Янтра и
образ
(О принципах
моделирования культового изображения в
индийской традиции)
ПОДОБИЕ
СТРУКТУР ЯНТР И ФИГУРАТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
БОЖЕСТВЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Скульптура Вишну
Моделью Вселенной служит также
антропоморфное изображение божества. Образ, или,
в более конкретном смысле, икона, имеет
санскритским эквивалентом слово "мурти" -
нечто материальное, обладающее формой,
воплощение, инкарнация, образ. Как в янтре
главенствует точка-центр, так в антропоморфной
фигуре доминирует центральная вертикальная ось -
аналог мировой оси, представляемой, в частности,
мировым древом. Аналогия образ - древо выражена в
идее подобия божества дереву ньягробха,
обладающему качеством быть равным по высоте
собственной ширине. Так же и идеальная фигура с
разведенными в стороны прямыми руками равна в
высоту своей ширине. Вписанная в квадрат, она
делит его на четыре части, что соответствует
структуре мандалы - другой
модели Вселенной. Горизонтальная, плоскостная
модель магической диаграммы переходит в
вертикальную, объемную модель Вселенной. Как на
оси мира располагаются различные сферы
существования, так на становом хребте
размещаются психофизические центры, чакры (чакра
- букв. круг, колесо), представляемые в
графическом виде янтрами с характерным набором
символов - круг, треугольник, квадрат, лотосы.
Жизненная энергия, проходя через чакры,
приобретает все более духовный характер, пока не
достигает макушки, где находится отверстие
Брахмы, через которое возможен выход из
индивидуального существования и соединение с
неиндивидуальным мировым началом. У
божественных персонажей отверстие Брахмы
прикрыто высокой короной или прической.
Фронтальная постановка, строгая симметрия
композиции также являются качествами
изображения, представляющего бога-Вселенную,
символизируя гармоничное устройство мироздания.