Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L37c1. Горе-несчастье, ATU 735A.

.15.16.21.22.27.-.29.31.32.34.

Счастье (Несчастье, Нужда и т.п.) каждого человека – особые персонажи, с которыми он вступает в общение.

Сицилийцы, англичане, немцы (Западная Пруссия, Австрия), моны, македонцы, болгары, румыны, венгры, украинцы (Буковина, Галиция, Восточная Словакия, Волынь, Подолия, Киевская, Одесщина, Покутье, Екатеринославская), белорусы, русские (Низовая Печора, Архангельска {Пинега}, {Карелия}, Вологодская, Новгородская, Ленинградская, Ярославская, Воронежская, Орловская, Тамбовская, Тульская), чехи, словаки, осетины, грузины, восточные саамы (инари), вепсы, карелы, эстонцы, литовцы, латыши, (Лутси), чуваши, казанские татары, башкиры, мари, мордва, удмурты, коми, хакасы, буряты.

Южная Европа. Сицилийцы [у короля 7 дочерей, младшая – Desgracia; он потерял трон, брошен в темницу; королева бедствует; нищенка учит прогнать из дому ту дочь, которая спит, скрестив на груди руки: тогда счастье вернется; это Д.; она пришла к женщинам, которые ткут парчу; они ушли, велев ей следить за домом; Д. видит, как какая-то женщина режет всю парчу ножницами, и понимает, что это ее судьба; ее прогоняют; в следующий раз ее приютили в продуктовой лавке, а ночью кто-то вынул затычки из боченков с вином; ее снова прогнали; теперь ее приютила прачка Франциска, дала работу; король: никогда еще белье не было так хорошо выстирано и открахмалено; Ф. дает анисовое печенье; пусть идет к морю и трижды позовет судьбу Ф.; спросит у нее, где ее судьба; судьба Ф. направляет Д. к старухе; это и есть ее судьба; дай печень и уходи, хотя ей печенье не понравится; в следующий раз Ф. дала все, что необходимо, и велела не только дать печенье, но вымыть, надушить, ублажить судьбу Д., пусть даже силой; после этого судьба подарила Ф. шкатулку, которая поможет всего добиться; в шкатулке шелковая лента; между тем король озабочен: не хватает такой ленты для свадебного наряда его невесты; король хотел заплатить Франциске за ленту золотом, но сколько ни клал на весы, лента весила больше; Ф. нарядила и привела Д., та обо всем рассказала; король щедро заплатил за ущерб златошвеям и лавочнику; отослал прежнюю невесту и женился на Десграсии; Ф. стала фрейлиной; отец Д. вернул себе королевство, они все приехали к дочери, общее счастье и праздник]: Herreros 2007, № 30: 82-84.

Западная Европа. Англичане , немцы (Западная Пруссия, Австрия): Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Тибет – Северо-Восток Индии. Тото [старший брат Tendu богат, младший Tawaye – беден; старший созвал людей работать на рисовом поле, всех накормил, а брата с его женой – нет; тот пришел повыдергать рис; голос: это кто портит рис? оказалось, что это удача старшего брата; сказала, что удача младшего в трех днях пути; по пути рыба просит узнать, почему она не может ни плыть по поверхности, ни погрузиться в реку; апельсиновое дерево: почему его плоды поедают демоны, а люди не могут; король: почему он многие годы не может достроить свой дом; старик отвечает, что да, он – удача Тавайе; брат Тавайе сжег его дом после его ухода; надо смочить водой золу, возникнет новый дом лучше прежнего; в животе рыбы брильянтовое ожерелье; разрежь рыбе брюхо и вынь ожерелье, рыба сможет плавать; из-под апельсинового дерева надо выкопать золото, тогда люди смогут питаться его плодами; пусть король выдаст за тебя дочь, тогда его дом будет достроен; Тавайе вернулся домой с женой, ожерельем и золотом; возродил свой дом; зажил с женой счастливо]: Majumdar 1991, № 15: 246-251.

Бирма – Индокитай. Моны [младший брат женат на богатой, старший на бедной; жены ссорятся, братья делят хозяйство, младший богатеет, старший беднеет; старший видит, как нат-помощник младшего за него пашет; находит своего ната-помощника, тот советует заняться торговлей; видит старуху, это его нат-вредитель; предлагает ей залезть в сундук, он возьмет ее с собой на базар; запирает и зарывает сундук; младший из зависти к разбогатевшему старшему откапывает старуху; та говорит младшему, что будет теперь с ним, он разорился]: Касевич, Осипов 1976, № 151: 363-367.

Балканы. Болгары : Даскалова-Перковска и др. 1994, № 735 [], 735A [бедняк (обычно пьяный) слышит, будто кто-то тихонько напевает или с ним разговаривает; это его Нужда; ему удается ее перехитрить (делает вид, что умирает), зарывает свою Нужду в землю или оставляет в гробу и заколачивает крышку; из зависти к неожиданно разбогатевшему бедняку его богатый брат освобождает Нужду и велит ей вернуться к хозяину; но та боится своего бывшего хозяина и остается с освободившим ее; богач разорился]: 252-253; румыны [богатый брат зовет бедного жать пшеницу; ложится спать, а бедный видит, как за него работают какие-то нищие; это Счастье богатого; узнав, что его собственное сидит в шинке, бедняк приходит туда, бьет свое Счастье и связывает; но оно порвало веревку и вернулось в шинок]: Bîrlea 1966: 457; румыны [бедный брат собирается пойти по миру, но застает в доме свою Бедность; предлагает ей превратиться в маковое яйцо, кладет в бутылку и закапывает под грушей; после этого он разбогател; жене богатого брата завидно, она заставляет детей разбогатевшего рассказать, где тот зарыл Бедность; откапывает, но Бедность идет теперь за ней; богач разорился]: Bîrlea 1966: 418; болгары , македонцы , венгры : Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Средняя Европа. Украинцы : Петников 1956 [богатый брат прогнал бедного, не накормив; коршун велит ему идти жить в другую слободу; злыдни с собой в баклаге, мужик заткнул их затычкой, закопал вместе с водой на берегу; нашел пустую хату, там козленок с рожками, мужик его потащил, посыпались деньги; брат пришел в гости, мужик рассказал ему про зарытую баклагу, тот ее откопал, злыдни остались с ним, дом сгорел, он стал жить в бедной землянке]: 90-91; Сумцов 1913 (Галиция, много версий) [недоля прицепилась к бедному переселенцу, вернувшемуся взять забытый боклаг; на дороге он нашел кость, стал высасывать, Недоля за ним в кость; он закрыл трещину в кости кусочком дерева, бросил кость в боклаг, забил отверстие, боклаг бросил в реку; разбогател благодаря помощи пана, которого спас от смерти; богатый брат выпытал тайну, выпустил недолю, она пристала к нему; его имущество сгорело, он впал в нищету]: 61; русские (Архангельская, Карелия, Новгородская, Ленинградская, Ярославская, Воронежская, Орловская, Тамбовская, Тульская), украинцы (Буковина, Галиция, Восточная Словакия, Подолия, Киевская, Одесщина, Покутье, Екатеринославская), белорусы [ Горе (Нужда) : бедняк запирает его и богатеет; богатый брат из зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему]: СУС 1979, № 735А: 182-183; русские (Архангельская, Пинега, дер. Остров близ Суры, зап. 1927) [Бедный брат пришел к богатому на пир, тот угостил его водой из кадки. На обратном пути бедный поет и слышит, что ему подпевают, узнает, что это его Нужда. Говорит, что собирается умирать, Нужда отвечает, что и она с ним умирать будет. Бедняк делает гроб, спрашивает, в гробу ли Нужда, она отвечает, что в гробу, он заколачивает гроб. Богатеет. Его брат расспрашивает, как ему это удалось, раскапывает гроб с Нуждой, но она не возвращается к бедному, остается с богатым. Тот обеднел]: Карнаухова 1934, № 67: 143-144; русские (Низовая Печора) [бедный брат пришел к богатому; у того гости; бедный просит винца, тот дает только воду; бедный по пути назад поет песню; кто-то подпевает; это его Нужда; бедняк говорит, что сегодня умрет, делает гроб; пришли на кладбище; он предлагает Нужде лечь в гроб, заколотил крышку и засыпал могилу; стал богатеть; рассказал обо всем брату; тот из зависти решил Нужду брата выкопать; та прицепилась к нему и он обеднел]: Леонтьев 1939, № 67: 126-127; русские (Архангельская: Пинега) [один брат беден и многодетен, другой богат, лишь двое детей; в именины брата бедняк пошел к нему, но тот дал лишь воды напиться; на обратном пути бедняк сел в поле на камень, запел; кто-то подпевает; это нужда; он советует ей пойти к брату, там пир; она отказывается; говорит, что под камнем золото, посылает за мешком и телегой; вырыли яму, забрали золото; бедняк: спустись, забери остаток; нужда спустилась, человек опрокинул камень, чтобы не вышла; разбогател; рассказал брату; тот пошел, отворотил камень; нужда вышла и осталась с богатым; тот запил и «житье свое прокатил»]: Симина 1975, № 3: ; русские (Новгородская) [завистливый брат выпустил Горе]: Афанасьев 1958, № 303: 433-436; русские (Новгородская) []: Власова, Жекулина 2001, № 95: 155-157; русские (Тульская) [бедный брат с женой возвращаются от богатого навеселе; стали петь – кто-то подпевает; оказалось, нужда сидит на плечах; бедняк затолкал ее в лошадиный череп и утопил в трясине; стал жить хорошо; рассказал богатому; тот решил и свою нужду туда засадить, достал лошадиный череп; нужда его брата села на него и он обеднел, а другой брат все богател]: Эрленвейн 1882: 24-26; русские (Воронежская) [мужик возвращается домой навеселе, дорогой поет и слышит, как кто-то ему подпевает, выясняет, что это его нужда (невидимая). Дома спрашивает, может ли она забраться в бутылку и спеть оттуда, нужда выполнят, и мужик закрывает бутылку и закапывает в земле. Он богатеет и рассказывает брату, как это ему удалось, показывает место, где закопана нужда. Брат завидует, раскапывает бутылку, но нужда прицепляется к нему, думает, что это ее прежний хозяин. Он разоряется, теряет жену, рассказывает о своей беде брату. Тот готов помочь, корит брата, что тот стыдился и не просил помощи раньше. Братья идут купаться, готовят сак (мешок для ловли рыбы), когда брат заходит в воду, другой видит, как за ним плывет нужда и вылавливает ее мешком, относит в овин, где нужда высыхает, братья снова богатеют]: Барышникова 2007, № 46: 187-189; белорусы : Афанасьев 1994 [много вариантов]: 392-408; Сумцов 1913 (Могилевская, Гомельский у.) [пересказ текста из Романов 1878, № 67: 317-318; бедняк идет пьяный из шинка, тянет водку из бутылки; злыдни стали тянуть за ним, влезли в бутылку, бедняк ее заткнул, закопал, разбогател; брат выпустил злыдней, они к нему прилепились]: 61; украинцы (Киевская, Канев) [у бедного брата под печкой живут 12 злыдней, поэтому он и беден; богатый просит бедного помолиться, чтобы у него родился ребенок; бедный молился, ребенок родился, но богатый не пригласил бедного в кумовья; бедный привез своих злыдней в лес, попросил помочь разнять половины дуба, выбил клин, руки злыдней защемило; поднявшимся вихрем была убита лошадь и поломан воз, которых бедный одолжил у богатого; богатый пришел за ними в лес, освободил злыдней, они разорили его], 60 [злыдни могут везде поместиться; мужчина спрятал их в рог с табаком, положил на мельнице под вал; завистливый богач их выпустил, впал в нищету]: Сумцов 1913: 59-60; северные украинцы (Волынь, Славута, Заславский у.) [человек жил в бедности из-за того, что у него под печкой было двенадцать злыдней; во время ужина стал играть на скрипке; увидел, что злыдни повылазили и танцуют с детьми; затем снова убежали; человек спросил, не тесно ли им под печью; один ответил, что тесно; человек принес бочку, злыдни перебрались в нее; хозяин закрыл бочку, вывез в поле, вернулся домой; старший брат того человека спросил, почему они стали жить богато; человек обо всем рассказал; брат захотел посмотреть на злыдней; пошли к той бочке, приоткрыли; один злыдень вцепился в человека; никак не получилось его снять; человек вернулся домой; сказал жене и детям собираться; пошли в лес; стало морозно; человек велел развести костер, сказал всем разломать сосну; начали ее разламывать; злыдень сунул руки в щель почти по локти и стал помогать; его там придавило; так человек и его семья освободились от последнего злыдня; вернулись домой]: Чубинский 1978, № 111: 396-398 (пересказ в Сумцов 1913: 60); поляки : Домбровский 1992 [у одного брата заболела жена, он обеднел; другой отобрал у него остатки имущества, отселил в хибару; богатый женился, бедный получил от него на празднике лишь обглоданную кость; бедный решил утопиться; кто-то просит его поделиться едой, это его Нужда; она отбирает кость, забирается внутрь, высасывая мозг; человек забил отверстие осиновым клином, бросил кость в реку; быстро разбогател, все стало идти удачно; рассказал историю брату; нашел кость, чтобы вернуть ему нужду, но Нужда осталась с ним самим; богатый брат разорился]: 219-230; Wratislaw 1890, № 19 [господин хочет силой взять дочь бедняка и тиранит его; бедняк с семьей решают уйти; из-за печки появляется бедная девица – это Бедность; бедняк согласен взять ее с собой, но пусть поможет нести бревно; расщепил бревно, Бедность сунула в щель руки, беняк вышиб клин; на новом месте дела пошли в гору; господин же увидел девицу и освободил; та осталась с ним и он разорился]: 125-127; словаки [бедняк заманил бедность в кувшин и зарыл на поле богатого брата; после этого разбогател, а брат обеднел; однажды решил посмотреть, что там с бедность; отрыл кувшин и бедность привязалась к нему навсегда]: Gašparíková 1993, № 101: 70; чехи : Uther 2004(1), № 735A: 392-393.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [два брата, богач и бедняк; бедняк поймал свое Несчастье и похоронил; богач из зависти освободил Несчастье брата, но Несчастье отказалось от него уходить]: Бязыров 1960, № 128: 94; грузины [бедный брат прислуживал на свадьбе сына богатого; возвращается голодным; к нему подходит Нужда, говорит, что не отстанет от него и после смерти; бедняк заказал гроб, Нужда забралась в него, опасаясь, что человек ее опередит, бедный брат заколотил гроб; разбогател; рассказал богатому о происшедшем; богатый открыл гроб, чтобы напустить Нужду снова на бедного, но та вцепилась в него самого]: Курдованидзе 1988(2), № 101: 166-167.

Балтоскандия. Восточные саамы (инари) [люди пошли рубить лес; ночью бедняку показалось, что другие встали и принялись за работу; работники оказались Судьбами {это мужчины} его товарищей; сказали, что его Судьба спит; он стал бить ее палкой; Судьба вскочила и принялась за работу; человек стал жить хорошо]: Koskimies, Itkonen 2019: 53-54; вепсы [бедный брат попросил у богатого спичек, тот не дал; утром бедняк: Несчастье, дай немного табаку; посыпался табак, бедняк закрыл Несчастье в банку, утопил ее в озере; заночевал в лесу, нашел котел золота, стал жить зажиточно; узнав, в чем дело, богатый выловил банку и велел Несчастью отправляться назад к бедняку; но оно осталось с ним самим; амбар сгорел, бывший богач стал беднее брата]: Kippar 2002: 87-88; карелы (Калевальский р-н, 1948) [бедный брат решил взять детей и пойти по миру; его Горе пошло за ним; бедняк попросил его нести жернов и столкнул с моста в реку; разбогател; узнав, в чем дело, богатый брат достал Горе со дна и велел вернуться к бедняку, но оно осталось с богатым; тот обнищал]: Конкка 1959, № 40: 174-175; литовцы : Кербелите 2014, № 68 [бедному брату крестник посоветовал перенести избу на новое место; когда из-за печки вылезет Несчастье, запихать его в ступицу и закрыть пробкой; человек спрятал ступицу под мостом; разбогател; узнав о причине, богатый брат нашел ступицу и выпустил Несчастье; оно прилепилось к нему, его скот пал, скоро он и сам умер], 69 [Несчастье – старая баба за печкой, бедняк спрятал мешок с ней под пнем]: 151-153, 153-155; латыши [ Бедный брат напивается у богатого и, возвращаясь домой, слышит, что кто-то ему подпевает. Это – горе бедняка (в образе длинного человека, кота, воробья). Бедняк ловит горе, прячет его под камнем. Разбогатев, он рассказывает об этом брату. Богатый хочет выпустить горе бедняка, но горе прилипает к богатому, и он становится бедняком]: Арийс, Медне 1977, № 735A: 315; (ср. Лутси (зап. 1936; информант – русский православный, но такие же истории рассказывали эстонка и полька) [бедный брат решил в кои-то веки пойти косить раньше богатого, но в любое время суток тот уже косит; это не он – есть счастье, а счастье бедного у озера в карты играет; дало бедному два рубля: ударишь ими друг о друга, станет четыре; бедный разбогател, богатый позаимствовал и подменил; то же – скатерть-самобранка; мешок с мудростью% бедный богатому: министром станешь; тот просит мудрость; из мешка выскакивают и бьют его; брат вернул бьющих после того, как богатый отдал ему два рубля и скатерть]: Annom et al. 2018: 236-238); эстонцы [бедный брат много работает, а толку мало; ночью видит сеятеля на поле богатого; тот отвечает, что он – счастье его брата, а счастье бедного спит около камня; бедный разбудил свое счастье, а оно отвечает, что не собирается работать на поле; пусть лучше бедный займется торговлей; тот занялся и разбогател]: Löwis of Menar 1927, № 56: 187-188.

Волга – Пермь. Чуваши [жена посылает Василия к своим родителям, может, дадут солод на пиво; В. споткнулся, просыпал солод в пруд у мельницы; решил, что получилось пиво, стал пить, запел; кто-то подпевает; незнакомец говорит, что он Нужда, живет в В.; В. с женой сажают Нужду в сундук, запирают, закапывают в лесу; после этого В. разбогател; рассказал все тестю; тот из зависти откопал Нужду, велел отправляться назад к В.; Нужда отказался, стал жить у тестя, тот разорился]: Чувашские сказки 1937: 131-134 (=Сидорова 1979: 173-175); казанские татары [бедный брат заработал у богатого буханку хлеба, приглашен в гости; в гостях запел, кто-то подпевает; это его Горе; вместе с ним бедняк возвращается домой, Горе предлагает пить, пропили все; Горе предлагает одолжить у богатого брата лошадей и арбу, приехали к камню, под ним золото, погрузили его на арбу; бедняк: а что это там осталось на дне ямы? Горе спускается в яму, бедняк навалил сверху камень; разбогател; узнав об этом, богатый брат освободил Горе, оно осталось с ним]: Ярмухаметов 1970: 282-283 (=Замалетдинов 2009, № 90: 353-356); башкиры [бедный брат с женой и детьми отправился искать счастье; стал смотреть, не осталось ли в бадье дегтя; Нужда: чего ищешь? – Пять копеек уронил. Нужда полезла проверить, он ее закрыл; с тех пор во всем везло, наловил рыбы, продал, разбогател, позвал богатого в гости; тот из зависти открыл бадью, Нужда с ним осталась]: Бараг 1992, № 45: 95-96; мари [ Бедность : бедняк хоронит свою бедность в могилу; богатый брат из зависти вырывает бедность, но она привязывается теперь к нему]: Сабитов 1989, № 735A: 43; мордва (эрзя) [богатый брат построил новый дом, пригласил бедного, но тот лишь у дверей постоял; пошел назад; жена велела петь, будто их угостили; кто-то подпевает; это нужда; ведет бедняка в кабак, он все пропил; украла быков, привела к камню: под ним яма с серебром, заберем, будем дальше пить; бедняк говорит нужде, что не все выгребли; нужда снова полезла в яму, бедняк придавил ее камнем; послал жену к богатому брату за мерой мерить деньги; узнав, в чем дело, богатый освободил нужду; та его разорила]: Евсевьев 1964, № 49: 33-345; удмурты [после раздела один брат разбогател, другой обеднел; у богатого была помочь; бедняк так устал, что заснул прямо в поле; проснувшись, видит человека, который подбирает зерна и колоски и носит к снопам; «Я шуд твоего брата, помогаю ему богатеть»; «А твой шуд в лесу под липой»; бедный пришел к липе; подошел мужик в плисовых штанах и в александровской рубахе; бедняк его упрекает, тот советует заниматься не хлебопашеством, а торговлей; «Займи денег да хоть лыками иди торговать»; бедняк разбогател; богатый тоже стал торговать и разорился, потому что его талан был к хлебопашеству и перестал за ним ходить]: Потанин 1884, № 4: 231-232; коми [бедный брат одолжил у богатого лошадь, чтобы съездить на мельницу; там кобыла родила жеребенка; он забрался под телегу бедняка; богатый все ждет, когда его кобыла ожеребиться; приходит к бедному брату; тот заявляет, что ожеребилась его телега; судья: кто сможет ответить, что всего прекрасней, жирнее и быстрее, тот и получит жеребенка; жена богатого: прекрасней всего это я, жирнее – наша свинья, быстрее – наша собака; родители бедняка: прекрасней всего сновидения, жирнее – земля, быстрее – взгляд (глаза); бедняк получает жеребенка; приходит с семьей на именины богатого, но им дали лишь кружку кваса; бедняк решил петь; кто-то подпевает позади него; это человечек ростом с польпальца; говорит, что он – его нищета; бедняк сделал гроб, положил туда человечка и закопал; пока рыл могилу, нашел золото; жене не сказал, но стал покупать зерно и пр.; богатый спрашивает, каким образом бедняк разбогател; узнав, в чем дело, отрыл гроб с нищетой и выпустил ее; та говорит, что к бедному не вернется: он зарыл ее, а богатый выпустил; богач обнищал, а бедняк богател]: Rédei 1978, № 5: 37-41; коми [жадный Василий богатеет, его брат Иван все беднее; И. пришел к В. на праздник, тот не пустил, велел прийти завтра, а если тот хочет пить, то вот кадка с водой; И. отпил и захмелел; вдруг появился кто-то худой, сказал, что он его Нужда; И. привел Нужду в дом, а утром пошел с ней копать попу яму для погреба; Нужда спустилась в яму, И. ее закопал; после этого курица стала нести золотые яйца, И. продавал их, хорошо зажил; устроил пир, рассказал В. о произошедшим; В. пошел, откопал Нужду, она осталась с ним; медведь задрал корову, воры обчистили амбар, В. разорился; а Ивана Нужда стала бояться]: Плесовский 1975: 115-119.

Южная Сибирь - Монголия. Хакасы [бедный брат работал на поле богатого, увидел, как старик что-то собирает в мешок, схватил его; тот говорит, что он Счастье богатого брата, а с бедным живет Беда; советует перекочевать, оставив Беду на старом месте; вернулся за топором, в юрте воет Беда, просит взять с собой; бедняк предложил Беде влезть в коробку из-под спичек, закрыл, утопил в озере; разбогател; богатый брат нанял работников достать Беду; но она не вернулась к бывшему бедняку, а осталась с богатым; он разорился]: Балтер 1986: 107-109; буряты [бедняк видит двух мальчиков, работающих на поле богача; они отвечают, что они его Счастье, а у бедняка в доме завелось Горе; надо заманить Горе в бочку, зарыть, уехать в город, копать колодец во дворе сановника, найдешь драгоценный камень; так и случилось, хан сделал бедняка сановником; он все рассказал богачу; тот отрыл Горе бедняка, оно поехало за ним, богач разорился]: Дугаров 1990: 223-224.

Продолжение в 172.doc