается у богатого и, возвращаясь домой, слышит, что кто-то ему подпевает. Это – горе бедняка (в образе длинного человека, кота, воробья). Бедняк ловит горе, прячет его под камнем. Разбогатев, он рассказывает об этом брату. Богатый хочет выпустить горе бедняка, но горе прилипает к богатому, и он становится бедняком]: Арийс, Медне 1977, № 735A: 315; (ср. Лутси (зап. 1936; информант – русский православный, но такие же истории рассказывали эстонка и полька) [бедный брат решил в кои-то веки пойти косить раньше богатого, но в любое время суток тот уже косит; это не он – есть счастье, а счастье бедного у озера в карты играет; дало бедному два рубля: ударишь ими друг о друга, станет четыре; бедный разбогател, богатый позаимствовал и подменил; то же – скатерть-самобранка; мешок с мудростью% бедный богатому: министром станешь; тот просит мудрость; из мешка выскакивают и бьют его; брат вернул бьющих после того, как богатый отдал ему два рубля и скатерть]: Annom et al. 2018: 236-238); эстонцы [бедный брат много работает, а толку мало; ночью видит сеятеля на поле богатого; тот отвечает, что он – счастье его брата, а счастье бедного спит около камня; бедный разбудил свое счастье, а оно отвечает, что не собирается работать на поле; пусть лучше бедный займется торговлей; тот занялся и разбогател]: Löwis of Menar 1927, № 56: 187-188.

Волга – Пермь. Чуваши [жена посылает Василия к своим родителям, может, дадут солод на пиво; В. споткнулся, просыпал солод в пруд у мельницы; решил, что получилось пиво, стал пить, запел; кто-то подпевает; незнакомец говорит, что он Нужда, живет в В.; В. с женой сажают Нужду в сундук, запирают, закапывают в лесу; после этого В. разбогател; рассказал все тестю; тот из зависти откопал Нужду, велел отправляться назад к В.; Нужда отказался, стал жить у тестя, тот разорился]: Чувашские сказки 1937: 131-134 (=Сидорова 1979: 173-175); казанские татары [бедный брат заработал у богатого буханку хлеба, приглашен в гости; в гостях запел, кто-то подпевает; это его Горе; вместе с ним бедняк возвращается домой, Горе предлагает пить, пропили все; Горе предлагает одолжить у богатого брата лошадей и арбу, приехали к камню, под ним золото, погрузили его на арбу; бедняк: а что это там осталось на дне ямы? Горе спускается в яму, бедняк навалил сверху камень; разбогател; узнав об этом, богатый брат освободил Горе, оно осталось с ним]: Ярмухаметов 1970: 282-283 (=Замалетдинов 2009, № 90: 353-356); башкиры [бедный брат с женой и детьми отправился искать счастье; стал смотреть, не осталось ли в бадье дегтя; Нужда: чего ищешь? – Пять копеек уронил. Нужда полезла проверить, он ее закрыл; с тех пор во всем везло, наловил рыбы, продал, разбогател, позвал богатого в гости; тот из зависти открыл бадью, Нужда с ним осталась]: Бараг 1992, № 45: 95-96; мари [ Бедность : бедняк хоронит свою бедность в могилу; богатый брат из зависти вырывает бедность, но она привязывается теперь к нему]: Сабитов 1989, № 735A: 43; мордва (эрзя) [богатый брат построил новый дом, пригласил бедного, но тот лишь у дверей постоял; пошел назад; жена велела петь, будто их угостили; кто-то подпевает; это нужда; ведет бедняка в кабак, он все пропил; украла быков, привела к камню: под ним яма с серебром, заберем, будем дальше пить; бедняк говорит нужде, что не все выгребли; нужда снова полезла в яму, бедняк придавил ее камнем; послал жену к богатому брату за мерой мерить деньги; узнав, в чем дело, богатый освободил нужду; та его разорила]: Евсевьев 1964, № 49: 33-345; удмурты [после раздела один брат разбогател, другой обеднел; у богатого была помочь; бедняк так устал, что заснул прямо в поле; проснувшись, видит человека, который подбирает зерна и колоски и носит к снопам; «Я шуд твоего брата, помогаю ему богатеть»; «А твой шуд в лесу под липой»; бедный пришел к липе; подошел мужик в плисовых штанах и в александровской рубахе; бедняк его упрекает, тот советует заниматься не хлебопашеством, а торговлей; «Займи денег да хоть лыками иди торговать»; бедняк разбогател; богатый тоже стал торговать и разорился, потому что его талан был к хлебопашеству и перестал за ним ходить]: Потанин 1884, № 4: 231-232; коми [жадный Василий богатеет, его брат Иван все беднее; И. пришел к В. на праздник, тот не пустил, велел прийти завтра, а если тот хочет пить, то вот кадка с водой; И. отпил и захмелел; вдруг появился кто-то худой, сказал, что он его Нужда; И. привел Нужду в дом, а утром пошел с ней копать попу яму для погреба; Нужда спустилась в яму, И. ее закопал; после этого курица стала нести золотые яйца, И. продавал их, хорошо зажил; устроил пир, рассказал В. о произошедшим; В. пошел, откопал Нужду, она осталась с ним; медведь задрал корову, воры обчистили амбар, В. разорился; а Ивана Нужда стала бояться]: Плесовский 1975: 115-119.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы [бедный брат работал на поле богатого, увидел, как старик что-то собирает в мешок, схватил его; тот говорит, что он Счастье богатого брата, а с бедным живет Беда; советует перекочевать, оставив Беду на старом месте; вернулся за топором, в юрте воет Беда, просит взять с собой; бедняк предложил Беде влезть в коробку из-под спичек, закрыл, утопил в озере; разбогател; богатый брат нанял работников достать Беду; но она не вернулась к бывшему бедняку, а осталась с богатым; он разорился]: Балтер 1986: 107-109; буряты [бедняк видит двух мальчиков, работающих на поле богача; они отвечают, что они его Счастье, а у бедняка в доме завелось Горе; надо заманить Горе в бочку, зарыть, уехать в город, копать колодец во дворе сановника, найдешь драгоценный камень; так и случилось, хан сделал бедняка сановником; он все рассказал богачу; тот отрыл Горе бедняка, оно поехало за ним, богач разорился]: Дугаров 1990: 223-224.

Продолжение в 172.doc