Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах
Задание: "Возвести" храм по предлагаемым чертежам, пользуясь "правилом сутры".
Для каждой из частей конаракского храма была избрана основная янтра, связанная с именем божества, "опирающегося" на нее. Не случайно совпадения плана с янтрой (букв. "опора"), представляющей собой символическое изображение мироздания, как бы сконцентрированного каждый раз в определенном божестве. Центр янтры, "бинду", служит опорой и для взора медитирующего адепта. Не исключено, что ритуальное сознание, основанное на цепи отождествлений, предлагало взору солнечного бога остановиться на гигантской "янтре" храма, распластанной на земле, и включиться в ритуал, подобно тому, как в пору ведической древности богов приглашали к жертвенному огню отведать сомы и масла. Точность геометрического орнамента янтры, как и цикличность ритуала, были выражением "правильного порядка" в мироздании и способом его сохранения.
Для главного
святилища (шикхары) использовалась
"Сурья-янтра о 12 аваранах
(оболочках-защитах)", соотносящая
навершие шикхары - амалаку с
лотосом центральной мандалы, а
малые шикхары приделов - со
странами света, обозначенными на
квадрате янтры и оберегаемыми
четырьмя ипостасями Сурьи - это
Пушан, Митра, Аруна и Харидашва.
Центр мандалы соотносится с высшей
формой бога - Бхаскара (Сияющий).