А. Недвига
"Ты, Германия и Англия, давайте делать мир!" (Первая мировая война в русской частушке)
К 1910-м годам частушка - фольклорный жанр, возникший в 1860-е гг. - уже вполне сложилась и получила огромную популярность во всех регионах страны. Бурные события русско-японской войны и Первой русской революции доказали, что этот жанр устной народной поэзии легко откликается на политические запросы общества. Естественно, что Первая мировая война не могла не отразиться в частушке.
Защита славянских народов, которых притесняют иноземные державы, казалась исполнителям частушек вполне правомерной:
Австрияк спознался с немцем,
Обижают всех славян,
Не дадим славян в обиду
Мы, француз и англичан.
(Современная война в русской поэзии / Сост. Б.Глинский. Пг., 1915. Вып.2. С.227).
Все славяне частушками воспринимаются как братья и сёстры:
Ты не трогай, немец, русских,
Ихних братей и сестёр,
Не даст русский их в обиду,
И тесак его остер.
(Глинский. Вып.2. С.228).
Пропагандистская машина очень быстро сумела создать в умах крестьян, надевших серые солдатские шинели и дотоле не слышавших о Сербии, образ "Сестры Сербии":
Приказал нам царь Российский
Сестру Сербию спасать,
И пошли мы с австрияком,
Дальше с немцем воевать.
(Глинский. Вып.2. С.228).
Начало войны было отмечено настроением патриотизма, так как "начавшуюся Великую войну многие в России считали справедливой, освободительной, отечественной"1, более того - её сравнивали с войной 1812 года. Исследователи описывают обстановку в России в то время следующим образом: "Всех объединил общий патриотический порыв. В стране проходили спонтанные манифестации - многотысячные толпы в разных городах России несли русские национальные знамёна, портреты Николая II, цесаревича Алексея, великого князя Николая Николаевича, иконы, звучали колокола, служились молебны, а русский национальный гимн "Боже, Царя храни!" непрерывно исполнялся и на улицах, и во всех собраниях. Почти вся печать заговорила о единстве нации перед лицом германской угрозы" 2.
Среди солдат преобладало настроение удальства, желание показать свою храбрость:
Собирай-котесь, ребята,
Кто к военной службе гож.
Зададим мы немцу перцу,
Пропадёт он ни за грош!
(Симаков В.И. Частушки про войну, немцев, австрийцев, Вильгельма, казаков, монополию, рекрутчину, любовные и т. д.
Пг., 1917. С.10).
Сомнения в победе русских войск не возникало:
Мы с Японией буянили,
С Германией идём;
Кулаки у нас большие,
Мы нигде не пропадём.
(Симаков. С.12).
Служить молодые парни шли с охотой:
Сдадут, сдадут меня в солдаты,
Никакой нет льготушки,
Теперь с Германией война,
Служить иду с охотушки.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №52, л.155) 3.
О популярности войны говорит успешно проведённая мобилизация. Было много добровольцев:
Пойдём, товарищ, добровольцем,
Будем родине служить:
Распроклятого австрийца
Будем вместе с тобой бить.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №9, л.1043).
Для России военные действия в I мировой войне начались с наступления в Восточную Пруссию 4 (17) августа с целью отвлечь немецкие силы с Западного фронта, где Германия, нарушив нейтралитет Бельгии, напала на Северную Францию. Операцию выполняли войска Северо-Западного фронта. В ходе неё русские смогли одержать победу в Гумбиннен-Гольдапском сражении. "Однако затем 1-я русская армия,- отмечают историки,- не преследовала немцев и 21 - 22 августа бездействовала". Это привело к тому, что "в результате боёв 26 - 28 августа немцы отбросили фланговые корпуса, а затем окружили и уничтожили центральную группу 2-й армии в районе восточного Нейденбурга". 4 Таким образом, из-за неудовлетворительного руководства ко 2 (15) сентября русские войска были вытеснены из Восточной Пруссии.
Несмотря на эту неудачу, победа в районе Гумбиненна отразилась в устном творчестве:
Шли в Губину мы на немца,
Говорили - немец строг.
На него пошли в атаку,
А он стонет: ох, да ох!
(Солдатские частушки, записанные со слов раненых / Собр. В.Б. Лехно. М., 1915. С.3).
Уже в самом начале войны частушка начинает создавать образ идеального командира, "отца солдат". С этим образом фольклорная традиция связывает имена самых разных генералов русской армии. Таков, например, Александр Васильевич Самсонов (1859-1914), русский генерал от кавалерии, участник русско-турецкой и русско-японской войны, в начале I мировой войны командующий 2-й армией Северо-Западного фронта. Во время Восточно-Прусской операции 1914 года его армия потерпела поражение, часть её попала в окружение. При выходе из него Самсонов погиб при невыясненных обстоятельствах (предположительно застрелился). 5 В частушках отношение солдат к его смерти описывается следующим образом:
Жалко было командера,
Был бедовый генерал,
Как дитё любил солдат,
Навсегда сожалевал.
(Лехно. С.7).
Здесь, как и в последующих характеристиках, данных солдатами своим командирам, рисуется героический облик военачальника.
Те же самые механизмы задействованы и при создании образа Ренненкампфа, по вине которого операция в Восточной Пруссии провалилась. Павел Карлович фон Ренненкампф (1854-1918), генерал от кавалерии, участвовал в русско-японской войне, в 1905-1907 гг. - в подавлении революционного движения. В начале I мировой войны командовал 1-й армией Северо-Западного фронта. "Советская военная энциклопедия" следующим образом оценивает его действия: "Во время Восточно-Прусской операции 1914 г., проявив непонимание обстановки, допустил медлительность и преступное бездействие: имея в резерве 5 кавалерийских дивизий, не оказал помощи 2-й армии генерала Самсонова; был одним из главных виновников её поражения, а затем и поражения самой 1-й армии в сентябре 1914". 6 После неудачных действий в Лодзинской операции Ренненкампф был отстранён от командования, а после расследования уволен в отставку.
Несмотря на все эти обстоятельства, частушкой Ренненкампф характеризуется положительно, как храбрый генерал:
Что ты вылупил, брат, бельмы?
Нету тут твово Валгельма,-
Ранемкан, наш генерал,
Все портки с него содрал.
(Лехно. С.3).
В текстах встречается имя Николая Владимировича Рузского (1854-1918), генерала от инфантерии, участника русско-турецкой войны, после окончания Академии Генштаба служившего на штабных должностях. В начале I мировой войны он командовал 3-й армией Юго-Западного фронта, затем Северо-Западным фронтом, 6-й армией и Северным фронтом. С апреля 1917 года в отставке по болезни. 7 В "Советской исторической энциклопедии" он характеризуется так: "Во время Галицийской битвы 1914 года вместо помощи 4-й и 5-й армиям из честолюбивых соображений двинул 3-ю армию на Львов и занял его, чем завоевал популярность, не соответствующую его полководческим способностям" 8. Частушка же восхищается "храбрым генералом":
Генерал Брусилов бравый
Нас повёл на немцев лавой,
Рузский храбрый генерал
Его к Львову уже гнал.
(Глинский. Вып.2. С.229.).
В данной частушке упоминается и другой командующий, Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926), генерал от кавалерии, который служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой войне. С 1914 г. по 1916 г. он был командующим 8-й армией, затем главнокомандующим Юго-Западным фронтом, 22 мая (4 июня) 1917 года назначен верховным главнокомандующим. После октябрьского переворота остался в Советской России и вступил в Советскую Армию. 9 Проявил себя как блестящий полководец. Летом 1916 г. под его руководством проведена крупная наступательная операция, в ходе которой войска осуществили прорыв австро-германского фронта.
В целом, можно отметить, что частушка, при всей её ориентированности на отражение сиюминутных событий, в создании образа командира обращается к опыту фольклорной традиции. Частушка рисует образ не конкретного реального человека, а идеализированный образ русского полководца - храбреца и удальца.
Однако Первая мировая война принципиально отличалась и от баталий XIX в., и тем более от средневековых побоищ, в которых богатырство и храбрость одиночек были нередко определяющими. Новое время вместо образа одиночек предлагало образ коллективного "мы".
В частушечных текстах возникают образы отдельных родов войск, участвовавших в I мировой войне. Прежде всего это казаки. Казачьи войска принимали активное участие во всех войнах России XVIII-XX вв. В начале XX в. в России имелось 11 казачьих войск. В Первую мировую войну казачье население выставило свыше 200 тысяч человек10.
В частушках казаки показываются не иначе как храбрецы, бравые молодцы:
Немцу ноченька не спится:
Казака очень боится,
Наш казак-то не дурак,
Знает ладить с немцем как!
(Симаков В.И. С.17).
По-видимому, в данном случае над частушкой, новым жанром, довлеет традиция казачьих походных песен.
Знает частушка и артиллерию, причем понимает престижность этого рода войск:
Мой-от милый на войне,
Служит в артиллерье.
Пришло от милого письмо -
Узнали все в деревне.
(Частушки в записях советского времени/ Изд. подгот. З.И. Власова и А.А. Горелов. М., Л., 1965. С.246. №5280).
Упоминается в частушках и пехота - старейший род сухопутных войск. "Накануне Мировой войны,- свидетельствуют историки,- пехота была главным родом войск. В сухопутных войсках пехота составляла 75%, артиллерия - 15%, кавалерия - 8%, а вспомогательные войска (авиация, связи, инженерные и т. д.) - 2%."11 В одной из песен служба в пехоте описывается следующим образом:
Нету хуже той напасти,
Как служить в пехотной части,
Пешки день-деньской идёшь,
Только ляжешь, гложет вошь.
(Федорченко С.З. Народ на войне. М., 1990. С. 32).
Как видим, рисуя образ пехоты, частушка опирается не на предшествующую фольклорную традицию, а на конкретные, весьма непривлекательные, реалии военного быта.
Неотъемлемой частью текстов, связанных с описаниями боевой жизни, являются военные сооружения, а также всевозможные виды оружия. Из сооружений это окопы:
Мой папашенька в окопах,
Во германских пулемётах.
С пулемёта вдарили,
Мого папашу ранили.
(РО ИРЛИ, р. V, ф. 280, оп.1, №52, л. 35).
В сборнике Б. Глинского, выпущенном в 1915 г., приведён целый цикл частушек, посвящённых военной технике, озаглавленный как "артиллерийские частушки". Приведу пример одной из них:
Окопался немчин, позарыл сотни мин,
Волчьих ям, заграждений, фугасов.
А наш бравый солдат не боится машин,
Бьёт штыками с плеча дуроплясов.
(Глинский. Вып.2. С.224).
Частушка рисует не только русский лагерь, но и вражеский. Естественно, что заметное место в нём занимают исторические лица. Это, в первую очередь, Франц-Иосиф I (1830-1916), император Австрии и король Венгрии из Габсбургско-Лотарингского дома, в 1867 г. преобразовавший Австрийскую империю в двуединую монархию Австро-Венгрию, а с 1870-х гг. осуществлявший политику сближения с Германией, направленную против России и Франции12.
Также в текстах называется имя германского императора и короля Пруссии, Вильгельма II Гогенцоллерна (1859-1941). В частушках Франц-Иосиф I и Вильгельм II выступают как главные виновники развязывания войны и главные представители государств, воевавших против русских:
Здесь австриец, там пруссак,
А мы их этак, мы их так.
Франц-Иосифу по шее,
А Вильгельма по башке.
(Лехно. С.7).
В текстах превалирует негативное отношение к немцам и австро-венграм. Презрение, ненависть к ним особенно хорошо проявляется в эпитетах, которыми оделяют врагов русские: "проклятые", "распроклятые", или собирательный образ - "немецкий пёс". Через экспрессивные этнонимы - австрияки, немчура, неметчина - также выражается пренебрежительное отношение к врагам:
Уж как наши-то ребята
Не боятся немчуры;
Как поймают супостата,
Оттаскают за вихры!
(Симаков. С.12).
Врагам приписываются все негативные качества, какие могут быть у солдата, и в первую очередь, трусость:
Охи, ахи, охи, ахи!
Трусы все те австрияки,
Немцы тоже все трусы,
Только храбрые усы.
( Лехно. С.7).
Их обзывают или пьяницами или дураками. В некоторых текстах враги сравниваются с нечистой силою:
Австрийцы - кровопийцы,
Немцы - дьяволы:
Перебили всех мальчишек,
Последних ранили.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №52, л.15).
В текстах всё время противопоставляется русский солдат и немец/австриец, причем русские изображаются в наилучшем виде, как полная противоположность противников. Отмечается храбрость и смекалка одних и трусость и глупость других. Для описания врагов используются средства сатиры:
Вы послушайте, ребята,
Немцы глупы, как телята,
А казак Крючков провор -
Десять разом заколол!
(Симаков. С.14).
Если же всё-таки врагу отдаётся доля уважения, то тут же даётся понять, что он всё равно проигрывает в сравнении с русским, который несомненно во всех отношениях лучше его:
Хоть и хитёр немец прусский,-
Крепок духом солдат русский!
Он и хитрость переважит,
И на деле всё докажет.
(Глинский. Вып.2. С.237).
Народ подмечает все особенности быта иностранцев, насмехаясь над их образом жизни, так не похожим на жизнь простого русского человека, солдата, а по сути своей крестьянина, для которого всё иностранное в диковинку:
Ну какие с них вояки,
Щей да каши не признают,
А заместо нашей каши
У накладку кофей пьют.
(Лехно. С.7).
В ходе войны, постепенно теряя родных и друзей, солдаты всё более ожесточаются, уже нет удивления при соприкосновении с образом жизни неприятеля, остаётся лишь ненависть, как у солдат, так и у тех, кто остался в тылу:
У меня миленькой в Германии,
Тоскую я об нём.
Дай бы господи, Германия
Сгорела бы огнём!
(Власова и Горелов. С.265. №5759).
Однако "шапкозакидательские" настроения, характерные для начала войны, очень быстро, уже с первыми неудачами, меняются.
В 1915 г. основная тяжесть войны ложится на русскую армию: Германия именно на неё направила свой главный удар. В это время обе стороны уже поняли, что "расчёт на кратковременную войну в корне оказался ошибочным и что борьба протянется несколько лет и потребует огромных материальных средств" 13.
Германским командованием было принято решение о прорыве Русского фронта в районе Горлицы. Русские медленно отступали, 21 мая (3 июня) оставив Перемышль (взятый 22 марта 1915 года), а 9 (22) июня - Львов. По словам А.М. Зайончковского, "только ошибки русского командования (Ставки, фронта и армии) привели к быстрому ( в 2 месяца) оставлению русскими войсками всей завоёванной ими ранее Галиции и к потерям в 500 тыс. пленных с 344 орудиями" 14. 20 июля (2 августа) русские войска оставили Варшаву, а затем и всю Польшу, что отразилось в частушке:
Немцы забрали Варшаву.
Бог, помилуй Питерград!
В Питерграде много учится
Молоденьких ребят.
(Власова и Горелов. С.39. №278)
Реалии тягот солдатской жизни в частушках весомого отражения не нашли. Эта тема воплотилась в другом жанре фольклора периода Первой мировой войны - в солдатских песнях исторического содержания.
С.З. Федорченко, находившаяся в качестве сестры милосердия на фронте, писала, что солдат там "учить не учат, бьют да мучат…"15. Об этом же солдаты пели в своих песнях:
Когда нас пригнали в казарму,
Нас начали в полки разбивать.
И немного в полках поучили,
И погнали нас в бой воевать.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №50, л.90).
Свидетельство тому, что обращение командиров с солдатами плохое, приводится в отрывке из песни в книге С.З. Федорченко:
Нету хуже взводного,
Для кого невгодного,
Всё ругается, да бьёт,
Да со свету сживёт.
По окопу немец шкварит,
По сусалам взводный жарит,
Не житьё, а чисто ад,
Я домой удрать бы рад.
(Федорченко. С. 54).
Часто солдаты в письмах к родным жалуются на свою жизнь, описывая все её тяготы:
Мы сидим в глубоких ямах,
На нас дождик льёт, росит,
И как засыплют пулемёты,
Ну, поверьте, что за жизнь.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №58, л.6).
Сквозь подобные описания видна зависть к тем, кто остался дома, и отвращение к фронтовой жизни:
Вы обшиты и обмыты
И весёлыи кругом,
А нас кусают паразиты,
Сами ловим их и бьём.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №58, л.7).
В некоторых произведениях встречается описание самого боя, отдельной битвы:
Вот вспыхнуло утро,
И выстрел раздался,
И грохот безумный,
Пошёл кононад.
Над нашим окопом
Снаряд разорвался,
И слышны там стоны
И крики солдат.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280. оп.1, №54, л.6).
Так, посредством прямого описания песни стараются воссоздать реальную картину жизни, проводимой в беспрерывных походах и боях, отражение которой постаралась дать и С. З. Федорченко: "Ноет тело, ровно мозоль старая. Так бы и вылез из шкуры, до того поизносился в походе" 16. Как следствие такой тяжёлой жизни рождается следующий портрет солдата:
Посмотри теперь, мамаша,
Своего сыночка,
На башке нема волосьев,
Во рте ни зубочка.
(Федорченко. С. 75).
В частушках, повторим, не даётся такого яркого описания тягот военной жизни, которое мы видели в песнях, но тема смерти там также находит своё место:
По германской по границе
По канавке кровь бежит:
Ох, мой братка здесь убита,
Другой раненый лежит.
(РО ИРЛИ, р. V, ф. 280, оп.1, №51, л.171).
Война воспринимается, прежде всего, как смертельная опасность: на войне убивают, калечат,- I мировая война погубила тысячи жизней, а виноваты в этом германцы:
Много ёлок, много ёлок,
Много вересиночек.
За проклятого германца
Много сиротиночек.
(РО ИРЛИ, р. V, ф. 280, оп.1, №50, л.47).
Упоминает частушка и о пропавших без вести:
Севодни раненько, раненько
Заморозило маленько,
Снежок беленький напал,-
Милый без вести пропал.
(РО ИРЛИ, р. V, ф. 280, оп.1, №9, л.1054).
К началу 1916 г. общая обстановка для Германии и её союзников складывалась неблагоприятно. Инициатива находилась в руках Антанты. 1916 г. был успешным для Юго-Западного фронта, который "22 мая (4 июня) прорвал фронт противника в районе Луцка и продвинулся на 80 - 120 км. Прорыв австро-германского фронта 1916 г. явился крупным достижением военного искусства" 17. Но сопротивление австро-германских войск возросло, а неудачные действия русского Западного фронта не позволили развить первоначальный успех Юго-Западного фронта. Сражения кампании 1916 г. не привели к осуществлению планов сторон. В это время в армии уже нарастали антивоенные наступления, народ устал от войны:
Ты Германия, Германия,
Включай скорее мир!
По второму ягодинке
Воевать не отдадим!
(Власова и Горелов.С.86. №1425).
1917 г. характеризуется вступлением в войну США (6 апреля) и выходом из неё России. "На восточно-европейском театре в первой половине 1917 г. военные действия носили местный характер. Февральская революция вызвала бурное развитие революционных и антивоенных настроений среди солдат" 18, что и отразилось в устном народном творчестве:
Распроклятые германцы,
Бросайте воевать!
Я, молоденький мальчишка,
Хочу дома побывать.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №9, л.1055).
Хотели окончания войны и в тылу. "Война заметно ухудшила жизнь различных слоёв населения, особенно средних и низших, в связи с сокращением производства в гражданских отраслях и милитаризацией экономики" 19,- пишет А.К. Соколов. Кроме того, Россия понесла в ходе войны огромные людские потери, многие семьи лишились своих кормильцев. Поэтому военные действия больше не интересовали народ, который мечтал только о мире:
Ты, Германия и Англия,
Давайте делать мир!
По последнему милому
Всё равно не отдадим.
(Власова и Глинский. С. 164. №3268).
Большевики, учитывающие настроение народа, поддерживали идею о мире, включая её в свою идеологическую пропаганду, следствием которой стало распространение среди народа следующей частушки:
Бога нет, царя не надо,
Губернатора убьём,
Подати платить не будем,
На войну мы не пойдём.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №50, л.58).
Любопытно, что нежелание царского правительства прекращать войну рассматривается в частушках как главная причина его свержения:
Нашу рощу спустовали
За нового царя,
С-за войны царя сменили,
Теперь новые права.
(РО ИРЛИ, р.V, ф.280, оп.1, №53, л.44).
Временное правительство, желая укрепить свой авторитет, подготовило новую крупную наступательную операцию Юго-Западного фронта, тем самым не оправдав надежд народа на окончание войны. Июньское наступление потерпело поражение. 19-24 августа (1-6 сентября) в результате Рижской операции, осуществлённой германскими войсками, русские оставили Ригу. Осенью, 29 сентября (12 октября) -6 (19) октября германские десантные войска с тяжёлыми потерями овладели Моондзундским архипелагом20.
После Октябрьского переворота новая власть выпустила "Декрет о мире", в котором призывала воюющие державы начать переговоры о заключении мира без аннексий и контрибуций. Однако это предложение не было поддержано Антантой, и Советское правительство вынуждено было самостоятельно заключить 2 (15) декабря перемирие с Германией. Это известие было с радостью встречено народом:
Слава богу, утишается
В Германии война.
Может, в живности вернётся
Ягодиночка моя.
(Власова и Горелов. С.124. №2283).
18 февраля 1918 г. немцы возобновили наступление после того, как их ультимативные требования о передаче Германии значительных территорий были отвергнуты. Экономическая разруха, распад старой армии, пацифистские настроения в народе и международная изоляция России привели к тому, что Советскому правительству пришлось принять условия мирного договора, по которому Россия потеряла Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии и Закавказья. Германия получала контрибуцию в 6 млн. марок. Этот мирный договор был подписан 3 марта в Брест-Литовске.
Таким образом, Россия вышла из войны с тяжёлыми потерями. Но это позволило укрепить власть большевиков, создать Красную Армию. Брестский мир был аннулирован 13 ноября 1918 года в связи с революцией в Германии. Вильгельм II бежал в Нидерланды, а 28 ноября отрёкся от престола. В результате в Германии была установлена парламентская республика. Эти события нашли отражение в русском народном творчестве:
По Германии проклятой
Революция прошла.
Убежал Вильгельм жестокий
На голладские края.
(Власова и Глинский. С. 124. №2283).
Эта частушка появилась уже в 1918 г., в самый разгар Гражданской войны, той самой, которая вывела на историческую арену новые политические силы, нашедшие отражение в новых частушечных текстах. 21
Примечания
- Новейшая история Отечества. XX век / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1999. Т.1. С.159.
- История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1997. С.128.
- В статье используются частушки из коллекции И.Д. Фридриха, записанные им в 1920-е - 1930-е гг. на территории Латгалии и хранящиеся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
- Харкевич П.Х. Восточно-Прусская операция 1914 // Советская историческая энциклопедия. М., 1963. Т.3. Стб.740.
- Самсонов // Советская военная энциклопедия. М., 1979. Т.7. С.237.
- Ренненкампф // Советская военная энциклопедия. М., 1979. Т.7. С.109.
- Рузский // Советская военная энциклопедия. М., 1979. Т.7. С.160.
- Рузский // Советская историческая энциклопедия. М., 1969. Т.12. Стб.250.
- Брусилов // Советская военная энциклопедия. М., 1976. Т.1. С.606.
- Казачество // Советская военная энциклопедия. М., 1977. Т. 4. С.34.
- Сазонов О.Н., Сенченков В.А. Русская армия в I мировой войне. СПб., 1997. С. 5.
- Франц-Иосиф I // Большая советская энциклопедия. М., 1978. Т.28. С.9.
- Зайончковский А.М. Первая мировая война. СПб., 2000. С.333.
- Там же. С. 413.
- Федорченко С. З. Народ на войне. М., 1990. С.65.
- Там же. С.33.
- Вержховский Д.В. I мировая война 1914-18 // Советская историческая энциклопедия. М., 1967. Т.10. Стб.989.
- Там же. Т.10. Стб.992.
- Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999. С. 38.
- Вержховский Д.В. I мировая война 1914-18. Стб.992-993.
- См. подробнее: Иванова Т.Г. "Ай да славный город Питер" // Родина. 1994. №7. С.61-65; она же. "Эй, яблочко, куда котишься?" // Родина. 1998. №9. С. 72-96; Зеленин Д.К. Современная русская частушка / Подгот. к печати Т.Г. Ивановой // Заветные частушки из собрания А.Д. Волкова / Изд. подгот. А.В. Кулагина. М., 1999. Т.2. С.459-482.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|