Янтра и образ
(О принципах моделирования культового изображения в индийской традиции)

ПОДОБИЕ СТРУКТУР ЯНТР И ФИГУРАТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ БОЖЕСТВЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Скульптура Вишну

 

Моделью Вселенной служит также антропоморфное изображение божества. Образ, или, в более конкретном смысле, икона, имеет санскритским эквивалентом слово "мурти" - нечто материальное, обладающее формой, воплощение, инкарнация, образ. Как в янтре главенствует точка-центр, так в антропоморфной фигуре доминирует центральная вертикальная ось - аналог мировой оси, представляемой, в частности, мировым древом. Аналогия образ - древо выражена в идее подобия божества дереву ньягробха, обладающему качеством быть равным по высоте собственной ширине. Так же и идеальная фигура с разведенными в стороны прямыми руками равна в высоту своей ширине. Вписанная в квадрат, она делит его на четыре части, что соответствует структуре мандалы - другой модели Вселенной. Горизонтальная, плоскостная модель магической диаграммы переходит в вертикальную, объемную модель Вселенной. Как на оси мира располагаются различные сферы существования, так на становом хребте размещаются психофизические центры, чакры (чакра - букв. круг, колесо), представляемые в графическом виде янтрами с характерным набором символов - круг, треугольник, квадрат, лотосы. Жизненная энергия, проходя через чакры, приобретает все более духовный характер, пока не достигает макушки, где находится отверстие Брахмы, через которое возможен выход из индивидуального существования и соединение с неиндивидуальным мировым началом. У божественных персонажей отверстие Брахмы прикрыто высокой короной или прической. Фронтальная постановка, строгая симметрия композиции также являются качествами изображения, представляющего бога-Вселенную, символизируя гармоничное устройство мироздания. Второй уровень лекции