Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L4A. Мясо отвечает хозяину. .15.17.27.29.-.32.

Чтобы проверить лояльность героини (героя) демон требует съесть пищу, которую люди есть не должны. Обычно когда героиня сообщает, что еда съедена, демон спрашивает еду, где та находится, и еда ему отвечает.

Испанцы, сицилийцы, итальянцы (Абруццо {вероятно}), палестинцы, болгары, греки, таты, армяне, турки, курды, персы, туркмены, датчане, шведы, башкиры.

Южная Европа. Испанцы [у лесоруба три дочери; он рубит дерево, появляется его хозяин дерева – великан; дает золота и велит прислать к нему старшую дочь; девушка приходит к дереву, в нем открывается лестница в подземный дворец; уходя, великан оставляет девушке человеческую руку; если к его возвращению она ее не съест, он ее убьет; она забросила руку на крышу; великан вернулся, окликнул руку, та ответила, он убил девушку, бросил тело в каморку; то же со средней сестрой (бросила руку в отхожее место); младшая Марикита прячет руку под передником; рука отвечает великану, что она в животе у девушки; великан называет М. женой; дает ключи, запретив отпирать одну из комнат; она отперла, там ее убитые сестры; она нашла сосудик с живой водой, оживила сестер; пришел отец, дочери набрали в мешок золота и ушли с ним; переселились в другую деревню]: Camarena, Chevalier 1995, № 311: 67-71; сицилийцы [у дровосека три дочери, младшая Maruzza; он вздыхает, Oh, my!, появляется Ohmy, предлагает отдать ему дочь в помощницы и жены; идет старшая; О. показывает ей трупы нарушивших приказания женщин; уезжает, велев за это время съесть руку покойника; девушка выбрасывает ее за окно; О. спрашивает, рука отвечает, что она здесь; О. убивает девушку, получает среднюю сестру; с ней то же; дух матери учит М. сжечь руку, пепел собрать в мешочек, прикрепить к поясу; О. думает, что рука отвечает из живота М.; показывает мазь оживить умерших; велит не заходить в одну комнату; она находит в ней юношу с кинжалом в теле, оживляет, он принц; они договариваются, что она снова его убьет и в это время выведает, как убить О.; О. говорит, что если отломать вот эту веточку и сунуть ему в ухо, он заснет; М. его усыпила, всех оживила, все вернулись, она вышла за того принца; через несколько лет веточки сгнили, О. проснулся, нашел М., сделал серебряную статую, велел носить ее, сам внутри играл на музыкальных инструментах; статую принесли во дворец; О. вышел, всех усыпил, кроме М., стал кипятить масло сварить ее; бутылка с зельем упала, все проснулись, О. самого сварили в масле]: Gonzenbach 2004a [1870], № 44: 287-294; итальянцы (Абруццо) [первая, за ней вторая сестра выходят за одного и того же человека, каждая гибнет; третья сумела убедить мужа, что съела голову мертвеца; позже бежит с принцем]: Del Monte Tammaro 1971, № 955-b: 146.

Передняя Азия. Палестинцы [у дровосека три дочери; незнакомец Абу Фрейвар попросил в жены старшую; отрезал себе уши и предложил девушке съесть их с куском черствого хлеба; та отказалась; он подвесил ее за волосы к своду пещеры, а пещера превратилась во дворец; АФ попросил вторую дочь, та обещала съесть уши, но спрятала под ковер; АФ спросил уши, тепло ли им, уши ответили из-под ковра, что им холодно; средняя сестра повешена рядом со старшей; младшая Зерендак взяла с собой котенка и шкатулку со своими украшениями; дала уши съесть котенку, уши отвечают, что им тепло; АФ полюбил З.; уезжая, не велит отпирать дверь в сороковую комнату; отпирая 39-ю, З. увидела в окно, как АФ пожирает трупы на кладбище; отперла 40-ую, освободила сестер, отправила их домой; АФ предложил З. приглашать разных родственников, принимая их облик; З. не проговорилась, но когда пришла ее бабушка, все ей рассказала; бабушка стала АФ, тот пронзил З. своим когтем, бросил в сундуке в море; принц выловил сундук; случайно обнаружив ядовитый коготь, вытащил его, З. ожила, принц на ней женился; она последовательно рожает троих детей; каждый раз взодит АФ и проглатывает их, может кровью рот З.; от ужаса З. теряет дар речи; потом оправдывается, но ей не верят; заточена в темницу, принц сватает новую жену, но спрашивает З., что ей привезти; та просит коробку алоэ (sabr; омоним – терпение), коробку хны (также «нежность»), кинжал; получив подарки, З. говорит, что в алоэ и хне нет столько терпения и нежности, как у нее; когда хочет зарезаться, появляется АФ, приводит пропавших детей, убивает себя кинжалом; дети пришли к принцу, назвали его отцом, все разъяснилось, новую невесту с подарками вернули ее отцу]: Ханауэр 2009: 201-206.

Балканы. Болгары : Даскалова-Перковска и др. 1994, № 311C [людоед (вампир, змей, черт, арап) берет в жены старшую из трех сестер; либо арап (великан) по имени Ох уносит старшую из сестер; велит ей есть сырое мясо (человечину), та прячет мясо, оно отзывается на голос людоеда – оно не в животе у девушки; людоед ее убивает; то же со средней сестрой; третья сестра кормит птицу черешней, та советует, как поступить; в доме людоеда девушка дает мясо кошке (либо вырезает на куске мяса сердце, крест), мясо отвечает, что оно в тепле; девушка отпирает запретную комнату, там ее убитые сестры, сокровища, сундук; она прячется в сундук, людоед продает его царевичу; он находит в нем девушку, берет в жены]: 109-110; Клягина-Кондратьева 1951 [вдовец сел и вздохнул, Ох! из колодца высунулась зубастая голова; просит привести одну из дочерей; у себя во дворце кормит человечиной, девушка бросает мясо под стол, тамбура (щипковый инструмент) отвечает Оху, где мясо, тот запирает девушку на откорм; Ох говорит старику, что отдал его дочь замуж за богача, тот приводит среднюю, с ней то же; младшая подбирает котенка, берет с собой, держит за пазухой, тот съедает все мясо, тамбура отвечает, что мясо под сердцем; Ох засыпает, девушка оставляет при нем котенка, снимает с его шеи ключ, отпирает дверь, ведущую в помещения, где трудятся рабы; они говорят, что ее сестры за дверью с другим ключом; девушка приносит другой, но этот ключ от двери наружу; рабы убегают, один советует спрятаться в фонаре; его покупает юнак, держит на кухне; ночью она выходит, сыплет в кастрюли соль; юнак переносит фонарь к себе, девушка появляется, юнак обещает на ней женится, когда вернется с войны; о ней узнает царевна, которую юнак отверг; велит ослепить девушку, отвести в лес; старушка вернула ей зрение травами; вернувшийся юнак заболел от горя; все приносят ему приготовленные блюда; когда приносит та старушка, он находит в нем данный девушке перстень, выздоравливает, находит девушку, та просит освободить сестер; он бьет Оха саблей по шее, сабля ломается; деревья приходят на помощь, убивают Оха (они благодарны за то, что юнак не сжег лес, в который бежал царь); юнак отпирает подземелье, выводит сестер невесты; свадьба]: 14-25; греки (Лесбос) [у бедняка трое дочерей; он видит, как 40 разбойников открывают скалу, сказав Ach Karakiz, закрывают, сказав Kapka Karakiz; после ухода разбойников заходит в скалу, берет драгоценностей из каждой кучи; в следующий раз берет целиком одну кучу; разбойники оставляют одного сторожем, убивают человека; один притворяется купцом, другие садятся в мешки; мнимый купец приходит торговать, дочь того человека расплачивается бриллиантом; узнав, где жил вор, мнимый купец останавливается в доме на ночь; девушка сжигает в печи мешки с разбойниками и опьяневшего мнимого купца; сестры забрали все сокровища; злая соседка одолжила сито, смазав его медом, к нему прилипла золотая монета; муж соседки пошел в пещеру, скала его придавила; соседка взяла нового, с ним то же; она приманила мужей сестер, те забрали сокровища, ушли к ней; старшую сестру встретил дьявол, оставил в пещере, велел съесть ногу животного, на которой мясо испортилось; она спрятала мясо в золе, мясо ответило дьяволу, он превратил девушку в метлу; то же со второй сестрой – превратилась в кувшин; третья берет с собой кошку, мясо отвечает, что оно в желудке (не сказав, в чьем); дьявола разорвало на части, младшая сестра оживила старших; сестры освобождают подвешенных грешников, находят троих юношей, берут их в мужья; муж младшей согласился только на обручение, повел девушку к родителям, вопреки предупреждению пошел вперед, заговорил с матерью, забыл невесту; она построила особняк, забывший пришел туда, она велела льву его растерзать; правитель ее оправдал]: Rouse 1896, № 3: 155-159.

Кавказ – Малая Азия. Таты [старшая дочь купца просит привезти ей платье из луковой кожуры, средняя – зеркало, младшая – пушистую кошку; купец не может найти платья; молодой дервиш дает за обещание выдать за него дочь; в своем дворце просит жену достать шашлык и вино; жена чувствует запах человечины, не ест, куски падают на пол; людоед вешает ее за косы в сороковой комнате; средняя сестра приходит за старшей – то же; младшая понимает, что дервиш – людоед, незаметно скармливает мясо кошке; людоед думает, что добыл подходящую жену; уходя, не велит заходить в сороковую комнату; та заходит, освобождает сестер; велит ювелиру сделать сундук на колесах, вместе с сестрами уезжает в нем в другое падишахство; шахзаде берет младшую в жены, та велит поставить стражами льва и паука; две другие сестры выходят за сына визиря и другого вельможи; людоед усыпил льва и паука мясом с сонным снадобьем, схватил младшую сестру, но лев и паук уже проснулись, разорвали людоеда]: Ганиева 2011b, № 37: 346-352; армяне [медведь потребовал у старика одну за другой трех дочерей, дал каждой из них сырое мясо, убил жену за то, что она не съела его, превратился в свинью, корову, жеребенка, пришел к окну девушки, ставшей женой царевича, был убит царевичем, разрублен на куски]: Гуллакян 1983: 202; турки (Анкара, Стамбул, Карс, Малатья; разнообразные варианты; см. мотив К118) [старик – продавец веретен (вертелов, бус, изготовитель метел, еврей – продавец булавок) запирает у себя одну из трех сестер; либо бедняки, нуждаясь в деньгах, продают дочь колдуну; либо падишах отдает дочь великану; либо отец уезжает и обещает трем дочерям подарки; подарок для старшей удается приобрести лишь с помощью дервиша, которому отец обещает дочь; либо бездетные супруги желают рождения дочери; они должны бросить в море все горошины, но одну забывают и колдун находит девушку; либо трое сестер ищут курицу или кошку и попадают к великану; старик предлагает девушке человечину; она не ест, говорит, что съест его палец (уши, грудь, руки, ослиный язык); старик его отрезал, но девушка палец выбросила; палец подает голос не из живота девушки, старик ее убивает; то же со второй девушкой; третья скармливает палец кошке; палец говорит, что находится в теплом желудке; либо девушки должны заботиться о детях колдуна (это змеи) и лишь младшая не плачет, а делает то, что нужно; после этого старик доверяет девушке, но запрещает заходить в 21-ю комнату; она заходит туда, там висящий юноша; он советует отрезать людоеду волосы, тогда тот на 14 дней заснет; девушка слышит голос: удалить флакончик с головы юноши; после этого тот приходит в себя, убивает старика; либо, зайдя в комнату, девушка видит там трупы (пожирающего их старика); на ключе появляется несмываемая капля крови; или палец девушки становится золотым; девушка видит трупы сестер, оживляет их ударом плети; посадив сестер в мешок или сундук, просит старика отнести подарок домой; после этого сама садится в мешок, старик относит и ее; либо девушку освобождают брат, муж, принц; либо она сама убивает старика, когда тот заснул; либо колдун (der Böse) приходит в дом сбежавшей от него девушки в образе коня или барана, в образе повитухи; всех усыпляет, но все же брошен в печь и сгорает; иногда колдун убивает двух детей девушки]: Eberhard, Boratav 1953, № 157: 170-173; курды [дервиш трижды дает бездетным супругам яблоко, у них рождаются три дочери, дервиш сам дает имя каждой: Басе, Хавсе, Колильк; оставляет живую рыбу, велит не есть; мать сварила девочкам рыбу, дервиш забирает Б., дает ей съесть сырое мясо, она выбрасывает кусок, мясо отвечает дервишу, что лежит в пыли; дервиш вешает Б. вниз головой; просит отдать Х., чтобы помогала сестре, якобы, ждущей ребенка; все повторяется; то же с К., но та дает мясо кошке, дервишу это нравится; он спит 40 дней, в это время К. находит, освобождает сестер; они убегают, выходят за трех братьев, рожают; дервиш отрезал мальчикам головы, сказал братьям, что это сделали их жены; те велят убить жен, слуга оставляет женщин в лесу; одна голубка объясняет другой, что смоченным в роднике пером можно оживить мертвого; К. слышит это, сестры оживляют сыновей, живут с ними в лесной хижине; братья находят их, дервиша рубят в куски]: Руденко 1970, № 55: 197-202.

Иран – Средняя Азия. Персы (множество записей; Хорасан, Исфахан, Азербайджан [дервиш последовательно берет в жены трех принцесс]) [Namaki, младшая из 7 сестер, забывает запереть на ночь одну из 7 дверей; входит див, Н. вынуждена ему подчиняться, он уносит ее в мешке; по пути она убегает, положив взамен камень; див вновь находит ее и приносит к себе; дает Н. съесть человеческие ухо и нос; она незаметно их выбрасывает, но они отвечают диву, когда он спрашивает, где они; див сажает Н. в подвал; то же последовательно с другими сестрами; последняя скармливает ухо и нос кошке, они отвечают диву, что находятся в желудке; девушка находит в доме дива чудесные предметы, включая сосуд с его душой; разбивает его, див умирает (либо он проваливаются в яму, где ножи и огонь); счастливое возвращение домой]: Marzolph 1984, № 311A: 66-68; туркмены [купец обещает привести трем дочерям подарки; младшая хочет бисер, его нигде нет, ему советуют набрать бисер в доме дива за Черным Холмом; див сыплет ему бисер в подол, подсыпает золы, она прожигает дырочку; по этому следу див находит дом купца; требует в жены старшую дочь; велит ей к своему возвращению съесть человеческий нос; та дает его кошке, нос отвечает диву из кошачьего живота, див вешает жену в чулане за косы; то же со средней сестрой; младшая спрашивает, где душа дива, тот дает ей на хранение склянку; девушка не бросает нос кошке, но и не ест его; разбивает склянку, освобождает сестер; бисер был слезами всех прежних жен]: Аннанурова 1980: 18-22.

Балтоскандия. Датчане [перевод из Grundtvig; король просит дочь посмотреть, что у него в волосах; она снимает большую вошь; они кладут ее в масло, она растет; когда и бочки мало, вошь зарезали, сняли шкуру; король недоволен тем, что принцесса отвергает всех женихов; обещает выдать ее за того, как скажет, с какого животного снята шкура; волк принюхивается и говорит королю, что это шкура вши, велит отдать принцессу; привозит ее в роскошный замок, запрещает зажигать огонь; по ночам волк превращается в мужчину, но принцесса его не видит; когда родила сына, волк его тут же унес; разрешает на три дня вернуться к родителям с условием, ничего не брать с собой из их дома; но мать дает ножичек положить на кровать; муж оцарапается; если завизжит, то он тролль, а если застонет, то человек; он застонал; простил жену, но с тех пор хромал на правую заднюю ногу; когда жена родила дочь, волк ее тоже сразу унес; жена снова посетила родителей; мать дала коробочку спичек и свечку; жена зажгла свечу; муж сказал, что ведьма заколдовала его на 7 лет за то, что он отказался жениться на ее дочери; стал волком и убежал; она пришла в замок сестры Волка, там ее сын; у второй сестры – дочь с кормилицей; жена подошла к стеклянной горе, увидела, как Волк на нее забрался; она же скользит; старик дал железные башмаки лезть на гору и мазь залечить порезы; на горе в замке женщина нанялась на кухню; местная молодая хозяйка скоро выйдет за Волка; ведьма велит отмыть белую фланель дочерна и черную добела (старик исполняет); велит принести от своей сестры украшения для невесты; некий юноша дает клубок, за которым надо идти; стержень – сунуть в дверь, которая все время хлопает; мешок зерна – дать гусям; щипцы – дать двум людям, которые шевелят жар голыми руками; поварешки – дать девушкам, которые мешают в котле голыми руками; два каравая хлеба – дать сторожевым собакам; горшочек жира – смазать дверные петли; у сестры ведьмы ничего нельзя есть, на обратном пути не оглядываться; сестра ведьмы дала ногу теленка, женщина ее бросила под скамейку, та оттуда отвечает; во второй раз спрятала под одежду, сестра ведьмы поверила, что женщина съела ногу; когда женщина бежит назад, сестра ведьмы велит стражам держать ее, но все отказываются, т.к. она с ними хорошо обращалась; сестра ведьмы предупредила не открывать по дороге шкатулку, но женщина открыла, птичка вылетела и пропала; юноша попросил дать ему ту телячью ногу, которая оставалась у женщины под одеждой, послал ее снова принести украшения, нога побежала и принесла; получив шкатулку, ведьма разрешила женщине присутствовать при бракосочетании своей дочери; ведьма дала в руки женщины два факела; она не может шевельнутся, может сгореть; принц хватает их и дает в руки ведьмы и ее дочери; они сгорели вместе с замком; луг на месте стеклянной горы; супруги забрали детей, вернулись к родителям женщины]: Mulley 1878: 225-236; шведы [король с королевой бездетны; королева любила морские прогулки; корабль неожиданно остановился; голос: отдай то, что под поясом; она согласилась, не зная, что беременна; корабль снова поплыл; узнав, в чем дело, король уверил жену, что защитит ее от сирены (Meerweib); принц подрос, играет с двумя двоюродными братьями – сыновьями соседнего короля; его конь понес его в море и они исчезли в волнах; принц на дне моря идет по тропе к золотому замку сирены, повелительницы ветра и волн; сирена назначает его своим пажом; если будет хорошо служить, вернется к родителям; первое задание: отмыть белую пряжу дочерна и черную добела; принцесса: меня зовут Messeria; пообещаешь хранить мне верность, все сделаю; но никому не рассказывай; позвала человечков своей матери, каждый взял одно волоконце и отмыл как надо; второе задание: разделить два вида зерна (пшеницу и Korn); человечки разделили; третье задание: очистить хлев, в котором 20 лет стояли волы; теперь юноша должен выбрать одну из ее дочерей; все они в образе разных животных; принцесса предупредила, что будет кошечкой; сирена послала юношу к своей сестре взять у нее свадебное платье для своей дочери; М.: в воротах будет решетка, смажь ее мазью из этого рога, сможешь ворота открыть; дальше двое мужчин будут рубить дуб деревянными топорами, дай им железные; далее двое других молотят железными цепами – дай им деревянные; дай мяса двум орлам; у сестры сирены ничего не ешь; принц все исполнил; незаметно спрятал предложенную еду; но еда откликнулась на вопрос сестры сирены: я здесь, под кроватью; в следующий раз принц спрятал еду в печи – то же; в третий раз спрятал под одеждой на теле; сестра сирены поверила, что принц все съел; дала шкатулку со свадебными нарядами; когда принц ушел, сестра сирены последовательно приказала стражам (орлам, дровосекам и пр.) задержать его, но те отвечают, что он им помог и они не станут его задерживать; по пути к сирене принц приоткрыл шкатулку, хотя М. не велела этого делать; сноп искр вырвался наружу; принц вспомнил о человечках, которых вызывала М.; постучал по камню, попросил их помочь; они выскочили, каждый схватил по искорке и вернул в шкатулку; сирена спрашивал роскошную свадьбы принца с М.; затем молодые отправились на родину принца; подъехав к городу короля, принц настоял, чтобы сперва пойти одному; М. велела ничего не есть; но тот поддался на уговоры и съел печенье (Pfefferkorn); тут же забыл М. и все, что с ним было; принца решили женить на соседней принцессе; во время свадебного пира М. на правах служанки вошла и выпустила двух голубков; голубка трижды говорит голубю, что он забудет ее, как принц забыл М.; принц все вспомнил, обнял М. и назвал ее своей единственной невестой]: Hyltén-Cavallius, Stephens 1848: 255-274; шведы [девушка попадает в дом демонического существа; там ей либо велено есть человечину (человеческую ногу), либо запрещено входить в определенную комнату; человечина отвечает из живота кошки; кровь с оброненного ключа невозможно смыть; хозяин убивает девушку; то же со средней сестрой; младшей помогает кошка; она находит мазь оживить сестер; отправляет их в сундуке как подарок домой и спасается сама тем же способом; иногда она улетает в платье из перьев, оставив в постели куклу]: Liungman 1961, № 311: 56-57.

Волга – Пермь. Башкиры [старшая дочь купца просит привезти шарф, средняя – невиданный фрукт, младшая – кошку; купец не может найти фрукт, Шейх дает с условием отдать среднюю дочь ему в жены; просит жену подать мясо и есть вместе с ним, в котле человечина; жена не ест, прячет за пазуху, Шейх просит плясать, мясо вываливается, он вешает жену за волосы в 41-ой комнате; то же со старшей сестрой; младшая скармливает мясо кошке, пляшет, Шейх признает ее женой, велит не заглядывать в запретную комнату; она отпирает ее, освобождает сестер; они достают из сундука летающую лодку и драгоценные камни, улетают; на младшей женится царевич, на старших сыновья визиря; жена царевича просит построить башню, ее охраняют лев, тигр, волк и медведь; Шейх усыпил их, пришел к жене; она слышит шепот: отдай любимую, спасешься! Она сталкивает Шейха с лестницы, проснувшиеся звери убивают его; женщина рожает дочь, отдает ее, непонятно кому; велит, чтобы ее следы золотой и серебряный, смех – розы, плач – огонь; эту девушку мачеха везет в жены царевичу, дает воды в обмен за глаза, сталкивает в море, подменяет своей дочерью; царевич разочарован; слепую находит в лесу старик, она посылает его продать во дворец розы, он выменивает их у злой мачехи на глаза девушки; царевич женится на ней, дочь мачехи привязали к хвосту коня]: Бараг 1989, № 8: 65-69.