Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L94C. Принесенные в жертву сын или дочь. .12.15.17.27.

Если божество дарует победу, человек обещает принести ему в жертву того, кто дома первым выйдет навстречу. Выходят сын или дочь.

Йоруба, латиняне, Ветхий Завет, Древняя Греция.

Западная Африка. Йоруба [после ссоры Одудувы и Обаталы последний был изгнан из Ифе; спустя много лет Обатала вернулся в город, но часть его сторонников осталась жить в лесу; место, где они разбили лагерь, получило название игбо-игбо, а сами они стали называть себя игбо; они оделись с головы до ног в доспехи из древесной коры и принялись совершать регулярные набеги на Ифе, подбираясь к городу около ручья Эсинмерин и убивая жителей дубинками; Мореми решила спасти Иле-Ифе от ежегодного бедствия; оракул Ифа благословил ее на подвиг с одним условием: в случае успеха своей миссии она должна принести в жертву богам первое живое существо, которое встретит ее, когда она возвратится домой из игбо-игбо; М. отправилась в лес, дала себя похитить и досталась в качестве военной добычи предводителю игбо; пленившись красотой М., он рассказал ей, что войско игбо может не устоять, если напасть на него с горящими факелами, которые сожгут деревянные доспехи воинов; выведав эту тайну, М. сбежала и добралась до родного дома в Ифе, где первым, кто встретил ее, был ее единственный сын Эла; М. была настолько рада, что не вспомнила о данной ею клятве; благодаря ее указаниям, войско игбо было разбито; ручей Эсинмерин вышел из берегов, угрожая затопить город; боги гневались, ибо М. не сдержала клятву; оракул Ифа сказал, что М. должна принести в жертву божеству ручья своего сына Элу; после того как жертвоприношение было сделано, Эсинмерин вошел в прежние берега; в память о М. и ее жертве в Иле-Ифе устраивается второй по значимости и размаху праздник ежегодного традиционного праздничного цикла; на время праздника прекращается работа на сельскохозяйственных участках, сокращается рыночная торговля и всякая деловая активность; игра на барабанах в эти дни запрещена в знак того, что народ Ифе скорбит о безвременной кончине сына М.]: Кочакова 2008: 20-21.

Южная Европа. Латиняне {в повествованиях об Идоменее, зафиксированных греческими источниками, этот мотив, по-видимому, не встречается}: Serv. Aen. III. 121, XI. 264 [комментарии Мавра Сервия Гонората (конец IV в.) к «Энеиде» Вергилия: 1) «Идоменей, происходящий из семени Девкалиона, царь критян, возвращаясь после разрушения Трои, во время бури дал обет принести в жертву то, что ему прежде всего встретится на пути. Произошло так, что ему прежде всего встретился сын. Когда он принес его в жертву (как говорят одни) или когда он только захотел принести его в жертву (как говорят другие), после этого началась чума. Изгнанный своими гражданами из царства, он занял мыс Саллентин в Калабрии, близ которого он и основал город…» (пер. А.Ф. Лосева); 2) царь критян Идоменей во время бури поклялся Нептуну, что принесет в жертву первое, что встретит; первым ему встретился сын; по словам одних, он принес его в жертву, а по словам другим, хотел это сделать]; I Myth. Vat. II. 93. 1-3 [«Первый Ватиканский мифограф» (составлен на рубеже I-II тыс. неизвестным средневековым компилятором): «Когда Идоменей, царь критян, возвращался после разорения Трои, он во время бури поклялся принести в жертву первое, что встретит. И вот получилось, что первым встретился ему его сын. Когда он, по словам одних, принес его в жертву, а по словам других, хотел принести, он был изгнан гражданами из царства и направился к мысу Саленту в Калабрии. Возле него он основал город и “с войском своим овладел Салентинской равниной”» (взято из Serv. Aen. III. 121; пер. В.Н. Ярхо)].

Передняя Азия. Ветхий Завет [Иеффай, обратившись в Богу, обещал, что если он одержит победу над моавитянами, то вознесет на всесожжение то, что первым выйдет к нему из ворот его дома; первой вышла единственная дочь; она испросила разрешения оплакать в горах свое девство вместе с подругами, после чего И. исполнил обещанное; и вошло в обычай, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году]: Судей 11.30-40.

Балканы. Древняя Греция [«О реках» Лжеплутарха (II в.): «Меандр это река в Азии; раньше она называлась Поднимающейся, потому что она одна из всех рек, начинаясь от своих истоков, течет туда же обратно. Меандром же она была названа из-за Меандра, сына Керкафа и Анаксибии. Воюя с жителями Пессинунта, он принес обет Матери Богов, что если он одержит победу, то принесет в жертву первого, кто приветствует его, возвращающегося с трофеями. Когда он возвращался, первым его приветствовали его сын Архелай с матерью и сестрой. Вспомнив об обете, Меандр был вынужден привести родных к алтарям. Впав из-за совершенного в отчаяние, он бросился в реку Поднимающуюся, которая поэтому стала называться Меандром, как рассказывает Тимолай в первой книге сочинения “О Фригии”. Упоминает об этом и Агафокл Самосский в “Пессинунтской политии”» (пер. Д.О. Торшилова)]: Ps.-Plut. De fluv. IX. 1.