Янтра и образ
(О принципах моделирования культового изображения в индийской традиции)

РАЗВИТИЕ ИНДИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ В СТРАНАХ СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА

СКУЛЬПТУРА ТАРЫ ИЗ СОБРАНИЯ ГМИНВ И КОМПОЗИЦИОННАЯ СХЕМА

Зеленая Тара. Тибет, XVIII в. Медный сплав, золотая паста, пигменты, раскраска, искусственное патинирование (?), высота - 11,6 см. Государственный музей искусства народов Востока, Москва.

Зеленая Тара - женский персонаж пантеона северного буддизма, манифестация Тары, женского соответствия бодхисаттвы Авалокитешвары, воплотившейся в непальскую принцессу Бхрикути. Выданная замуж за тибетского царя Сронцзангампо (VII в.), она вместе с другой его женой, китайской принцессой, обратила мужа в буддизм. Китайская принцесса считается также воплощением Тары и известна как Белая Тара. Причины, по которым принцессы получили свои цвета, не вполне ясны. Зеленая Тара изображается сидящей в позе лалитасана с жестами варадамудра (правая рука) и витаркамудра (левая рука).