И.С. Надбитова
Указатель сюжетов
калмыцких волшебных сказок
Калмыки – монголоязычный
народ; Республика
Калмыкия находится в южной части РФ,
территориально соседствует с Астраханской,
Волгоградской, Ростовской областями,
а также Ставропольским краем и Республикой
Дагестан. По этническому составу калмыки
делятся на 4 группы (дербеты, торгуты,
бузавы, хошуды), внутри которых имеется
еще и множество родовых разделений. Еще
с XVII-го
в. калмыки привлекали внимание западных
и отечественных ученых этнографов,
фольклористов, писателей, среди которых
Н.Я. Бичурин,
А.А. Бобровников, Б.Я. Владимирцов, И.А.
Житецкий, В.Л. Котвич, А.М. Позднеев,
А.В. Попов, Н.Н. Поппе, Г.И. Рамстедт
и др.
Первой публикацией
калмыцких сказок является работа
Беньямина Бергманна, изданная в 1804 г. в
Риге на немецком языке (Бергманн 1804,
1805). Составитель представил перевод
одной из эпических песен «Джангара»,
легенду и 13 сказок из сборника «Сиддиту
кюр» («Волшебный мертвец»).
При подготовке
указателя сюжетов калмыцких волшебных
сказок были использованы данные
каталогов АТ, АА, СУС. Сюжетные типы
сказок представлены в следующих разделах:
300-399 – Чудесный
противник
400-459 – Чудесный
супруг, брат и др.
460-499 – Чудесная
задача
500-559 – Чудесный
помощник
560-649 – Чудесный
предмет
650-699 – Чудесная сила
или знание (умение)
700-749 – Прочие чудесные
моменты
300-399 «Чудесный
противник»
300А. «Победитель
змея (освобождение царевны)»
Герой спасает ханскую дочь от змея,
женится на ней.
СКС 1899, с. 23-33; КНС
1961, с. 56-76; ХТ 1968, с. 136-142; ХТ 1972, с. 129-145; АЗТ
1995, с. 33-38.
300В «Битва с
чудовищем». Герой
побеждает обитателей иного мира –
чудовищ, старух, ведьм, шулмусов.
Лер
1873, с.15-18; СКС 1899, с. 23-33; Рамстедт 1909-1919,
с. 31-48; НТК 1940, с. 195-209; КНС 1961, с. 56-76; КС
1962, с. 24-27; там же, с. 31-46; ХТ 1961, с. 159-164; там
же, с. 168-173; ХТ 1972, с. 120-128; там же, с. 150-163;
там же, с. 171-175; ХТ 1974, с. 15-18; там же, с.
27-32; АЗТ 1995, с. 15-19; там же, с. 33-38; НА КИГИ
РАН ф. 5, оп.2, ед.хр.65.
301. «Подземный
мир».
Герой в пути встречает помощников
(спутников); вместе живут, охотятся.
Старичок с бородой до колен (старуха)
избивает спутников героя. Тот спускается
в нижний мир, сражается с мангусом,
освобождает красавиц. Несмотря на
предательство спутников, юноша выбирается
оттуда с помощью благодарной птицы
Хан-Гаруди (Ср. АТ 300 А).
ХТ
1974, с. 18-27;
ВМ 1958, с. 31-37; ХТ
1961, с. 159-164.
302 «Место внешней
души противника».
Герой узнает от девушки (пленницы), или
во время битвы ему подсказывает птица
(сорока, воробей) о том, где скрыта душа
противника, находит и побеждает врага.
НА КИГИ РАН, ф. 3, оп.
2, ед.хр. 151; СКС 1899, с. 6-9; НТК 1940, с. 215-217; КС
1962, с. 54-57; МД 1964, с. 39-61; ХТ 1972, с. 120-145; СЛ
2002, с. 40-42.
303. «Два брата».
Мачеха притворяется больной и хочет
уничтожить пасынка. Младший предупреждает
об этом старшего брата, вместе уходят
из дома. В пути один умирает, второй
становится сыном старого отшельника,
который оживляет младшего брата. Старший
брат женится на царской дочери, вместе
с младшим братом они возвращаются домой.
Мачеха, увидев их, умирает.
ВМ 1958, с. 47-54.
312. «Братья спасают
сестру от чудовища».
Братья уходят на охоту,
сестру
похищает мангус (чудовище). Спасают
сестру: 1-й находит облако, за которым
прячется чудовище, 2-й стреляет в него
из лука, тот выпускает из рук девушку,
ее подхватывает на земле 3-й брат; все
остаются живы.
НА
КИГИ РАН, ф. 3, оп. 2, ед.хр. 146; Попов 1938, с.
24-26; КС 1959, с. 13-16; КС 1961, с. 24-28; КС 1962, с.
24-27.
313. «Чудесное
бегство (с превращениями)».
Юноша обещан змею. Девушка помогает ему
бежать, они превращаются в различные
животные и предметы. Змей пьет воду,
погибает. Юноша возвращается домой,
забывает о жене. Девушка напоминает о
себе; снова вместе. Начало сказок этого
типа – АТ 222В* «Мышь и воробей».
НА
КИГИ РАН, ф. 3, оп. 2, ед.хр. 147; ХТ 1968, с.
33-41, там же, с.163-166;
БСТ
2008, с. 73-79.
313 I.
«Бегство с помощью бросания чудесных
предметов».
Герои попадают к ведьме, узнают, что их
хотят съесть, убегают, спасаясь с помощью
бросания чудесных предметов, которые
превращаются в лес, гору, реку.
ХТ 1961, с. 96-106.; КС
1962, с. 183-190; МД 1964, с. 101-106; ХТ 1968, с. 33-41; ХТ
1972, с. 145-149.
315. «Звериное
молоко».
Мать (сестра) по наущению любовника
притворяется больной, посылает сына
(брата) за молоком тигрицы; выполнить
поручение герою помогает жена.
Позднеев 1891, с. 17-48;
МД 1964, с. 115-129; ХТ 1972, с. 186-198.
325. «Хитрая наука»:
родители отдают сына (сыновей) багши
(учителю) или мусу, который учит его
волшебству. На испытании родители трижды
узнают сына. Отец продает чудовищу сына,
обернувшегося конем, нарушает запрет
(отдает уздечку). Превращаясь в различных
животных, юноша скрывается от погони,
убивает чудовище (муса).
СК 1960, с. 7-10; МД 1964,
с. 61-78; ХТ 1972, с. 203-208; БСТ 2008, с. 21-39.
327. «Брат и сестра
у ведьмы».
Хан-вдовец женится на красавице-ведьме.
Мачеха притворяется больной, хочет
уничтожить детей хана. Их спасает слуга
или умершая мать, направляет к своим
родственникам. Через много лет дети
возвращаются домой, уничтожают мачеху,
спасают отца, возглавляют страну.
НА КИГИ РАН, ф. 3, оп.
2, ед.хр. 143; там же, ф. 3, оп. 2, ед.хр. 147; там
же, ф. 5, оп. 2, ед. хр. 136; СК 1960, с. 53-58; МД
1964, с. 160-167; ХТ 1968, с. 239-247; ХТ 1972, с. 150-162; ХТ
1974, с. 32-40; там же, с. 66-71; БСТ 2008, с. 79-87.
329. «Испытание
прятаньем». Кто
сможет спрятаться от ханской дочери,
возьмет ее в жены. Герой с помощью
благодарных животных (сайгак, щука,
птица Хан Гаруди) пытается укрыться от
нее, она находит. Старейшины ханства
просят дать еще один шанс. Лиса помогает
юноше спрятаться, он женится на девушке.
ХФ 1941, с. 119-122.; ХТ
1961, с. 102-104; МД 1964, с. 175-178.
362. Встреча с чертом.
Человек
встречает черта, дает одежду, в карманы
всыпает зерно и по следу приходит к
пещере. Подслушивает разговор о том,
как можно вылечить царского сына. При
следующей встрече черт просит человека
присмотреть за мешком, которым он
насылает болезни на людей. Мужчина
забирает мешок, перед смертью разрезает
на части и выбрасывает. Черт находит
куски, соединив их, снова вредит людям.
ВМ 1958, с. 138-142.
400-459 «Чудесный
супруг (супруга или иной родственник)»
400. «Жена ищет
исчезнувшего мужа (муж ищет жену)».
Жена (муж) нарушает запрет, он исчезает,
та отправляется на поиски, благодаря
чудесной помощи, находит. Ср. АТ 433.
НА КИГИ РАН, ф. 3, оп.
2, ед.хр. 150; там же, ф. 3, оп. 2, ед. хр. 141; ф.5,
оп.2, ед. хр. 136; Рамстедт 1909-1919, с. 120-138; СК
1960, с. 77-81; ХТ 1961, с. 204-206; ХТ 1974, с. 11-15; АЗТ
1995, с. 72-78; БСТ 2008, с. 87-93.
401. «Девушка-лань».
Девушка рождена
от связи отшельника и лани. Царь
влюбляется, женится. Жены правителя
клевещут на девушку, выгоняют. Та под
видом монахини приходит во дворец, царь
слышит покаяние виновной, наказывает.
ВМ 1958, с. 97-110; ХТ 1968,
с. 233-239; БСТ 2008, с. 93-97.
403А.
«Подмененная невеста или жена».
Ханский сын сватается к падчерице,
мачеха толкает ее в озеро, выдает за
царевича свою дочь. Падчерица превращается
в различные одушевленные и неодушевленные
предметы (озеро, верблюжонок, тополь,
щепка, трубка, девочка). На ханском пиру
героиня рассказывает «сказку» о себе,
ханский сын узнает ее, виновных наказывают.
НА
КИГИ РАН, ф. 8, оп. 1, ед.хр. 36; там же, ф. 5,
оп. 2, ед.хр. 88; ХТ 1961, с. 91-93; МД 1964, с. 130-135;
ХТ
1974, с.71-74; СЛ 2002, с.138-141, там же, с.176-177.
403В.
То же самое, только без эпизода превращения
героини.
Ханский сын влюбляется в дочь бедного
старика и просит привезти ее. Старуха-соседка
вместе с родной дочерью везет девочку
во дворец. Проголодавшись, героиня
просит у них поесть, те продают еду за
глаза. Слепую бросают у колодца, ее
находят бездетные старик и старуха.
Девушка шьет красивый кошель, отправляет
названного отца продать его за два
глаза. Старуха (теща) отдает глаза девочки
ханскому сыну, тот покупает кошель. Душа
девушки находится в рыбе-таймень, старуха
убивает рыбу (желчный пузырь забирает
ханский сын), героиня умирает. Приемные
родители оставляют ее в стеклянном
дворце. Ожив, она рассказывает о себе,
виновных наказывают.
ХФ 1941, с. 257-260; ХТ
1961, с. 35-39; МД 1964, с. 239-246.
430. «Юноша-бык».
Герой рожден с бычьими рогами и длинным
хвостом. Отец изгоняет его из дома, он
встречает спутников, вместе живут;
приходит старуха, юноша сражается с
ней. Она вырывается, тот спускается за
ней в подземелье (Ср. АТ 301). Выбравшись
оттуда по дереву, он встречает девушку,
которая влюбляется и освобождает его
от чар.
Лер 1873, с. 13-18; СКС
1899, с. 87-93; КС 1962, с. 273-278; КС 1962, с. 87-93.
432. «Финист – ясный
сокол». Младшая
из сестер выходит замуж за белую птицу.
На пиру все обращают внимание на всадника
необыкновенной красоты. Соседка
подсказывает девушке, что это и есть ее
муж – белая птица, предлагает сжечь
птичью оболочку. После поджога муж
исчезает. Девушка находит его.
СКС 1899, с. 105-107; ВМ
1958, с. 58-62.
433. «Юноша-змея
(лягушка)».
Змей (лягушка) просит старика засватать
ханскую дочь. Выполнив трудные задачи
хана, женится. Коварные сестры девушки
сжигают оболочку ее мужа, герой исчезает.
Она находит и освобождает его; виновных
наказывают.
НА КИГИ РАН, ф. 3, оп.
2, ед.хр. 150; ХТ 1961, с. 204-206; ХТ 1974, с. 11-15; СЛ
2002, с. 114-117; БСТ 2008, с. 87-93.
449. «Царевна-собака».
В благодарность
за спасение сына царь драконов дарит
мужчине собаку, та по ночам превращается
в девушку. Муж сжигает шкуру. Несколько
волос, выпавшие из ее головы, попадают
в ковш служанки царя. Правитель приходит
за девушкой и забирает. С помощью хитрости
жены муж возвращает ее.
НА КИГИ РАН, ф. 5, оп.
2, ед.хр. 80; ВМ 1958, с. 145-151.
460-499 «Чудесная
задача»
460В.
«Путешествие к покровителю судьбы
(святому)». Герой
отправляется к заячи, по дороге встречает
людей, животных, которые рассказывают
ему о своих бедах и просят получить
ответы на вопросы.
НА КИГИ РАН ф. 5, оп.
2, ед.хр. 80; ХТ 1972, с. 208-211; АЗТ 1995, с. 62-66; СЛ
2002, с. 141-146.
465А. «Красавица-жена»:
Герой женится на красавице (девушка-лебедь,
девушка-волчица). Хан задает герою
трудные задачи (пойди туда, не знаю куда,
принести то, не знаю что); с помощью жены
герой справляется с поручениями.
Позднеев 1891, с. 17-48;
НА КИГИ РАН, ф. 5, оп. 2, ед.хр. 80; там же, ф.
3, оп. 2,ед.хр. 139; КС 1936, с. 79-87; НТК 1940, с.
211-214; ХФ 1941, с. 141-144; КС 1962, с. 63-66; там же,
с. 224-237; МД 1964, с. 115-129; ХТ 1972, с. 186-197; АЗТ
1995, с. 19-22; БСТ 2008, с. 39-47; там же, с. 50-64.
470. «В гостях у
мертвеца».
Младший брат следит за женой старшего
брата. Та к трупу, кормит. Ложка ломается,
кормит его своим языком. Мертвец
откусывает кончик языка и носа у женщины.
Вернувшись, жена обвиняет мужа. Младший
брат мужа рассказывает обо всем, женщину
наказывают.
ВМ 1958, с. 70-72.
500-559 «Чудесный
помощник»
508. «Благодарный
мертвец». У
престарелых родителей рождается сын.
Он едет на базар, по дороге выкупает
мертвеца, которого бьют за то, что при
жизни не вернул долги. Слуга спасает
юношу от опасностей. В конце выясняется,
что слуга – это душа спасенного
благодарного мертвеца.
Позднеев 1891, с. 2-17;
там же, 1896, с. 2-38; там же, с. 60-73; там же
1889, с. 307-347; НА КИГИ РАН, ф. 5, оп. 2, ед.хр.
81; КНС 1938, с. 1-38; НТК 1940, с. 220-237; ХФ 1941, с.
197-206; КНС 1961, с. 79-93; ХТ 1961, с. 121-127; КС 1962,
с. 80-90.
511. «Чудесная
корова».
Падчерица пасет коров, голодает. Ей
помогает покойная мать, корова. Мачеха
велит зарезать корову; падчерица
закапывает ее внутренности. Мачеха
убивает девушку и вместо нее выдает
замуж свою дочь. Падчерица превращается
в белого верблюжонка (дерево, щепку,
каплю крови, рыбу, трубку, девушку). На
пиру по просьбе ханского сына она
рассказывает «сказку» о себе. Он узнает
свою суженую; мачехину дочь наказывают.
НА КИГИ РАН, ф. 3, оп.
2, ед.хр. 148; ХФ 1941, с. 261-264; ХТ 1961, с.91-93.
513А. «Чудесные
искусники». Герой
отправляется в путь, встречает людей,
обладающими чудесными способностями
(Слухач, Набирающий в рот воду, Меткий
стрелок, Ловящий сайгаков, Передвигающий
горы); с их помощью женится на ханской
дочери (выполняет поручения хана).
СКС 1899, с. 6-9; НТК
1940, с. 215-217; КС 1962, с. 255-257; ХТ 1972, 78-85; там
же, с. 129-145; ХТ 1974, с. 18-27; АЗТ 1995, с. 89-94; СЛ
2002, с. 40-42, там же, с. 81-94.
518. «Обманутые
люди». Герой
встречает людей, которые спорят из-за
волшебных предметов (золотой ковер,
шапка-невидимка, меч, трость); хитростью
овладевает предметами.
СКС 1899, с. 81-84; Рамстедт
1909-1919, с. 29-31; ХФ 1940, с. 130-135; ХТ 1961, с. 67-71;
ХТ 1972, с. 150-163; СЛ 2002, с.117-122.
519. «Слепой и
безногий».
Старшие братья из зависти к младшему
лишают его ног и оставляют в степи. Он
встречает слепого и безрукого, покалеченных
старшими братьями. Похищают дочь хана;
в отсутствии братьев к девушке приходит
медноклювая старуха и выпивает кровь.
Узнав об этом, герой ловит старуху,
заставляет ее вернуть всем прежний
облик; убивают старуху.
Рамстедт 1909-1919, с.
31-48; НА КИГИ РАН, ф. 8, оп. 1, ед.хр. 73; там
же, ф. 5, оп. 2, ед.хр. 88; СКС 1899, с. 23-33; там
же, с. 34-43; НТК 1940, с. 195-209; КС 1962, с. 31-46; МД
1964, с. 106-115.
530. «Три коня в
подарок».
Просьбу отца стеречь могилу выполняет
только младший из братьев. В дар от отца
получает 3 волоска (кони), с помощью
которых женится на ханской дочери. Хан
поручает 3-м зятьям добыть мясо сайгака,
пригнать из верхнего мира табун лошадей,
привезти яйца лебедя, обитающего в
горах. Герой выполняет поручения,
разоблачает старших братьев; виновных
наказывают.
НА КИГИ РАН, ф. 5, оп.
2, ед.хр. 79; там же, ф. 5, оп. 2, ед.хр. 88; ХФ
1941, с. 122-129, там же, с. 268-272; ХТ 1961, с. 43-50;
там же, с. 107-110; МД 1964, с. 39-61, там же, 61-78;
ХТ 1968, с. 199-203; ХТ 1974, с. 57-66; СЛ 2002, с. 106-114.
531. «Чудесный конь»:
помогает герою (героине) советами в
трудных ситуациях. По поручению хана
герой добывает чудесные вещи (золотой
нож, птица, дочь Хозяина вод); купается
в кипящем молоке, становится красавцем,
женится, хан погибает в молоке.
НА КИГИ РАН, ф. 5, оп.
2, ед.хр. 81; там же, с. 81-86; там же, ф. 3, оп.
3,ед.хр. 151; СК 1960, с. 25-31; там же, с. 81-86; КНС
1961, с. 7-19; там же, с. 39-56; ХФ 1941, с. 268-272; ХТ
1961, с. 155-159; КС 1962, с. 158-166; там же, с. 170-183;
ХТ 1968, с. 20-25; ХТ 1974, с. 32-40; там же, с. 48-54;
СЛ 2002, с. 146-152; БСТ 2008, с. 64-73.
545. «Лиса».
Герой выполняет поручение змея (находит
дочь Хозяина вод), щадит лису, которая
помогает герою оставить красавицу себе,
справиться со змеем и стать правителем.
СКС 1899, с. 6-9; Рамстедт
1909-1919, с. 4; НТК 1940, с. 215-217; КС 1962, с. 54-57; СЛ
2002, с. 40-42.
551. «Лекарство для
отца». Сыновья
отправляются на поиски невиданных отцом
земель, достичь их удается младшему
брату. Старшие братья бросают героя в
подземелье. Возвращается домой, женится
на ханской дочери, братьев наказывают.
НА КИГИ РАН, ф. 5, оп.
2, ед.хр. 81; Позднеев 1886, с. 85; ХФ 1941, с.
253-256; СК 1960, с. 25-31; ХТ 1961, с. 155-158; КНС 1961,
с. 39-56; КС 1962, с. 170-183; ХТ 1968, с. 20-25; СЛ 2002,
с. 146-152; БСТ 2008, с. 64-73.
554. «Благодарные
животные».
Юноша щадит животных (медведь, мышь,
рыба, птица и др.); они помогают ему добыть
волшебный камень, выполнить трудные
поручения, выбраться из подземелья,
жениться на ханской дочери.
НА КИГИ РАН, ф. 3, оп.
2, ед.хр. 139; там же, ф. 5, оп. 2, ед.хр. 81; Лер
1873, с. 3-6; СКС 1899, с. 6-9; там же, с. 50-55; НТК
1940, с. 154-158; там же, с. 168-170; ХФ 1941, с. 119-122;
ВМ 1958, с. 81-88; ХТ 1961, с. 102-104; КС 1962, с. 54-57;
там же, с. 68-73; МД 1964, с. 175-178; АЗТ 1995, с. 5-7.
560-649 «Чудесный
предмет»
560.
«Волшебное кольцо».
Герой получает от спасенной им змеи
волшебное кольцо, женится на ханской
дочери. Та похищает кольцо, благодарные
животные (кошка, собака, мышь, рыба)
возвращают его герою (Ср. АТ 554).
ХФ 1941, с. 206-207; ХТ
1961, с. 128-130; КС 1962, с. 68-73.
560А.
«Чудесный камень».
Герой получает от спасенных им животных
(собака, кошка, медведь, обезьяна, мышь)
волшебный
камень
и женится на царевне, она похищает
камень, благодарные животные возвращают
его герою.
СКС
1899, с. 50-55; Попов 1938, с. 69-76; НТК 1940, с.
154-158; там же, с. 166-170; КС 1962, с. 108-113; КС 1962,
с. 283-288; там же, с. 257-261;
563.
«Чудесные дары». Герой
получает (от сороки и т.п.) волшебные
предметы; эти подарки дети подменивают
обычными предметами; чудесная колотушка
(войско) избивает похитителей, заставляя
вернуть дары.
МД 1964, с. 115-129; там
же, с. 150-156; ВМ 1958, с. 145-151; БСТ 2008, с. 50-64.
566.
«Чудесные яблоки (цветы)». Ханская
дочь отнимает волшебные предметы героя,
он находит яблоки (лотосы), съев которые
человек превращается в осла, и яблоки
(лотосы), съев которые, становится
красивым. С помощью чудесных яблок
(лотосов) возвращает предметы.
НА КИГИ РАН, ф. 5, оп.
2, ед.хр. 80; ХТ 1972, с. 150-163; СЛ 2002, с. 117-122.
567. «Чудесная
птица». Тот,
кто съест ее голову, станет ханом
(правителем), кто съест ее сердце, станет
богачом.
Рамстедт 1909-1919, с.
29-31; ХФ 1941, с. 130-134; ХТ 1961, с. 67-71; ХТ 1972, с.
150-162; СЛ 2002, с. 117-122; ПМА, исп. Т.С. Тягинова,
1930 г/р.
569. «Сумка, шляпа
и рожок (и т.п.)».
Герой находит чудесный предмет (бурдюк
кожаный сосуд), шапку-невидимку, меч),
обменивает его на другую вещь (железный
молоток, сапоги-скороходы, кожаный
мешок). С помощью нового предмета
возвращает себе первый, расправляется
с несправедливым правителем, наказывает
обманщиков.
Лер 1873, с. 6-9; там же,
с. 9-13; СКС 1899, с. 62-65; КС 1936, с. 79-87; НТК 1940,
с. 209-211; там же, с. 211-214; ХФ 1941, с. 130-135; ВМ
1958, с. 24-30; там же, с. 54-57; ХТ 1961, с. 67-71; КС
1962, с. 63-66; КС 1962, с. 79-82; МД 1964, с. 62-65; ХТ
1972, с. 150-162.
571. «Волшебные
слова». Сиротка
хочет жениться на ханской дочери, слуги
хана избивают его, бросают в степи. Белый
старец излечивает мальчика, подсказывает
волшебные слова. Сирота наказывает
обидчиков: произносит слово «прилепись»,
хан и ханша прилипают к кровати. Герой
освобождает, женится на ханской дочери.
Позднеев 1886, с. 32-38;
он же 1889, с. 321-329; НА КИГИ РАН, ф.5, оп.2,
ед.хр.81; там же, ф. 5, оп.2, ед.хр. 135; там же,
ф.3, оп.2, ед. хр.139; КС 1936, с. 87-95; НТК 1940, с.
170-174; КНС 1961, с. 143-151; КС 1962, с. 204-209; ХТ 1974,
с. 54-57.
612. «Исцеляющие
листья (лекарство)». Герой
падает в пропасть, получает увечья;
видит, как мышь излечивает (оживляет)
другую мышь с помощью чудесных листьев,
пробует, исцеляется.
НА КИГИ РАН, ф. 3, оп.
2, ед. хр. 151; там же, ф. 9, оп. 2, ед.хр. 14; там
же, ф. 5, оп. 2, ед.хр. 88; СКС 1899, с. 23-33; ХФ
1941, с. 253-256; СК, с. 53-58; ХТ 1961, с. 159-164; там
же, с. 168-173; МД 1964, с. 61-78; ХТ 1968, с. 33-41; ХТ
1972, с. 150-163; ХТ 1974, с. 15-18; там же, с. 18-27; АЗТ
1995, с. 89-94.
650-699 «Чудесная
сила или знание (умение)»
650А
«Юноша-силач».
Герой (сын медведя) отличается огромной
физической силой. Покидает родителей,
далее сюжет развивается по типу 513А.
ХТ 1972, с. 129-145; там
же, с. 171-175; СЛ 2002, с. 81-94.
653.
«Семь Симеонов»:
шестеро спутников сажают по древу жизни
и расходятся. В назначенное время сын
богача не приходит к месту встречи.
Друзья оживляют его. Смастерив деревянную
птицу, они возвращают жену сыну богача,
похищенную ханским сыном. Спорят, кому
она достанется, зарубают девушку
насмерть.
ВМ 1958, с. 20-23; ХТ 1961,
с. 82-83; БСТ 2008, с. 21-39.
655.
«Умные братья».
Три брата по определенным признакам
узнают особенности пройденного по
дороге стада овец, верблюдов; угадывают
о том, что находится в ларце.
ХТ 1961, с. 59-60; НА КИГИ
РАН, ф. 3, оп. 2, ед.хр. 146; МД 1964, с. 216-222.
670.
«Язык животных».
Герой от спасенного им змея узнает язык
животных и никому не должен говорить
об этом. Подслушивает разговор мышей,
смеется; жена просит рассказать, он
отказывается говорить. Слышит разговор
лошадей о том, как нужно проучить жену.
Возвращается домой, наказывает жену.
НА КИГИ РАН, ф.5, оп.2,
ед.хр.65; ф.3, оп.2, ед.хр.146; СКС 1899, с. 6-9; там
же, с. 10-15; там же, с. 81-84; НТК 1940, с. 215-217;
там же, с. 237-240; КС 1962, с. 262-263; там же, с.
263-269; КС 1962, с. 54-57; там же, с. 73-75; там же,
с. 75-79; ХТ 1968, с. 262-264; ХТ 1974, с. 75-78; СЛ 2002,
с. 40-42; ПМА, исп. Ш.В. Боктаев, 1933 г/р.; ПМА,
исп. Т.С. Тягинова, 1930 г/р.
675. «По велению
рыбы». Герой
щадит рыбу-таймень и по ее велению
делается все, что тот велит.
ХТ 1961, с. 182-184.
700-749. «Прочие
чудесные моменты»
700.
«Мальчик с ушко». Мальчику
величиной с ухо снится сон об убийстве
хана; его выгоняют. Герой спасает змею
(дочь водяного хана) от погони. В
благодарность правитель подводного
царства выдает за него дочь и дарит
волшебные предметы (меч, кожаный мешок).
Коварный хан отправляет медноклювую
старуху, которая, превратившись в
нищенку, похищает чудесные вещи. В
отсутствии хана герой забирает диковинки,
наказывает обидчиков.
Рамстедт 1909-1919, с.
69-73; МД 1964, с. 179-183; ХТ 1972, с. 211-214.
706.
«Безручка».
Оклеветанную
женой дочь (сестру) отец (брат) выгоняет
из дома, отрубив руки. Девушка исцеляется,
ее встречает хан (его сын), влюбляется,
она рождает ему чудесных детей. Затем
письма хана подменяют,
героиню
вместе с детьми выгоняют из дома. Охотясь,
хан встречает женщину с необыкновенными
детьми, которая говорит ему о случившемся,
виновные наказаны (Ср. АТ 707).
НА КИГИ РАН, ф. 3, оп.
2, ед.хр. 146; там же, ф. 5, оп. 2, ед.хр. 80; МД
1964, с. 90-101.
707.
«Чудесные дети».
Младшая из ханских жен рождает чудесных
детей (грудь золотая, задняя часть
серебряная). Старшие жены хана подменяют
письма, бросают детей в воду и вместо
ребенка кладут щенка. Хан, рассердившись
на жену, выгоняет из дома. Дети находят
отца, рассказывают «сказку» о себе, хан
узнает, виновных наказывают.
НА
КИГИ РАН, ф.3, оп.2, ед.хр.151; там же, ф.5,
оп.2, ед.хр.80 (усл.);
ХТ 1961, с. 185-189; КНС 961, с. 7-19; ХТ 1968, с. 33-41;
ХТ 1974, с. 78-84; АЗТ 1995, с. 58-62.
715.
«Чудесный петушок». Старику
достается петух, старухе – курица.
Старуха просит зарубить петуха, он
убегает, проглатывает встреченных в
пути животных, склевывает в сундуке
ханское золото, возвращается домой,
отдает старику, тот становится богатым.
НА КИГИ РАН, ф. 5. оп.
2, ед.хр. 79; ХТ 1961, с. 86-88.
716.
«Ослиные уши». У
царя ослиные уши. Мальчиков, которые по
очереди расчесывают волосы царя, убивают.
Лишь одного оставляют в живых, так как
царь пробует лепешки, приготовленные
на материнском молоке. Под угрозой
смерти он обязан хранить тайну. Мальчик
говорит об этом в степи, ветер разглашает
тайну.
ВМ 1958, с. 129-133, БСТ
2008, с. 97-101.
Разнотипные сказки
467В.
Предложен Г.И. Левиным на материале
абхазских сказок (Алиева 1986, с. 23). Герой
рожден в скорби после гибели отца; после
упрека сверстников испытывает мать
горячей пищей, узнает о судьбе отца, его
обещании, отправляется в путь. Находит
нареченную невесту, женится. Снова
собирается в дорогу, появляется большой
черный мус. Герой уничтожает его,
спускается в подземелье, освобождает
небесную деву.
ХТ 1974, с. 27-31; АЗТ
1995, с. 22-27.
АТ
315 «Звериное молоко».
Приемный сын старухи во время охоты
видит 7 кибиток, в одной из которых
находится мус. Юноша побеждает его,
бросает в яму. Запрещает матери подходить
к кибитке. Далее: нарушение запрета,
брачная связь старухи и муса. Пытаясь
отравить приемного сына, старуха
погибает. Младший брат помогает юноше
победить муса. Ночью к ним заходит
медноволосая девушка, она ищет убийцу
своих братьев. Герой отправляется на
ее поиски, находит. По просьбе хана шулма
крадет жену парня для него. Девушка
узнает в хане убийцу братьев, отказывается
выходить замуж. Хан пытается ее
развеселить. Муж шьет из перьев сорок
шубу, жена видит его, смеется. Хан просит
шубу, взамен отдает свою, звери разрывают
его. Заканчивается сказка воцарением
героя на престол.
МД 1964, с. 78-89.
Оригинальные
сказки (локальные сюжеты)
1.
Ханских
сыновей отдают в хурул. Хан видит гиену,
та внезапно убегает. Правитель усыновляет
подкинутого ему мальчика, у которого
ноги и как у зверя, и как у человека.
Вырастив, отдают в хурул. Юноша становится
отшельником, чтобы в следующей жизни
обрести лучшее перерождение. К этому
времени умирает ханская семья (хан, его
супруга, двое старших сыновей). Люди
просят уродца возглавить страну, тот
соглашается. После веселья ханский
повар не успевает приготовить еду,
видит, как хоронят младенца. Родители
уходят, он откапывает тело ребенка и
готовит хану. Правителю пища нравится,
спрашивает у повара, тот сознается, хан
приказывает и дальше готовить ему блюда
из человечины. Так в ханстве пропадают
все дети. Взрослые устраивают западню,
повар сознается, идут к правителю, чтобы
убить. Хан просит разрешения помолиться
в последний раз, у него вырастают крылья,
улетает. Прилетев в страну 500 шулмусов,
становится правителем. На праздник
приходят 499 шулмусов, трижды отправляют
за ханом Луной. Хан Луна говорит о том,
что уродец в прошлой жизни был
женщиной-воровкой. Поссорившись с другой
женщиной, воровка прокляла себя (пусть
стану уродом и буду есть мясо людей).
Услышав это, хан превращает шулмусов в
красивых мужчин, сам становится юношей,
возвращается в ханство.
ХТ 1968, с. 142-146.
2.
Мальчик-сиротка находит конскую жилку,
прикасается к зубам, зубы становятся
золотыми, прикасается к рваной одежде,
она становится шелковой; появляются
чудесные кони. Ханский сын отбирает у
сиротки волшебный предмет, прикасается
к себе, кожа, мясо сдираются, он умирает.
НТК 1940, с. 174.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АА Аарне-Андреев
АЗТ – Алтн зн темн
АТ – Аарне-Томпсон
БСТ – Буутан Санин
туульс
ВМ – Волшебный
мертвец
КС – Калмыцкие
сказки
КНС – Калмыцкие
народные сказки
НА КИГИ РАН – Научный
архив Калмыцкого
института гуманитарных исследований
Российской Академии наук
НТК – Народное
творчество Калмыкии
СКС – Сборник
калмыцких сказок
СУС – Сравнительный
указатель сюжетов
ХТ – Хальмг туульс
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ
1.
Алтн
зн темн. Туульс / Лиин Эрнн бич авсн
туульс. – Элиста, 1995.
2. Буутан
Санин туульс (Сказки Санджи Бутаева).
Отв. ред. Н.Г. Очирова, В.Я. Поваева. –
Элиста, КИГИ РАН, 2008.
3.
Голстунский
К.Ф. Убаши хун-тайджийн туджи, народная
калмыцкая поэма Джангар и Сиддиту-кюрийн
туули. – Спб., 1864.
4. Позднеев
А.М. Калмыцкие народные сказки, собранные
в Калмыцких степях Астраханской губернии
и в подлинном калмыцком тексте, изданные
А.М. Позднеевым. – Спб., 1886.
5. Позднеев
А.М. Калмыцкие сказки // Зап. ВОРАО. Т.
III.–
СПб., 1889.
6. Позднеев
А.М. Калмыцкие сказки // Зап. ВОРАО. Т.
IV.–
СПб., 1891.
7. Седклин
кр. Ясад, барт белдснь Букшан Б. – Элст:
Хальмг дегтр арач, 1960.
8. Хальмг
туульс. I
боть. Барт белдснь Саин Б., Саан Л.
– Элст: Хальмг дегтр арач, 1961.
9. Хальмг
туульс II
боть. Манин Санас бич авснь Бембн
Ш. – Элст: Хальмг дегтр арач, 1968.
10. Хальмг
туульс. III
боть. Барт белдснь Н.Н. Мусова, Б.Б. Оконов,
Е.Д. Мучкинова. – Элст: Хальмг дегтр
арач, 1972.
11. Хальмг
туульс IV.
Барт белдснь Б.Б. Оконов, Е.Д. Мучкинова.
– Элст, Хальмг дегтр арач, 1974.
12. Хальмг
фольклор / Брд кеснь Лен Ц., Шалвра
Г. – Элст, 1941.
СПИСОК УКАЗАТЕЛЕЙ СЮЖЕТОВ
Андреев Н.П. Указатель
сказочных сюжетов по системе Аарне. –
Л., 1929.
Кербелите
Б.П. Типы народных сказок:
Структурно-семантическая классификация
литовских народных сказок. – М., 2005.
Сравнительный
указатель сюжетов. Восточнославянская
сказка / Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский,
К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. – Л., 1979.
Тhe
Types of the Folktale. A Classification and Bibliography, Antti
Aarne’s Verzeichnis der Mrchentypen / Translated and Enlarged by
Stith Thompson // FFC,. Helsinki, 1961. № 184. 542 р.
Lorinz L. Mongische Mrchentypen
/ Ubers.aus dem Ung.Gybri J. – Budapest, 1979.
|