Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L65c1. Сестры улетают от людоедки. (.36.39.)

Три или более сестер обладают способностью взлететь и улетают от людоедки – их старшей сестры или матери. Лишь младшая спасается.

Эвены, эвены Камчатки, лесные и тундровые (?) юкагиры.

Восточная Сибирь. Эвены [живут 5 сестер, старшая Нэрук заботится о младшей Чимчэн; превращается в великаншу-людоедку, пожирает людей и оленей; Ч. рассказывает об этом старшим сестрам, те долго не верят; когда Н. появляется, каждая из старших сестер пытается улететь на одном из бытовых предметов (доска, палка и пр.), они падают в пасть Н.; Ч. улетает на чирке, прилетает к Эергэгену, остается женой, родила сына; появляется Н., Ч. втыкает в землю клещи, возникает прочный стол и она наверху, Н. не может ее достать; Э. подходит, велит ей открыть пасть, стреляет, голова Н. раскалывается, живыми выходят сама Н., какой была прежде, и все проглоченные люди и животные; Н. выходит за человека, которого она в образе чудовища ранее съела]: Лаврилье, Матич 2013: 79-118; эвены Камчатки [три сестры живут с матерью или мачехой (рассказчица путается); младшая видит, как та ночью уходит, приносит человеческую ногу и ест ее; младшая велит сестрам одеться легко, чтобы лететь, но те надевают красивую одежду, людоедка их догоняет, проглатывает; младшая оказалась на небе, вышла замуж, родила сына; тот нарушает запрет отца идти в определенную сторону; бревно превращается в старуху, та велит мальчику подойти, она его поцелует; он рассказывает об этом родителям, мать велит привести старуху; муж просит старуху открыть рот, бросает туда ребенка и жену, затем бросает старуху в костер; (жена и ребенок возродились?); они откочевали и стали жить счастливо]: Кастен, Авак 2014: 22-33.

СВ Азия. Лесные юкагиры : Иохельсон 1900, № 94 (р. Коркодон) [три сестры остались одни; по очереди ходят за дровами; стали перебрасывать друг другу мышь, засмеялись, увидели на зубах у старшей сестры человеческое мясо; когда та ушла, сестры сожгли ее крылья, надели свои, полетели, увидели, как старшая грызет череп их отца; старшая бросила в среднюю ножны ножа, они притянули ее к земле, она съела ее; младшая вышла за сына старика, родила сына; две старшие сестры пришли, оцарапали щеки мальчика; мать взяла его, поднялась на помост; старшие стали грызть опоры помоста; муж младшей прыгнул на копье на помост, велел старшим открыть рот, обещал бросить туда сестру; одной бросил в рот копье, другой стрелы, убил их]: 202-206; Жукова, Прокопьева 1991, № 19 (с. Нелемное Верхнеколымского улуса Якутии) [у трех сестер умерли родители; старшая стала куда-то уходить, перестала разговаривать и улыбаться; сестры решили ее рассмешить; поймали мышь, зашили ей глаза и выпустили; старшая сестра улыбнулась, младшие увидели у нее во рту волосы; потом за ней проследили и выяснили, что она стала людоедкой – ходила на могилы родителей и грызла их головы; младшие побежали от нее, достигли морского берега и улетели на нинбах (доски для кройки кожи и меха)]: 157-158; русифицированные, вероятно, тундровые юкагиры (с. Походск Нижнеколымского р-на) [младшая из трех сестер голодна, старшая советует ей поесть сушеной рыбы, смеется, две сестры видят мясо у ней на зубах; обнаруживают, что она вырыла и сожрала трупы их умерших родителей; просят гусей бросить им перья, улетают; средняя сестра оглядывается, слыша голос старшей, падает в ее раскрытую пасть; младшая спасается, выходит замуж, рожает сына и дочь; старшая приходит, откусывает детям губы, пожирает девочку; мать с мальчиком прячутся в ящике, делают его железным; отец убивает монстра, сжигает останки]: Bogoras 1918, № 11: 67-69.