Янтра и образ
(О принципах моделирования культового изображения в индийской традиции)

ЯНТРЫ ИЗ ТРАКТАТА «ШИЛЬПА ПРАКАША» (ОРИССА, XI-XII вв.) И МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ БУДДИЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ ПАЛА-СЕНА И НЕПАЛА - ОБЪЕКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО АНАЛИЗА

ДВЕ СКУЛЬПТУРЫ АВАЛОКИТЕШВАРЫ И БХАЙРАВА - ЯНТРА

Бодхисаттва Авалокитешвара. Индия, Куркихар, шт. Бихар, IХ в.

Медный сплав, литье, высота - 71 см. Музей г. Патны.

Авалокитешвара - самый популярный персонаж северного буддизма, почитается как заместитель Будды Шакьямуни в данном историческом периоде, впредь до прихода Будды Майтреи. Его главное качество - сострадание к живым существам, он считается спасителем от всех бед. С этой целью Авалокитешвара принимает 32 образа, но его значение много шире, чем только спасение страждущих, и общее число его форм доходит до 108. Данная скульптура показывает ряд качеств и функций Авалокитешвары. В своей высокой прическе он несет изображение Будды Амитабхи, чьей эманацией он является. Амитабха - один из Пяти Татхагат, высших будд, от которых происходят все персонажи пантеона, образуя пять семей божеств. Семья Амитабхи имеет своим символом раскрытый красный лотос "падма", являющийся также главным символом Авалокитешвары. Лотос представляет макрокосм и вызывает ассоциацию с индуистским богом Брахмой - прародителем мира. Соответственно и Авалокитешвара сближается по значению с богом-творцом. В нашем примере бодхисаттва держит стебель лотоса одной из левых рук, в то время, как в другой его левой руке - книга, символизирующая священные писания северного буддизма. В одной из правых рук бодхисаттвы - четки, которые, помимо общего своего значения, имеют в иконографии Авалокитешвары и особый смысл, символизируя произнесение молитвенной формулы "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ" - главной мантры северного буддизма. Жест другой правой руки, опущенной вниз, символизирует даяние (варадамудра) и может быть связан с функцией сострадания.