Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

N35. Кисельные берега. .28.31.31.

Где-то текут молочные реки с берегами из киселя (каши) – знак (невозможного в реальности) изобилия. Ср. мотив H16B.

Русские (Терский берег, Архангельская, Олонецкая(?), Вологодская, Курская), белорусы, скандинавы, карелы, вепсы, эстонцы, мордва.

Средняя Европа. Русские (Терский берег) [царь ходил, выбирал невесту, под окошком подслушал разговор трех сестер; первая: если б я была царица, то наткала бы полотна на весь мир; вторая: наварила пива; в трех брюхах принесла бы 9 богатырей, по колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре, во лбу солнце, в затылке месяц, по косицам мелки звездочки, за ушмы-то светлы зори замыкаются; царь женился на последней, уехал; царица родила трех сыновей, баба-яга их украла; то же во второй раз; на третий раз одного мать заплела себе в косы; баба-яга подменила письма, царицу бросили в бочке в море; бочку выбросило на берег, разбило; утром церковь, дома; калики перехожие удивляются: были болота, стали палаты белокаменные и мосты калиновые; сын стал мушкой-побрякушкой, полетел с каликами, все слышал; те рассказали царю о чуде; сестра царицы: у нашей тетушки берега кисельные, река молока, ложка красная; мушка-побрякушка выклевал ей глаз; утром у них с матерью река молока и т.д.; на следующий раз: бык-третьяк, на хвосте баня, под хвостом озеро, на рогах церковь; третья баба: у нашей тетушки в чистом поле 8 молодцов, по колен ноги в золоте (и т.д.); мушка-побрякушка оторвал ей кусок носа, прилетел к матери, та объясняет, что это его братья, унесенные бабой-ягой; дала калачиков; сын прилетел к дому в поле; там 8 голубей, ночью превращаются в молодцев; они все прилетели к матери, стали хорошо жить; калики рассказывают об этом царю; тот переехал к детям, оставил им царство]: Балашов 1970, № 46: 155-160; русские (Архангельская, поморы) [царь приказал погасить огни в городе; послал сына искать жену там, где огонь не будет погашен; Иван-царевич подслушивает у окошка разговор трех сестер; каждая рассказывает, что она сделает, если И. возьмет ее замуж; одна соткет ковер с вышитым на нем самолетом; другая вышьет шелком полотенце; младшая трижды родит по три сына, во лбу солнце, на затылке месяц, по косицам частые мелкие звездочки; Яженя вызвалась быть повитухой; подменила детей котятами (детей отнесла в чисто поле); щенятами; снова щенятами; детей обратила в волков; последнего роженица спрятала у себя в косе; Я. уговорила И. бросить царицу в бочке в море; ее выбросило на остров, сын выбил дно, создал дворец; обернулся комаром, подслушал рассказ матросов о чудесном дворце на острове; Я.: у моего брата есть бык, на хвосте баня, на спине озеро, на рогах дворец; сын создает такого быка у себя; в следующий раз: озеро хрустальное, берега кисельные , ложки серебряные, убыли нет; на третий раз: 8 сынков что ясные соколы, днем волки, а ночью молодцы; мать испекла колобки на парном молоке, велела сыну отнести их под ель; братья съели, молоко на губах, больше в волков не превращались; поздоровались с девятым братом, стали жить вместе с матерью; царь приехал, узнал жену; Я. засмолили в бочку, плавает до сих пор]: Разумова, Сенькина 1987: 144-148; русские (Север – Олонецкая?) [Маша работящая, ее сестра Даша ленива; уходя на ярмарку, родители велят им приглядывать за младшим сыном Иванушкой; гуси-лебеди уносят того на крыльях; Даша бежит следом, отказывается съесть ржаного пирожка у Печки, кислого яблока у Яблони, отведать молока, киселя у Молочной реки с кисельными берегами; Еж указывает, где изба Бабы-Яги, в ней Иванушка играет с золотыми яблоками; Даша хватает его, бежит, Речка, Яблоня, Печка отказываются укрыть, гуси-лебеди отнимают Иванушку; Маша ест пирожок, яблоко, кисель; Речка, Яблоня, Печка прячут ее, гуси-лебеди прекращают преследование]: Карнаухова 1948: 78-83; русские (Вологодская) [после смерти родителей Иван живет с теткой; та трижды дает ему сто рублей, он купил собаку, кошку, змею; змея ведет к своей матери, велит брать в награду с правой руки кольцо; И. просит тетку высватать дочь царя Марью; царь требует дом как у него, работники из кольца исполняют; хрустальный мост, молочную реку с кисельными берегами, на мосту садки, в садках птички, а поедут к венцу, яблони чтоб цвели; все исполнено, И. получил М.; М. расспросила про кольцо, пощекотала у И. в носу, кольцо выпало изо рта, М. велела отнести И. на болото, а ее – к отцу; к И. пришли кошка с собакой; кошка пощекотала у М. в ноздре, та выплюнула кольцо; собака плывет через реку, кошка на собаке, уронила кольцо, рыба проглотила, рыбаки поймали рыбу, кошка получила кишки, принесла кольцо И., тот простил М.]: Смирнов 1917, № 34: 187-191; русские (Курская) [уходя, родители велят дочке беречь братца; та заигралась, гуси-лебеди унесли Ивашечку, сестра бросается догонять; печка просит съесть ее пирожка, яблоня – ее дикое яблоко, молочная река с кисельными берегами – молока с киселем; девочка каждый раз отвечает, что у ее батюшки и пшеничные не едятся, и садовые, и сливочки; они не указывают дорогу; еж указал; сестра схватила братца, гуси-лебеди следом; пришлось отведать того, что предлагали, речка, яблоня, печка спрятали; сестра с братцем прибежала домой, родители вернулись]: Афанасьев 1984, № 113: 185-186; русские (место записи неизвестно) [«В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича. Сотряслась беда немалая – утащил царицу нечистый дух»]: Афанасьев 1984(1), № 130: 195; белорусы (д. Николаевск, кр. Аникен Кавунов, 50 л., неграмотный) [Жил царь, захотел жениться − поехал в чужие края. Три раза ездил в другие царства – не нашел себе жены. Возвращается из третьего царства, заезжает в деревню, ночует у мужика. Повел его кучер лошадей поить да отпустил ведро. Смотрит – везде темно, в одной только хате светится. Пошел туда за ведром, подходит к окошку, видит – три девицы сидят беседуют. Говорят про царя-жениха и что краше их он невест не найдет. Старшая говорит, что кабы ее взял в жены, она б всю его армию хлебом одним накормила; средняя говорит, что кабы ее взял, она б всю его армию одной иголкой обшила, а младшая говорит, что кабы ее взял, она б ему родила 12 сыновей-соколов: «во лбу месяц, на затылке – звезда, по локоть руки в серебре!» Кучер, не став ведра просить, докладывает обо всем царю. Царь идет свататься, выбирает себе меньшую и везет ее к себе в царство. Вот живут они, забеременела его жена. «Тут сделалась тревога», и царю надо ехать из города. Наказывает он жене писать ему, коли родит кого, и уезжает. Через 2 месяца рожает она 12 сыновей-соколов, пишет письмо царю и отправляет к нему гонца. Узнали сестры, что сестра родила − купили себе по дороге шинки. Заезжает гонец к старшей сестре в шинок, она допытывается, что у него за поручение, отправляет его в баню, а сама подменяет письма, написав царю, что «родила тебе, мой милый, 12 штук – кошачьи лапки, мышиные хвосты, собачьи рты». На другую ночь останавливается гонец в другом шинке, а там средняя сестра. Тоже допыталась до дела его, послала в баню, а сама письмо подменила. Да еще похуже старшей понаписала. Приезжает гонец к царю, царь письмо читает, плачет, пишет ответ – чтоб дожидалась его жена. На обратном пути гонец опять заезжает к обеим сестрам в шинки, они снова отправляют его в баню и подменяют письма (одно хуже другого), чтобы сгубить сестру с сыновьями. Приносит гонец письмо царице, та читает, плачет, да делать нечего. Велит сделать бочку с железными обручами, сажает туда 11 сыновей – «коли я не грешная душа, жить будете!» − и пускает их в море. Сама берет меньшого 12-ого сына, идет из царства, находит монастырь и там сказывается работницей, а сына в ученье отдает. Учится он быстро – «так выучился за один год, как другие 10 лет учатся». Вырос он большой и зовет мать из монастыря – хочет дом свой делать. Пришли они к морю, выстроили себе дом и занялись торговлею. Шли той дорогой извозчики, да ожеребилась у них кобыла – подарили они того жеребенка царевичу. Приезжали корабельщики, он их угощает-привечает. Идет их провожать, заходит к своему коню. А тот ему говорит – залезь на меня да упади с меня, обратишься ты голубем, лети к корабельщику, садись к нему на правое плечо, принесет он тебя в царские палаты, а ты слушай, что царь с царицей говорить будут (это старшая сестра его женой стала). Так он и сделал. Рассказал корабельщик царю про вдову и ее сына, краше которого не сыскать, что устроили они себе дом на другом берегу моря. Царь хочет ехать, но жена отговаривает – разве это диво! Рассказывает про другое диво – дуб, на нем 12 петухов, на каждом петухе по светлице, в каждой светлице по 12 девиц, шьют они одежду дорогую и выкидывают – некому ее носить. Голубь все слышит и летит обратно. Прилетает к коню, садится на него и падает, оборачивается человеком. Конь спрашивает, о чем говорили царь с царицей. Иван пересказывает и просит коня помочь ему достать это диво. Конь велит Ивану просить материнского благословения и трогаться в путь. Так он и делает. Приезжает Иван на своем коне к тому дубу, говорит ему, что не на том месте он стоит, а кабы пошел он к нему в царство, там бы все эту одежду носили и «и за тебя Бога просили!» Дуб соглашается и идет за Иваном. Все дивятся на чудо. Этот сюжет (приезд корабельщиков – совет с конем – полет голубем – подслушанный разговор царя, царицы и корабельщика – желание царя ехать смотреть диво – отговорки жены и ее рассказ о новом чуде – возвращение голубя – совет с конем – получение материнского благословения – поездка за чудом – чудо охотно идет в царство Ивана) повторяется затем еще 5 раз (т.е. всего 6). После (1) дуба другие чудеса: (2) столб, на столбе кукушка: «що кукня, дак солдатъ из яе пукня» – и с конем, и с седлом, и на войну готов, только есть им нечего, помирают голодной смертью; (3) дикий кабан рылом пашет, копытами боронит, хвостом сеет, в 3 дня хлеб поспевает, только есть его некому, так и погибает; (4) река – кисельные берега, «приди – покушай, и сумки ня рушай!» Её поедаешь, она вновь зарастает; (5) 11 братьев в келье у моря − живут и не знают, что они братья от одной матери и одного отца; (6) мост от царского крыльца до дворца Ивана, «золотая мостничка да серебряная, столбы стоят, фонари горят, жар-птицы поют». Собранные в царстве Ивана, чудеса уже работают не вхолостую: «Дуб одежду шьет, кукушка кукует, солдаты выскакивают, одежду надевают, кабан хлеб засевает, солдат хлеба поест, идет к реке – пришел, поел, пошел жито жать, в цагельню (кирпичный завод или карьер с глиной – К. Б.) разную работу делать». Отличия в случаях (5) и (6): (5) выслушав рассказ Ивана про чудо с 11 братьями в одной келье, конь советует ему просить у матери не просто благословения, а чтоб она из своего грудного молока испекла просвиру; Иван приезжает к келье, конь советует ему зайти внутрь и вместо той просвиры, что будет на столе, положить свою, из материнского молока, а самому спрятаться. Так он и сделал. Приплывает из моря бочка, из нее выходят 11 молодцев, заходят в келью, старший делит просвиру на 11 частей, все едят, глядят друг на друга, плачут, признают себя братьями, просят выйти того, кто им просвиру принес, выходит Иван, все целуются, и вот их уже 12 братьев вместе; Иван садится на коня, братья – в бочку, и едут к нему в царство, мать встречает их, пир. (6) Корабельщик рассказывает царю, что в царстве Ивана уже не 1 дивный хлопчик, а 12, царь хочет ехать, жена говорит, что по морю им идти опасно, потонут, а кабы был мост… (см. описание выше); выслушав рассказ Ивана об этом задании, конь советует ему идти к братьям и сказать им, чтоб «старые книги до рассвета читали и верно Богу молились», а сам он чтоб «взял топор, ступал во двор, колы тесал, в землю вбивал, старался так, чтоб кровь с него лилась». Так он и сделал − к рассвету мост был готов. Царь-отец запряг лошадей и поехал по мосту, встретили его хлебом-солью, собрался он уезжать, а мать 12 богатырей дает ему книгу, что сама писала, как с его двора ушла, царь читает и отрубает второй жене голову – жизнь наладилась]: Романов 1901, № 19(17): 169−178.

Балтоскандия. Скандинавы [«книга о заселении земли» Стурлы Тордассона (1214-1284 гг.): «Когда их расспрашивали о новой земле {об Исландии}, Флоки отзывался о ней дурно, Херьольв говорил и о хорошем, и о худом, а Торольв рассказывал, что в стране, которую они нашли, текут молочные реки с кисельными берегами, – за это его прозвали Торольв – Молочная река»]: Маркелова 2014: 351; карелы (Калевальский р-н) [уходя в гости, родители пятилетней девочки велят ей следить за трехлетним братцем, не выпускать его из дома; девочка пошла играть, гуси унесли мальчика; девочка бежит его искать; гусь просит выщипать ему перья, девочка отвечает, что слаба и не может; печка просит съесть ее пироги, девочка говорит, что ей некогда; молочная река – кисельные берега просит попробовать молока, киселя; девочка попробовала, оказалась в избушке, там братец играет с игрушками, которые гуси ему приносят; девочка хватает братца и бежит назад; они моели молока, киселя, оказались на другом берегу реки; поели пирогов из печки; девочка собралась с силами, ощипала гуся; принесла братца домой]: Онегина 2012, № 28: 279-281; вепсы [в текстах на сюжет «Чудесные дети» встречаются следующие описания: «Вдруг появилась река, а в ней течет молоко и кисель» (со ссылкой на Näytteitä vepsän murteista / Keränneet ja julkaisseet Lauri Kettunen ja Paavo Siro. Helsinki, 1935) и «Появилась река, а в ней течет вино, мед и молоко» (фоноархив ИЯЛИ КНЦ)]: Онегина, Зайцева 1996: 12; эстонцы [поговорка: Piimajõed, pudrumäed («реки молока, горы каши»)]: Õim 2016.

Волга – Пермь. Мордва (эрзя) [родители велят дочке следить за братцем; двое диких гусей его унесли; девочка бросилась догонять; печь просит отведать хлеб, дикая яблоня – яблок, молочная река с кисельными берегами – киселя; девочка делает, как ее просят; ежик указывает дорогу; в доме Яга спит, братец играет с золотым яичком; сестра его схватила, побежала назад; снова исполняет просьбы реки и пр., те прячут от преследующих гусей]: Евсевьев 1964, № 41: 288-289.