Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах

Театр - Нат-мандир

Конарак. Храм Сурьи. Нат-мандир (здание театра).
Храм Сурьи.
Нат-мандир
(здание театра)

Сакральный план - янтра - лежал в основе и главного здания, и театра, который также являлся ритуальным пространством и был построен в соответствии с этими правилами.

Сакральную природу имеет и здание театра, которому соответствует "Наваграха-янтра" (планетарная янтра), в которой 9 "домов" для небесных светил и божеств, "охраняющих" зенит и 8 сторон света, расположены на квадратном плане. Скрещения линий на планетарной янтре отражены в архитектурном плане как массивные столбы, не только поддерживающие крышу, но и размечающие внутреннее пространство зала в соответствии с социально-космической иерархией.

Наваграха-янтра.
"Наваграха-янтра"

Три северных квадрата, занятые Шукрой (Венера), Будхой (Меркурий) и Кету (комета), соответствуют сценической площадке. Центральный квадрат янтры занят Бхаскарой и соответствует царскому месту в зале. Позади него, в квадрате Брихаспати (Юпитер), почитавшегося как "учитель богов", помещаются брахманы, в западном и восточном квадратах, охраняемых Мангалой (Марс) и Раху (затмение), размещаются воины-кшатрии.

Третье сословие, вайшьи, располагается в юго-восточном и юго-западном углах здания, охраняемых Луной и Сатурном (Видху и Шани); прочие же - низкорожденные шудры и утратившие касту - могут занимать лишь внешнюю террасу театра. Здание нат-мандира имело сплошную стену только с северной стороны, остальные же заменены пилонами, поэтому зрительный зал был открыт во внешнее пространство и хорошо вентилировался.